Анабазис-2 ч. 5 Жертвоприношение
Движенье. Лепестком гранитного цветка.
Печать безмолвных губ улыбка искривит
И тайный блеск очей росинка оживит.
От http://proza.ru/2025/02/11/1852
Народный каталог храмов Екатеринбурга включает в себя 132 объекта православной архитектуры. Да если учесть ещё все молельные места верующих разных конфессий то при таком обилии святынь - греховному не должно-же быть места на этой земле.
Вот возвышается на мирскими страстями, например, Александро-Невский собор Ново-Тихвинского монастыря во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Непостижимым образом обходящий бесчисленными оговорками важнейшую библейскую заповедь, провозглашающую:
Я Господь, Бог твой…заповедую: не убивай.
Пятиглавый храм этот декорирован крупными шестиколонными портиками. Его композиция отличается чёткостью пропорций объёмов здания, колокольни и куполов.
Внутри храм холоден, и образа его не благостны, а с некоторой даже укоризной глядят на прихожан, может быть только что, перед входом сюда, вкусивших чаю в трапезной у невест Христовых. Палевый фон цветиков там весёленькой весенней расцветки – что ещё может так светло украсить монастырскую обитель девиц?
Здесь же, в храме всё сурово. Свечи не уместны. И – пара женщин в молитвенных позах перед ликами святых. Надо ли гадать о чём мольба каждой: и зрелой и особенно вот этой молодой прихожанки в храм покровителя воинов в наши дни.
…летают только дроны, говорят.
И голубей в бронежилетах стая:
туда-сюда, который день подряд.
А у тебя всё хорошо, я верю.
В озоновую дырочку молю:
пусть с человеком будет без потери,
пусть будет счастье. Я его люблю. *1
И тяжело, да и кощунственно обсуждать эту коллизию стороннему наблюдателю, знающему не понаслышке насколько запутана нынче предельно ведь ясная идея защиты дома своего.
Казалось бы, что тут рассуждать: если вошёл в твой дом супостат- восстань да изгони его. Но много ли подобных поводов брать на себя грех внутривидового душегубства?
Бывает, что находятся основания тому, чтобы вероломно и войти самому. Ну, да и тут найдётся изощрённая извилина добродетели. Немало случаев мы знаем в истории вероломных побед и низменных поражений, которых со временем как бы и не существовало вовсе, а на политой кровью людской земле произрастают сады благоденствия.
Не пристало ли на этом сплетении смыслов добра и зла спуститься с горних тем к осмысливанию особенностей плотских утех насильника. Есть стойкое мнение, что в случае крайней невозможности противостоять насилию, бывает полезно жертве расслабиться перед прихотью непреодолимой силы, да и постараться извлечь для себя хоть какую-то пользу. А уж насильнику действовать решительно, не мучая жертву. Годами! Осеняя себя при этом благословением иерархов церкви.
Где найти покоя мятущейся от подобных парадоксов душе?
Спаси и сохрани!
Господь услышь молитву мою… - делаю я усилие чтобы разобрать церковнославянскую вязь, аркою выступившею по над царскими вратами храма покровителя воинства.
Провозглашаю я во глубину собора разобранные мной слова, слишком хорошо зная, как много есть нынче оправданий тому, что можно иному соотечественнику мимолётно, не раздумывая о искажённом донельзя предназначении оружия, просто:
Три раза преклониться долу,
Семь – осенить себя крестом,
Тайком к натоптанному полу
Горячим прикоснуться лбом
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да ещё семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А, воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь…*2
Да, старина Блок, и поныне нередко бывает такое, что
[Автомобиля хлопнув дверью,
Икнув, ногою отпихнуть…
...хотя бы ту вот бродячую собаку.]
…А ведь стоит же на этой земле ещё один Храм – памятник на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. О нём делово сообщают средства информирования населения вообще и, в частности, всякого, возжелавшего узнать что-либо достопримечательное.
Пятикупольный православный храм, выполненный в русско-византийском стиле, является двухуровневым. Верхний храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, — высокий и со множеством окон, с уникальным беломраморным иконостасом. Нижний храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской по контрасту спланирован сумрачным и с низкими сводами, но именно здесь находится крипта, символически воссоздающая расстрельную комнату, в которой погиб бывший царь российский с супругой, пятью детьми и четырьмя приближёнными.
При храме действует приход, окормляемый шестью священниками. В приходе работают воскресная школа, художественная школа, детский хор, а также катехизаторские курсы, казачий штаб, служба милосердия и другие приходские структуры.
