Плагиат?
Оля внимательно рассматривала новую наставницу: какой голос, как говорит, как одета. Всю обозрев с головы до пят, как манекен в витрине, она впечатлилась образом: красивая, темноволосая, с крупными “воловьими” глазами, пухлыми губами, ярко накрашенными алой помадой, что для девочки являлось признаком привлекательности женщины… Ну, как мама!
Голос учительницы низкий, глубокий - не режет слух верхними визгами. Оля вспомнила такую же классную на линейке. Та брала высокие ноты, отдавая команды так, что уши закладывало! А Надежда Викторовна говорила тихо и размеренно.
Одета классная в шерстяное темно-зелёное платье по фигуре с нежно-персиковым шарфиком по вырезу. Оля разглядывала каждую деталь её облика, т. к. знала, что дома мама расспросит именно о внешности, а папа будет интересоваться, что сказала новая учительница, что задала?
Окончательно убедившись в своей симпатии к ней, Оленька мысленно создала образ, нет, не кукольный и даже не естественный, внешний, а цельный: “... и лицо, и одежда, и душа, и мысли… “ - всё прекрасно! - как сказал Чехов. Но о подтверждении её размышлений взглядам, любимого ею, автора, она узнает намного позже.
А сейчас! Оле захотелось в ком-то увидеть образец прекрасного! В 10 лет можно и нужно иметь авторитеты и образцы для подражания! И вот он, перед ней…Выбор сделан!
После начальной школы, такой домашней, почти детсадовской, уроки словесности проходили “по-взрослому”.
Надежда Викторовна начинала урок со словарного диктанта, причём, разной тематики: термины из геометрии, химии, физики; названия, исторические, географические; слова из литературных текстов.
Всегда повторяла: “Вы, в первую очередь, должны знать русский язык. Русский - трудный! Если поймёте законы, уловите систему построения языка, считайте, взяли Эверест и первую ступень языкознания!”
Диктант длился минут семь. Потом опрос домашнего задания; новая тема в исполнении Надежды Викторовны. Её соло! Да какое! Дома и учить не надо!
В конце урока, так называемая, десятиминутка или “игра”.
Например, давалось задание: ” Как пройти к Политехническому музею?” И разыгрывалась сценка: ты, прохожий - он, москвич! Вот и объясняй дорогу - кратко и грамотно.
Ещё одно - описать внешность соседа по парте, подчеркнув черты, только присущие ему. Игра называлась “ Их разыскивают“
Или другое! Написать в нескольких словах, что вас тронуло в фильме “Ванька” (по Чехову).
Весь класс: один выступает, другой готовится - на волне проб творчества проговаривает, анализирует, декларирует увиденное, стараясь говорить на литературном языке!
Репетиция монологов, диалогов, т. е. “прямой речи”.
Надежда Викторовна просила приносить с собой зеркальца. Глядя в них, мальчики и девочки зачитывали выступления. И смех, и тренировка, и избавление от зажатости.
Ушла осень… пришла зима… И в первый день её Надежда Викторовна объявила о новом задании: написать сочинение на тему “Зима”. Это было первое самостоятельное задание по сочинительству!
До этого лишь пересказывание в форме изложения детских произведений и чуть ли не каждую неделю описание картины одного из русских художников. История? Кто? Где? В центре? В углу, в одном - другом? После этого “разбора” картины не хотелось её видеть. Так думала Оля. Она и изложение чужих мыслей не очень-то жаловала.
Попробуй, Оля, свои изложить!
Прядя домой в нетерпении, Оля удобно расположилась на деревянной стремянке и стала перебирать книги в книжном шкафу. Что-то надо почитать о зиме! Что пишут её любимые лирики?!
Афанасий Фет “Снег да снежные узоры” или “Мама! Глянь-ка из окошка”.
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз”.
Ой, как живо написано! А дальше про игры. Зима - “забава” и веселье для детей. - прочитав стихи, подумалось Оле.
Сергей Есенин и знаменитая “Берёза”:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром… -
Как же на песню похоже, но её попытка спеть не получилась…
Библиотека поэзии была большая!
Папа собирал - музыку к стихам сочинять. Оля, как села - почти под потолок, - так и замерла, читая:
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит
Бабушка-старушка
Из окна глядит…
Написано Блоком: … “по колено снег…”, - как на яву.
Из окна бабушка внуков видит, “шалят”. Ну, как моя.
Рассуждала, создавая свои параллельные картины, Оля, вспоминая зиму у бабули.
Александр Пушкин! Читать и читать!
