Метрические книги Николаевской церкви села Тюрино

                О метрических книгах

   Метрическая книга — основной документальный источник при изучении истории своего рода, составлению родословной и генеалогического древа. По законодательству бывшего СССР и большинства стран СНГ метрические книги в течение 75 лет хранятся в органах ЗАГС, а потом передаются в государственные архивы на постоянное хранение. С мая 2002 года в Российской Федерации срок хранения собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния актовых книг, а также метрических книг в органах ЗАГС увеличен до 100 лет.
В отношении православного населения нашей страны ведение метрических книг началось с 1722 года, вместе с упразднением патриаршества и учреждением Святейшего Синода. Православные метрические книги велись согласно определенным формам, первый вариант которых действовал с 1724 по 1838 года и был весьма неполным: в частности, в этот период в записях о рождении ребенка не указывалась его мать.
Второй вариант действовал с 1838 до 1918 годов: в этот период метрики велись на специальных бланках, печатавшихся Синодальной типографией.
Все метрические книги включают в себя три раздела: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших.
Записи о рождении вносились в метрическую книгу во время крещения. Они содержат даты рождения и крещения, имя ребенка, родителей (либо только отца) и восприемников — крестных родителей (во многих случаях это были родственники, что очень полезно в генеалогических поисках), законность и незаконность рождения.
Записи о браке содержат дату сочетания, имена, фамилии, возраст жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, а также фамилии и имена поручителей (свидетелей).
В записях о смерти указывается имя, фамилия, место жительства, возраст умершего и причина смерти. Конечно, это не медицинский диагноз, большинство причин смерти в метрических книгах примерно такие: «от кашля», «от старости», «от слабости», «от боли в голове» или «воспаления в груди».
Ведение метрических книг было отменено декретом Советской власти от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», который передавал регистрацию рождений, браков и смертей «в отдел записи браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе». Церквям было предписано передать имеющиеся у них метрические книги местным органам власти.
Чаще всего метрические книги второй половины XIX – начала XX века хранятся в архиве того региона, куда сейчас входит населенный пункт, в котором жили наши предки. В некоторых случаях метрики могут храниться в районном архиве, районном или областном ЗАГСе, или даже в краеведческом музее.
Более ранние метрические книги чаще всего можно найти в архиве, где хранятся фонды той губернии, куда ранее входил приход.
Объясняется такая сложная система хранения тем, что метрические книги обычно велись в двух экземплярах, первый из которых хранился в приходе, а второй отправлялся в консисторию или другой орган религиозного управления.

                О селе Кошеляево (Тюрино)

   Одно из наиболее ранних упоминаний о селе Кошеляево (так раньше называлось село Тюрино) обнаружено в писцовой книге казачьих и стрелецких земель 1682-го года.    
   После перевода в 1647 году беломестных казаков и стрельцов Шацка под Тамбов, часть их земель пустовала. Этим воспользовались крестьяне дворцовой Черной слободы и на казачьих землях построили село Кошеляево. О захвате земли в Москву написали «казачьи дети, братья и племянники» . Воевода В.Т. Кашкин потребовал от Кошеляевских крестьян объяснений, по какому праву они построили село на истари казачьих землях. Крестьяне не смогли предъявить ему «крепостей» (документов на землю). Выходило, что владели они землей «самовольством», но этим сыском дело и кончилось. Земля осталась за дворцовыми крестьянами. Да и у самих служилых никаких «крепостей» на землю, как правило, не было, кроме упомянутого «истари».
Уже в документах XVII века Кошеляево значится селом с церковью: «Село Кошеляево на речке на Польной Шаче, а в нем церковь во имя Великого Чудотворца Николая древяна, в клецки с трапезою, с одной стороны. Паперть забирана досками. Церковь и клецки олтарь и трапеза и паперть крыты лубем, на церкви глава обита чешуею. Крест и яблока опаивано белым железом, а в церкви строенья икон местных: образ Вседержителя Спаса, образ Пресвятыя Богородицы Казанские, образ Великого Чудотворца Николая.» .
Описание церкви села Тюрино сохранилось в ее страховой оценке от 19 июля 1910 г. : «Николаевская церковь деревянная на кирпичном основании, снаружи обита тесом, внутри обшита полотном и окрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви 12,6 сажень , наибольшая ширина 7,3 сажень, высота до верха карниза 1,6 сажень. На церкви имеется одна глава, больших окон 13 шт., малых на барабанах 2 шт., дверей наружных одностворчатых 3 шт., внутренних 3 шт., иконостас длиною 22 аршина, высотой 9 аршин. Колокольня в два яруса, общею высотою до верха карниза 6 сажень. Ближайшая к церкви чужая постройка, крестьянский жилой дом находится с западной стороны на расстоянии 40 сажень. Церковь построена в 1768 году, строение сохранилось хорошо. Рядом церковно-приходская школа одноэтажная, деревянная на кирпичном фундаменте, вышиной 1,3 сажень, крыта глиной-соломой. Длина школы 4 сажени, ширина 2,6, всего окон 6 штук, вышиной 1,25 аршин, шириною 1 аршин с двойными рамами, дверей одностворчатых 3 шт., печей голландских 1. Школа построена в 1891 году, сохранилась хорошо».
Церковь села Тюрино была закрыта в начале 1930-х годов, сгорела в 1933 году, со слов местных жителей, от поджога. Позже на ее месте был построен зерновой ток.
На сегодняшний день в архивах Тамбова и Рязани сохранились метрические книги этого села начиная с 1754 года. В большинстве книг фамилии не указаны, пришлось их восстанавливать по ревизским сказкам и более поздним записям в метрических книгах. Восстановленная информация выделена курсивом.

