Перикл

Любуйся на премудрый лик,
Глядящий на тебя с улыбкой,
Слегка под шлемом он поник
На вые мужественно-гибкой.
Великодушен губ изгиб,
Небрежный вид брады кудрявой
И взор мечтательно-лукавый —
Вот эллина чистейший тип.
Н. А. Некрасов.


Перикл родился в Афинах в период между 495 и 494 гг. до н.э.
Имя будущего знаменитого полководца и флотоводца в переводе с греческого означало «окружённый славой».
 Отец Перикла – знатный военачальник принадлежал к одному из древнейших афинских аристократических родов.
 Детство Перикла протекало на фоне важнейших событий Греко-персидских войн – вторжения наземных и морских сил персидских царей Дария I и Ксеркса.
Мальчик рос в достатке, не зная бед. Однако с ранних лет его преследовали серьёзные испытания. С рождения Перикл отличался от сверстников большими размерами головы, что стало предметом многочисленных насмешек и обидных прозвищ (в последствие полководца изображали на бюстах и скульптурах исключительно в шлеме). Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отца, победившего персидский флот у мыса Микале, изгнали из Афин.
До 7 лет мальчик проводил время на женской половине дома.
 В 7 лет Перикл перешёл под начало отца - Ксантиппа и до 14 лет учился в школе грамоте и основам наук и искусств.
Затем, до 21 года, были занятия физкультурой в палестре. Но, как умственно очень способный юноша, Перикл продолжал  совершенствовать свои познания в точных и гуманитарных науках, обучался у самых известных тогдашних философов – Зенона и Анаксагора.
В итоге он получил прекрасное образование.

***

Перикл мог спокойно жить в роскоши на доходы, оставшиеся от отца, но юноша решил посвятить себя служению благу Афин.
Перикл достиг больших успехов в ораторском искусстве, превосходно знал историю, географию и законодательство. Очень быстро он стал одним из лидеров демократической партии.
Чтобы стать истинным патриотом и гражданином Перикл 3 года прослужил в афинском войске, пройдя путь от простого гоплита до командира отряда.
 Около 20-летнего возраста Перикл уже был одним из хорегов - устроителем на свои средства театральных представлений - он прославился тем, что на собственные деньги поставил трагедию Эсхила «Персы».
Пройдя военную службу, Перикл около 28 лет, как положено, уже имел свой дом, жену и детей.
Как прекрасный оратор, он выделялся среди партии сторонников расширения прав демоса и к 30 годам (в 464 году до н. э.) впервые был избран одним из  стратегов и участвовал в морской экспедиции.
Обычно на путь активной политической деятельности вставали, занимая низовые должности, с 35 лет - когда начиналось акме, вершина жизни. Случилось так, что Перикл стал одним из ведущих политиков-демократов раньше, после убийства в 462 году до н. э. их вождя Эфиальта.
Он возглавил сторонников демократии, войдя в политическое противостояние с другим знаменитым полководцем – Кимоном.
В ходе длительной политической борьбы Перикл одержал вверх и добился изгнания из Афин своего главного конкурента. И хотя позже Кимон получил право вернуться в отечество, политический авторитет и общественное влияние Перикла росло год от года.
В 459 году до н. э. Афины начали войну против могущественного полиса Коринфа, занимавшего промежуточное положение между Аттикой и Пелопоннесом. Вскоре на стороне Коринфа выступила и Спарта – главный политический противник Афин. В 457 году до н. э. при Танагре афинская армия была разбита спартанцами. В этой битве Перикл сражался как простой воин, поскольку к тому моменту лишился своей должности военачальника.
Должность стратега Перикл вернул себе лишь летом 453 года до н. э. Ему удалось совершить успешный поход к берегам Коринфского залива, нанеся поражения противнику близ городов Сикион и Ойниада. После этого боевые действия практически прекратились и стороны пошли на примирение.
В 449 году до н. э. важной и трудной победой Эллады завершилась полувековая война против Персии.
В 448 году до н. э. из-за обладания главной греческой святыней – Дельфами между Афинами и Спартой вспыхнула «Священная война». На территории Беотии (провинции, где находились Дельфы) афинская армия потерпела поражение. Против Афин выступил остров Эвбея, куда прибыл спартанский царь Плейстонакс. Летом 446 года до н. э. Перикл совершил экспедицию на Эвбею, подчинил остров своей власти, изгнав оттуда спартанцев.
Следующим военным успехом Перикла стала кампания 440-439 гг., в ходе которой он с флотилией из 44 кораблей разгромил самосский флот, а затем в ходе девятимесячной блокады заставил Самос и Византий капитулировать.
В 437-435 гг. до н. э. Перикл совершил успешную экспедицию к черноморскому побережью Малой Азии, основав афинскую колонию в Синопе и Амисе, а затем достиг берегов Крыма. Установив дружеские отношения с Боспорским царством, Перикл смог наладить бесперебойные поставки зерна в Афины из Северного Причерноморья.

