Психология незрелой мужественности

Мы столкнулись с глубоким кризисом мужской идентичности, который проявляется в разрушении традиционной семейной структуры. Но что лежит в основе этого кризиса? В книге «Король, воин, волшебник, любовник: заново открывая архетипы зрелого мужчины» Роберт Мур и Дуглас Джиллетт указывают на два важных фактора: отсутствие значимых ритуалов и концепцию патриархата.

Отсутствие ритуалов
Племенные общества используют ритуалы, чтобы подготовить мальчиков к взрослой жизни, часто в священных уединённых местах. Посвящаемые проходят физически и психологически сложные испытания, учатся справляться с жизненными трудностями и получают доступ к тайной мудрости природы, обычно под руководством шамана или старейшины (архетип Мудрого Старика). Через духовную смерть и возрождение эго мальчика «умирает», позволяя проявиться новому, зрелому «я». Этот процесс может длиться годами. Суть жизни можно описать как путь от более низкого уровня осознания к более высокому уровню сознания, переход от раздробленного «я» к более целостной личности.

Со временем древние ритуалы посвящения на Западе превратились в «псевдопосвящения», такие как посвящение в банду, в группы активистов, а также в издевательства в университетах или в армии. Без настоящего посвящения мужчины остаются в том, что Мур и Джиллетт называют «мальчишеской психологией» или незрелой мужественностью, которая часто характеризуется насилием и пассивностью, что приводит к циклам насилия и слабости. Хотя посвящение в армию может быть исключением, большинство современных ритуалов формируют искажённую и ущербную мужественность, которая вредит как самому человеку, так и окружающим. Многие мужчины остаются мальчиками не потому, что хотят этого, а потому, что никто не показал им путь к мужественности.

Патриархат
Второй фактор - патриархат. Это «власть отца», которая формировала западное общество и большую часть мира по крайней мере с 2000 года до нашей эры.

Феминистки отмечают, что патриархат был угнетающим и жестоким по отношению к женским качествам. Это связано с тем, что патриархат - это проявление незрелой маскулинности. Это не только нападки на женственность, но и на зрелую мужественность. Те, кто вовлечён в патриархальные структуры, стремятся доминировать не только над женщинами, но и над мужчинами. Патриархат основан на страхе - перед женщинами, но также и перед мужчинами. Мальчики боятся женщин. Они также боятся настоящих мужчин.

Радикальный феминизм приходит к выводу, что мужественность в своих корнях по сути своей жестока и что такие качества, как любовь, привязанность и мягкость, связанные с «эросом», присущи только женской стороне человеческой природы. Однако это ошибочное толкование. По-настоящему глубокая и укоренённая мужественность не жестока.

«Чем красивее, компетентнее и креативнее мы становимся, тем больше мы, кажется, вызываем враждебность у вышестоящих или даже у равных нам. На самом деле мы подвергаемся нападкам из-за незрелости людей, которые боятся нашего продвижения по пути к мужской или женской полноценности».
Роберт Мур и Дуглас Джиллетт, Король, Воин, Маг, Любовник
Кризис зрелой мужественности
Кризис зрелой мужественности уже навис над нами. Из-за отсутствия в нашем обществе ритуалов, способных инициировать нас в зрелость, и из-за нехватки в нашей культуре зрелых мужчин, само собой разумеется, что ритуальных старейшин катастрофически не хватает. Мужчины чувствуют тревогу, граничащую с ощущением бессилия, беспомощности, разочарования, нелюбви, неоценённости и часто стыдятся быть мужчинами. В жизни многих мужчин чего-то жизненно важного не хватает. Нам не нужно, как утверждают некоторые, меньше мужской силы. Нам нужно больше. Но нам нужно больше зрелой мужественности, или того, что Мур и Джиллетт называют «мужской психологией», которая воспитывает и даёт силы, в отличие от разрушительной «мальчишеской психологии».

Для тех, кто изучает мифологию и юнгианскую психологию, есть надежда. Внешние недостатки, с которыми мы сталкиваемся, - отсутствие отцов, незрелые примеры для подражания, отсутствие значимых ритуалов и нехватка ритуальных старейшин - можно преодолеть, если мы заглянем внутрь себя и обратимся к архетипам зрелого мужчины в нашем бессознательном.

Хотя те, кто находится во внешнем мире, могут не соответствовать положительным качествам архетипов, они, тем не менее, присутствуют в нём. Архетипы - это универсальные и изначальные образы, которые находятся в коллективном бессознательном и представляют собой фундаментальные человеческие переживания и эмоции, формирующие наше поведение. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей психике. Они служат шаблонами для понимания человеческого поведения и личности.

Мы часто принимаем своих реальных родителей за идеальные образы и потенциалы внутри нас. Если наши родители были «достаточно хорошими», то мы можем получить доступ к этим внутренним образам. К сожалению, многие из нас, возможно, большинство, не получили достаточно хорошего воспитания, и мы часто принимаем контролирующее, враждебное поведение за силу, хотя на самом деле оно показывает уязвимость травмированного мальчика.

