Метарациональность

Возникновение ментальности происходит по многим направлениям, и здесь наиболее значимым является компонент образования.

Система образования является генератором новых уровней реальности.

Ментальность, действительно, можно сформировать через систему образования, но существуют границы этих возможностей, «границы пределов».

 И здесь проявляются некие границы ещё более сложного явления, которое можно назвать метарациональностью.

Возникновение, а тем самым и открытие новых уровней ментальности происходит по многим направлениям, и здесь наиболее значимым является компонент образования, который оказывает сильный образующий, генерирующий эффект.

Система образования является генератором новых уровней реальности.

Ментальная метарациональность видится как устойчивый феномен, её интерпретация может быть различной, она может осуществляться как рационально, так и иррационально, как это ни парадоксально.

В любой культуре всегда есть ощущение того, что более рационально и смысло-содержательно, чем то, что существует в данный момент времени.

Это ощущение может становиться философской моделью абсолютного разума или религией, основанной на вере в то, что всё же существует некий разум и высший смысл, определяющие смысл существования и сущности человеческой жизни.

Но это может быть и ощущением того, что там, впереди, нет никакого смысла и движение в будущее бесцельно и, соответственно, бессмысленно.

В этом проявляется опасная гипнабельная самоустановка общества, способного программировать усиление собственной бессмысленности и само-разрушения.

Необходима некая модель, объясняющая, к какому ментально-духовному смыслу приходит движение современного общества, необходима интеллектософия собственного существования современного общества и человека.
Итак, под термином «интеллектософия» может пониматься в терминологическом отношении ментальная семантика интеллекта, в онтологическом отношении понимаются сложные информационно содержательные операции, производимые социальными субъектами.

На наш взгляд, такой подход позволяет обозначить важный аспект социо-культурной реальности.

И здесь парадоксально ясно что, во-первых, уровень технической оснащенности общества необязательно прямолинейно предопределяет когнитивную структуру общества.

Во-вторых, очевидно, происходит нарастание когнитивной дифференциации каждой отдельной национальной культуры и всей глобальной социо-системы в целом.

В-третьих, если когнитивная дифференциация будет нарастать или приобретать более конфликтные формы, то в результате нарастания данного процесса могут возникать серьезные глобально-социальные конфликты.

В итоге хотелось бы отметить тот факт, что способность перестраивать интеллектуальное время своего мышления, как отдельного человека, так и общества в целом, необходима для того, чтобы соответствовать не только некоему условному времени современности.

Оно более всего необходимо для того, чтобы успевать выходить из прошлого интеллектуального времени.


СНОСКА
Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол.монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. [Серия: Библиотека актуальной философии]. Вып. 2. – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.


Рецензии