• Вот какую характеристику военным дарованиям Перикла дал советский историк Феликс Наумович Арский – специалист по истории Древнего мира:
 «Как стратег, Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным путём получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец…».

В 431 году до н. э. между Спартой и Афинами вспыхнула новая война, получившая позже название Пелопоннесской. Спартанский царь Архидам II предпринял вторжение в Аттику. Понимая, что Афины не готовы к генеральному сражению на суше, Перикл послал эскадру из 100 боевых кораблей к берегам Пелопоннеса. Афинские корабли наносили большой ущерб торговому флоту Спарты и её союзникам, а также при помощи десантов грабили прибрежные города. Архидаму пришлось покинуть Аттику.
В ходе кампании 430 года до н. э. Перикл при помощи флота уничтожил локридских пиратов – союзников Спарты, а сухопутные афинские силы жестоко разорили Мегару и Эгину – полисы, которые сражались за спартанского царя. Сам Перикл намеревался совершить набег на берега Спарты, но в пути афинский флот оказался охваченным эпидемией чумы. От болезни умерли старшие сыновья Перикла.
Смертельная зараза была расценена афинским обществом как кара богов за гордыню Перикла. Стратега отстранили от командования армией и флотом, обвинили в присвоении общественных денег и приговорили к уплате крупного денежного штрафа. Перикл сумел уплатить требуемую сумму. Чума не получила характер эпидемии. Афинский народ посчитал, что «боги простили» Перикла и вновь избрали его стратегом.
 Военачальник немедленно приступил к осаде крепости Потидея на полуострове Халкидика.

***

Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив.
Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем.
Правда, он имел физический недостаток - у него была голова необычной продолговатой формы. Политические противники прозвали его за это  Луковицеголовый.
Перикл производил сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойствием, и великолепной выдержкой.
Всех превзошёл своим искусством произносить речи – был прекрасным оратором. Даже его противник, тоже мастер произносить речи, на вопрос кто более искусен произносить речи ответил: «Если даже в борьбе мне удастся повалить Перикла, он встанет и убедит всех присутствующих, что это я, не он, лежал на обеих лопатках».
 Он был энергичным, целеустремлённым человеком. и не занимался ничем, кроме государственных дел. Жители даже шутили, что он знает только две дороги: в Народное Собрание и Совет Пятисот.
При этом граждане восхищались неподкупностью, честностью  и бескорыстием своего стратега.
Плутарх писал, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец.
Как полководец Перикл славился своей осторожностью. Он не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.
За эти качества Перикла выбирали 14 лет подряд первым стратегом (443-430 года до н. э.).
  Даже занимая высокие должности, Перикл  оставался доступным всем гражданам, общавшимся с ним на равных.
 Плутарх приводит рассказ о том, как с народного собрания Перикла сопровождал по дороге к дому человек, осыпавший его упрёками и бранью. Когда Перикл дошёл до своего дома, он приказал своему рабу, несшему фонарь, проводить его собеседника.
Перикл пришёл к власти благодаря своему исключительному умению убеждать.
 Он отличался рассудительностью, глубоким знанием философии и способностью принимать обдуманные решения.
Однако его главной силой как лидера была способность влиять на умы людей посредством выразительной речи.

