Пожалеть Саида

Рев моторов полностью заглушал звуки природы. Красота поросших лесом гор затуманивалась клубами пыли с грунтовой дороги. Справившись с затяжным подъемом, колонна военной техники перевалила через высоту. Внизу показались белые, глиняные мазанки домов, утопающие в июньской зелени. Притормаживая на спуске, машины стали медленно втягиваться в горное село. Сержант Сергей Смирнов сидел на броне головной БМП-1. Ожидание засады отзывалось неприятным напряжением во всем теле. По данным разведки, этот населенный пункт был полностью оставлен чеченцами. Бойцы разведбата, всматриваясь по сторонам, держали оружие наготове.

Фигура человека, отделившаяся от красного, кирпичного здания привлекла внимание сразу нескольких солдат. Сергей переглянулся с командиром взвода. Лейтенант Кривцов прищурился и, перекрикивая рычание машины, дал команду-механику водителю остановиться. Мужчина вышел на дорогу в нескольких десятках метров от остановившейся колонны. Несмотря на летний зной на нем был светлый длиннополый плащ и черная шляпа с широкими полями.  Некоторое время чеченец и солдаты смотрели друг на друга.
 
"Как в каком-то гребаном кино," - подумалось Сергею.

Следующие действия мужчины еще больше усугубили киношность всего происходящего. Он снял шляпу, бросил ее на обочину дороги и распахнул полы плаща, как бы показывая, что не вооружен. Все это выглядело неестественно и в высшей степени театрально.
 
"Кто, блин, этот гребаный клоун и что он вытворяет?". Сергей снова бросил взгляд на взводного.

- К машине! Смотрим внимательно, вокруг!

Солдаты посыпались с брони занимая круговую оборону. Кривцов спокойным шагом подошел к чеченцу. Рев машины не позволял услышать о чем говорили мужчины. Разговор был недолгим, после чего чеченец поднял шляпу с земли и вместе лейтенантом подошел к бойцам.

- Это Саид. Он местный учитель. Говорит, что село практически пустое. Так, сержант, бери Кузю и Малого - бегом осмотрите здание и пулей назад.
 
Здание, оказавшееся сельской школой, было пустым. Часть техники втянулась в небольшой школьный двор. Офицеры командовали бойцами, организуя круговую оборону. На Саида почти сразу перестали обращать внимание. Он, как нечто привычное и безопасное хаотично перемещался по школьной территории.

Рытье окопов и капониров под технику заняло большую часть дня. Личный состав рассредоточился, заняв близлежащие дома. Отделение Сергея оборудовало пулеметную точку недалеко от здания школы. В самой школе расположился штаб батальона. Полевая кухня тем временем пыхтела заложенными продуктами, распространяя запах гречневой каши с тушенкой. После ужина, совмещенного с запоздавшим обедом, взводный распределил смены боевого охранения.

Целых три часа до заступления на пост, Сергей  проспал, как убитый, попутно переваривая пищу набитым до отказа желудком. Скорее всего, он проспал бы до утра, но караул поднял свою смену в назначенный час. Вечерние сумерки в незнакомом селе бодрили чувством опасности. Сергей с Кузей заняли небольшой капонирчик с пулеметным гнездом. Малой должен был дежурить в входа в здание школы. Смеркалось быстро. Хотя курение на посту не приветствовалось бойцы садились на корточки и смолили по очереди, пряча сигареты в кулак. Табачный дым прогонял сон и помогал скоротать время.
 
Обычные звуки в расположении подразделения затихали. Бестолковый Кузя после очередной сигареты остался сидеть на корточках, прислонясь к стенке окопа и подремывая. Сергей молча слушал ночь, пытаясь привыкнуть к новому месту. За зданием школы, сломав тишину, затарахтел генератор. Лишившись возможности прислушиваться, Сергей пнул Кузю:

- Хорош, массу давить, подъем, давай! Внимательно смотри. Я пойду Малого, проверю...

Подойдя ко входу в школу, Сергей услышал окрик часового:

- Три!(1)

- Два! Малой, я это. Как тут у тебя - все нормально.

- Нормально. Пока мы спали, приехали то ли "контрики", то ли "особисты". Короче два типа какие-то. Сейчас "чеха"(2)  этого, Саида мурыжат.

