Их. ведомств комиссия от СССР до РФ

Была такая, не приведи Господь, межведомственная Ихтиологическая комиссия Минрыбхоза СССР, которая долго паразитировала и сожрала всю рыбу Евразии...


УНИКАЛЬНЫЕ В ИСТОРИИ ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПАРАЗИТЫ. ПАНЕГИРИК ОТ ЗЕЛЕНЫХ

История эволюции экологического движения России была бы неполна без описания деятельности такого уникального образования как Ихтиологическая комиссия.

Межведомственная ихтиологическая комиссия, ее научно-координационная деятельность и роль в развитии рыбохозяйственных исследований в стране
(январь 1949 г. ; февраль 2011 г.).

Наиболее плодотворный период развития рыбохозяйственной и сопредельных с ней наук начался после окончания Второй мировой войны (Кудерский, 2002). Масштабность и многообразие проблем, стоящих перед быстроразвивающимся рыбным хозяйством, настойчиво требовали подключения к их решению практически всех имевшихся в стране научных сил, способных занять определенное место в этом процессе. Тем более, что жизнь выдвигала также проблемы, которые требовали проводить исследования, относящиеся к категории фундаментальных. Решать их в рамках регламента отраслевых научных учреждений не представлялось возможным. Так достаточно быстро возникла идея создания некой структуры, способной координировать все исследования соответствующего профиля и по мере возможности направлять их в сторону решения актуальных задач рыбохозяйственной сферы.

Реализация этой идеи во многом связана с именем большого отечественного ученого, ихтиолога, климатолога, географа, президента Географического общества СССР академика Л.С. Берга (фото 1). Свое осуществление идея получила уже в Постановлении Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года (№ 781, п. 51), которым в системе Академии наук СССР была учреждена Ихтиологическая комиссия (в те годы именно Академия наук СССР была главным органом, ответственным за всю науку в стране): «Создать при Биологическом отделении АН СССР Ихтиологическую комиссию из представителей институтов АН СССР, министерств и их институтов, ведущих океанологические, гидробиологические и ихтиологические исследования, возложив на указанную комиссию разработку, согласование планов научно-исследовательских работ в этой области и наблюдение за выполнением этих планов».

В 1961 году Ихтиологическую комиссию передали из АН СССР в Госплан СССР, где функционировал отдел рыбного хозяйства во главе с министром СССР А.А. Ишковым. Необходимо отметить важную цементирующую роль Ихтиологической комиссии в этот период, когда большинство научных учреждений рыбохозяйственного и смежного профиля находилось в ведении региональных Советов народного хозяйства. Постепенно образовалась широкая сеть республиканских и региональных отделений Ихтиологической комиссии. Эти отделения избирали своего председателя, состав Бюро. Тематика их работы, естественно, была связана с местными рыбохозяйственными и гидроэкологическими проблемами.

На 1 января 1990 года функционировали отделения: Азовское (образовано в 1950 г.), Восточно-Сибирское (1953), Дальневосточное (1968), Западно-Сибирское (1953), Каспийское (1955), Прибалтийское (1954), Северо-Западное (1988), Среднеазиатское (1958), Украинское (1970) и Черноморское (1957). Именно бассейновые отделения обеспечивали тесную связь науки с рыбохозяйственной практикой на местах. Со временем основная деятельность Комиссии сосредоточилась в рамках Научно-консультативных советов (НКС). Число и специфика этих советов не были постоянными и определялись актуальностью той или иной рыбохозяйственной (в широком смысле этого интегрального понятия) проблемы, что и служило стимулом сосредоточения ученых в этих советах по интересам. Таким образом, внутри НКС объединились ведущие ученые по конкретным научным проблемам. Эта структура позволяла Комиссии успешно решать свою главную задачу ; формулировать (создавать) научные основы развития рыбного хозяйства страны.

Научно-консультативный совет по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем создан в 1986 году с основной задачей разработки научных основ эффективной защиты водных биоресурсов и среды их обитания, обеспечения тем самым успешного развития и оптимизации рыбного хозяйства путем реализации комплекса экологически и экономически обоснованных природоохранных мероприятий в условиях антропогенного пресса и обострения экологической ситуации (Семенов и др., 1988). Председателем совета с 1986 по 2008 год был д.х.н., профессор, академик РАЕН А.Д. Семенов, а с 2009 по 2011 год ; д.б.н., профессор А.А. Лукин.