***

Реформы Перикла продолжили развитие демократии в Афинах.
Одним из верховных органов власти наряду с Народным Собранием, был ареопаг. Его представляли 9 архонтов. Избирались они голосованием.

• Перикл начал свои реформы с того, что отменил голосования при избрании архонтов. Теперь чиновников выбирали при помощи жребия.
 Этим он добился абсолютной честности выборов.
Для жребия использовались два сосуда – в одном находились таблички с именами кандидатов, в другом – чёрные и белые бобы. Если после оглашения имени из второго сосуда доставали белый боб – кандидат считался избранным на должность.

Следующие реформы Перикла касались прав населения.

• По его настоянию, гражданином Афин теперь считался только тот, чьи родители были афинянами.

• Перикл сделал оплачиваемыми государственные должности.
Это было сделано для того, чтобы допустить к управлению государством малообеспеченных граждан и другие слои простого населения.
 Деньги платились из казны, и их должно было хватить на покупку необходимых продуктов для небольшой семьи. В первую очередь это касалось судий, которые много времени посвящали рассмотрению дел. Бедняки, вынужденные постоянно работать, не могли себе позволить участвовать в государственной деятельности. Перикл считал это несправедливым и изменил существующий порядок вещей.
 
• Кроме того, Перикл добился выплаты пособий инвалидам, старикам и сиротам.

• Устраивал массовые праздники («когда народ веселится, он не замышляет дурного!»).

• Он ввёл раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений («театральные» деньги для беднейших афинян).


За проведённые реформы Перикл получил достойную награду – народ назвал его «отец афинской демократии».
Главным органом управления при нём оставалось народное собрание – экклесия - верховный орган власти.
В нём участвовали граждане - мужчины с 20-ти летнего возраста.
Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено проводить собрание на холме, носившем название Пникс, вмещавшем 20 тысяч человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней.
Собирались 3-4 раза в месяц. Тайным голосованием – подачей белых или черных камешков – собрание:
• объявляло войну,
• утверждало мирные договоры,
• принимало законы,
• утверждало расходы,
• а иногда и вершило суд.
 Любой участник Народного собрания мог также предложить свой закон.
 Процедура его утверждения выглядела следующим образом: закон для начала передавался в Совет пятисот, когда результаты обсуждения закона становились известны, он выносился на голосование в Народном собрании. Голосование проходило в любом случае, даже если Совет пятисот закон отклонил.
Десятерых стратегов сроком на один год выбирали поднятием рук.
 Должность первого стратега была самой важной в Афинах.
 Он:
• руководил войском и флотом,
• ведал отношениями Афин с другими государствами.
Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства, и гордились тем, что участвуют в управлении своим полисом.
Совет пятисот - один из высших органов власти.
Членов Совета избирали, как и на другие должности в Афинах, жребием.
Члены Совета пятисот решали такие задачи, как:
• наблюдение за казной,
• строительством кораблей, храмов и городских водопроводов.
Совет пятисот обладал также судебной и законодательной властью, то есть вносил предложения о создании новых законов.
Народное собрание в Афинах. В нем принимали участие только граждане, переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.)

• Очень многое Перикл сделал, для того чтобы превратить Афины в красивейший культурный город.
При нём началась масштабная реконструкция Акрополя - высокого холма, где располагались важнейшие храмы города, хранилась казна и оружие.
Он поощрял, стимулировал труд скульпторов, художников, архитекторов.
Ещё свежи были воспоминания о недавних греко-персидских войнах, поэтому многие памятники, например статуя Афины и храм Парфенон, должны были увековечить победу греков над персами.
 Возводились защитные стены (город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами).
На строительстве работало огромное количество жителей города, и таким образом, была снята проблема попрошайничества. Теперь каждый желающий мог получить работу.
Перикл не пожалел средств на украшение города - строительство новых зданий на Акрополе.
Тем самым решались 2 задачи:
• достойно украсить ведущий центр демократии в Элладе и
• дать работу многим людям.