Незрелые Мужские Архетипы
Прежде чем изучать архетипы зрелой мужественности (король, воин, волшебник и любовник), важно сначала рассмотреть незрелые мужские архетипы, с которыми человек сталкивается в начале жизни. Первый из них - божественное дитя, за ним следуют незрелое дитя и эдипово дитя, а последняя стадия детства управляется героем. Конечно, развитие человека не всегда линейно, и эти архетипы влияют друг на друга на протяжении всей жизни. Каждый архетип психологии мальчика порождает свой зрелый аналог: божественный ребёнок - короля, не по годам развитый ребёнок - волшебника, эдипов ребёнок - любовника, а герой - воина.

Архетипы не исчезают; вместо этого зрелый мужчина преодолевает мужские качества, присущие юношеству, опираясь на них, а не пытаясь их разрушить. Важно не отождествлять себя с архетипом, а признавать, что в нашей психике есть силы, которые существуют сами по себе и не поддаются нашему контролю.

Доступ к Архетипу во всей его Полноте
Чтобы получить доступ к архетипу во всей его полноте, человек должен задать себе два вопроса. Первый вопрос заключается не в том, проявляются ли теневые стороны архетипов в его жизни, а в том, как они проявляются. Ключ к зрелости - это смирение, которое заключается в осознании наших ограничений и получении необходимой помощи. Второй вопрос заключается в том, как мы чтим или не чтим архетип. Если мы не чувствуем его присутствия в нашей личной жизни или на работе, мы должны задуматься о том, как мы можем его непроизвольно блокировать.

Божественное Дитя
Божественное дитя представляет собой самый примитивный незрелый мужской архетип. Он одновременно всемогущ, является центром вселенной и в то же время совершенно беспомощен и слаб. На самом деле, именно так чувствуют себя младенцы. Мотив чудесного рождения Божественного дитя - распространённая тема в мифологии и религии.

Египетский бог Гор был зачат богиней Исидой после смерти её мужа Осириса, которого ненадолго оживили с помощью магии, чтобы зачать Гора. Точно так же Иисус был зачат Марией через Святого Духа, что соответствует биологической концепции партеногенеза (то есть «девственного зачатия») — естественной формы бесполого размножения, при которой потомство развивается непосредственно из яйцеклетки без оплодотворения.

Как только рождается младенец Иисус, царь Ирод немедленно пытается убить его. Младенца Моисея, который был рожден, чтобы стать избавителем своего народа, положили в корзину и пустили по течению Нила - тема, также встречающаяся в детстве месопотамского царя Саргона Аккадского. В индуистской мифологии Кришна предсказал победу над царем-тираном Камсой. Чтобы предотвратить это, Камса заключил в тюрьму родителей Кришны и убил их первых шестерых детей. Когда родился Кришна, небесный свет озарил темницу, цепи его отца ослабли, и его перенесли в безопасное место через бушующую реку.

Архетип божественного ребёнка символизирует чудесную, но хрупкую природу новой жизни. Сны о новорождённом ребёнке часто сигнализируют о появлении творческих и невинных аспектов внутри нас, указывая на новый этап жизни. Однако эта новая жизнь может привлекать внутренние и внешние угрозы, подобно тому, как царь-тиран преследовал божественного ребёнка. Когда мы чувствуем, что внутри нас проявляется эта новая энергия, нам нужно защитить её, потому что на неё могут напасть. Например, мужчина на сеансе терапии может сказать: «Возможно, мне действительно становится лучше!» И тут же услышать внутренний голос, который говорит: «О нет, это не так. Ты знаешь, что никогда не будешь здоров».

Некоторые психологические школы критикуют архетип Божественного Ребёнка как инфантильный и патологический, стремясь отделить от него пациентов. Другие видят внутреннего ребёнка как источник целостности и благополучия. Оба взгляда верны: первый обращается к теневой стороне, а второй подчёркивает позитивную и интегрированную сторону.

Теневая сторона Божественного Дитя
Давайте теперь обратимся к теневой стороне Божественного Дитяти. Мур и Джиллетт описывают тень как нечто биполярное, состоящее из активного и пассивного полюсов.

Активным полюсом тени Божественного Ребёнка является Тиран, которого олицетворяет Маленький Лорд, сидящий на высоком стуле, требующий внимания и бросающий еду, которая не соответствует его ожиданиям. Тиран с высокого стула отличается высокомерием, негативной детской непосредственностью и безответственностью, отражающими патологический нарциссизм. Эта фигура должна понять, что она не является центром вселенной и что вселенная существует не для того, чтобы удовлетворять её бесконечные потребности или претензии на божественность. Тиран на троне живёт в заблуждении, ожидая совершенства и не допуская ошибок. Когда его высокие идеалы не могут воплотиться в реальность, он проявляет себя как злобный социопат. Древние греки подчёркивали, что за высокомерием всегда следует возмездие, что также отражено в библейской фразе «Гордыня предшествует падению».

Другая сторона тени Божественного Дитяти - Слабый Принц, который играет пассивную роль. Этот мальчик требует постоянного внимания к себе, манипулируя окружающими своей нытьём и жалобами на беспомощность. Семья вращается вокруг его комфорта, поскольку он убеждает родителей, что он беспомощная жертва жизни и что другие его обижают, поэтому, когда между ним и его братом или сестрой возникает спор, родители обычно наказывают брата или сестру и оправдывают его.