Научно-консультативный совет по рыбохозяйственной токсикологии создан в 1985 году в целях организации разработки межведомственных целевых программ исследований, определения приоритетов и первоочередных задач в области рыбохозяйственной токсикологии. Председателем НКС по рыбохозяйственной токсикологии был д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки России, академик РЭА В.И. Лукьяненко.
Ученым секретарем обоих советов была к.г.н. (позже ; д.г.н.), заслуженный эколог Российской Федерации В.Г. Дубинина (была приглашена в Ихтиологическую комиссию для организации НКС природоохранной направленности).

Интенсивная хозяйственная деятельность в стране и в первую очередь крупномасштабное внутригодовое перераспределение стока рек, безвозвратное изъятие их вод и загрязнение и послужили одними из причин резкого снижения запасов водных биоресурсов в основных водных объектах рыбохозяйственного значения. Для рассмотрения вопросов по предотвращению и минимизации этих негативных для рыбного хозяйства факторов в 90-х годах были созданы эти два научно-консультативных совета, которые подготовили и реализовали целый ряд практических мер, направленных на сохранение и восстановление численности промысловых рыб и (отдельно) ценных их видов.

Особенно много в этом отношении было сделано по бассейнам Азовского и Каспийского морей. С первых шагов своего существования советы внесли значительный вклад в борьбу против строительства каналов: Волга ; Чограй, Волга ; Дон. Впервые вопрос об экологических последствиях строительства канала Волга ; Чограй был поднят на заседании НКС по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем (май 1986 г.). Проблемные записки о недопустимости его строительства были направлены в директивные органы и ведомства (ЦК КПСС, Совмин СССР и РСФСР, Госплан СССР и РСФСР, Госстрой, КОС Совмина СССР, Минводхоз, АН СССР и другие). Трижды материалы направлялись лично Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву. Благодаря убедительности представленного научного обоснования, проводимой большой работе по доведению его до сведения широкой общественности (выступления в печати, на митингах, выезды в районы строительства), настойчивости и усилиям общественности экологически опасное строительство каналов было остановлено (Dubinina, Jablokow, 1994).

В.Г. Дубинина, А.П. Алексеев, В.И. Ананьев, В.К. Горелов, М.А. Есипова, А.М. Наумова, И.В. Смелова, Б.П. Пшеничный, В.В. Шевченко, А.Л. Эрслер, М.С. Манохина, Межведомственная Ихтиологическая комиссия: история, деятельность, результаты и бездумное её разрушение. 2017 г.


ИХ. МЕЖВЕДОМСТВ КОМИССИЯ. НАСЛЕДИЕ И ДОСТИЖЕНИЯ

Точки пересечения
В течение последнего полувека, с начала 1970-х годов я достаточно тесно сталкивался с этой комиссией. Поначалу в качестве молодого научного сотрудника на ниве разработки рыбозащитных устройств, а потом уже в качестве создателя нового научного направления в гидротехнике для восстановления миграционных путей проходных рыб.  Именно эта тематика стала темой одной из моих диссертационных работ, кстати, утвержденной ВАКом после двадцати лет запретов этой самой новой рыбопропускной техники этой самой Ихтиологической комиссией.

Секция по уничтожению рыбы
Да-да. Я страшно далек от благополучной оценки работы Их.комиссии на ниве народного хозяйства СССР. И на то есть неопровержимые факты их глупости и мракобесия.
Была в составе Их комиссии МРХ СССР секция по рыбопропускной и рыбозащитной технике. Итогом работы этой секции является неоспоримый никем факт полного и тотального уничтожения всех рыбных запасов внутренних водоемов страны. Если бы в сфере ее деятельности были иные водоемы за кордоном, то непременно бы была уничтожена рыба и в этих водоемах.

Очаг мракобесия
Руководили работой в области рыбопропускных и рыбозащитных сооружений все эти годы разгула мракобесия в рыбной науке небезызвестные ныне академик Д.С.Павлов и А.В.Яблоков - сотрудники института имени Северцева в Москве. Именно они, и примкнувший к ним академик Виноградов поставили свои подписи под запретом на веки вечные нового научного направления мною созданного, даже на уровне натурной проверки одного из устройств на любом действующем гидроузле. И уже в течение полувека, как при их жизни, так и после смерти, этот запрет неукоснительно соблюдается членами их клана. А по существу рыбной мафии, на совести которой гибель всего рыбного мира в России.
Да и сам А.В.Яблоков, незадолго до своего ухода, в личном разговоре со мной, на мое предложение объяснить, зачем он подписал запрет на новое научное направление, единственное тогда и теперь в аспекте спасения рыбы в наших зарегулированных плотинами реках, честно признался, что всеми своими достижениями он обязан рыбному клану.
 