В итоге:
-   на западной стороне Акрополя были построены Пропилеи — ворота на Акрополь в виде мраморной колоннады.
-  Колоссальной статуей Афины-Защитницы, созданной Фидием, была украшена главная площадь Акрополя,
-   а в его южной части построен знаменитый храм Афины Парфенон.
-   Вне стен Акрополя были построены также Тесейон - храм Гефеста, и Одеон – место, где афиняне проводили свои музыкальные состязания.
-   храм Эрехтейон - вместо колонн стояли кариатиды – каменные фигуры девушек;
-   театр.

Если Акрополь создавался как культурный центр Афин, то вся экономическая и политическая жизнь протекала на Агоре - главной площади Афин. Здесь можно было встретить любой товар и отдохнуть после покупок в тени портиков - полуоткрытых помещений, крышу которых поддерживали колонны. На Агоре же располагались резиденция афинского правительства и судий. Рядом находились высеченные в камне Афинские законы.

Другие мероприятия Перикла в должности первого стратега:
• укрепление войска и флота (войска под его руководством всегда одерживали победу),
• укрепление Афинского морского союза,
• создание поселений беднейших граждан (клерухий), где они получали землю во владениях союзников.
• Известно, что Перикл совершил морскую экспедицию в Понт Эвксинский (Чёрное море), где добился союзных отношений с колониями – Синопом (в Малой Азии), Ольвией (в устье Южного Буга), Аполлонией Понтийской (Созопол (Болгария), и договорился о переселении туда афинян.

***

В Афинах при Перикле сложился кружок учёных людей, близких к нему. Туда входили:
• бывший наставник Перикла Анаксагор,
• философ Сократ,
• драматург Софокл,
• скульптор Фидий,
• историк Геродот,
• философ Протагор,
• Аспазия - образованная гетера (свободная женщина), приехавшая в Афины из Милета в Малой Азии.
 Перикла настолько привлекла эта незаурядная женщина, что он развёлся со своей первой женой (от которой имел двух сыновей) и женился на Аспазии.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях.
Фидия обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. И в том, что он изобразил на щите Афины среди воинов Перикла и самого себя. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду, её взвесили и убедились в честности этого человека. Но он умер в тюрьме.
Не смог помочь Перикл и Анаксагору, обвинённому жрецами в безбожии - лишь организовал отъезд учёного из Афин.
 В безбожии обвинили и Аспазию, а самого Перикла - в том, что он попал под влияние не гражданки. Но тут первый стратег убедил суд, что Аспазия слишком прекрасна, чтобы наказывать её. Более того, он добился предоставления гражданства своим детям от Аспазии (а ведь указ о воспрещении давать гражданство детям хотя бы одного родителя - не гражданина (метека) подготовил ранее сам Перикл, чтобы не увеличивалось резко число афинских граждан.
Перикла самого неоднократно критиковали, что он тратит много денег. И он сказал народу: «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» И раздались голоса «Да, да слишком много!» И он заявил, что вернёт в казну всё до последней драхмы. А затем прикажет написать на всех постройках: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства» И демос не захотел уступить ему славу возведения Парфенона и замечательных построек. Его отчёт был утверждён.

***

Перикла не манила военная слава и он не был сторонником военных авантюр.
 К примеру, он предпочитал подкупать своих врагов, а не сражаться с ними, то есть берёг жизни своих сограждан.
Плутарх сообщает, что он давал взятки даже спартанцам и добился того, что они отступили из Аттики.