- Хм... Чего с него взять-то? Сразу видно, что "пиджак" голимый.
 
- Ну, все свалили - он остался. Какого хера спрашивается? Ему что, больше всех надо?

- Ну, учитель же. Остался за школой приглядеть. Так-то, понять можно. Ладно, разберутся без нас...

Генератор замолчал, возвращая часовым возможность слушать ночь. Но за время его работы в звуках ночи произошли некоторые изменения. Резкие, короткие фразы из глубины школьного коридора чередовались глухими, звуками ударов. Тонкие, прерывистые стоны подталкивали к очевидным догадкам.

- Что это там, Малой?

- Я же говорю, "контрики" с Саидом общаются.

Сергей с минуту постоял, прислушиваясь к звукам избиения. Образ учителя в смешной шляпе и плаще рождал чувство жалости и нарастающего возмущения.

- Гребаные козлы! Зачем они его бьют? Чего с него взять то?

Малой не ответил, затягиваясь в кулак очередной сигаретой. Потоптавшись на входе еще с полминуты, сержант пошел на свой пост. Подходя к капониру и не услышав окрик, Сергей разозлился. Кузя самым наглым образом спал, прислонившись к стене окопа. Подняв его увесистым пинком, Сергей вновь сосредоточился на ночной тишине.

Сначала он подумал, что ему кажется, но чуть прислушавшись понял, что стоны со стороны школы звучат вполне реально. В какой то момент, когда они казалось бы прекратились, из открытого окна по округе разнесся смешанный с рыданием крик. Громкий жуткий звук человеческих страданий прозвучал и захлебнулся, как бы от нового удара. Кузя встрепенулся и посмотрел на сержанта.

- Что это, Серый?

 Омерзение и гнев овладели Сергеем.

- Гребаные уроды! Да, что же они там творят то!?

Ненависть к мучителям, которые истязают свою жертву, отравляла сознание. В какой-то момент сержанту захотелось предпринять, хоть что-нибудь, чтобы прекратить пытку несчастного чеченца. Его лицо кривилось от смешанных чувств, а кисти рук сжимались в кулаки. Несколько раз в душе Сергея рождалось желание пойти к зданию школы, но понимания, что он может предпринять не находилось. Через несколько минут послышались шаги.

- Четыре!

- Один!

Смена караула в середине ночи, давала возможность поспать еще как минимум три часа. Лежа в спальном мешке Серега продолжал прислушиваться. Временами ему казалось, что он слышит что-то похожее на стоны, но так ли это - понять было сложно. Под утро он уснул, почти физически страдая от пережитых эмоций.

Проснувшись поздним утром разбитым и злым, сержант вылез из спальника и потопал во двор школы. Ополаскиваясь водой из импровизированного умывальника, Сергей поглядывал на окна школы, откуда вчера слышались звуки пыток. Ночное происшествие, застрявшее в душе, не давало покоя и толкало на поиск информации.
 
Может Малой что-то знает, - подумалось Сергею. Еще раз глянув на окна школы он потопал в сторону хозпостройки, где расположилось отделение его сослуживцев. Зайдя в помещение, сержант посмотрел на ряд разложенных спальных мешков. Несколько солдат спали после ночного караула. Кто-то просто валялся, наслаждаясь отдыхом и ничегонеделаньем.

- Парни, где Малой?

- Он с "контриками" куда-то на их УАЗике почепал.

- В смысле с "контриками"? Они же сами по себе. А на пост кто за него заступать будет? Полчаса осталось...

- Кривцов Малого позвал. Он тоже с "контриками" поехал...

УАЗик офицеров контрразведки вернулся ближе к обеду. Сергей в этот момент стоял на посту у входа. Подъехав к школе, машина притормозила. Кривцов с Малым выпрыгнули наружу. Взводный махнул рукой и автомобиль поехал дальше. Лица сослуживцев, показались сержанту чересчур довольными.
 
- Товарищ лейтенант, вы куда гоняли? Да еще и с фээскашниками(3)  этими...

