Русь даны шведы и норманны 22
(сериал Эпитомы русологии. Поиск руси в древней Дании и на землях норманнов Скандинавии)
Фомин В.В ВАРЯГО-РУССКИЙ ВОПРОС В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ, БУДУЩЕМ
в руси и варягах видели норманнов, славян, франков, финнов, литовцев, венгров, хазар, герулов, готов, грузин, роксолан, кельтов, тюрков, евреев, фризов и пр.
Впервые положения норманской версии (в том числе шведская трактовка имен Рюрика, Синеуса и Трувора) были изложены в «Истории о великом княжестве Московском» шведа П. Петрея, опубликованной в 1615 г.
Затем о том же писали О. Верелий (1672), О. Рудбек (1689, 1698), А. Моллер (1731), А. Скарин (1734) и др., работы которых издавались на шведском, немецком и латинском языках.
Этот норманизм попытались привить зарождающейся русской исторической науке немецкие ученые, работавшие в Петербургской Акдемии наук: в 1735 г. Г.З. Байер статьей «De Varagis»/«О варягах», ретранслирующей в академических «Комментариях» фантазии шведов о русской истории (особый интерес у него вызвали «диссертация» 1731 г. «весьма честного и ученого» А. Моллера «De Varegia»/«О Варегии», т.е. Швеции, и этимологии О. Рудбека, которыми был, по собственным словам, «очень увлечен»), и в 1749 г. Г.Ф. Миллер речью «De origine gentis russicae»/«О происхождении народа и имени российского», повторяющей выводы как Байера, так и шведа О. Далина. Норманизм как аксиома скоро прочно закрепился в зарубежной историографии, и заслуга в том принадлежит двум шведам: О. Далину и Ю. Тунману. В трехтомной «Истории шведского государства» (ее первый том вышел в 1746 г., а в 1756 г. – на немецком в померанском Грейфсвальде) Далин нарисоал масштабную картину шведского начала русской жизни и государственности. В 1774 г. Тунман выдал монографию «Исследования по истории восточноевропейских народов»
Итог их кипучей деятельности в целом подвел в 1802 г. А.Л. Шлецер.
В 1870-х гг. авторитетный норманист А.А. Куник полно обрисовал объем работы, проделанный шведами до публикации в 1735 г. статьи (как его ошибочно представляли, «отца» норманизма) Г.З. Байера «О варягах» (т.е. за 120 лет после Петрея): ими были открыты «все главные источники, служившие до ХIХ в. (т.е. до выхода на немецком языке пятитомного “Нестора” Шлецера. – В.Ф.) основою учения о норманском происхождении варягов-руси». Согласно А.А. Кунику Русь была «русской Нормандией»
Ультранорманизм вскоре восстановил именно авторитетом своей принадлежности к западноевропейской науке датский лингвист В. Томсен. В мае 1876 г. он прочитал в Оксфорде три лекции, которые в виде книги были изданы: в 1891 г. в России – «Начало Русского государства»,
они определили и проработали самые главные темы в норманистике: связь имени «Русь» с названием Рослаген (часть береговой полосы области Упланд, что напротив Финского залива) и с Ruotsi – финским наименованием Швеции; древнескандинавская основа слова «варяг»; имена русских князей есть шведские, но искаженные …
Шлецеру подавляющая часть наших историков, включая самых именитых (Н.М. Карамзина, М.П. Погодина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова), без раздумий следовала (в большинстве своем и в его оценке Ломоносова) по причине как своей непомерной абсолютизации западной науки в целом, так и стремления (часто неосознанного) выглядеть в ее глазах «объективными»
Свидетельство о публикации №225021300298