Ментальные сценарии развития общества

Ментальные структуры социальных сценариев проявляются в процессе социального развития.

Предопределение и создание ментальных сценариев развития будущих событий становится все более необходимым, понимая, что от развертывания социо-ментального процесса в глобальном масштабе будет зависеть достижение соответствующих целей.

Термин «ментальные сценарии» может использоваться в нескольких значениях.

Это сценарий, учитывающий тот тип менталитета, на который направлено определённое воздействие, а также сценарий, основанный на определенном типе менталитета разработчиков.

Тип ментальности разработчиков социального проекта находится во взаимосвязи с теми, на кого он направлен. Тип ментальности разработчиков предопределяет соответствующие характеристики ментальной структуры проекта.

Проект, основанный на примитивном, упрощенном типе менталитета, как правило, не способен учитывать сложные уровни взаимосвязей.

С другой стороны, такие типы проектов слишком прямолинейно ориентированы на достижение запланированной цели, что часто является, может быть, неадекватным подходом.

В силу того возникают социальные коэффициенты различного типа.

Ментальные культуры также выступают как процессоры. Каждый социум функционирует как ментальная среда, на которую направлен проект, программа, в ментальной специфике которой он должен реализоваться.

Поэтому различные культуры функционируют как различные и часто несовместимые ментальные процессоры.

В современную эпоху произошло активное столкновение различных культур как различных технологий и программ менталитета. Каждая ценностная социальная общность создает соответствующее общее ментальное пространство.

Тем самым, можно констатировать, что организационному типу социальной общности соответствует свой тип ментальной организации, в процессе изменения которой формируется и соответствующий тип ментальной процессорности.

Социо-ментальность и когнитивность взаимосвязаны, но ментальность в отличие от когнитивности имеет социокультурную специфику, поэтому термин «ментальность» в определённых исследовательских границах оказывается более необходимым и более точным в силу того, что он отражают конкретную логико-психологическую особенность общества.

Специфика менталитета в целом определяется всем ходом социо-культурных характеристик.

В зависимости от доминирования каких-либо отдельных факторов менталитет изменяется, приобретая новые неповторимые формы.

Когнитивность общества также во многом зависит от логико-культурного уровня развития, но при этом здесь имеют значение и этногенетические факторы, историческая когнитивная эволюция общества, что само по себе должно рассматриваться как отдельная важная проблема, заключающаяся в том, всегда ли развивается общество когнитивно, развиваясь по другим параметрам?

Если сапиенсность является фундаментальной характеристикой человека и общества, то именно изменение данного параметра является наиболее показательным в определении исторической сущности общества.

Обладает ли общество, входящее в историческую эпоху сложных сетевых технологий информационных коммуникаций, необходимым уровнем когнитивности?

Очевидно, что потеря способности мыслить адекватно по отношению к той реальности, которая создается в результате социальной деятельности, приводит к очевидным деструктивным следствиям.

Общество должно быть озабочено уровнем ментальности, необходимым для его выживания, каждое конкретное, отдельно взятое общество, имея когнитивную особенность, предопределяет черты своего возможного дальнейшего развития.


Например, рациональная когнитивность античности, создав наиболее сложные и гармоничные этапы когнитивности, предопределила высокий уровень воздействия на современную европейскую культуру, в особенности на все мировые типы культуры, в различной степени.

Существуют и другие мировые феномены культур, которые можно назвать когнитивными факторами современной цивилизации.

Исходя из этого, определяется сущность проблемы: каким когнитивным типом является современная цивилизация, которая на самом деле сплетена из множества латентных ментальных факторов?

Систематика типов ментальности может быть произведена в зависимости от наиболее значимых факторов.

Это может быть дифференциация по принципу различения на Восток-Запад, Север-Юг.

Или же такая классификация может быть произведена по религиозным признакам. Например, сегодня актуальным является противопоставление мусульманского и христианского типов ментальности, исходя из чего, часто видят специфику мусульманства, как только агрессивного типа ментальность.

Но можно говорить также о том, что любой фанатичный тип менталитета ориентирован на экстремальные типы поведения.

Глобальная интеллектуальная экология изменяется. Используя термин интеллектуальная экология, предложенный Тулмином, можно действительно более предметно определить процесс реального возникновения интеллектуального пространства, обладающего конкретными ментальными характеристиками.

То есть, по сути дела на глазах у современного поколения происходит становление глобальной интеллектуальной новой экологии, пространства интеллектуального существования.

В зависимости от специфики современного глобально-интеллектуального пространства предопределяется интеллектуально-глобальное будущее.

Возникает социум нового семантического порядка.

Отчасти это происходит в результате развития глобальных информационных технологий, что означает более активное формирования новой когнитивной среды, в которой информация приобретает иные условия своего возникновения, увеличения, преобразования.

Мир как глобально когнитивная информационная система приобретает и новую семантику.
Таким образом, глобальная система информационных взаимодействий есть виртуальное основание социума нового семантического порядка.

Следовательно, возникают новые семантические типы информационных потоков, которые должны быть отражены соответствующим образом.

СНОСКА
Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол.монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. Вып. 2. – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.


Рецензии