- Информацию отработали. Здесь в селе один адрес проверили. Так-то, дом пустой, но мы знали, что он не пустой и вот те на, - лейтенант довольно улыбнулся и полез за пазуху.

Новенький вороненый «ТТ»(4) , со следами смазки притягивал внимание, необычной красотой редкого оружия.

- И, аж целых четыре магазина к нему, - улыбка Кривцова, была по-детски простой и светлой. Весь его вид излучал довольство от ценного приобретения.

- Товарищ лейтенант, можно? – боец протянул руку. Желание потрогать пистолет родилось спонтанно, на какое-то мгновение, поглотив воспоминания о ночном происшествии с Саидом.

- Можно «машку за ляжку и козу на возу», а в армии разрешите, - лейтенант, не переставая улыбаться, произнес стандартную присказку по-инерции. Было видно, что зависть и любопытство солдат ему доставляет дополнительное удовольствие…

- Мы когда схрон в доме нашили, я сразу понял, что этот ствол моим будет. А фээскашники и не сопротивлялись, - офицер продолжал удыбаться. Там две рации с аккумуляторами, карты с подробными пометками и еще, куча бумаг каких-то. Вобщем, прямое попадание с этим «чехом» у нас случилось. Да я, сразу не сомневался – что-то не ладно с этим типом. Так и оказалось…

В течении дня мысли о Саиде продолжали беспокоить Сергея. Его жалобные стоны звучали в голове, рождая смущение, но причастность последнего к схрону с оружием сбивала с толку. Вечером того же дня на посту, сидя на корточках в капонире с пулеметом, сержант расспрашивал сослуживца об обстоятельствах утреннего поиска.
 
- А тебя, Малой, с какой стати они за собой поволокли?

- Ну, как бы выезд на задание. Пусть недалеко тут, и село, вроде как пустое, но, думаю, что для прикрытия – мало ли, засада и все такое. Опять же, - Малой осекся и кинул взгляд на Сергея. Вобщем, Саид этот уже никакущий был – валился с ног. Мы, с Кривцовым, его чуть ли не волоком тащили.

- А что, поломали ему кости или избили так, что стоять не мог?

- Насчет костей не знаю, а порезали его капитально. Пальцы там и не только пальцы, - боец опять украдкой бросил взгляд на сержанта. Морда, опять же – сплошное месиво. Наверное, башку встряхнули так, что и не соображал он уже. «Контрики», боялись, что подохнет он раньше времени и самим придется место со схроном искать. Но нет, не помер. И дом показал и место в доме. Вобщем, слово свое сдержал…

- Какое слово, Малой? Что там за договоренности у «контриков» с этим «чехом»?

- Договоренности очень простые. Когда под утро, «чеха» этого раскололи. Здесь, кстати, Кривцова заслуга – он Саида дожал. Я то, как и ты, думал – зря дядьку мучают. Но лейтенант, как с ума сошел – говорит, чуйка у меня - наводчик боевиков учитель этот. Резать начал его. Сначала пальцы, потом дальше... Саид начал смерти просить, но его продолжали резать – сломался, под утро.  Пообещал в обмен на смерть все рассказать. Ему промедол(5)  кольнули и начали вопросы задавать. «Контрики» там, информации качнули не мало. Утром поехали в село, искать рации и карту.  Потом Кривцов Саида застрелил. Тело в реку спихнули.  Как-то так…

…Почти неделю подразделения разведбата, никуда не выезжали. Обжившийся в селе личный состав отдыхал. Эти тихие дни не приносили Сергею успокоения. Он украдкой погладывал на Кривцова, пытаясь осмыслить произошедшее. Командир взвода был невозмутим. Пытки и убийство лазутчика никак не проявлялись в его поведении. Сержант пытался несколько раз вернуться к разговору о пытках чеченца с Малым. Но сослуживец отвечал односложно, пытаясь уйти от темы. Совершенно неожиданно, разговор про Саида начал сам Кривцов:

- Ну что, Смирнов, Малой говорить, ты по Саиду сильно страдаешь?

Ошарашенный таким вопросом, Сергей застыл, как вкопанный. Не находя слов, он просто молчал и смотрел на командира взвода.