                О составе прихода

В состав прихода церкви во имя чудотворца Николая села Кошеляево (Тюрино), помимо самого села, входили также близлежащие деревни: Липяной Дюк, Марьино (Баты) и Дюк (Мишутино). В период с 1841 по 1861 гг. (до постройки церкви Архангела Михаила в селе Казачий Дюк) имеется много записей о жителях деревень Кошеляевка (Казачий Дюк) и Студенец (Студеновка).
 Деревня Липяная (Липяной Дюк) впервые упоминается в метрических книгах 1818 года. Первоначальное название деревни – Липяная, название Липяной Дюк впервые встречается в метрической книге села Казачий Дюк в 1896 году. Весьма возможно, что название Липяная, селение получило из-за обилия в старину в его окрестностях липы. Название же Дюк образовано от наименования ручья, на котором расположено селение. Деревня была основана до 1818 года помещиком действительным тайным советником и обер-шталмейстером Сергеем Ильичем Мухановым (1762 – 1842 гг.), как выселки из близлежащего села Черная Слобода. В 1842 году, после смерти С.И. Муханова, деревня Липяная перешла в совместное владение его 4 незамужних дочерей – девиц Марии (1803 – 1882 гг.), Анны (1804 – 1869 гг.), Елизаветы (1806 – 1866 гг.) и Екатерины (1809 – 1865 гг.) Мухановых.
По данным подворной переписи 1882 года в деревне Липяная (Чернослободский Дюк тож) Казачьинской волости Шацкого уезда проживало 274 души мужского и 305 женского пола (всего 579 человек), в тот числе 95 домохозяев. Грамотных было 23 мужчин и 1 женщина; 11 мальчиков учились в школе. Леса крестьяне не имели. Безземельных было 3 домохозяина. В деревне содержалось 160 лошадей, 186 коров, 868 овец и 319 свиней. 7 дворов имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 10 дворов, не имели никакого скота 2 дворов. Имели избы 91 домохозяев, имели по 2 избы – 7 домохозяев.
К 1910 году деревня Липяной Дюк насчитывала 85 дворов, в которых проживало 290 душ мужского и 298 женского пола. В деревне имелась земская начальная школа. Жители имели по 3 десятин земли душевого надела и занимались земледелием.
К 1980 году в деревне Липяной Дюк проживало 80 человек.
Деревня Дюк (Мишутино) впервые упоминается в ревизских сказках 1816 года. Название Дюк образовано от наименования ручья, на котором расположено селение. Деревня была основана до 1816 года помещиком Никифором Михайловичем Сабуровым с целью создания наследства своему малолетнему сыну Михаилу. Первыми поселенцами деревни стала крестьянская семья, переселенная сюда из села Новиковка Саратовской губернии. В 1821 году владельцем древни Дюк упоминается помещик Кокошкин (вероятнее всего Александр Федорович (1763 – 1825 гг.)), после смерти которого она перешла по наследству его сыновьям: тайному советнику Николаю (1792 – 1873 гг.) и генерал-адъютанту Сергею (1796 – 1861 гг.) Александровичам Кокошкиным. Позднее сюда были также переселены несколько семей из близлежащего села Кистенево (современный Чучковский район).
По данным подворной переписи 1882 года в деревне Мишутино (Дюк) Екатериновской волости Шацкого уезда проживало 114 души мужского и 114 женского пола (всего 228 человек), в том числе 37 домохозяев. Грамотных не было. Леса крестьяне деревни Мишутино не имели. Безземельным был 1 домохозяин. В деревне содержалось 42 лошади, 46 коров, 268 овец и 54 свиньи. 4 двора имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 12 дворов, не имели никакого скота 9 дворов. Имели избы 30 домохозяев, имели по 2 избы – 2 домохозяина.
К 1910 году деревня Мишутино насчитывала 18 дворов, в которых проживало 93 души мужского и 89 женского пола. Жители имели по 3 десятины земли душевого надела и занимались земледелием.
К 1980 году в деревне Мишутино проживало 30 человек.
Деревня Марьино (Баты) впервые упоминается в метрических книгах 1812 года. Деревня была основана до 1812 года помещиком Федором Федоровичем Раллем (1774 – 1859 гг.), как выселки из близлежащей деревни Ново-Даниловское (современная Даниловка) крепостных крестьян.
По данным подворной переписи 1882 года в деревне Марьино Больше-Проломской волости Шацкого уезда проживало 60 душ мужского и 64 женского пола (всего 124 человек), в том числе 22 домохозяина. Грамотных не было. Леса крестьяне деревни
Марьино не имели. Безземельных не было. 3 семьи владели 26,5 десятинами земли на правах частной собственности. В деревне содержалось 29 лошадей, 37 коров, 129 овец и 41 свинья. 1 двор имел 3 и более лошадей. Не имели лошади 9 дворов, не имели никакого скота 9 дворов. Имели избы 19 домохозяев. Бездомовых было 3 домохозяина. На заработки в отход уходило 7 мужчин.
К 1910 году деревня Марьино насчитывала 19 дворов, в которых проживало 67 душ мужского и 81 женского пола. Жители имели по 3 десятины земли душевого надела и занимались земледелием.
К 1980 году в деревне Марьино проживало 10 человек.