Как и в случае с биполярными расстройствами, эго, одержимое одним полюсом, время от времени будет переключаться на другой полюс. Таким образом, мальчик, оказавшийся в биполярной тени Божественного Младенца, будет чередовать тиранические вспышки с пассивной депрессией или переходить от взрывного гнева к притворной слабости. Подобные колебания между активным и пассивным полюсами тени архетипа характерны для этих дисфункциональных систем.

Связь с Божественным Ребёнком помогает нам не чувствовать себя опустошёнными, скучающими и неспособными распознать обилие человеческого потенциала вокруг нас. Мы живём в эпоху, находящуюся под проклятием нормальности, для которой характерно возвышение посредственности. Вполне вероятно, что психотерапевты, которые упорно недооценивают «сияние» своих пациентов, сами оторваны от своего Божественного Ребёнка. Они завидуют красоте и свежести, креативности и жизнелюбию Ребёнка в своих пациентах.

Не По Годам Развитый Ребенок
Этот архетип воплощает в себе любознательного, жаждущего знаний мальчика, который хочет знать «почему» обо всем на свете и часто является талантливым и задумчивым интровертом, способным видеть скрытые связи. Он является представителем так называемых вундеркиндов. Несмотря на свою замкнутость, он часто испытывает сильное желание помогать другим своими знаниями, и друзья обращаются к нему за советом. Этот архетип поддерживает в нас чувство удивления и любознательность, стимулируя наш интеллект и направляя нас на путь зрелого мага.

Теневая сторона не по годам Развитого Ребенка
Активная теневая сторона - это Всезнайка-Обманщик, олицетворяющий манипуляции и обман. Он создает иллюзии, обманывает других, заставляя их доверять ему, а затем предает их ради развлечения. Человек, одержимый этим архетипом, наслаждается запугиванием и интеллектуальным шоу, часто наживает себе врагов из-за высокомерия и словесных оскорблений.

Несмотря на свою разрушительную силу, Трикстер может разоблачать ложь и ущемлять раздутое эго, напоминая нам о наших человеческих ограничениях. Однако, если его не сдерживать, эта энергия становится токсичной, блокируя творческий потенциал и отрицая истинный потенциал человека. В основе мотивации Трикстера-всезнайки лежит зависть, которая часто возникает из-за эмоционального насилия или отсутствия поддержки в детстве. Отсутствие самоуважения заставляет его принижать других, отражая его собственную нерешённую неуверенность. У него нет героев, потому что иметь героев - значит восхищаться другими. Он чувствует себя оторванным от своей уникальности.

Пассивная теневая сторона - это наивный Дурачок. Как и Принцу-Слабаку, ему не хватает индивидуальности, энергичности и креативности. Он кажется неотзывчивым и скучным. Его часто называют медлительным учеником. Однако неумелость Дурачка часто обманчива. Его кажущаяся бестолковость может скрывать скрытое чувство собственного величия, ощущение собственной значимости (а также уязвимости), мешающее ему полноценно взаимодействовать с миром. Таким образом, Дурак тесно связан с Трикстером, скрывающим в себе тайного Всезнайку.

Эдипов Ребенок
Все незрелые мужские энергии так или иначе чрезмерно привязаны к Матери. Эдипов ребёнок в полной мере способен проявлять такие положительные качества, как глубокая признательность за связь со своими внутренними глубинами, с другими людьми и со всем сущим. Его чувство мистического единства всего сущего проистекает из его глубокой тоски по бесконечно заботливой, бесконечно доброй и бесконечно прекрасной Матери. Это, конечно, не его настоящая мать, которая не может удовлетворить эти бесконечные потребности, а скорее архетип Великой Матери.

Отказавшись от своих проекций этого архетипа на свою мать и других женщин, мужчина освобождается от его бремени божественных ожиданий, что улучшает его отношения с ними и его собственную духовную глубину.

Теневая сторона Эдипова ребенка
Маменькин сынок представляет собой активную теневую сторону эдипова комплекса, когда мальчик фантазирует о том, чтобы жениться на своей матери, особенно в отсутствие сильной фигуры отца. Концепция эдипова комплекса Фрейда основана на мифе об Эдипе, который убивает своего отца, царя, и женится на своей матери. Позже эта ужасная правда была раскрыта, и он был свергнут. Эдип был бессознательно возвышен и уничтожен за то, что бессознательно претендовал на божественность. Для каждого ребенка Мать - богиня, а Отец - бог.

Маменькин сынок, ищущий бессмертную Богиню, никогда не будет удовлетворён настоящей женщиной и будет бесконечно перебирать одну женщину за другой (синдром Дон Жуана). Он избегает ответственности и интимных отношений. Более того, он склонен к аутоэротизму, то есть ищет сексуального удовлетворения в собственном теле без участия партнёра.

Пассивная теневая сторона эдипова ребёнка - это мечтатель, который погружается в пассивные фантазии, из-за чего чувствует себя изолированным от мира и оторванным от всех человеческих отношений. В основе его депрессии лежит стремление к обладанию архетипической матерью. Он кажется замкнутым и непродуктивным, а его мечты либо идеалистичны, либо меланхоличны. Это мальчик, который стремится сбежать от реальности, подобно Питеру Пэну, который отправляется в место, где люди никогда не взрослеют и остаются вечно юными.