Как при этом не умилиться метаморфозами трагичного во множественное воодушевление нового предпринимательского - да и патриотического же задора!
-«Погибли» - так теперь говорят одни - одиннадцать человек. И экая это невидаль в наши-то дни? Когда и побольше есть потерь для пользы дела.
- Нет - глухо теперь возражают им другие - ведь даже царство мировой гармонии не стоит даже одной слезинки замученного ребёнка.
Ещё нам Достоевского в указчики не хватало! И без него ведь есть на кого надеяться теперь.
Так имеем радикальное расхождение взглядов. А это чревато. Из гуманистических соображений хорошо бы избежать нарастания радикализма. Как бы не устроить потасовку и в своей избе.
И приходит на ум пресловутый Демон Максвела. Того самого Джеймса Клерка - как персонаж мысленного эксперимента, в данном случае состоящий в том, что в воображении разыгрывается ситуация, когда некое - и без того замкнутое - пространство ещё и разделено непроницаемой перегородкой на левую и правую сторону. Но в той перегородке есть маленькое отверстие, представленное мысленно как некое разумное существо микроскопического размера, которое позволяет перелетать существам разных состояний в разные части пространства. Тогда через большой промежуток времени все левые окажутся в одной стороне, а правые – в другой.
Каждый бы жил тогда в предпочтительной реальности выбора, смиряясь с таким понуждением к безмятежности, свой творческий потенциал реализуя сочинением дифирамбов своим пастырям да простым сторонникам. А язвительность, ехидство, и уж тем более агрессия к противникам – атрофировались бы совершенно от исчезающих случаев практического применения.
Этакий воцарился бы непрекращающийся во времени карнавал благожелательности!
Вот бы нам для этого и воздвигнуть среди людей нечто подобное мембране пневмо-гидравлического аккумулятора станции гидроуправления противовыбросовым оборудованием. Лишь бы только не были это реальные исправительно-трудовые лагеря, как апофеоз управляемой экономики.
Фантасмогорично? Однако и приходит же такое в ум на свежем воздухе.
А в храме-же На Крови хожу я не много. Портрет четырнадцатилетнего отрока Алексея удерживает меня перед собой. Пусть для кого-то это просто изображение среди прочих своих юных светлых ликом сестёр Алексея Николаевича Романова, пятого ребёнка и единственного сына.
Ведомо ли прихожанину храма, что это последний официальный наследник российского престола, с официальными титулами цесаревич, великий князь и августейший атаман всех казачьих войск. Он вместе с родителями, сёстрами и слугами расстрелян 17 июля1918года. Но, говорят нам, реабилитирован же через девяносто лет, то есть, как бы и не умерщвлён, а принесён в жертву борьбы за народное счастье.
(Такое вот языческое действо освящено православием!)
Да ведь не больно же, а как бы немножко пуган на целый почти век людьми пришедшими с оружием. Интересно мне представить себя исполнителем такой вот высшей целесообразности, увидевшем испуганные глаза – в чём повинного-то? отрока. Нелёгкая это участь – видеть трагическое, и даже хоть чуточку прикоснуться к пониманию его.
Ну и кого ещё взволнует то, что здесь, На Крови, на меня смотрят глаза двух Алексеев. И один из них - моя кровиночка, Алексей Викторович. Только ему суждено было прожить среди наших людей одиннадцать лет.
Люди, какое трагичное это имя для ребёнка! Алёша. Алексей – божий человек. Для моей страны это особенно актуально. Ведь знаем же мы насколько темна история наша, что едва ли не сказочна, как полезная страшилка на ночь глядя, тем, что действуют в ней герои - и добрые и нет.
Самое подходящее действо тогда для успокоения демонических страстей –это совершить жертвоприношение. Впервые язвительная и предостерегающая мысль об этом возникла у меня два десятка лет назад. К тому времени как бы замкнулось для меня кольцо времён. И я, от пролетариев стартовав, вернулся тогда снова в пролетариат самого низменного уровня. Только и оставалось мне, используя весь накопленный опыт искусного уклонения от всякого рода общественной деятельности, предаваться исключительно размышлениям.
Вот и мыслил я году в 2003 так:
Владыке нужно множество родящих женщин и соответствующую этому мужскую волю, дабы всегда располагать возможностью выполнить некий ритуал справедливости.