Мороз и солнце; день чудесный!
Это можно сделать эпиграфом к сочинению.
Наконец, “наполнив” себя картиной зимы, Оленька мысленно представила и зиму, и что будет писать. Она спрыгнула вниз, подбежала к окну и увидела её, зиму, “живую”, перед собой…
За окном, как на фрагменте большого живописного полотна, были нарисованы её, Оли, впечатления.
Она быстро взяла блокнот и начала записывать и то, что видит, и то, что видела, читая стихи, и то, что рисовало воображение.
“За окном, в прорези зелёных листьев комнатных растений расстилается серебром ЗИМА!
Дерево, высокое, - вот оно, руку протяни, - как невеста в фате, сошедшая с картин художников… “
Оля прервалась в записях и вернулась к полкам с книгами, на этот раз, к альбомам с иллюстрациями русских художников. Она помнила изображения всех невест. Ну, что может впечатлить девочку?! Конечно, женские портреты и жанровые картины.
А “Утро стрелецкой казни”, “Бурлаки на Волге” как то уходили в область обязаловки.
Невесты на картинах, стоящие перед венцом со стариками или не красавцами, были печальны. Но подвенечные наряды были выписаны до мелочей. Невесты затмевали своим образом остальных персонажей!
Оля листала альбомы, удивляясь паре на картине “Неравный брак” Пукирева, восхищаясь нарядом у Прянишникова “В ожидании шафера” или “Перед венцом” Журавлёва.
Какой смысл, идея?! Для Оленьки не стоял этот вопрос. Её интересовали ассоциации, а именно, сходство дерева за окошком, убранного жемчугом снега, и кружевно-белого наряда невесты на холсте.
И Оля продолжила:
“Дерево и невеста, как бы сошедшая с картины Пукирева, - все в жемчугах и кружевах - являются олицетворением Зимы…
Кусты и маленькие деревца зарылись в снежные сугробы - лишь макушки торчат”.
И дописала: “Как ушки у зайца!”
Довольная собой, продолжила:
“ Какой белый-белый пейзаж!
Только Зима рисуется в одном цвете;
весна - в голубом, ярко зелёном;
лето - в многообразии цветов радуги;
осень - в красном спектре”.
Оля подумала: “Белый цвет! Он же никакой, без оттенков… И как бы для покоя, для сна, для колыбельной!.. И я родилась зимой… “
Она подбежала к зеркалу, но не увидела ожидаемой прозрачности - всё как у всех!..
“Мама с папой говорят: “Вырастешь, цветов не получишь на рожденье! Их зимой не найдешь, поэтому и дорого!” - вспоминала Оленька. - Ну и что! Найдётся же кто-то, который, как в “Аленьком цветочке”, добудет для меня этот
“дорогой” и единственный цветок! “
Отвлекшись от “цветка”, она вернулась к пейзажу за окном. Эта завораживающая единой белизной картина была в рамке зелени: внизу ряд фиолетово-розовой герани; по бокам декабристы в красных “шапках” и зеленая-зеленая лиана гирляндой обнимала всё окно вокруг… Оля зажмурилась от цвета! Вот бы нарисовать!.. Но сначала надо дописать… Не забыть про зелень на окне!
“Эпилог, как в других книгах, не нужен”. - решила она. - Нет эпилогов при описании природы или времени года”.
Сделав такой вывод, Оля переписала из блокнота на сдвоенный лист из тетрадки в линейку сочинение, добавив по ходу забытые детали … Встав у зеркала, прочитала с выражением.
ЗИМА
“Мороз и солнце;
день чудесный… “
А. С. Пушкин
За окном, в прорези зелёных листьев комнатных растений явилась молочно-белая Зима!
Дерево, высокое, - вот оно, руку протяни - как невеста в фате, сошедшая с картины Пукирева “Неравный брак”. И дерево, и невеста - все в кружевах, сверкающих жемчугах - это и есть олицетворение Зимы…
Кусты и деревца зарыты в снегу, лишь макушки торчат, как ушки у зайца!
Внизу, во дворе дети с румяными лицами вытащили санки и катают друг друга. Смех, визг. кутерьма в сугробах! Снега так много, что некоторые ребята режут его лопатами на куски и строят крепость, а другие прыгают в него, чуть не с головой, с крыши беседки. Вот здорово!
Уже всё в белом! Это Зима рисует пейзажи в одном цвете, белом…
Весна - в голубом, ярко-зеленом.
Лето - в многообразии цветов радуги.
Осень - в красном, жёлтом.