- Я, Смирнов, к тебе без претензий. Ты мой лучший сержант. И после Грозного, и после последних операций, я знаю, что на тебя положиться можно. Потому и спрашиваю, напрямую – жалко тебе «чеха» этого?

- Не знаю. Здесь не про жалость. Просто, неправильно все это как-то.

- Конечно, не правильно, Серый, - улыбка офицера приобрела хищное выражение. Правильно было бы, кормить с полевой кухни разведчика чеченского и ушами хлопать, пока он будет докладывать боевикам о перемещениях наших и обо всем другом. Обо всем, что можно пронюхать, живя, по факту, при штабе батальона. Он же тут, типа, за зданием присматривает. А заодно и за нами всеми. Здорово-то как, не правда ли? Так ведь, сержант? Не молчи, давай! Говори! Так правильно?

Сергей молчал. Жесткая логика взводного сковала его мысли и рождала какой-то странный стыд. Он не понимал чего стыдиться. Более того, некоторое время назад ему казалось, что сам Кривцов замешан в чем-то постыдном и он, находясь рядом с ним, как-будто тоже замарывается этим стыдом. Сейчас же, во время разговора, все переворачивалось с ног на голову. Уверенность офицера и задаваемые им вопросы, наводили на сержанта ощущение слабости и неуверенности.

- Ты, Смирнов, не глупый парень. Я тебя сейчас не ругаю. Я призываю тебя мозги включить и башкой своей подумать. Так вот, включись уже и ответь мне – что, по-твоему, правильно? Да, боец, именно так! Ты мне про неправильность мою сказал, вот я тебя и спрашиваю - в чем я не прав? И поделись уже своими правильными взглядами!

Сергей молчал. Глядя на распаляющегося взводного, ему в какой-то момент вдруг стало страшно. Чувство, что он провинился, трансформировалось в ожидание наказания.

- А еще, Смирнов, я тебя, - офицер грязно выругался – прошу поделиться правильными мыслями и написать их жене, кстати, тезки твоего, старого «контрабаса»(6)  Сереги, который на прошлой неделе погиб в засаде. И еще напиши что-нибудь правильное матерям троих «срочников»(7) , которых мы в этом месяце потеряли!

Кривцов терял самообладание. Его фразы все более наполнялись матюгами и теряли целостность. Сержант сжался и уперся взглядом в землю. Единственное чего ему хотелось – это прекращения разговора. Разговора, который все больше походил на допрос. Допрос этот ощущался, как пытка. Для полноты ощущений не хватало только удара по лицу и вкуса крови на губах.

- Почему ты молчишь, сержант? Я тебе приказываю, рассказать мне, что правильно!

Лейтенант был на пределе. Сергей вспомнил слова Малого, о сумасшествии Кривцова во время допроса. Он сжался, ожидая удара. Удара не последовало. Повисла минута молчания.

- Ладно, Серый, расслабься. Я сказал, что ты мой лучший сержант и от слов своих не отказываюсь. А вопросы, которые я тебе задал, они не риторические. Ты о них подумай. И, когда надумаешь, мы к разговору этому вернемся. Только думай обо всем. И не только о парнях, погибших на глазах наших. Думай и о тех, кого «чехи» в плену резали. Резали, заметь, не ради информации какой-то. Резали, чтобы кино снимать про позорную смерть неверных и свои героические подвиги. Обо всем об этом думай. И только тогда, спроси себя - имеешь ли ты право пожалеть этого Саида? Мы на войне, Серый. Здесь нет места, соплежуйству и прочей тягомотине. Здесь или мы или они – третьего не дано…

…Предложению Кривцова продолжить разговор не суждено было случиться. Он погиб в июле 95-го в Шатойском районе Чечни. Сергею же посчастливилось вернуться с войны живым. Он много думал над словами своего командира. Долгое время доводы офицера, казались настолько железными, что возразить на них было нечем. Однако время шло, и ответы на поставленные вопросы начали  приходить. Эти ответы не укладывались в логику войны, поэтому сложно было представить, могли ли они поменять правду Кривцова. Сергей же определенно знал – тот, кто теряет жалость, всегда проигрывает. Эта уверенность принесла ему большое облегчение. В душе солдата она примиряла смерти его товарищей и замученного чеченца. Он уже не сомневался, что имеет полное право пожалеть Саида. Именно поэтому в его памяти, и погибшие  сослуживцы, и Саид стояли в одном ряду.


