Книга Святителя Злаотоуста Иоанна. Замечания
Я остановлюсь только на своих замечаниях к ней. Прекрасно толкование на 1-ю Главу Евангелия. Итак, вот некоторые слова.
В начале было Слово…Выражение в начале имеет много значений,
но здесь оно собственно значит всегда. Сказав: в начале было Слово, евангелист показал, что Сын был всегда и что не было какого-либо времени или века, когда Его не было, потому что Сам Он есть Творец всех времен и веков… И Слово было у Бога, чтобы были ясны как особность Ипостасей, так и нераздельность Отца и Сына, а равно и Духа Святого, как само собою понятно, потому что в начале была Троица и эта Троица была вместе.
И Бог был Слово. Воспользовавшись наименованием Слова длятого, чтобы показать, что сверхъестественное рождение Его было предвечное и бесстрастное, предупреждает далее вред, могущий произойти от такого наименования, т.е.чтобы кто-нибудь не произнес хулы, думая, что это Слово такое же, какое бывает и наше подуманное или произнесенное; а Оно -не такое, но ипостасное, одного с Отцом естества и достоинства.
Стих 14. И Слово стало плотию…Не мог иначе показать любовь Божию к нам, как только упоминанием о плоти и о том, что Слово сошло к низшему, так как плоть ниже духа. Сказав, что люди родились от Бога, говорит, что Сын Божий стал человеком ... Сын Божий стал человеком, чтобы люди стали сынами Божиими. Когда слышишь: Слово плоть не подумай, что изменилось существо Божие, которое неизменно и невредимо, но что Слово, оставаясь тем, чем было, стало тем, чем не было, или: оставаясь Богом, стало человеком через восприятие плоти, одушевленной, конечно, мыслящей и разумной душой...так, что прежняя сущность сохраняется неизменной.
Г.Г. Мой ответ здесь: "Был ли Христос стопроцентным человеком?!"
При Своём 1-ом Пришествии на землю к людям Сын Бога воплотился во плоти человеческой в утробе Марии «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоанна 1:14), а плоть духа не имеет, "но уничижил Себя Самого, приняв ОБРАЗ раба, сделавшись подобным человекам и ПО ВИДУ став как человек"(Филиппийцам, 2:7).
ТОЛЬКО плоть от человека взял для себя от Марии Бог Сын Божий и облёкся в неё, а духа человеческого для Себя не взял. Нет нигде в Библии таких слов, что Христос имел и имеет человеческий дух и является стопроцентным человеком, а поэтому никто и никогда не докажет, что Христос при жизни среди людей на земле был стопроцентным человеком. И далее читать здесь: http://proza.ru/2024/10/10/145
Большую ошибку совершает Златоуст в своём понимании Рождения свыше в 25-ой главе о значении воды: "в воде символически изображается гроб и смерть", тогда как вода в тексте Евангелия повествует нам о духовной чистоте верующего через исполнение им покаяния перед Богом. Дух Святой нисходит на верующего только при совершении покаяния перед Богом. Вот об этом читайте статью "Рождение свыше есть главная заповедь Бога людям"
Эта тема трудная, но очень важная для понимания сущности христианства, для спасения Богом людей и обретения верующими вечности. Каждый человек может обрести родственность с Богом через рождение от Бога посредством получения навечно в себя Духа Святого. Итак, текст из Библии от Иоанна, третья глава:
"1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше."
Вот что сообщает в своём толковании нам А.П. Лопухин: "Никодим еще ничего не спросил у Христа, но Христос, Который Сам знал, что в человеке, прямо отвечает ему на его вопрос, какой ему хотел предложить Никодим. Да и для чего иного мог прийти ко Христу Никодим, как не для того чтобы узнать от Него, если возможно, о пути, ведущем в Царство Божие? И Христос с особой торжественностью (истинно, истинно) говорит Никодиму, что в Царство Мессии или Божие может войти только тот, кто родится снова"
Никодим не понял, каким образом человек может родиться для новой жизни, и Христос указывает ему две причины, под действием которых это новое рождение возможно: вода и Дух и у нас вызывает сомнение стих 3:5 "если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Здесь слово "Дух" пишется с заглавной буквы, а слово "вода" с маленькой буквы. Рождение от Бога, а это значит иметь общую сущность с Богом, конечно не может включать в себя воду. Общее у Рождённого свыше с Богом есть Его Дух и об этом Господь говорит в стихе 3:6.