Герой
Герой представляет собой продвинутую стадию психологии мальчика - вершину мужской энергии в подростковом возрасте, подробно описанную в работе Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», где он популяризировал концепцию «Пути героя». Это архетип, который существует в нашей психике как часть нашего личностного развития в направлении независимости и ответственности, отделения от Матери и принятия вызовов взрослой жизни. Утверждая свою личность, Герой защищает себя от подавляющего женского бессознательного.

«Несмотря на огромные трудности, Герой поднимает свой меч и бросается в самое сердце бездны, в пасть дракона».
Роберт Мур и Дуглас Джиллетт, Король, Воин, Маг, Любовник
Общество часто принижает героев в мужчинах. Тех, кто стремится выделиться, подняться над обыденностью, часто тянут вниз их безынициативные и самопровозглашённые «ровесники». Нам нужно великое возрождение героизма в нашем мире. Только героическое сознание, собравшее все свои силы, сможет вытащить нас из бессознательного хаоса.

Существует много заблуждений относительно архетипа Героя. Многие считают, что героический подход к жизни - это высший идеал, но это верно лишь отчасти. По мнению Мура и Джиллета, архетип Героя остаётся незрелым. Если он доминирует в жизни человека во взрослом возрасте, это мешает ему достичь полной зрелости. В средневековых легендах о героях нам редко рассказывают о том, что происходит после того, как герой убивает дракона и женится на принцессе. Когда приключение героя заканчивается, он не знает, что делать с принцессой (с анимой, или женской душой внутри мужчины). Хотя он успешно избежал подавляющего влияния женского начала, ему ещё предстоит научиться интегрировать его в свою жизнь.

Когда путешествие Героя завершается символической «смертью», он сталкивается со своими ограничениями и признаёт, что врагом всегда был он сам, его тёмная, негероическая сторона. Он вырвался из хватки женского бессознательного и осознал свою неспособность интегрировать свою аниму. Это приводит к истинному смирению, знаменуя переход от психологии мальчика к психологии мужчины.

Теневая сторона Героя
Падение Героя происходит из-за его неспособности признать свои ограничения и смертность. Активный полюс тени Героя - это хулиган-задира, который стремится производить впечатление на других и доминировать, считая, что право быть в центре внимания принадлежит ему по праву рождения. Чрезмерное чувство собственной важности и вера в свою неуязвимость заставляют Героя прибегать к словесным и физическим нападкам на тех, кто бросает ему вызов, скрывая свою трусость. Он преодолевает свою мать, утверждая свою мужественность, и в конечном счёте рискует самоуничтожиться из-за своего высокомерия.

Мальчик, одержимый Трусом, пассивным полюсом биполярной тени Героя, демонстрирует крайнее нежелание постоять за себя в физических или психологических конфликтах. Трус обычно убегает от конфликта. Он склонен позволять издеваться над собой как эмоционально, так и интеллектуально. Однако, когда ему это надоест, скрытое высокомерие «Великодушного Хулигана» в нём вырвется наружу и он начнёт жестокую словесную и/или физическую атаку на своего «врага», к которой тот совершенно не готов.

Зрелые Мужские Архетипы
Теперь мы обратимся к зрелым мужским архетипам, построенным на фундаменте детства. Хотя человек не может отвечать за события, которые препятствовали его развитию в ранние годы и привели к незрелому уровню мужественности во взрослом возрасте, бунтовать против общества и оставлять всё как есть - не лучший вариант. Свобода - это то, что вы делаете с тем, что с вами сделали. Цель индивидуализации - стать личностью, раскрыв свою внутреннюю сущность или душу, которая представляет собой смысл и цель нашей жизни.

Король
Король - это фундаментальный архетип мужественности, служащий основой для других зрелых мужских архетипов: Воина, Волшебника и Любовника. Он считается «центральным архетипом», вокруг которого организована психика, и известен как архетип «Я» по Юнгу.

У Короля есть две функции, которые делают возможным переход от психологии мальчика к психологии мужчины. Первая - упорядочивание, а вторая - плодовитость и благословение.

Король олицетворяет порядок, возникающий из хаоса, - тема, распространённая во многих мифологиях и религиях. Он символизирует Солнце, царя богов во многих культурах, высший символ света мужского сознания, который торжествует над тьмой бессознательного. Исторически короли считались священными фигурами, потому что они воплощали этот упорядочивающий принцип. Король-смертный воплощал энергию Короля; когда он жил полной жизнью, королевство процветало в гармонии. Если он обладал сексуальной энергией, земля процветала; если он оставался здоровым и бодрым, рос урожай, размножался скот, процветали торговцы и рождалось больше детей. Это древняя форма магии, известная как симпатическая магия, где подобное воздействует на подобное. Она также отражает закон соответствия микрокосма и макрокосма: как наверху, так и внизу; как внутри, так и снаружи.

Напротив, когда король старел, болел, слабел или становился бессильным, королевство страдало. Урожаи не росли, люди не размножались, и наступал хаос. Точно так же в семьях, где есть незрелый, слабый или отсутствующий отец, а энергии короля недостаточно, семья очень часто погружается в хаос. Таким образом, во многих алхимических рукописях мы видим, как старого короля ритуально убивают, поскольку его способность воплощать архетип короля начинает ослабевать.