ПРИМЕЧАНИЯ:

 
(1) "Три" - пароль устанавливаемый на некий временной промежуток представляет из себя определенное число. Часовой называет произвольную цифру меньше этого числа. Правильным отзывом считается цифра, при которой сумма будет равна паролю. В данном случае пароль был "пять".

(2) "Чехи" - сокращенное наименование чеченцев, употребляемое военнослужащими.

(3) "Фээскашники" - сокращенно, сотрудники ФСК РФ (Федеральная служба контрразведки Российской Федерации). В 1996 была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
 
(4) "ТТ" - Самозарядный пистолет Тульский Токарев калибра 7.62мм.

(5) "Промедол" — обезболивающее средство, применяемое при ранениях и травмах, наркотический анальгетик.

(6) "Контрабас" - прозвище военнослужащих воюющих по контракту.

(7) "Срочники" - прозвище военнослужащих срочной службы.


Рецензии
Иду по берегу. Вижу камень, на нем стая комаров. Накатывает волна, не все успевают взлететь. Нет больше стаи. Утонула.

Ничего не изменилось. Всё идет по плану.

Если ты на войне - выживай. Иначе враг насрёт на твой остывающий труп. И неважно, рубят его сейчас или нет, плачет он или кричит. Завтра ты можешь быть на его месте.

Так было. Так есть. Так будет.

Геннадий Грунин   08.06.2025 01:57     Заявить о нарушении
Но не все, Геннадий, выбирают этот путь. Иисус сказал, что не стоит бояться, убивающих тело.. Ведь у нас есть ещё и душа. Быть может есть в этом мире что-то пострашнее смерти. Например, через кровопролитие, ещё при жизни потерять свою человечность.. Другое дело, что Иисус со Своим Евангелием это маловостребованная фигура. И даже профессиональные верующие извращают Его учение в угоду властям. А учение это, если задуматься, не дешёвка какая-нибудь..
Спасибо, что поделились мыслями..

Алекс Разумов   08.06.2025 07:14   Заявить о нарушении
"Иисус сказал, что не стоит бояться, убивающих тело..."

Давайте попробуем пойти дальше. Христос сказал "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ион 3:6). В этом стихе столько пластов смысла, что не докопаться до дна, но мы скользнем по одному из них. Очень часто люди смешивают понятия плоти и духа и это вводит нас в морально-нравственный ступор.
Бог не имеет никакого дела до дел "плоти". (Вот поэтому я упомянул про стаю комаров на камне).

Физические страдания людей это их проблемы, а ведь именно они заставляют многих оговорить, что если бы был Бог, то он бы такого бардака и горя не допустил.
Творец занимается только нашими душами, а вот в какой они оболочке на сей момент дело даже не второстепенное, а мизерное. Казалось бы - это так жестоко, но парадокс здесь в том, что исправляя свою душу человек волшбеным образом избавляется и от физических страданий. Библия и другие духовные писания - своего рода инструкция по исправлению души, избавлению от мук, скандалов и в финале к хорошей жизни.

Я тут разогнался, приношу извинения, но тема для меня очень интересная, я в ней живу. Хотелось бы сказать последниее. У нас возникает вопрос: хорошо Богу к нашему плотскому нет дела, тогда что он ценит в нас по настоящему? На этот вопрос
очень хорошо ответили стоики 2.5 тысячи лет назад одной историей. Вы идете с братом по лесу, на вас нападают разбойники. Вы от своего отбились, ищите глазами брата, а он в пяти метрах от вас лежит под бандитом, который через миг перережет ему горло. Вы, не раздумывая, бросаете копье в насильника, и попадаете в своего брата, пронзив его насквозь. Разбойник убегает, брат умирает. Вы убийца?

Если судить по плоти, коей является сама драка, бросок копья и смерть, то да, вы убийца, но если судить по духу, то вашим намеринием было спасти брата. Вот что главное. НАМЕРЕНИЕ. Именно оно является нравственным мерлом наших поступков и
только оно одно приближает или отдаляет нас от Творца.