Почему Господь говорит в стихе 3:5 о воде? Как мы знаем из Библии (Исход №29:4, также Исход 30:19,20) вода связана только с обрядом посвящения ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ Богу."Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне...Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и ОМОЙ их ВОДОЮ...и возьми ЕЛЕЙ ПОМАЗАНИЯ, и возлей ему на голову, и помажь его". Здесь елей символизирует принятие ДУХА СВЯТОГО! О воде и Духе Христос говорит в стихе Иоанна 3:5. Омыть водой означает очищение, очищение от всего неугодного Богу.
Свой Божий Дух человеку при Рождении Свыше даёт Христос! Вот что об этом говорит Апостол Павел верующим: "Но вы не по плоти живете, а по духу, ЕСЛИ ТОЛЬКО Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет,ТОТ И НЕ ЕГО"(Римл. 8:9).
Слова "Рождение свыше", а это значит быть Детьми Божьими, мы относим ко времени Нового Завета с начала служения Иисуса Христа, хотя Детьми Божьими становились все верующие и любящие Господа и во время Ветхого Завета.
Рождение свыше не связано условием имеет человек совершен
ство или нет. Рождение свыше есть не усовершенствование человека, а изменение его духа человеческого, но душа и тело его не меняется, но меняется его дух. Человек получает в себя при этом Духа Божьего и это происходит при признании своим Богом Иисуса Христа во время ПОКАЯНИЯ, по вере и с любовью к Нему во время ПОКАЯНИЯ. При покаянии верующий ОЧИЩАЕТ свой прошлый дух от неверия и от всего неугодного Богу, чтобы принять в свой дух Божий Дух.
В этом и есть духовное совершенство. Ведь совершенство может быть разное: физическое, совершенствование по специальности, совершенство душевное, но Рождение свыше подразумевает только духовное совершенство, только когда в человеке поселяется Бог в его духе Своим Божьим Духом и человек рождается новым. Главное в человеке дух а не душа и тело. Каков Дух человека- таков он и сам перед Богом и людьми. Рождённый свыше человек есть совершенно новый человек, он становится таким, которым его хочет иметь Бог, а поэтому Господь и говорит всем людям через Никодима: ДОЛЖНЫ вы родиться свыше!
С чего же должна начинаться наша вера в Спасителя Иисуса Христа? Об этом сразу же начал говорить Христос в начале Своего служения людям после крещения, испытав искушения человеческие: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: ПОКАЙТЕСЬ и веруйте в Евангелие» (Марк 1:14,15). Покаяние перед Богом даёт верующему МИР с Богом и ТОЛЬКО покаянием верующий может стать Рождённым от Бога, получив в свой дух Дух Бога. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деяния 3:19). Истинная вера приводит к покаянию и обретению любви к Богу- к Рождению свыше.
Итак, Христос сказал Никодиму образно: надо родиться от воды и Духа. Вода обозначает покаяние-духовное очищение, чистота. Рождение свыше совершается при покаянии получением Духа Святого Божьего. «...истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам РОДИТЬСЯ свыше»(Иоан 3:5-7).
И далее у Иоанна 10:28 Христос говорит о Себе, что настало время ВЕРОВАТЬ Ему. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). «И Я даю им (верующим в Иисуса Христа) жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоанна 10:28)."Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте"(Иоанна 14:1).
Рождение свыше совершается ТОЛЬКО в покаянии и при ЛИЧНОМ обращении к Богу о признании Его Своим Богом и Спасителем, а также с просьбой простить свои грехи, но не через служителя церкви. И ТОЛЬКО Рождение свыше при покаянии и получении при этом в свой дух Дух Божий даёт спасение верующему, а значит и прощение грехов его Богом! А значит и обретение жизни вечной!
http://proza.ru/2024/07/24/185
-----------------------
"Книга Иоанна Злаотоуста имеет в себе много интересных поучительных объяснений всего текста Евангелия. Иисус Христос своим чудом в Кане Галилейской доказал, что Он Творец воды и вина. Чудеса Иисуса Христа превосходят все силы природы. — Он усовершает наши мятежные души. — Непрочность благ мира сего: они мгновенно исчезают и утекают с быстротою потока. — Скудость есть мать здоровья. — Сладости трапезы очень вредны дл
я тела и души и производят множество болезней.