Помимо плодородия, есть благословение. Добрый король всегда поддерживал тех, кто этого заслуживал, радуясь тому, что замечает и продвигает хороших людей на ответственные должности в своём королевстве. Он проводил аудиенции в первую очередь не для того, чтобы его видели (хотя это было важно в той мере, в какой он воплощал в себе энергию внутреннего короля, которую проецировали на него люди), а для того, чтобы видеть, восхищаться и радоваться своим людям, вознаграждая их и оказывая им почести.

Благословение имеет для нас значительные психологические последствия. Сегодня молодые люди жаждут признания и одобрения со стороны старших мужчин, стремясь получить благословение короля, чтобы навести порядок в своей хаотичной жизни. Однако многие древние короли, как и многие современные лидеры, часто не соответствовали архетипу короля.

К сожалению, в жизни большинства мужчин часто не хватает позитивной энергии Короля, из-за чего им приходится сталкиваться с теневой стороной этого архетипа.

Тень короля
Активная теневая сторона Царя - это Деспот. Как видно из попытки царя Ирода убить новорождённого Христа, он нападает всякий раз, когда появляется новая жизнь, рассматривая свежую жизненную силу как угрозу своему хрупкому царству. Он олицетворяет разрушительное поведение, часто проявляющееся в отцах, которые подавляют радость и таланты своих детей критикой, пренебрежением или жестоким обращением. Деспот часто встречается среди людей с нарциссическими чертами характера, которые стремятся к постоянному вниманию и восхищению, негативно реагируют на критику и проявляют гордыню, высокомерие и отсутствие эмпатии. Но за гневом скрывается чувство никчёмности и уязвимости, потому что за деспотом стоит другой полюс тени короля - Слабый. Человек, которым управляет этот пассивный полюс, стремится к восхищению со стороны других. Когда эта потребность не удовлетворяется, это приводит к вспышкам гнева по отношению к тем, кого он считает слабыми, проецируя своего внутреннего Слабого. Ему не хватает внутреннего спокойствия и защищенности, он часто становится параноиком.

У Деспота нет трансперсональной приверженности. Он считает себя Богом. Это мифологическое восстание на небесах (синдром узурпации). Слабый, с другой стороны, полностью утратил связь с дарующим жизнь Королём и зависит от других, проецируя энергию Короля на какого-то человека (синдром отречения).

Доступ к Королю
Царь во всей своей полноте обладает трансперсональной преданностью и духовностью, основанными на истине: «Возлюби Господа Бога твоего [«Царя»] всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И ближнего твоего, как самого себя».

Энергия Короля - это спокойная и обнадеживающая сила, которая сохраняет самообладание, когда другие паникуют. Это ясный, решительный голос, который наводит порядок в хаосе, стремясь к миру, стабильности и росту для всех, включая природу.

Воин
Сегодня людям часто не нравится воинственная форма мужской энергии, они ассоциируют её с насилием и агрессией - и не без причины, ведь многие страдали от её теневой стороны. Однако, как и все архетипы, воин продолжает существовать, несмотря на наш сознательный дискомфорт. Когда он подавляется, то уходит в подполье и в конечном счёте проявляется в невротических формах.

Мужчина, обращающийся к архетипу Воина, знает, какой уровень агрессивности является приемлемым, сохраняя дисциплину, сосредоточенность и целеустремлённость. Его действия продиктованы чётким чувством долга и этикой, а его агрессивность служит высшей цели, а не импульсивным или разрушительным инстинктам. Воин уничтожает только то, что необходимо, - коррупцию, тиранию, угнетение, несправедливость, - чтобы могло появиться что-то новое, свежее и более добродетельное.

Характеристики Воина в полной мере отражают образ жизни, который самураи называли Бусидо; (путь воина). Японская воинская традиция утверждала, что есть только одна позиция, с которой можно вступить в битву жизни: лицом к лицу. Она также провозглашала, что есть только одно направление: вперёд.

«Он познаёт через ясность мышления, через проницательность. Воин всегда начеку. Он всегда бодрствует. Он никогда не спит в жизни. Он знает, как сосредоточить свой разум и своё тело. Он тот, кого самураи называли «внимательным».
Роберт Мур и Дуглас Джиллетт, Король, Воин, Маг, Любовник
Воин отличается от Героя тем, что знает свои пределы и реалистично оценивает свои возможности, в то время как Герой романтично не осознаёт собственную уязвимость. Воин, осознающий хрупкость жизни, действует решительно, совершая каждое действие так, словно оно последнее. Самураев учили жить со смертью как со «своим вечным спутником», не оставляя места для колебаний. Это ощущение неизбежности смерти побуждает Воина действовать, не задумываясь, поскольку сомнения приводят к нерешительности. Его действия, отточенные благодаря самодисциплине, становятся второй натурой.

Воин избегает драматичных проявлений или напрасной траты энергии. В первую очередь он контролирует свой разум и отношение к жизни; если они правильны, то и тело последует за ними. Его характеристики: смелость, решительность, ясность, ответственность за свои действия, самодисциплина, сила и мастерство.