Окно в Зиму обрамлено цветами: внизу фиолетовая и розовая герань, по бокам красные шапки “декабристов “ и гирлянды зелени вьющейся лианы! Окно, как картина художника, название которой “Окно в Зиму”.
Оставшись довольной собой и написанным, Оля почувствовала такую лёгкость и радость, которую никогда не испытывала.
Прошла неделя…О результатах классная руководительница ничего не сообщала.
Как-то днями пришёл с родительского собрания отец.
Только он посещал подобные мероприятия. Мама в семье имела особый статус: “Красавица! Женщина-Богиня!” - поэтому не загружала голову земными мелочами.
Отец вошёл в комнату. И Оля по выражению его лица: губы плотно сжаты, глаза стальные и остановившиеся, и всё лицо в напряжении, аж дрожит, - поняла, что приближается “гроза”!
“Но причина? В чем? Повода нет!” - подумала девочка.
Оля, я к тебе с серьёзным разговором!
После собрания меня оставила Надежда Викторовна - поговорить о тебе…
Тема?! Сочинение, которое ты написала. Она считает, что его кто-то другой написал.
Спрашивала:
Вы ей помогали?
Нет, конечно! Никогда!
У Оли образ Зимы не десятилетней девочки. И композиция сложная: “Зима в окне “, хотя слог простой!
Может, она где-то списала? Такой возраст!.. Возраст заимствований, подражания кому-угодно : маме, подруге, авторитетам.
Поговорите с дочерью! Объясните, что такое “плагиат”.
Отец передавал этот диалог с каким-то пафосом.
Оля слушала и думала: “Это о ком? Обо мне? Не может быть! Во-первых, я не списывала. Зачем? Это ж неинтересно! А цитаты - в кавычках. Как положено!
Во-вторых, не могла Надежда Викторовна так подумать обо мне. Почему она мне это не сказала?”
Папа всё больше распалялся в своих обличениях:
Ты, дочь, заруби на носу - нельзя брать чужое! Поэтому и списывать нельзя!
Оля и слова в своё оправдание не могла вставить. Отец, уверовав в “приговор” учителя, забыл дать “последнее слово” ученице, своей дочери.
Закончилась речь словами:
Ты что возомнила себя писателем! Ещё не доросла! Не доучилась! В куклы, вон, играешь до сих пор…
Завтра же извинишься перед классной!
За что?! - наконец-то заговорила Оля.
За “плагиат”!
Так, ни ты, ни я не знаем, что это?! - с дерзостью произнесла дочь.
Ишь, какая умная! Сказала Надежда Викторовна “плагиат” - она знает, что говорит. Всё! Без пререканий!
Не буду я извиняться, не зная за что!
Оля развернулась и вышла из комнаты. Под дверью стояла бабушка. Она прижала девочку к фартуку, который вкусно издавал запах еды, а из кармана торчали ветки лаврушки, и зашептала: ” Ты у меня умничка! Прямь, как Карл Маркс! Вон, и кучерявая, как он! А выдумщица?! В отца своего! Он же не помнит, какой фантазёр был. Начитается, бывало, книжек на ночь - форточка хлопнет, а он - под подушку прячется. Мерещится что-то!
Идём, дочка, лучше я тебя накормлю. А отец пока образумится!”
На следующий день Надежда Викторовна раздавала сочинения, вызывая к столу. Подошла очередь Оли. Она взяла молча листы. В конце стояла оценка 4 / 5 ! Четвёрка, как поняла Оля, за “плагиат”.
От автора
Прошло несколько школьных лет… Сочинений, разных и на разные темы, было множество. Оля писала их с удовольствием! А Надежда Викторовна с удовольствием ставила “отлично”, читая при этом отрывки из них классу…
О первом, о “плагиате” никто не вспоминал или делал вид, что не помнит. Оля - потому что была оскорблена несправедливостью, а учительница чувствовала допущенную бестактность.
А авторитет?! Авторитет заменился на паритет…
Все фотографии, картинки, коллажи из личных альбомов автора.
Свидетельство о публикации №225021401146
ВЕЛИКОЛЕПНО!!!!! 10+ Просто восторг! С.В.
Сергей Вельяминов 28.02.2025 08:43 Заявить о нарушении
Но соперничать с Вами в описании природы могу только в рассказе " Деревня... ", а здесь у меня детский наив...
С удовольствием Вас читаю...
С уважением!
Мила-Марина Максимова 28.02.2025 09:22 Заявить о нарушении
Сергей Вельяминов 28.02.2025 12:17 Заявить о нарушении