                О священниках

Иерей Григорий Павлов (1650 - ?), служил примерно в 1679 – 1682 гг.
Иерей Гаврила Григорьев (1674 – 7), служил в начале 18-го века.
Иерей Афанасий Гаврилов (1715 г. - ?)  служил примерно до 1782 г.
Иерей Данила Афанасьев (1740 г. - ?), сын Афанасия Гаврилова, служил примерно с 1782 по 1797 гг.
Священник Никита Данилов (1774 – 1848 гг.), сын Данилы Афанасьева, служил с 1797 по 1838 гг.
Священник Феофан Федоров Курганский (1816 – 1890 гг.), муж внучки Никиты Данилова Марии, служил с 1838 по 1889 гг.
Священник Никифор Васильев Топильский (1857 – 1916 гг.), муж дочери Феофана Федорова Курганского Александры. Родился, предположительно в Сапожковском уезде, окончил курс Тамбовской духовной семинарии, в 1883 г. рукоположен в сан священника, с 1884 по 1890 гг., служил священником в селе Аладьино Шацкого уезда, служил в церкви во имя чудотворца Николая села Тюрино с 1890 по 1916 гг. Помощник духовно–судебного следователя (с 1891–1901 гг.), с 1899 г. духовник по 1–му Шацкому благочинническому округу, с 1906 законоучитель Липяно–Дюковского сельского начального училища. В 1912 г. награжден орденом святой Анны 3-й степени за исполнение в течение 12 лет обязанностей постоянного члена уездного отделения епархиального училищного совета.
Рыбаков Михаил Васильевич (1891 - ?), муж дочери Никифора Васильева Топильского Елены, работал учителем в Шацкой школе, в 1917 г. служил священником в селе Гавриловское Елатомского уезда, затем с 1917 г. служил в Николаевской церкви. В 1931 г. был арестован и вместе с женой и четырьмя детьми был сослан. Назад они не вернулись.

https://disk.yandex.ru/d/8zQYJsnjsg4EAQ


Рецензии