Герой предан самому себе, в то время как Воин предан чему-то большему - своему учителю, народу или Богу, даже до самой смерти. Эта трансперсональная приверженность объединяет эго с «Я», центром личности. В отличие от большинства, Воин живёт не для удовлетворения личных желаний, а для того, чтобы стать духовной силой, обученной терпеть ради высшей цели.

Следование пути воина требует эмоциональной отстранённости. В обучении самураев есть психологическое упражнение: вместо того, чтобы говорить «я боюсь» или «я в отчаянии», скажите «есть кто-то, кто боится» или «есть кто-то, кто в отчаянии. Что он может с этим сделать?» Эта практика помогает нам «отстраниться» от ситуации, чтобы взглянуть на неё со стороны и не быть парализованными эмоциями, а действовать эффективно.

Когда Воин действует самостоятельно, не связываясь с другими архетипами, результаты могут быть катастрофическими. Поскольку в своей чистой форме он эмоционально отстранён. Близкие Воина часто чувствуют себя отчуждёнными и отвергнутыми, безнадёжно конкурируя с его «настоящей любовью»: его работой.

Тень Воина
Активный полюс тени Воина - это садист, который получает удовольствие от причинения боли. Хотя отстранённость сама по себе не является чем-то плохим, она может привести к жестокости - как без страсти, так и со страстью. Тех, кто стал машинами для убийств в лагерях смерти, обучали бесчувственному садизму, и они считали себя «хорошими парнями». Часто мы становимся тем, что ненавидим. Революционеры могут в конечном итоге стать новыми тиранами. Садист переносит образ хулигана из детства во взрослую жизнь, борясь со всем, что считается «мягким» или связанным с отношениями.

Пассивным полюсом тени Воина является Мазохист, который демонстрирует самобичевание и проецирует энергию Воина на других, из-за чего чувствует себя бессильным. Этот архетип переносит Труса из детства во взрослую жизнь. Если человек находится во власти трусливого Мазохиста, он будет терпеть слишком много оскорблений в течение слишком долгого времени, а затем взорвётся в садистской вспышке словесного и физического насилия.

Люди с компульсивными расстройствами особенно уязвимы перед Теневым Воином. Трудоголики часто терпят боль и многого добиваются, но их неустанное стремление проистекает из глубокой тревоги. Если вы пренебрегаете своим психическим и физическим здоровьем, вы, вероятно, находитесь под влиянием Теневого Воина. Не чувствуя себя в безопасности, вы можете полагаться на внешние достижения для обретения уверенности. Человек, одержимый «успехом», уже потерпел неудачу, он впадает в компульсивные рабочие паттерны, что приводит к внутренней усталости и выгоранию.

Доступ к Воину
Если человек правильно обращается к Воину, то в то же время, когда он «отстранен», он будет тёплым, сострадательным и созидательным. Он будет заботиться о себе и других. Он будет вести благородные сражения, чтобы сделать мир лучше и более подходящим для всех и каждого. Он будет вести войну за создание чего-то нового, справедливого и свободного.

Волшебник
Маг - это посвящённый в эзотерические знания. Знания, требующие специальной подготовки, относятся к архетипу Мага. Если вы потратили много времени, сил и денег, чтобы получить доступ к тайным силам, вы становитесь кем-то вроде шамана-ученика в племенных обществах, где люди обращаются к вам за советом по поводу своих проблем и недугов тела и разума.

Архетип Волшебника видит сквозь иллюзии жизни и проявляет проницательность. В древние времена, когда король был охвачен гневом и стремился несправедливо наказать других, Волшебник спокойно пробуждал в короле совесть, помогая ему вернуть контроль над собой. По сути, придворный Волшебник служил королю психотерапевтом. Как архетип проницательности и вдумчивости, Волшебник тесно связан с архетипом Мудрого Старика.

Маг - это «ритуальный старейшина», который ведёт других через трансформацию, входя в священное пространство. Он знает, как обращаться с чистой архетипической силой в этом пространстве, используя гимны, молитвы, заклинания и благословения, чтобы призвать божественную силу, защищая посвящённых от её интенсивности и предоставляя им доступ к ней. Концепция сдерживания и священного пространства иллюстрируется Ковчегом в Библии, который символизирует присутствие Бога среди израильтян. Когда волы, тащившие повозку, споткнулись, один из солдат попытался удержать Ковчег и тут же был убит. Только священники, как обученные маги, владеющие божественными знаниями, могли прикасаться к нему.

Аналогичное явление происходит в психотерапии. Терапевт, который не обладает достаточной подготовкой или опытом, - по сути, всё ещё «ученик» - может вызвать у пациента сильные эмоции, которые ни один из них не сможет сдержать, что приведёт к катастрофическим последствиям. Эта тема отражена в архетипе ученика-колдуна у Гёте и в греческом мифе о ящике Пандоры.

Тень Волшебника
Активным полюсом теневого мага является манипулятор. Эти люди используют свои тайные знания в своих целях, обычно для того, чтобы получить власть над другими. В психотерапии это когда терапевт утаивает информацию, которая нужна пациенту, чтобы выздороветь, тонко намекая: «Я обладаю великой мудростью, которая нужна вам, чтобы выздороветь. Обратитесь ко мне за ней и не забудьте оставить свой гонорар моему секретарю на выходе».