Геннадий Грунин   10.06.2025 03:44   Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий, за целую череду интересных тезисов. Прокомментирую их по порядку:
1. ..Бог не имеет никакого дела до дел "плоти".. - после воплощения в человеческой плоти этот тезис в высшей степени сомнителен. Бог не просто имеет дело до плоти - Бог Сам стал плотью. Мы можем рассуждать и спорить зачем Он это сделал. Признаюсь, мне интересны интерпретации этого факта, но сейчас не об этом. Скажу лишь, что факт остается фактом - Бог принял на себя плоть. И плоть эта, вознесенная в недра Пресвятой Троицы остается с Ней.
2. ..Физические страдания людей это их проблемы.. - поставлю под сомнение и этот ваш тезис. Иисус посчитал необходимым пройти через физические страдания. Опять же, не хочу уходить в частности - зачем это действо было Ему нужно. Фактом остается сакральность Его страданий. Страдания плоти вошли в бытие Творца. Это совершенно сумасшедшая мысль, но мы не можем ее игнорировать! Бог зачем то стал человеком и зачем то прошел через жесточайшие страдания.
3. ..Библия и другие духовные писания - своего рода инструкция по исправлению души, избавлению от мук, скандалов и в финале к хорошей жизни.. - этот ваш тезис достаточно стереотипен, как минимум, для христианства. Несмотря на то, что я христианин, скажу, что мне этот тезис не близок. Я не верю в волевые усилия по исправлению души. Еще апостол признавался, что творит не то, что хочет, а чего хочет творить не может. Думаю, Павел не кокетничал. Он, как и многие другие подвижники понимал, что освобождение от немощей душевных и телесных для человека не возможно. Моя сегодняшняя, рабочая версия очень проста. Быть может она поменяется, но сейчас я думаю, что человек рожден для приобретения опыта. Мы все в этой жизни приобретаем опыт страданий и смерти. Зачем это нужно? Конечно, у меня нет ответа. Но надеюсь, что эти ответы существуют и мы их обретем за гробом. Кроме невозможности исправления души, конечно же в финале жизни нет никакого избавления от мук. Перед смертью наши мучения усугубятся. Умирание наше это весьма болезненный процесс. Насчет хорошего финала.. Его в этой жизни не будет. Некое новое благое существование после смерти - это мой предмет веры..
4. ..Вы, не раздумывая, бросаете копье в насильника, и попадаете в своего брата, пронзив его насквозь. Разбойник убегает, брат умирает. Вы убийца?.. - конечно этот человек убийца. Он это остро почувствует не только после убийства брата, но и после убийства разбойника. И это, к огромному сожалению, я могу утверждать совсем не как теоретик..
5. ..Вы идете с братом по лесу, на вас нападают разбойники. Вы от своего отбились, ищите глазами брата.. - это очень понятная картина с точки зрения человеческой логики. Но учение Иисуса в смысле человеческой логики безумно. Таким образом, если бы эти двое были учениками Иисуса, то они отдали бы разбойникам все, что у них было. И, если угодно, то смиренно приняли бы смерть от их рук. При этом, последние секунды жизни этих учеников Иисуса, были бы наполнены не борьбой с насильниками, а молитвами об их заблудших душах - "спаси их, Господи, ибо не ведают, что творят".. Именно в такой парадигме происходила проповедь Евангелия..
6. .. вашим намерением было спасти брата.. - и в этом намерении, человек согласился на пролитие крови другого человека. Если брат мой христианин, то он спасен Иисусом Христом. После смерти он соединится со своим Спасителем. Верующий христианин не о спасенном брате переживает. Он скорбит о человеке, который в образе зверя, хочет его убить. Так вот, намерение христианина, это не убийство зверя. Намерения христианина - проповедь этому человекообразному зверю Евангелия. В последние секунды жизни, эта проповедь будет заключаться в кротости и молитве. Именно это продемонстрировал на кресте Спаситель. Вместо легиона ангелов, которые могли испепелить насильников, Он кротко принимает смерть и заповедует своим ученикам идти этим путем..
Спасибо, Геннадий, за вашу постановку вопросов. Она, на самом деле, понятна и рациональна. Но Евангелие Иисуса в этом смысле безумно. И в этом безумии, по моему и скрыта Его таинственная духовность. В этом смысле абсолютно понятна массовая невостребованность Евангелия. Люди боятся безумствовать. Поэтому из христианства сегодня слепили уродливую милитаристскую подделку. Эта подделка рождает свою субкультуру - шевроны с Иисусом носят солдаты. Жрецы освящают оружие и благословляют на убийства. В пантеоне угодников Божиих эффективные военачальники, которые профессионально проливали кровь. Вообщем, все это, нормально и естественно для животного мира. Но Иисус, хотел дать нам учение, где мы станем людьми. Людьми с которыми Бог мог бы общаться на равных, как с друзьями. К сожалению, наше скотство нам гораздо ближе))

