Без грима Глава 14 Над озером Ханка

                Поскольку со сном у Вячеслава не получилось, стал смотреть в иллюминатор, на ночное небо. Затихли голоса стюардесс, они как стайка ласточек «щебетали» справляясь со своими обязанностями, а затем видимо, ушли в соседний салон к подругам. Стала совсем скучно, а когда скучно, нестерпимо хочется курить.

И вот тут он почувствовал тонкий запах дыма, вроде бы не было никакого движения, все дремлют, откуда же появился запах, совсем стало худо, так хотелось сделать хоть одну затяжку. И он стал внимательно рассматривать место, откуда ему казалось, исходил запах, нашел, за шторкой на диванчике, полулежа, где обычно в дальнем полете отдыхают стюардессы лежал командир, и, … курил! Тут – то Вячеслав сразу вспомнил про его значок военного образца, есть повод поговорить, встал и направился к нему.

Командир хотел его сразу выгнать, но Вячеслав его опередил и показал удостоверение классности, для летчика это сразу узнаваема. Он успокоился и предложил сесть рядом.

Так между ними завязалась беседа, а вскоре и первый перекур. До Хабаровска уже было не так скучно лететь. Вот только курили мало и не «Астму» Вячеслава, а какие – то его ароматизированные. Через три часа они знали все друг о друге. Командира списали с бомберов стратегов в транспортники, он не захотел, душа не приняла, друзья помогли переучиться на ГВФ.

 Он  показал Вячеславу кабину современного лайнера, она привела его в полнейший восторг. После этого полета они больше не встретились, но в памяти Вячеслава, эта встреча осталась навсегда. При расставании он обещал бросить курить, чтобы не привлекать к себе внимание пассажиров.

Прибыв домой на свой аэродром, Вячеслав продолжил службу.
Командиром полка дано было задание, на самолете Су -25, осуществить простой вылет, задача: пройти ночью в ПМУ (простые метеоусловия)  по-простому маршруту, на малой высоте со скоростью шестьсот километров в час.

 Снизиться над озером Ханка, до предельно малой для ночи, высоты, двести метров, выйти на полигон и сбросить «авиабомбу», желательно, прямо в цель и вернуться на аэродром. 
Кстати, озеро Ханка, как сохранилось в памяти местных жителей, получило название от путешествовавшего в этих местах, Миклухи Маклая. Озеро, как и территория за ним разделена пополам, половина китайская, вторая половина советская с расположенными на ней поселками, а за ними и у китайцев и у нас авиационные полигоны, для отработки атак НЦ.

 Наша авиация постоянно наблюдала за китайцами, а они, нашими. Жили, поддерживая мир, если кто «блудил» возвращали обратно. Были и другие маршруты на полигон, но они на других высотах. А над Ханкой, днем разрешалось снижаться до пятидесяти метров, но над водой… чувство было жутковатое!

  И, так:
Всё, шло прекрасно до какого – то момента. Снизу светили огоньки, сверху «улыбались» звезды и настроение было ободряющим. При развороте на озеро снизился Вячеслав на двести метров, но тут заметил, что внезапно исчезли внизу огоньки, исчезли на небе звезды, все погрузилось в темень. Вода внизу почему-то, стала чёрной, ночь подступала и справа, и слева.

Сообразил, что тучи закрыли небо. До следующего берега лёта всего десять минут. Он подумал: «Если доложить (Как положено), увеличат высоту полёта, а там тучи, вход в которые, в данном полете запрещен. При докладе КП развернет на точку, задание будет не выполнено». Продолжает он лететь и молчать.

И тут у него в голове начинает «штормить», черное пространство вокруг самолета уменьшается, до размера тоннеля. И приборы начали «раскачивать лодку», как на волне. Здесь и дошло до Вячеслава: «Долетал до иллюзий». Начинает вспоминать, что говорили «деды» в таких случаях делать.

 Начал подпрыгивать, опускаясь на «пятую» точку и, громко петь вслух песню. Приборы продолжали самопроизвольно показывать крены и изменения тангажа. Впереди черный тоннель. Вячеслав прокричал: - мне нужен свет! Уменьшил скорость полета менее шестисот километров в час, (ограничения полета по скорости с выпущенной фары) и выпустил фары в рулежное положение.