Всякий раз, когда мы отстраняемся, не проявляем интереса и скрываем знания, которые могли бы помочь другим, всякий раз, когда мы используем свои знания как оружие, чтобы принижать или контролировать других ради собственного статуса или богатства, мы отождествляем себя с Теневым Магом как Манипулятором, который переходит из детства во взрослую жизнь в образе Всезнайки-Обманщика.

Пассивный полюс Тени Мага называется «Наивным» или «Невинным». Этот человек стремится к власти и статусу, которые обычно ассоциируются с магом, но не желает брать на себя ответственность, которая приходит вместе с положением настоящего мага. Человек, воплощающий «Невинного», завидует жизни и боится, что другие заметят его недостаток жизненной силы и сбросят его с шаткого пьедестала.

Доступ к Волшебнику
Мур и Джиллетт описывают молодого человека, который обратился к своему внутреннему волшебнику после того, как его стали преследовать сны о торнадо, символизирующие его подавленную ярость из-за того, что он рос с родителями-алкоголиками и подвергался физическому насилию. Это разрушило его жизнь и привело к глубокой депрессии. Его психотерапевт посоветовал ему нарисовать торнадо внутри контейнера со свинцовым покрытием. Затем он должен был изобразить линии электропередач и трансформаторы, соединяющие контейнер с уличными фонарями, домами и фабриками, символизируя использование этой энергии.

По мере того, как он осознавал содержимое своего бессознательного с помощью рисования, его жизнь начала меняться. Он набрался смелости, чтобы уволиться с работы и осуществить свою мечту - работать в детском театре, и вскоре ему начали поступать предложения о работе в этой сфере. «Чёрная магия» его хаотичного гнева превратилась в «белую магию» электричества, освещающего его новый путь и позволяющего ему направлять свои первобытные эмоции.

Любовник
Архетип «Любовник» - это то, что поддерживает в нас жизнь и страсть. Существует множество форм любви. Древние греки описывали агапэ как высшую форму любви, воплощающую глубокую жертвенную любовь к Богу и другим людям. Они также выделяли филию (дружбу), сторге (родственную любовь) и эрос (романтическую любовь).

Юнг считал, что либидо включает в себя нечто большее, чем сексуальное желание; оно включает в себя всю психическую энергию и телесные потребности, такие как голод, жажда, сон и секс, а также различные эмоциональные состояния. Любовник воплощает в себе функцию восприятия, сосредоточенную на сенсорных ощущениях - цветах, звуках, вкусах, запахах и тактильных ощущениях.

Любовник играет, воплощается в здоровом теле и имеет глубокую связь с физическим миром. Он видит «мир в песчинке», как выразился Уильям Блейк. Любовник связан с миром не через интеллект, а скорее через чувства. Этот архетип является источником того, что мы называем духовностью или мистицизмом, который присутствует во всех мировых религиях. Как мистик, Любовник интуитивно постигает абсолютное единство всего сущего и стремится испытать его в повседневной жизни. Он ощущает радость и удовлетворение мира животных и растений, а также их боль и страдания. Он должен терпеть боль от того, что живёт, - ради себя и других.

Любовник в первую очередь присутствует в художнике, чья личная жизнь часто бывает бурной, беспорядочной и запутанной, полной взлётов и падений, неудачных браков и злоупотребления психоактивными веществами. Художники живут рядом с пламенной силой творческого бессознательного. Как писал Юнг, «человек должен дорого заплатить за божественный дар творческого огня».

Многие мужчины буквально живут ради острых ощущений от «влюблённости», то есть от попадания во власть Любовника.

Тень Влюбленного
Активным полюсом теневого Любовника является Зависимый Любовник, который спрашивает: «Зачем мне ограничивать себя в чувственных и сексуальных переживаниях в мире бесконечных удовольствий?» Зависимый живёт только ради сиюминутного удовольствия, попав в ловушку цикла удовольствия и боли. Это состояние мешает ему «прийти в себя», затрудняя отстранение и дистанцирование от своих чувств. Когда мы оказываемся в зависимых отношениях, это часто означает, что мы стали жертвой теневого Любовника.

Зависимый любовник вечно неспокоен, он всегда ищет что-то, что не может определить. Такое поведение сохраняется и во взрослом возрасте, поскольку оно связано с зависимостью от матери, характерной для «маменькиного сынка». Зависимый неосознанно ищет абсолютного и непрерывного «кайфа». Он борется с «проблемами границ», поскольку не хочет быть ограниченным. Однако больше всего ему нужен самоконтроль, создание границ с героическими усилиями.

Когда человек теряет связь с Любовником в его полноте, им овладевает пассивный полюс, Импотентный Любовник. Это выходит за рамки «проблем с потенцией». Человек чувствует общую нехватку энтузиазма и жизненной энергии, что приводит к скуке и вялости. Становится трудно вставать по утрам или засыпать, а его речь может стать монотонной. Всё может начать казаться похожим на отрывок из Экклезиаста, в котором говорится: «Всё суета сует, и всё суета сует, - сказал Екклесиаст».