Алекс Разумов   10.06.2025 10:41   Заявить о нарушении
Алекс, спасибо вам большой за развёрнутый ответ. Я в нём почерпнул много интересного. Для меня он — как мозговая косточка Шарику. Утащу в будку и буду обгладывать мясцо, а потом полировать эту кость до белизны. Не часто приходится общаться с собеседником такой глубины.

У меня со временем выкристаллизовался следующий образ Духовности:

Если я верю в то, что Творец управляет всеми процессами Сам или с помощью законов (а может, и гибридно — кто знает?), то я не имею права возмущаться окружающим миром. Иначе моя вера — и не вера вовсе, а упражнение. Итак, я принимаю мир таким, какой он есть, и не моё дело о нём судить или, не дай Бог, его «улучшать».
Моё дело — спасение своей души. Как говорил Серафим Саровский: «Спаси себя сам — и тысячи вокруг тебя спасутся».
«Спасёшь и себя, и слушающих тебя» (1 Тимофею 4:16).

Поэтому даже если мир будет на боевых гранатах штамповать крест, полумесяц или голубя с оливковой ветвью, даже если снова пойдут крестоносцы с мечами в виде распятия «нести добро» в люди — у меня не будет никаких вопросов к сути бытия.

Я как-то был на острове Аруба в Карибском море. Там есть церковь XVI века. Её построили белые люди. Когда они пришли на остров, то убили всех сопротивлявшихся аборигенов, остальных обратили в рабство и конвертировали из язычества в христианство. Я стоял в этой церкви, смотрел на море и представлял себе весь этот процесс. Люди несли цивилизацию (как они считали), «добро» в массы, а мне было жалко аборигенов. Мне казалось, что и в язычестве они бы жили неплохо, особенно те, кого убили «гуманисты», улучшащие мир. Опять же, кто я такой, чтобы ставить под сомнение дизайн Творца?

Поэтому работаю только над собой — и от этого мир рядом со мной меняется в лучшую сторону.

Да, я верю в исправление души, потому что каждый день её исправляю: борюсь с плотью, пытаюсь стать лучше. Многое поборол через страдания и увидел результат. Вы привели мой любимый стих о совести, грехе и борьбе плоти с духом: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»* (Рим. 7:15-20).

Не всегда удаётся побеждать, но бывают и успехи — причём крупные. В данном случае всегда пытаюсь найти в каждом стихе инструкцию для жизни — и нахожу. Пусть это выглядит стереотипно, но это реально рабочая схема.

Не буду более мучить клавиатуру. Просто скажу вам об одном своём наблюдении.

Почему каждый живой организм питается другим живым организмом? Вам не кажется, что «убийство» вписано в устройство мира органично — как процесс эволюции (зерно должно умереть, чтобы прорасти и стать колосом)? А люди уже начали раскрашивать это состояние в мрачные краски и морализировать на эту тему — и всё только потому, что все боятся смерти.

Я — христианин, как и вы, но в своё время увлекался разными духовными практиками.
После учения Гаутамы Будды начал ходить чуть ли не на цыпочках, боясь ненароком задавить жука, чтобы не стать убийцей. Даже в огороде боялся пропалывать сорняки. Боль растения, лишающегося жизни, давила на меня. Потом я подумал: "так можно съехать с катушек". Ведь если ты жалеешь сорняк, то как быть с бактериями
и прочими организмами? Ты же травишь их антибиотиками, чтобы выжить самому. Может, стоит поступить «благородно» — не убивать бактерию, а умереть, чтобы избежать насилия?

