Дом, который построил... ты

(О мировоззрении, по следам дискуссий)

Как правило, каждый человек на этой планете имеет свое жилище, которое, в зависимости от географических и климатических условий устроено так, что бы максимально оградить человека от негативного воздействия внешней среды и подарить человеку спокойствие, тепло и уют.
Вряд ли кто из нас, скажет, что ему не нужен дом.
По большому счету, вся наша земная жизнь подчинена именно этому, то есть, обретению и благоустройству своего жилища. И в зависимости, от способностей человека, воли и  приложенных усилий, каждый из нас имеет тот дом, которого достоин.
Это то, что касается нашего земного жилища.

Но, кроме земного дома, человек призван к строительству дома духовного. Христос говорит, что «Царствие Божие внутри вас есть» (Лук.17:21)
А апостол Павел пишет, что каждый из нас сам строит свой внутренний духовный храм:
«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит…»
(1Кор.3:10-16)
Это значит, что человек обязан не просто строить «нечто», но иметь полное представление о том, что он строит, и это ведение определяется духовным мировоззрением. Оно позволяет человеку создавать и реализовывать личный (внутренний) духовный проект Небесного Царства, который в свое время пройдет испытание огнем, то есть, Истиной.
И чем прочней «строение», тем больше шансов, что оно устоит в испытании стихией.  Прочность же строения, напрямую зависит от целостности мировоззрения, которое и созидает «технический» проект будущего духовного здания.
В этом строении, от цокольного этажа до крыши, все должно быть гармонично и взаимосвязано, иначе вместо крепкого благоустроенного жилища мы получим деревянный барак с водой и «удобствами» на улице.
Но это в лучшем случае, а на практике дела иногда обстоят еще хуже.

Большинство верующих живут в «типовой» духовной застройке вроде панельных «хрущевок», что вполне соответствует современному общепринятому духовному мировоззрению, выстроенному на святоотеческом основании по принципу мнения большинства, что совсем не означает автоматического равенства Истине.
В таких домах вроде бы все есть, но комфортно жить в них невозможно.
Потолки низкие, комнаты маленькие, двери узкие, лифта нет, зимой холодно, летом жарко, крыша течет, а в подвале сырость и плесень…
В общем, на Рай не похоже.
В таких мировоззренческих «хоромах» живут те, кто просто, без каких либо рассуждений, принял предлагаемое общепринятое (усредненное) духовное видение.

Но, среди верующих есть и те, кто понимает, что Царство Божие не может быть похоже на панельную «хрущевку». И у таковых «бунтарей» есть два варианта: либо попробовать перепланировать свою квартиру в «хрущевке», либо строить свой, «частный» дом.
Перепланировать в «хрущевке» ничего не получится, так как убрав одну из панелей, которые в «хрущевке» практически все несущие, ты априори рушишь все строение.
Поэтому, здесь доступен только косметический ремонт, что очевидно не устраивает тех, кто задумался о максимуме, то есть «Царских палатах».
Остается второе: продав квартирку в «хрущевке», начать строить свой «дворец».
И здесь вновь возникает два варианта действий.

Если у «строителя» имеется целостное мировоззрение, то у него имеется возможность обрести и целостный архитектурный проект того, что он собирается возводить. А значит, приехав на рынок строительных материалов, он будет брать не то, что «красиво» или «модно» (одобрено большинством), а ровно то, что ему необходимо согласно утвержденному проекту. Да и сами работы по возведению жилища, будут производиться строго по расписанным «схемам» и «графикам», иначе ничего не выйдет.

Если же «строитель» не имеет целостного мировоззрения, то он по факту, не может иметь и целостного проекта своего будущего жилища, и фантазии тут не помогут.
Даже, если выбрать на рынке самые «правильные» строительные материалы, и свести их в кучу на строительную площадку, то без проекта здания, собрать все это воедино все равно не получится.
Вот и приходится наблюдать, уже довольно привычную картину таких духовных «долгостроев», когда строитель сидит среди кучи «железобетонных» оригинальных строительных блоков, перебирает их, восхищается их красотой и «неземным блеском» (прямо как Кай из сказки «Снежная королева», который восхищался кристаллами льда в ледяном царстве Королевы), иногда выкладывает их по периметру на всеобщее обозрение, но так ничего и не строит, потому что не может сопрячь воедино более двух-трех блоков. И это не смотря на то, что строитель, зачастую облечен духовными званиями и регалиями.

И даже то, что на соседнем участке уже построен дом, в котором есть и вода и тепло и «удобства», не сподвигают такого «строителя без мировоззрения», к делу. Он тешит себя мыслью, что когда нибудь, в будущем, его куча «красивых» и «модных» блоков сама собой сложится в прекрасный дворец. А не сложится, и не надо, и так проживу.
Только вот есть нюанс. Пока на дворе лето, можно жить и на улице среди кучи стройматериалов, под навесом с надписью «Бог не познаваем», но как в басне «Стрекоза и муравей», за летом приходит зима… А значит, придется стучаться в дом соседа.