Приняв решение применить вооруженную силу для разрешения понятных только ему задач государства, следует публично - перед строем воинов и толпой любопытствующих зевак, да принудительно собранных сторонников
- з а р е з а т ь собственного ребенка в возрасте отрока - самого возлюбленного, чтобы окропив кровью готовое к бою воинство, открыть тем самым счет неизбежным жертвам во имя высокой цели.
Ритуал этот следует хранить от детей владыки, как величайшую тайну, чтобы акт жертвоприношения совершался естественно, в целях придания ему высочайшей эмоциональной силы.
И вот, принявший решение владыка, с достоинством поднимается с возлюбленным отроком на вершину жертвенника. Перед ним - суровый строй воинов, толпа замерла в ожидании таинства. Владыка провозглашает свою волю дать бой супостату, посмевшему встать на его пути к высоким целям.
Отрок же, возбужденный видом воинства, радостно внимает отцу и поднимает свой светлый лик, чтобы улыбнуться родителю.
Тогда и настигает его выверенный удар; и теплой крови, хлынувшей из жертвы достанется каждому воину, чтобы, взяв собой этот талисман, уже без тени сомнения, геройски предать себя воле Провидения на поле брани.
Теперь владыка может быть уверен в победе, и все что остается ему - это спуститься в опочивальню, чтобы зачать новое дитя справедливых устремлений.
В таком случае решение проблемы государственного управления существенно оптимизируется и страна будет процветать в окружении других народов, избавленных от соблазна поживиться здесь. Раз нет соблазна напасть, значит гарантировано ненападение – чем это не изобретённый принцип ядерного сдерживания, позволившего миру прожить половину прошлого столетия без конфликтов, соответствующих имеющемуся у сторон потенциалу.
Такова вот сублимация наставлений, которые были в свое время дадены великими мудрецами; среди которых и Лао-цзы и Конфуций и Макиавелли да и многие ещё, извлечённая на свет автором этих дилетантских изысканий.
Но и обнаружена мной в логике ядерного сдерживания одна лазейка. Когда сдерживание угрозой всеобщего уничтожения становится очевидной, тогда-то и возможно возникновение новой воли, способной как бы обнулить ядерную составляющую противостояния и уже под прикрытием нового нуля обнажить меч обычных вооружений, выкованный в горниле новых технологий. Они там, за кордоном – слабаки, боятся ядерной катастрофы, а нам-то на своих болотах чего боятся? - будет меньше народу – больше достанется выжившим кислороду - такова народная молва. А народец наш, и без того уже разобщённый на обширных пространствах страны, таков –что его ли нам жалеть?
Опасна такая игра – до предела натянутой струной. Однако же маньякам величия всё нипочём.
Прошло десять лет от таких моих фантазий. Возникло многое что принудило меня как бы повторить сказанное, но уже в 2015 году.
Ещё десять лет прошло. Уже 2025. И вот я - прихожанин двух храмов города трудовой доблести, в котором где только можно, да вот же на каждом трамвае знаками обозначен новый порыв к величию.
Город остервенелый
Доблестью и отвагой ,
Каплями крови бумага
испещрена как нитью -
Это не стихотворенье -
жертву мою примите.
Жертвы в виде предложения некоего медиапроекта.Вот его вам синопсис.
Конкурсом среди горожан выбирается во всех отношениях самый-самый из подростков. Происходит его раскрутка для безусловного обожания населением всех взглядов и убеждений. Одновременно готовится всё высочайшего уровня: и сценарий и мизансцена и съёмочная группа. Из северных краёв приглашается герой боевых ристалищ.
Теперь всё готово. Избранники выходят на свет юпитеров. И совершается акт.
Камеры особенно чётко фиксируют последний взгляд подростка- новой жертвы ради высоких же устремлений.
И делается видеоклип. Который отныне на каждой платформе предваряет самый популярный у зрителя контент. С утра и до вечера. Каждый день. Один только этот не постановочный взгляд жертвы.
Может быть на этот раз и произойдёт с нами что-то невероятное.
А пока – о самом простом.
Продолжение на http://proza.ru/2025/02/17/1520
11.02.2025 23:06
Список использованных заимствований:
*1. Мария Евтягина;
*2 Александр Блок
Свидетельство о публикации №225021300370
Гелена Труфанова 2 16.02.2025 13:12 Заявить о нарушении
Виктор Гранин 16.02.2025 13:22 Заявить о нарушении
Гелена Труфанова 2 16.02.2025 15:18 Заявить о нарушении