 Сильного света он не увидел, но в голове как-то посветлело. Приборы встали на свои места, а тут и береговая черта показалась. Как положено, слева много китайских огней, справа немного, но наших, а за ними, где-то и полигон. Дальше полет у него прошел без приключений. Нашел цель и удачно "отбомбился", вернулся на свой аэродром.

Вообще – то, иллюзии в полете страшная вещь. Много летчиков они унесли. Когда перегрузки большие, сначала темнеет в глазах, потом совсем  пропадает изображение, а затем пропадает и слух. Иллюзии возникают, как правило, у летчиков одиночного экипажа. А вот на спарках (впереди курсант, позади в отдельной кабине инструктор), не бывает. У одиночного летчика формируется в мозгу ложное изображение и его изменение  так реально, что принимается за реальное.

Есть этому научное объяснение: все очень просто, вестибулярный аппарат – это орган восприятия положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Внутри каналов есть чувствительные волоски, а сами каналы заполнены студенистой жидкостью.

 При любом даже самом малейшем перемещении головы жидкость в каналах смещается, надавливает на волоски. А, те, в свою очередь порождают импульсы в окончании вестибулярного нерва. В мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела.

Так упрощенно выглядит схема работы. Но к этому объяснению еще надо добавить восприятие и внешними органами, и прежде всего зрение. Летчик в самолете – истребителе представляет собой одно целое, свое положение в пространстве (воздушном) он может определить в основном визуально.

 Когда не было приборов, они это определяли по естественному горизонту (линия разделяющая землю и небо). Но летать ночью в облаках, они не могли, если не видно было им горизонта. А вестибулярный аппарат будет (в непонятном положении) выдавать свои вводные, не всегда адекватные обстановке. В современных самолетах, линию горизонта выстраивают для летчика приборы пилотирования АГД (Авиа Горизонт Дистанционный) либо КПП (Командно – Пилотажный Прибор).

Оценить свое положение в пространстве (не глядя в кабину), невозможно. Мозг мгновенно, ищет информацию, как правило, визуальную, а её нет. Мозг с этим не согласен. Вот это и есть предпосылки к возникновению иллюзий. Летчик ищет спасение в приборах, а они начинают «шалить». Мозг не хочет верить, что они показывают правильно (причина аварий и катастроф). Тут и появляется у летчика, некоторое оцепенение и страх, что усугубляется близостью воды ( три – пять секунд до контакта на этих скоростях, 720 км. в час).

«Деды» авиации, имеющие многолетний опыт попадания в такие условия, придумали оригинальную методику, выхода из такой ситуации – любой ценой резко, встряхнуть себя, отвлечь мозг и заставить поверить показаниям приборов, анализируя их показания всех и в комплексе.

Были приняты меры по обучению пилотов пилотирования в сложных метеоусловиях, днем и ночью, особенно в облаках, в условиях грозовой деятельности. После массовой гибели летчиков в Германии, её анализа, полеты в облаках в условиях грозовой деятельности вообще были запрещены.

 Например: входит летчик в грозовое облако, вроде бы все нормально. Но потом, становится все темнее и темнее, потом день переходит в сумерки, затем начинает  трясти, бросать то вверх, то вниз. А когда по фонарю, снаружи, начинают бегать «чертики», становится страшно и, нужно срочно оттуда уходить. Тем более, когда вокруг все сверкает и грохочет. Бывали случаи, когда за считанные секунды летчика бросало вверх, или вниз на три – пять километров. Поэтому, не зная и попадая в такие условия, летчики гибли.

     Вячеслава неожиданно направляют в командировку «в стан врага своего» для руководства нашими самолетами на необычном полигоне. Где-то среди сопок Манчжурии, затерялся необычный для авиации полигон, это был наш учебный центр по подготовке и тренировок наземных средств ПВО. Предназначен он был для отражения и прикрытия от авиации противника, пехотных, артиллерийских и танковых частей. Рядом с большим танковым полигоном и расположилась сухопутная часть войск ПВО, со своими зенитками и различными машинами с пушками и ракетами.

Планировалось руководить  самолетами, которые будут атаковать эти системы с различных высот и направлений. Был у Вячеслава и план этих полетов, с указанием времени вылетов. Данные секретны для противника, опечатаны в папке и хранятся до определенного времени.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии