Бременские музыканты 2023. Рецензия на фильм

Одним из продюсеров этого фильма является Никита Сергеевич Михалков. Это первое, что удивляет. А второе, что удивляет - это то, что на фильм потрачено 1 100 000 000 рублей. Если вы не поняли, то это 1.1 миллиарда рублей. Фильм создан при поддержке государства. Выделенные Фондом кино деньги были получены ООО "СТУДИЯ "ТРИТЭ" НИКИТЫ МИХАЛКОВА"*. Также в создании фильма принял участие Телеканал "Россия 1".

Теперь, когда вы выдохнули, продолжим уже по существу. На дворе 2023-й год. Снимается фильм по мотивам одноименного мультфильма "Бременские музыканты", выпущенного студией "Союзмультфильм" в 1969-м году.

Надо признаться, что участие в производстве фильма Никиты Сергеевича существенно затрудняет критику. Но мы постараемся, как и обычно, оставаться максимально объективными и беспристрастными. В конце концов, может быть, критик (то есть, автор рецензии) не прав, не так ли?

Итак. Сначала по поводу огромного бюджета фильма. Сразу как-то представляется, как можно было бы иначе потратить эти деньги. И сколько бы можно было всего на них сделать. Но вместо этого сделан фильм. И если фильм сделан, то, как кажется, за такие деньги это должен быть идеальный фильм. Идеальный!

В таком фильме должен быть и смысл, и качество, и актеры, и музыка, и глубина. Учитывая участие государства, этот фильм должен решать глобальные государственные задачи, нести какую-то серьезную духовно-просветительскую функцию.

И вот, если держать это все в уме, то впечатление от фильма очень неоднозначное. И даже можно сказать, что оно весьма однозначное и с некоторыми невразумительными моментами.

Давайте пройдемся по деталям. Принцесса в самом начале ленты почему-то снимает юбку и оказывается в нижнем белье, в котором она щеголяет практически весь оставшийся фильм.

Благодаря этому глубокому драматическому ходу сценаристов зритель обнаруживает, что у актрисы Валентины Ляпиной, исполнившей и, надо сказать, очень удачно, роль разбалованной принцессы, прекрасная фигура и красивые ноги. Но как это помогает государству, которое вложилось в этот фильм? Как это помогает зрителю? И чем?

Возможно, этот ход можно оправдать тем, что на эти ноги люди пойдут в кино, и так смотреть интереснее, ведь на экране - красивые ноги. Но если это единственное достоинство фильма или и другие составляющие такие же, то куда государство потратило такие деньги? И почему? И разве финансирование ног - это задача государства? А, может быть, государство через этот фильм отправляет в общество посыл, что надо ходить в нижнем белье?

Следующая деталь фильма - это, собственно, сами "музыканты". Момент в фильме, когда они появляются первый раз... это запоминается.

Вообще, изобразить в фильме животных можно разными способами. Можно использовать мультипликацию. Пример - "Кто подставил Кролика Роджера" (1988).

Кстати говоря, очень был бы замечательный способ, учитывая, что основа для "Бременских музыкантов" - это как раз мультипликационный фильм с одноименным названием.

Второй вариант - это компьютерная графика. Примеров приводить не будем - соответствующие фильмы составляют сейчас существенную долю всего выпускаемого мировой фабрикой кино.

Третий вариант - это незначительный грим актера и другие аксессуары, указывающие на его ролевую принадлежность. В качестве примера можно привести художественный фильм "Приключения Буратино" (1975). Здесь же, кстати, подобный прием подчеркивает и природу главного героя - деревянного мальчика. Изображение Буратино с длинным носом - гениальный ход авторов. Вроде бы уже не человек, но зритель видит глаза, лицо.

Посмотрите, как выглядит Черепаха Тортила в исполнении Рины Зелёной.

Это актриса, человек, в специальном костюме. Черепахой ее делает рисунок платья. Теперь посмотрите на Кота Базилио и Лису Алису, Ролан Быков и Елена Санаева, соответственно.

Это живые люди, чьи образы выражены через, например, цвет одежды Лисы Алисы. Это оранжевое платье с лисьим мехом. А Кота Базилио подчеркивают пышные усы и борода. Усы человека перекликаются с кошачьими усами - первая ассоциация, которая у человека возникает при представлении образа кота. Опять гениально.

Подобный прием хорош тем, что позволяет актеру передать эмоции через мимику лица. Именно лицо является наиболее выразительной частью тела человека и актера. Мы получаем весьма существенную часть информации через восприятие и анализ сигналов, посылаемых мимикой лица.

Теперь посмотрите на героев оригинального мультфильма "Бременские музыканты" (1969). Это именно животные. Настоящие животные. Только нарисованные. И среди них два человека.

Обратите внимание на те эмоции, которые вызывает у вас эта картинка. Это положительные эмоции. Это доброта, веселье, радость. Вот эти эмоции.

А теперь давайте посмотрим на героев фильма "Бременские музыканты".

Персонажи - это смесь человеческого тела и головы животного. Если бы часть средств, выделенных на фильм, пошла бы на оплату услуг психологов, то создатели фильма узнали бы, что при преодолении определенного порога реализма, забавные персонажи превращаются в отвратительных чудовищ. Это было выяснено при создании антропоморфных роботов. Если робот становится слишком похожим на человека, это начинает человека пугать.

Примерно тот же эффект мы видим и в образах этих "Бременских музыкантов". Они отталкивающе неприятные, потому что слишком реалистичны. А поскольку головы приставлены к телам людей, выглядит это еще более пугающе и еще более неприятно.

Уместно здесь вспомнить про Минотавра, критское чудовище с телом человека и головой быка, жившее в Лабиринте и убитое Тесеем. Ключевое в этом определении - чудовище. Его происхождение связывают с неестественной связью Пасифаи, супруги царя Миноса, и быка, ниспосланного Посейдоном.

Еще одна проблема с персонажами заключается в том, что актеры двигаются как "квадроберы". Это вызывает недоумение, ведь у нас это движение критикуется. А тут, оказывается, что государство потратило огромные деньги на создание образов, которые как раз стимулируют рост этого странного движения человеколюдей в масках.

Кстати, про маски. Вспоминаются в связи с этим шоу "Маска" и "Аватар", которые также основаны на скрытии за личиной маски реальной личности человека. Это лишает зрителей эмоционального контакта с человеком на сцене.

И здесь мы переходим к еще одной серьезной проблеме использования этих неприятных голов. Проблема эмоционального разрыва между зрителем и героями, проблема сужения рамок для проявления эмоций. При чем это очень существенная степень сужения. Уже было сказано, что человек считывает большое количество визуальной информации с лица. А здесь лица скрыты за этими масками.

В отличие от анимации или использования живых актеров, маски на головах в этом фильме совершенно не динамичные. Они не выражают никаких эмоций. И это эмоциональное усечение совершенно невынужденное. Почему-то здесь вспомнился еще один свежий сериал "Прометей", где героиня Любови Аксеновой отделена от зрителя копной волос, закрывающих лицо.

Подсознательно зритель чувствует дискомфорт от того, что реальные персонажи скрыты внутри этих масок. Насколько более насыщенным и человечным мог бы быть фильм, если бы зритель мог видеть лица актеров. Насколько более душевным он бы был. Почему же режиссеры так заинтересованы в том, чтобы отделить человека от актера?

По каким признакам зритель может увидеть в персонаже кошки Ирину Горбачёву? Актриса присутствует в фильме только в титрах. Ее лишили возможности продемонстрировать свой актерский талант. Годы обучения и практики, которые актриса могла бы продемонстрировать своей игрой, в этом фильме не проявляются.

Как зритель увидит в образе Пса Романа Курцына? Дотошный читатель, посмотри фотографию актера и сравни ее с образом Пса из фильма. Картинка совсем не совпадает.

В чем смысл указания в титрах на то, что Петуха играет Аскар Нигамедзянов, если в фильме Аскара нет. Вместо него в кадре присутствует отталкивающая и очень реалистичная голова петуха. При этом голова выполнена с нарушением пропорций настоящего петуха, что делает ее еще более уродливой.

Попросите кого-то сказать, какой актер исполняет роль Осла в фильме. Никто не назовет Дмитрия Дюжева, потому что нет никаких идентифицирующих признаков в образе персонажа. Все человеческое, кроме тела, вымарано, скрыто искусственной маской.

И здесь снова стоит напомнить, что фильм снят с государственной поддержкой. Что государство хочет сказать этим фильмом и этими масками? Этими человекоживотными, поведение которых очень похоже на поведение квадроберов?

И почему участники группы "Бременские музыканты" видят смыслом своей жизни выступление на фестивале Burning Man (рус. - "Горящий человек"), который проходит ежегодно в пустыне Блэк-Рок в США? Естественно в фильме он так не называется, но антураж легко угадывается.

Означает ли это, что наше государство хочет распространить среди своих граждан идею о том, что подобная мечта является морально оправданной? Не потому ли наша молодежь так подобострастно смотрит американские фильмы и умиляется от видов высоток Нью-Йорка, с воодушевлением рассказывает о том, как они катались на аттракционах в Лос-Анжелесе?

В хореографии танцев легко угадываются тенденции и тренды современных социальных сетей с их короткими видео-роликами. Наверняка, сделано это в угоду моде и с расчетом на то, что дети будут "писать видосики", повторяя движения любимых героев. Кажется, что за такие деньги и с учетом роли государства, подобное кино должно создавать другие, более полезные для общества "тенденции и тренды".

Среди положительного. Стоит выделить в фильме вполне неплохую музыку и уверенный местами даже проникновенный вокал задействованных в фильме исполнителей. Впечатляет также масштабность сцен, но при таком бюджете было бы странно, если бы на экране чувствовалась некая скованность авторов в средствах.

А наиболее удачной стоит признать сцену похода Короля на озеро для принятия "ванн". Это пример того, каким мог бы получится весь фильм, если бы... И Сергей Бурунов, безусловно, яркое пятно этого фильма, персонаж передан замечательно.

В общем, уважаемый читатель, положительные моменты фильма явно проигрывают отрицательным. Использованные в фильме приемы и способы передачи информации по меньшей мере, являются наиболее неудачными из всех возможных. Фильм насыщен современными тенденциями, которые также распространяются на экранах наших телевизоров и в Интернет. И эти тенденции нельзя признать полезными для общества. В связи с этим вопрос: "Государство именно на такой фильм потратило огромные деньги, или же создатели обещали что-то другое?".


* Источник: https://ekinobilet.fond-kino.ru/films/detail/111037623/


Рецензии