Где градация: кого можно прихлопнуть, а кого нельзя, чтобы душа не мучилась? Кто судья?

Геннадий Грунин   11.06.2025 03:26   Заявить о нарушении
..Если я верю в то, что Творец управляет всеми процессами Сам или с помощью законов (а может, и гибридно — кто знает?), то я не имею права возмущаться окружающим миром..
Хм.. Знаете, Геннадий, очень давно, лет двадцать тому назад, у меня был интересный разговор со священником. Я спросил, почему Иисус сказал женщине - «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».. Для Творца мира эта очень странная постановка вопроса. Так вот, мне было предложено толкование, которое предполагает некую педагогичность этого момента. Батюшка предположил, что нарочитая жестокость слов Христа имела своей целью вызвать протест учеников. То есть, Иисус желал, чтобы милосердие в сердцах апостолов начало бороться с законом. Признаюсь, эта мысль показалась мне интересной.
Исходя из этого, я полагаю, что наше, как бы осуждение Бога, не есть нечто априори кощунственное. Мы, как бы пытаемся понять Творца и требуем у него ответов. В моей книге, которая, кстати, продается в храме есть юношеское стихотворение, которое возмутило не мало людей:

Я вспоминаю – что мне было надо,
Когда ходил я в садик малышом.
Мне нужно было маму видеть рядом.
Мне мамой стала бабушка потом.

Я горевал, когда все уходили
И плакал горько в садике подчас.
Меня, как всех, наверное любили,
Но слезы, все же капали из глаз.

Я все игрушки, сладости и игры
Отдал бы, за отсутствие разлук.
Но жизнь, увы, – водоворот страданий
И только в смерти мы покинем этот круг.

Кто создал этот мир? Кто этот ад придумал?
Вопрос немой из миллионов глаз.
Он, Этот Кто то, ждет меня за гробом.
Ответишь, Бог? За что ты мучил нас?

Последнюю фразу многие считают не просто дерзкой, но кощунственной. Так ли это? Я так не думаю. Многие мои религиозные эссе ("Грех нелюбви", "Благость Бога" и другие) написаны в подобной тональности. Я не думаю, что наш Бог обидчив. Более того, я полагаю, что он желает этих наших вопрошаний.
В какой-то момент, подобная постановка вопросов, привела меня к желанию визуализации некоторых текстов Библии. Я недоумевал от жестоко убийства Анании и Сапфиры. Мне были отвратительны традиционные толкования этого отрывка. И я написал новеллу "Благословенная смерть Анании и Сапфиры". Я испытывал омерзение от убийства Иисусом Навинов женщин и детей. Меня глубоко ужасали комментарии христиан относительно этих убийств. И я написал новеллу "Ошибка Иисуса". Безумие Авраама, готового убить сына подтолкнуло меня к написанию рассказа "Страшные вопросы Сережи". Сотни глоток перерезанных пророком Илией легли в основании миниатюры "Заклание Яни". Не буду все перечислять, скажу лишь, что центральным произведением этой серии является "Геула". Идею ада, я считаю примитивной манипуляцией..
По итогу, сейчас, мне думается, что ваше табуирование в осуждении Творца, это позиция довольно искусственная. Могу предположить, что она рождена стремлением к благочестию и некоей духовной осторожностью. Это все добрые мотивы. Но они рождают духовные тупики и насилие над совестью. Вспомните, диалог Иова и его друзей. Друзья предлагают Иову покаяние, там где это покаяние неуместно. По итогу, Господь не одобряет тезисы друзей. Он начинает разговор, там где звучит сердечный протест.
Мне думается, что в нашем странном мире, богобщение имеет право на вопли Иова. Если некто согласен со всем происходящим, то либо ему известно о Промысле чуть больше остальных, либо же он не испытывает потребности в ответах на сложные вопросы..
Ваши размышления относительно отказа от убийств ради пропитания мне очень близки. Я хотел бы обезуметь настолько, чтобы отказаться хотя бы от мяса. Во всяком случае, совесть обличает меня в этом..

Алекс Разумов   11.06.2025 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.