***

На закате своей жизни Перикл произнёс речь в похвалу Афинского государства, ставшую как бы итогом его деятельности. Её приводит в своей «Истории» Фукидид:
«...Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называют народоправством...
...В нашем государстве мы живём свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений: мы не питаем неприязни к соседу, если он в своём поведении следует личным склонностям, и не выказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным.
 Мы ввели много разнообразных развлечений для отдохновения души от трудов и забот; из года в год у нас повторяются игры и празднества. Красивые дома и их обстановка доставляют наслаждение и помогают рассеять заботы повседневной жизни. И со всего света в наш город, благодаря его величию и значению, стекается на рынок всё необходимое, и мы пользуемся иноземными благами не менее свободно, чем произведениями нашей страны.
  ...Мы всем разрешаем посещать наш город и никогда не препятствуем знакомиться и осматривать его и не высылаем чужеземцев из страха, что противник может проникнуть в наши тайны и извлечь для себя пользу.
  Между тем как наши противники при их способе воспитания стремятся с раннего детства жестокой дисциплиной закалить отвагу юношей, мы живём свободно, без такой суровости, и тем не менее ведем отважную борьбу с равным нам противником...
  Нас не тревожит заранее мысль о грядущих опасностях, а испытывая их, мы проявляем не менее мужества, чем те, кто постоянно подвергается изнурительным трудам. Этим, как и многим другим, наш город и вызывает удивление.
 Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаёмся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Признание в бедности у нас ни для кого не является позором, но больший позор мы видим в том, что человек сам не стремится избавиться от неё трудом.
 Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаём человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.
 Одним словом, я утверждаю, что город наш - школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с лёгкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях. И то, что мое утверждение - не пустая похвальба в сегодняшней обстановке, а подлинная правда, доказывается самим могуществом нашего города, достигнутым благодаря нашему жизненному укладу...»

***

В сентябре 429 года до н. э. Афины поразила эпидемия чумы.
 В числе зараженных оказался и Перикл.
Его друзья и родственники, собравшись у постели умирающего, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Они говорили, думая, что Перикл потерял сознание и не слышит их.

• Вот как описывал последние минуты жизни Перикла древнегреческий историк Плутарх:
 «Когда Перикл был уже при смерти, вокруг него сидели лучшие граждане и остававшиеся в живых друзья его. Они рассуждали о его высоких качествах и политическом могуществе, перечисляли его подвиги и количество трофеев: он воздвиг девять трофеев в память побед, одержанных под его предводительством во славу отечества. Так говорили они между собою, думая, что он уже потерял сознание и не понимает их.
Но Перикл внимательно всё это слушал и, прервавши их разговор, сказал, что удивляется, как они прославляют и вспоминают такие его заслуги, в которых равная доля принадлежит и счастью и которые бывали уже у многих полководцев, а о самой славной и важной заслуге не говорят: «Ни один афинский гражданин, – прибавил он, – Из-за меня не надел траурного плаща».
Это и впрямь самая главная его заслуга как одного из самых великих правителей Афин. Обладая практически всей полнотой власти, он всё это время правил столь мудро и справедливо, что никого не обидел своей несправедливостью и не вверг в пучину горя!

• Ещё более высокую оценку деятельности Перикла дал Фукидид:
 «Пока Перикл в мирное время стоял во главе города, он всегда управлял мирно и справедливо, прочно укреплял его безопасность, и при нём город достиг вершины могущества. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После его кончины афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны… Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом.
Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами».

Перикл вошёл в историю как стратег, всегда стоявший на стороне простого народа — демоса. Сам он жил очень скромно и главным делом жизни считал работу. При этом он всё делал для развития Афин.
При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета.
Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.
Именно во времена Перикла Афины стали самым могущественным полисом всей Эллады, достигли политического и культурного расцвета.
 Перикл остался в воспоминаниях древних историков талантливым полководцем, великолепным оратором и реформатором, который во всём опирался на мнение народа.


Рецензии