Есть и другой вариант «строительства» без целостного мировоззрения, когда можно не сильно заморачиваться с «проектом», и построить небольшой утепленный шалаш, или «бытовку». Просто и дешево.
Но тут вспоминается сказка «Три поросенка», где волк, как грядущая «стихия», одним махом (выдохом) определил, чье строение чего достойно.
Если переложить эту сказку на церковный лад, то слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), будут очень даже кстати, так как шалаш льва не остановит.

Стандартное мировоззрение, которое присуще большинству верующих, хотя и не дает возможности обрести должный жилищный комфорт, но тем не менее позволяет жить в довольно крепкой «конструкции», где все плиты и панели сварены «намертво», что и создает иллюзии некой духовной безопасности.
Из такого строения невозможно вынуть какую либо «панель», так как они сплошь «несущие», то есть, догматы и цитаты Писания. Да, возможно та или иная «панель» стоит не совсем на своем месте, или встроена в здание «задом-наперед», между ними могут быть (и есть) огромные щели и перекосы, но тем не менее, все они крепко «сварены» между собой «мнением Церкви», а щели законопачены и оштукатурены философско-нравственной, «соломенно-опилочной смесью». Тем не менее, это какое никакое жилище.

В отличии от жителей «хрущевок», житель «стройплощадки» очень легко отбрасывает в сторону, все то что по его мнению сложно, или даже не возможно интегрировать воедино с тем, что лежит на площадке в общей куче. Можно вообще все разбросать по сторонам, рушиться то все равно не чему.
Можно, например, отбросить в сторону постулат о необходимости Крещения для спасения (хотя проблема не в Крещении, а в понимании, чем оно является по сути). Можно попытаться «распилить» пополам целостный блок, заявив, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета, это разные боги. Но и здесь корень недоумений лежит не в нравственных качествах Бога, а в банальном неведении цели Творения мира.
Все это, как раз и является следствием отсутствия у строителя, целостного мировоззрения.

Примерно так же поступают со своим строительным материалом и «шалашники», которым довольно просто заменить одну ветку или палку в своем «строении» на другую (какая под руку попала), или вообще выкинуть их подальше. Шалаш от этого не рухнет.
Очень удобно. Ни догматы, ни Писание, ни логику во внимание брать не нужно. «Творческая» свобода, так сказать.
Одна беда, жить (тем более вечно) во всем этом «творческом» не возможно.

Все, что нужно для целостного духовного строения, Господь собрал воедино на своем строительном «рынке», который называется Священное Писание. Из Писания же вытекают и все Церковные догматы, которые задают параметры общей конструкции, ее формы, размеры, и прочие строительные «госты».
Осталось только увидеть «эскиз» Небесного Царства, чтобы начать строить его образ в своей душе. Такой «эскиз», Христос дал нам в своих притчах, которые обычно начинал словами: «Небесное Царство подобно…».

У нас есть все необходимое для строительства, осталось соблюсти главное условие.
Должны быть использованы исключительно все предоставленные (Богом) строительные материалы, и обеспечены все возможные функции, для комфортного, вечного проживания жильцов будущего дома.
И если по окончании строительства окажутся «лишни детали», или в доме не будет функционировать некий «прибор», или не окажется нужной «комнаты» на определенном этаже, то со сдачей объекта «Приемной Комиссии» могут возникнуть проблемы.


Рецензии
Сергей, увидел Вас на своей странице и решил сделать алаверды.

Жму зелёную, понравилось!

Только скажите, пожалуйста, где в Библии точно сказано как делать крестное знамение в смысле двумя или тремя перстами?

Не богословов мнение, а именно в Библии. Речь не о погружении в воду, а именно знак рукой сверху вниз и слева на право, хотя я могу ошибаться, но не суть.

Ведь из-за этих двух или трёх пальцев при Никоне была большая распря.

С уважением, Мачигов Альберт

Мачигов Альберт   29.04.2025 18:42     Заявить о нарушении
// Только скажите, пожалуйста, где в Библии точно сказано как делать крестное знамение в смысле двумя или тремя перстами?//

Писание ни «точно», ни «примерно», не говорит о крестном знамении.
Этот вопрос относится даже не к преданию, а к Церковной традиции.
По «большому счету», Вы можете вообще не наносить на себя крестное знамение, равно как можете вообще не носить на себе крест.
Всё это, только внешние признаки Вашего вероисповедания, которые ни приближают и не удаляют Вас от Бога, (если конечно, Вы к Богу движетесь).
Если Вам хочется, можете креститься хоть тремя, хоть двумя, хоть одним пальцем, или даже… кулаком.
Любому Вашему действию всегда можно найти приличное богословское обоснование. Ну, например: один перст – единый Бог.
Тем не менее, само противление Церковным установлениям, говорит об отсутствии смирения. А вот это уже беда.
Поэтому, в отношении традиций действует такой принцип:
В Церкви делаешь так как принято, а у себя в «кельи», так как хочешь.

Сергей Пометнев   30.04.2025 14:33   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Сергей.

С уважением, Мачигов Альберт

Мачигов Альберт   30.04.2025 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.