Рыба как объект паразитирования
Рыба, как и другие ресурсы, всегда была объектом паразитирования соответствующих ресурсных ведомств. Поначалу рыбное ведомство паразитировало на естественном воспроизводстве ценных проходных видов рыб - осетровых, а потом и на искусственном (заводском) воспроизводстве. И в обоих случаях на пути их безбедного существования стояло мое новое научное направление.

Алчность в защите последней рыбки
 Теперь, по большому счету, вспоминая их вредительскую в сути деятельность, я понимаю, что именно алчность была основной их движущей силой и ради нее они шли на все преступления против страны, мира и природы.  Были ли у них какие оправдания? Вряд ли. Еще до меня, в начале 1960-х годов в силу своей корпоративной глупости в области рыбозащитных устройств, они во всех учебниках и СНИПах, когда было море рыбы в реках, трактовали этот термин "рыбозащитное устройство" как устройство защищающие водозабор от попадания в него рыбы. Не рыбы от попадания в водозабор, а наоборот!  Но не прошло и пары десятилетий, после "успешной работы" Их. комиссии на этой ниве они кардинально на 180 градусов развернулись, поскольку рыбы то в реках уже и не осталось, и занялись разработкой сотен, если не тысяч рыбозащитных устройств и внедрением их в производство. Итог прост, и ныне нет ни одного эффективно работающего рыбозащитного устройства. И это достижение работы Их комиссии.

Не защитили, так и не пропустим
В части рыбопропуска ситуация еще хуже. Законодатели рыбных мод из "экспертов" Их.комиссии создали, утвердили и яростно защищали СНИП по рыбопропускной технике как своеобразный современный молот ведьм, т.е. запрещали любую новую рыбопропускную технику не от их мафиозной шайки. Там, в СНИПе разрешено только два типа рыбопропускных устройств - рыбопропускные шлюзы цикличного действия и рыбоходные каналы для строительства на гидроузлах. Первые строились в начале 20 века и в силу своей абсолютной неэффективности были заменены рыбопропускными шлюзами. Эффективность этих новых устройств по типу судоходных оказалась аж 3-4% для осетровых на одном шлюзе в Дону или Кубани, т.е. пропускали 3-4 особи из ста пересаженных. На Волге, по данным того же Минрыбхоза и того меньше - 0,44%. Т.е. 4 из тысячи пересаженных в водохранилище. А если на пути осетровых было несколько гидроузлов, то требовались нерестовые стада уже миллионов осетров.

Рыбная экспертная мафия
И трудно себе представить, но в 1980-е годы эти рыбно-мафиозные так называемые эксперты трижды требовали себе Государственные и Ленинские премии СССР за столь "эффективные" рыбопропускные сооружения. Можете себе представить степень их наглости и вранья? Потребовалось прямое обвинение в саботаже и вредительстве этих расплодившихся и сидящих на всех государственных и ведомственных должностях "экспертов", чтобы избежать вселенского позора. И происходило это в те самые 1980-е годы, когда некоторые наши сограждане активно уничтожали и свою Родину. И комитету госбезопасности не хватало честных сотрудников ни для спасения страны, ни рыбы. Об этом есть официальная бумага из того комитета, по поводу деятельности Их комиссии, мол, они и есть главные "рыбные эксперты".

Кормление на костях уничтоженного рыбного мира
Теперь, после уничтожения осетровых и других проходных видов  ценных рыб Азова и Каспия, некогда как самых продуктивных морей в мире, точно такие же цифры в отчетах мошенников от Их.комиссии в качестве выхода заводского (искусственного воспроизводства). Например, каждый год Минрыбхоз, извлекая из бюджета миллиарды рублей, поставляет на морские нивы по 10-20 млн голов ежегодно, что ан Азове, что на Каспии. На выходе, что-то вроде нуля. Во всяком случае за более 80 лет эксплуатации рыбзаводов на бывших осетровых нерестилищах не было замечено ни одного заводского осетра. У них то две характерные особенности вырождения называемые имбридингом и отсутствием хоминга, сиречь навыка возврата домой.

   Как-то так кратко можно охарактеризовать итоги деятельности и достижения Их.комиссии МРХ СССР и ее закономерный бесславный конец уже в годы РФ.


Рецензии