Сила слова
– Ну, мои хорошие, – объявила Татьяна Владимировна с трибунки медовым, ничего хорошего не предвещающим голосом, отчего малявки привычно напряглись, – сейчас мы быстренько разучим нашу отрядную речёвку, и я вас отпущу. Потерпите немного, мне тоже жарко. На линейке, когда дойдёт очередь до нашего отряда, я махну рукой, а вы дружно скажете: «Не печальтесь, (пауза) мы вернёмся к вам!» Запомнили? Молодцы. А теперь попробуем повторить. Следите за рукой, дружненько!
– Не печальтесь, пауза! Мы вернёмся к вам! – задорно прокричали малявки, улыбаясь и радуясь, что так здорово всё у них с первого раза получилось. Стишки-то совсем простые. Про паузу не совсем понятно, ну и ладно, значит так надо. Наверное, на языке взрослых пауза означает: все-все-все. До них девятый отряд репетировал, так они свою речёвку – «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно кормят нас» – так и на смогли правильно сказать. Половина всё равно повторяла: «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно кормят нам». Вот дурачки, хотя и старше на год! То ли дело мы!
– Нет, мои хорошие, – ещё более медовым голосом сказала вожатая, – «пауза» говорить не надо. Надо просто сказать: «Не печальтесь!», потом пауза, – она подняла палец, и малявки задрали головы, надеясь, очевидно, разглядеть паузу на небе, но увидели только лёгкие облака и трёх ворон, – а после паузы, – продолжила вожатая, – скажете: «Мы вернёмся к вам!» И всё, всё – понимаете?
Некоторые малявки ещё улыбались по инерции, но остальные окаменели и открыли рты. Они знали, что за открытый рот им может влететь от начальства. Но что делать, оказавшись в умственном тупике, из которого вообще нет выхода? Танечка Янина, самая крохотная малявка, которая даже в школу ещё не ходила, посмотрела снизу вверх на Наташу Румянцеву, в которую была влюблена и всё за нею повторяла, но Наташа стояла с каменным лицом, с открытым ртом, и это была катастрофа.
– Ну, что стоим? – убавила мёду в голосе вожатая, – давайте-ка ещё раз. Запомнили: «пауза» не говорим. Просто делаем паузу, молчим. Понятно? Ну, дружненько!
– Не печальтесь… – обречённо пролепетали малявки вразнобой, и над линейкой воцарилась тишина, только Танечка Янина робко пискнула: «пауза...», спряталась за Наташу Румянцеву и тихо заплакала.
– Да что же вы тупые такие?! – заорала Татьяна Владимировна, вложив в этот крик всю боль оскорблённой педагогической души. – Что за придурки?! Простая речёвка, короткая, что тут запоминать?! Вы что – до ночи тут стоять хотите? Значит так: сейчас чётко, дружно, громко говорим речёвку, и я вас отпускаю, – и она взмахнула рукой, дирижируя хором пленных малявок.
– Не печальтесь, пауза! Мы вернёмся к вам! – отчаянно прокричали малявки, и стало совсем тихо, даже ветерок затих, перестали шелестеть листья, замолкли вороны. В воздухе повисла загадочная зловещая пауза. Малявкам стало страшно.
– Ну капец! – прорвал тишину тихий возглас Татьяны Владимировны. Такого от педагога со стажем малявки ещё не слышали. – Пошли все на… обед! Чтоб я вас не видела! И если услышу, кто в тихий час разговаривает, будет до полдника с одеялом в руках стоять! Марш отсюда!
Малявок сдуло как пушинки с одуванчика, а в тихий час над их палатами стояла такая качественная пауза, что любой комиссии не стыдно показать.
На последней линейке малявки простояли без речёвки, только Наташа Румянцева вышла вперёд и громко сказала: «Спасибонашимповарамзаточтовкуснокормятнам!» А девятому отряду придумали другую речёвку.
Свидетельство о публикации №225021300271
Название понравилось. Иногда люди не думают о том , что словом можно убить и воскресить. Но тут, вроде дети неразумные.Как бы не все еще понимают. Вы очень зрелищно пишите. Удивляюсь, что все рецензенты, до одного, улыбались, читая ваш рассказ. Поразительно. Вы специально поставили как юмористический? Надо было в фантастику. Надеюсь очень, что это единичный и редкий случай. И совсем не смешной.
Меня совершенно охватили другие чувства. Захотелась взять палку и стукнуть тетеньку.(доля шутки) Беззащитные малыши с одной стороны и жестокость взрослого, с другой. К сожалению, такие люди иногда работают в школах. Хорошо, что в основном, в педагоги идут, все-таки любящие детей и свой предмет люди. Надо бы ваш рассказ, внести во внеклассные чтения в школах. Очень хорошее глубокое повествование. Спасибо, прочла с удовольствием.
С уважением,
Лара
Лара Кудряшова 08.08.2025 03:15 Заявить о нарушении
А под силой слова я имел в виду следующее. Без слова "пауза" текст речевки теряет удобный стихоподобный ритм, и дети "нутром чувствуют", что без него не получится сказать дружно и весело. И они правы. Сила слова в том, что живой строй языка может главенствовать над смыслом, особенно у детей, которые язык не изучили, но почувствовали. Ну и пострадали за это, чего уж!
Александр Тарновский 2 08.08.2025 07:41 Заявить о нарушении
С уважением,
Лара
Лара Кудряшова 09.08.2025 15:22 Заявить о нарушении
В музыке - серьезной музыке - бывает основная тема и побочные, а в колебании струны основная частота и куча обертонов, придающих звуку глубину и насыщенность. Тонкий, грамотный слух все это различает. Наверное, то же можно сказать о литературе, и о внимательных, думающих и чувствующих читателях. Вот Вы, наверное, такой читатель. Встреча с таким - награда для автора. Спасибо!
Александр Тарновский 2 10.08.2025 06:33 Заявить о нарушении
С уважением,Лара
Лара Кудряшова 10.08.2025 20:00 Заявить о нарушении