Люди, одержимые «Импотентным любовником», часто страдают от хронической депрессии. Терапевт может заметить, что что-то пытается проявиться в выражении лица или языке тела пациента, но когда его спрашивают о чувствах, он может ответить: «Я не знаю. Просто какой-то туман. Всё размыто». Когда мы в депрессии, у нас просто нет мотивации делать то, что мы хотим или должны делать.

Многие настолько подавляют своего внутреннего Любовника, что им становится трудно испытывать страсть к чему-либо. Проблема большинства заключается не в том, что они испытывают слишком много страсти, а в том, что они почти не испытывают её. Нам трудно испытывать радость, и часто нам сложно жить той жизнью, которую мы представляли себе в начале своего пути.

Доступ к Любовнику
Когда мы обращаемся к архетипу Любовника, мы чувствуем связь, ощущаем себя живыми, полными энтузиазма, сострадания, энергии и романтики в отношении нашей жизни, работы, целей и достижений. Любовник даёт ощущение смысла и помогает другим зрелым мужским архетипам оставаться человечными и связанными с трудностями жизни. Без Любовника эти архетипы рискуют отдалиться от любви и цели.

И наоборот, Любовнику нужны другие архетипы. Хаотичному Любовнику нужен Король, чтобы устанавливать границы, обеспечивать структуру и порядок. Любовнику нужен Воин, чтобы действовать решительно и освободиться от парализующей чувственности, и ему нужен Маг, чтобы обрести объективность и отстраниться от переполняющих эмоций.

Методы
Апостол Павел писал: «Я не понимаю, что делаю. Ибо то, что я хочу делать, я не делаю, а то, что ненавижу, делаю». С психологической точки зрения, нами овладевает комплекс, за которым стоит архетипическая тень. Важно противостоять этим негативным энергетическим формам, прежде чем они приведут нас к поступкам, о которых мы можем пожалеть. Поскольку они нам безразличны, мы безразличны им.

Есть несколько техник, которые могут помочь нам интегрировать зрелые мужские архетипы. Первая из них - это то, что Юнг называет активным воображением, когда человек активно взаимодействует со своими внутренними образами, которые проявляются либо в негативной, либо в позитивной форме. В этих внутренних диалогах мы часто видим, что все эти силы на самом деле хотят, чтобы их заметили, отнеслись к ним серьёзно и почитали. И они имеют на это право. Как только их почитают, а их чувства признают, им больше не нужно проявляться в нашей жизни. Таким образом, человек, который изначально был внутренним преследователем, может стать другом на всю жизнь.

Вторая техника известна как призыв. На этот раз мы обращаемся к мужским архетипам во всей их полноте как к позитивным энергетическим формам. Если диалог с активным воображением - это осознанный, целенаправленный способ взаимодействия с вашими внутренними образами, то призыв - это осознанный, целенаправленный способ вызвать образы, которые вы хотите увидеть. Для этого часто бывает полезно потратить некоторое время на поиск образов Короля, Воина, Волшебника и Любовника. Используйте эти образы в своих молитвах, и по мере того, как вы расслабляетесь и сосредотачиваетесь на образе, осознавайте, что вы, как личность, отличаетесь от этого образа.

Третий метод - вести себя так, «как будто» вы воплощаете качества архетипа, подобно тому, как вы изображаете персонажа на сцене. Если вы играете короля, ведите себя как спокойный лидер своего народа, если вам нужно войти в роль влюблённого, выйдите на улицу и по-настоящему посмотрите на закат, даже если он изначально вас не интересует, - ведите себя так, будто вы цените его цвета и красоту. Если вам нужно войти в роль воина. Наберитесь смелости и делайте дела. Для Волшебника действуйте так, как будто вам есть что сказать. Обнимите тишину, задумайтесь на мгновение, а затем поделитесь глубиной своего жизненного опыта и мудростью. У всех нас этого больше, чем мы часто осознаём.

Заключение
Возможно, никогда не было такого времени, когда зрелые мужские или женские архетипы по-настоящему доминировали в человеческой жизни. Вместо этого мы, кажется, живём под проклятием инфантилизма, и патриархат становится «пуэрархией» - правлением мальчиков. Очевидно, что мир перенаселён не только незрелыми мужчинами, но и властными и жестокими женщинами, которые притворяются зрелыми. Настоящий враг обоих полов - не друг в друге, а в теневых формах их архетипов.

Исторически сложилось так, что структуры и ритуалы помогали достичь более высокого уровня мужской зрелости, но в современном мире, где нет ритуалов, акцент делается на личном богатстве и самовозвеличивании. Тем не менее, наш мир как никогда нуждается в зрелой мужской энергии. То, насколько эффективно мы перейдём от психологии мальчика к психологии мужчины, существенно повлияет не только на нас самих, но и на других людей и мир в целом. Зрелым мужчинам нужно не обижаться на других мужчин, а восхищаться ими. Изменённый внутренний мир значительно повысит способность справляться с трудными обстоятельствами.

Давайте же взращивать и приветствовать великих людей - тех, кто с добротой королей, мужеством древних воинов, мудростью магов и страстью влюблённых станет маяком света в эти тёмные и хаотичные времена.


Рецензии