Вот и сегодня нам представляется не маловажный предмет. Когда Мать Иисуса сказала: «вина нет у них», Христос отвечал: «что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Между тем, после таких слов, Он сделал то, о чем говорила Мать. Предмет этот не менее прежнего требует исследования. Итак, призвав Того, Кто сотворил это чудо, приступим к решению вопроса. Не здесь только сказано: «не пришел час»; евангелист и далее замечает: «но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 7:30); и в другом месте: «и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (Ин. 8:20). Также: «пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин. 17:1).
Я собрал здесь все эти изречения из всего Евангелия, чтобы на все дать одно решение. Какое же? Христос говорил: «не пришел час» не потому, что подлежал закону времени, и не потому, чтобы в самом деле наблюдал известные часы. Нужно ли это было Творцу времен и Создателю веков? Но этими словами Он хочет показать, что все делает в свое время, а не вдруг, так как отсюда могло бы произойти смешение и беспорядок, если бы, т.е. каждое дело Свое Он совершал не в надлежащее время и смешивал все вместе, как то: и рождение, и воскресение, и суд.
Так замечай: надлежало произойти твари, но не всей вместе; человеку с женою, но не обоим вместе; надлежало роду человеческому быть осужденным на смерть и быть воскресению, но между тем и другим расстояние времени большое; надлежало дать закон, но не вместе с благодатью, а то и другое устроить в свое определенное время. Итак, условиям времени сам Христос не подлежал, потому что Он и установил сам порядок времен, Он и Творец их.
Но Иоанн, приводя здесь слова Христа: «не пришел час Мой», показывает, что в то время Он был еще не всем известен и не имел полного сонма учеников; Ему последовал только Андрей, а с ним Филипп, а кроме их никто другой. Да и они не знали Его, как должно, ни даже Мать Его, ни братья. Уже по совершении многих чудес евангелист заметил о братьях Его: «ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5). Не знали Его и присутствовавшие на браке. Иначе они, в нужде, сами обратились бы к Нему с просьбою. Потому он и говорит: «не пришел час Мой».
Меня еще не знают присутствующие; они не знают и того, что не достало вина. Дай им сперва почувствовать это. Да об этом и не от тебя Мне надлежало бы слышать. Ты Моя Мать и потому ты само чудо делаешь подозрительным. А надлежало бы самим нуждающимся обратиться ко Мне с просьбою; не потому, чтобы Я в этом нуждался, но чтобы они с большим доверием приняли этот случай. Видящий себя в нужде, когда получит то, что ему нужно, остается после того много благодарным; а кто еще не чувствует нужды, тот не почувствует вполне и живо и самого благодеяния.
Для чего же, сказав: «не пришел час Мой», и таким образом отказав, Он однако сделал то, о чем говорила Ему Мать? Для того особенно, чтобы людям прекословящим и считающим Его под условиями времени, достаточно показать, что Он не подлежит времени. Если бы Он подлежал, то как бы Он сделал то, что сделал, когда еще не пришло надлежащее для того время? Он сделал это также и из почтения к Матери, чтобы не показаться во всем ей противоречащим или не могущим этого сделать, и чтобы тем не постыдить свою Мать в присутствии такого множества людей, — а она привела к Нему и слуг. Подобным образом Он говорил и хананеянке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26); однакоже после таких слов даровал ей просимое, преклоненный ее неотступностью. Сказал также: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24), но и после этих слов исцелил дочь этой женщины.
Отсюда научаемся, что, хотя бы мы были недостойны, однако неотступными молениями можем сделать себя достойными получить (просимое). Потому и Мать надеялась и слуг привела с тою целью, чтобы просьба была от большого числа людей. Потому она присовокупила: «что скажет Он вам, то сделайте» (ст. 5). Она знала, что Он отказывал не по немощи, но по смирению и для того, чтобы не подать мысли, будто Он сам слишком спешит к совершению чуда; потому и слуг привела. «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха» (ст. 6, 7).
Евангелист не без цели заметил: «[по обычаю] очищения Иудейского», а для того, чтобы кто–либо из неверующих не подозревал, что в сосудах были остатки вина, и поэтому, когда была влита и смешана с ними вода, то составилось некоторое, самое слабое, вино. Потому евангелист и говорит: «[по обычаю] очищения Иудейского», показывая тем, что в сосудах тех никогда не хранилось вино. Палестина земля безводная, и там не во всяком месте можно находить источники и колодези; поэтому евреи всегда наполняли сосуды водою, чтобы не бегать на реки, когда они делались нечистыми, но иметь под рукою средство для очищения. Но почему Он не сотворил чуда прежде, чем сосуды были наполнены водою — что было бы гораздо удивительнее? Иное ведь дело — изменить готовое вещество только по качеству, иное — произвести само вещество из ничего. Конечно, это удивительнее; но для многих показалось бы не столь вероятным.
Потому–то Христос нередко добровольно уменьшает величие чудес, чтобы только удобнее они могли быть приемлемы. А почему, скажешь, Он не сам произвел воду и потом обратил ее в вино, а приказал влить ее слугам? Опять по той же причине и для того, чтобы сами черпавшие воду были свидетелями чуда и чтобы оно нисколько не показалось призраком. Если бы кто–либо стал бесстыдно отвергать это, то слуги могли бы сказать: мы сами черпали воду. Кроме того Он ниспровергает этим чудом и возродившееся, противное Церкви, учение. Есть такие, которые говорят, что существует некоторый иной создатель мира и что видимое не Им сотворено, а каким–то другим враждебным Ему богом [18].
Обуздывая такое безумство, Христос большую часть чудес Своих творил из готовых веществ. Если бы Создатель мира был враждебен Ему, то Он не стал бы пользоваться чужими делами для доказательства собственного могущества. Так и теперь, чтобы показать, что Он сам Тот, кто прилагает воду в виноград и обращает в вино дождь, через корень винограда, — что в растении совершается через долгое время, — в одно мгновение Он делает это на браке. Затем, как скоро слуги наполнили сосуды водою, Он говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (ст. 8–10).
Опять и здесь некоторые посмеиваются, говоря: там было собрание людей пьяных, вкус у ценителей уже был испорчен, и они неспособны были ни понимать, ни судить о том, что тут делалось, — таким образом они не могли распознать, вино ли то было, или вода, а что они были пьяны, это высказал сам архитриклин. Правда, это очень смешно. Но евангелист уничтожает и такое подозрение. Он говорит, что не гости высказывали свое мнение о случившемся, но архитриклин, который был трезв и еще не пил ничего. Ведь вы знаете, что те, которым поручается распоряжение на таких пиршествах, более всех бывают трезвы, потому что имеют только одно дело — все устроить чинно и в порядке. Поэтому для засвидетельствования чуда Христос и употребил трезвое чувство архитриклина.
Он не сказал: наливайте вино возлежащим, а сказал: несите к архитриклину. «Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха». Почему же он не пригласил слуг? Таким образом открылось бы и чудо. Причина та, что и сам Иисус не открыл совершившегося чуда, а хотел, чтобы сила Его знамений была познаваема не вдруг, но — помалу. А если бы оно в то же время было обнаружено, то рассказу слуг о Нем не поверили бы, но подумали бы, может быть, что они не в своем уме, так как приписывают это дело тому, которого тогда многие считали (человеком) обыкновенным. Сами слуги, конечно, знали это дело хорошо по собственному опыту, и не могли не верить своим рукам; но уверить в том других не имели возможности.
Поэтому и сам Христос не всем открыл случившееся, а только тому, кто лучше других мог понять это, — представляя точнейшее познание о чуде будущего времени. По совершении других чудес, и это должно было сделаться достоверным. Так впоследствии, когда Он исцелил сына царедворца, евангелист в повествовании об этом дает разуметь и то, что и это чудо тогда уже сделалось более гласным. Царедворец потому особенно и призвал Иисуса, что узнал, как я говорю, об этом чуде. Это и объясняет Иоанн, когда говорит: «Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино» (Ин. 4:46), да и не просто в вино, а вино самое лучшее.
Таковы–то чудеса Христовы, что их произведения оказываются гораздо лучше и превосходнее тех, которые совершаются природою. Так и в других случаях, когда Христос исправлял какой–либо поврежденный член тела, то делал его лучше членов здоровых. А что произведенное из воды было действительно вино и притом самое лучшее, об этом могли засвидетельствовать не только слуги, но и архитриклин и жених; а что оно произведено было Христом, это могли подтвердить слуги, черпавшие воду. Таким образом, если бы и не открылось чудо в то время, то не могли молчать о нем впоследствии времени.
Итак, Христос много необходимых свидетельств оставлял на будущее время. Что Он претворил воду в вино, на это Он имел свидетелями слуг; а что это было вино хорошее, на то — свидетели архитриклин и жених. Вероятно, жених отвечал что–нибудь на слова архитриклина; но евангелист, поспешая к делам важнейшим, коснулся только самого чуда, а прочее миновал. Нужно было, конечно, знать, что Христос претворил воду в вино; но что сказал жених архитриклину, присовокуплять это евангелист не почитал нужным. Между тем многие чудеса, будучи сперва мало известны в подробностях, с течением времени стали более известны, потому что были рассказаны во всех своих подробностях людьми, бывшими вначале очевидцами их. Но как в то время Иисус претворил воду в вино, так и тогда и ныне не перестает прилагать нравы людей слабых и рассеянных. Есть, есть, говорю, люди, ничем не отличающиеся от воды, — так они холодны, жидки, ни в чем не тверды. Находящихся в таком состоянии людей наш долг приводить к Господу, чтобы Он благоволил нравам их, сообщить качество вина, чтобы они не рассеивались, но приобрели постоянство, на радость себе и другим.
Кто же это такие ХОЛОДНЫЕ люди, как не те, которые много занимаются делами настоящей жизни, которые не презирают наслаждений этого мира, любители славы и власти? Все это потоки, никогда не останавливающиеся, но постоянно с большою стремительностью несущиеся в бездну. Сегодня богатый, завтра нищ; сегодня является с глашатаем, на колеснице, в сопровождении множества жезлоносцев, а на другой день нередко поселяется в темнице, уступая, и против воли, другому это самопрельщение. Таким же образом преданный роскоши и пресыщению, как бы ни наполнял своего чрева, даже на один день не может удержать в себе этого запаса, но, с испражнением его, принуждается собирать новые запасы, не различаясь таким образом ничем от потока. Как в потоке, едва минует одна струя, за ней выступает другая, так и здесь, истлевает одна пища — и нам нужна другая.
Таково свойство житейских вещей: они никогда не останавливаются, но всегда текут и одна за другою увлекаются. Что же касается до удовольствий сластолюбия, то они не только текут и проходят, но еще приносят нам много тревог. Когда им предаются с увлечением, то они и крепость тела ослабляют и душу лишают мужества. И не так сильное течение рек размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все опоры нашего здоровья. Пойди в больницу и спроси об этом, — там узнаешь, что отсюда происходят почти все болезни. Умеренная и простая трапеза — мать здоровья.
Так называют ее и врачи, признавая здоровым — не наедаться досыта. Умеренность в пище, говорят они, и есть здоровье; а пища скудная — мать здоровья. Если же умеренность в пище источник здоровья, то явно, что пресыщение источник болезней и недугов и рождает такие страдания, которые превышают и само искусство врачей. И действительно, боли в ногах, боли в голове, в глазах, в руках, дрожание всего тела, удары, желтуха, продолжительные острые горячки и многие другие болезни (теперь не время перечислять все) обыкновенно рождаются не от воздержания и благоразумного образа жизни, а от объедения и пресыщения.
Если же хочешь знать и болезни души, отсюда рождающиеся, то увидишь, что любостяжание, разврат, уныние, леность, любострастие и все непотребства отсюда ведут свое начало. Души людей, питающихся такими трапезами, ничем не лучше ослов: так терзают их эти звери. Говорить ли еще о том, сколько скорбей и неприятностей получают преданные пресыщению? Всех их исчислить невозможно. Покажу все в одном и самом главном. Они никогда с удовольствием не наслаждаются своим столом, даже самым роскошным. Воздержность — мать как здоровья, так и удовольствия; а пресыщение — источник и корень как болезней, так и неудовольствия.
Где пресыщение, там не может уже быть охоты (к пище); а где нет охоты, там может ли быть удовольствие? Поэтому между людьми бедными мы находим таких, которые не только благоразумнее и здоровее богатых, но и больше их имеют веселья. Обо всем этом размышляя, будем убегать пресыщения и пьянства не только за трапезой, но и при всех житейских обстоятельствах. Вместо того будем лучше искать наслаждений духовных и, по выражению пророка, «утешайся Господом» («утешайся», говорит он,«Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» — Пс. 36:4), чтобы нам вкусить и здешних и будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №225021301895