Дом моего детства
Я же, к стыду своему, всегда любила повествование-портрет милой, чуть-чуть забавной, но гармоничной супружеской пары. Гоголь писал о повести: "Есть ощущение ностальгической картины потерянного Рая”.
И это настроение явилось мотивом к воспоминаниям о дедушке и бабушке, о доме моего детства.
Представьте! Домик на краю подмосковного городка в 50-е годы 20 века. Недавно вернулись из эвакуации. Сначала жили в бараке. Я до сих пор помню запах кислой капусты из бочек, стоящих в длиннющем коридоре.
Потом, в 1952 году, выделили нашей семье (и не только ей) домик из трёх комнат и кухни с земельным участком. Дом был очаровательный: из круглых брёвен, под бордовой крышей и фигурных наличников окон.
Дед, который был столяр, сразу стал его благоустраивать, а бабушка - украшать и оживлять.
Дедушка построил террасу, первую на улице; покрасил окна в белый с бордо цветом, а крыльцо - бордо, как крыша.
Впервые оклеили обоями стены комнат в 1957 году, - до этого было “модно" клеить вырезками из журналов: "Огонёк", "Советский экран", "Крокодил", заодно и читали. Эта “мода” процветала от отсутствия обоев и бедности населения после войны.
Дед сделал нам, внукам, качели "выше крыши". Мы буквально "спали" на них - так они были хороши!
Перед наступлением лета дедуля заказывал самосвал чистого, белого песка из карьера для нас, детей. Его высыпали на улице за забором. Это было чудо! Гора мелкого и мягкого песка! Дети собирались со всей округи и строили замки, рыли ходы. Это был такой большой объем песка,что мой брат проделывал ход, в котором умещался весь.
Бабушка занималась хозяйством и красотой дома и сада. Она сама сельская. В юности её дед украл через окно и увёз к себе. Её мама не хотела замужества дочери, т. к. лишалась рабочих рук в семье. Несмотря на своё происхождение бабушка обладала природным чувством красоты.
Каждая комната видом имела свой цвет. Спальня бело-голубая с кружевными накидками, подзорами и шёлковым покрывалом.
Столовая золотисто-бежевая с вышитой скатертью и накрахмаленными марлевыми занавесками - других не было. Гостиная была бордовой.
Сейчас это многоцветье красок не вызывает удивления. А тогда в простых домах у простых людей всё было скудно и скупо на разнообразие. Какие там шторы?! Ситцевые или марлевые шторки в четверть окна; вата между стёклами, украшенная восковыми розочками; клеенка на столе и гвозди в стене для вещей - вот "стиль".
Вся мебель в доме сделана руками деда, покрыта морилкой, а уж позже лаком: буфет, огромный с цветными стеклами и потайными ящичками для документов; трюмо с зеркалом в рост; круглый стол для всей семьи. Когда все собирались в выходной, - а он был один, Воскресенье, - получалось одиннадцать!
За столом все умещались, а спать ложились на полу: "мальчики" - в гостиной; "девочки"- в столовой. На кроватях и диване укладывались "гости из Москвы" (мои родители) и хозяева.
Все комнаты утопали в цветах: Китайская роза, которая цвела постоянно, была до потолка и метра полтора-два в ширину ветвей, - от того, что она называлась "китайской", я представляла, что мы живём в Китае; фикус с жирными, тёмно-зелёными, блестящими листьями; обилие герани на подоконниках и, любимый бабушкой, Декабрист, как цветущий шар, возвышался на резной подставке.
Но самое сказочное - это, вывязанные из ниток и выдержанные в сахарном сиропе, ажурные вазочки для цветов, которые надевались на стеклянные банки и бутылки.
В них всегда, с весны до поздней осени, стояли букеты из сада: один большой, так называемый, “Русский букет”; другой - маленький (ландыши, душистый горошек, ноготки).
Бабуля следила, чтобы цветы постоянно обновлялись. Говорила: “Не жалей, Наташа, цветов! Срезай больше!" А мне жаль …
Гладиолусы, оранжевые; пионы, пышные и душистые; флоксы; львиный зев - летом всё в бабочках и пчёлах; а осенью - астры, георгины. Георгинов было множество. Они цвели "каменными" цветами вдоль дорожки к калитке. Дорожка же была обрамлена щепками крест-накрест, 20 см высотой и посыпана мягким, белым песком.
У деда и бабушки была страсть к "настенной живописи”, которую они покупали в магазине Радиотовары. Это были репродукции: К. Брюллов «Итальянский полдень», И. Крамской «Неизвестная» и натюрморты.
Другая страсть - посуда! Бабуля покупала её везде: на рынках; фарфоровых заводах в Вербилках, Дулево; даже ездила а Ленинград. Любила не сервизы, а одиночные блюда, чайники, чашки/блюдца.
Красота! У каждого члена семьи свой набор посуды. Я же чашку меняла постоянно, чтобы насладиться новым рисунком. Потом, став взрослой, я привозила бабушке в подарок красивые пары чашек, купленные на ул. Кирова в магазине Фарфор.
В доме всё время говорило радио, скорее, большая тарелка. Выключалось в 24 часа Гимном Советского Союза и включалось в 6 утра тоже Гимном. Дед вставал на работу.
В 7 утра по городу раздавался протяжный гудок! Это фабрики и завод оповещали о начале рабочего дня.
Чтобы оживить их образы, надо описать цыганскую внешность бабушки: мелко вьющиеся чёрные волосы в пучок; цвета тёмной охры кожа; зеленые, насмешливые глаза - одним словом, яркая женщина, но не цыганка! Хотя, кто знает?! Её отец, мой прадед, - колоритная фигура с горбинкой на носу и серьгой в ухе, имел двух жён (одна в городе, другая в деревне). И, судя по этим чертам, не скажешь, что он славянин.
Дедушка же мой - красавец: тонкие, как бы нарисованные карандашом, черты лица, нос с чувственными ноздрями, карие глаза.
И, если бабушка имела подвижный, взрывной характер, то дед - спокойный. Он с достоинством существовал подле неё.
Одевались они обычно, кроме выходных и праздников. В эти дни бабушка надевала платье из "шотландки" с белым воротником и закрытый фартук с большими карманами, где было всё, начиная с ирисок детям, кончая связками ключей от всех дверей, шкафов и ящиков. Один из ключей был от буфета, где стояла четвертинка водочки, дедов раздражитель. Поэтому фартук с ключами находился неизменно с бабулей, и даже ночью он висел у её изголовья, привязанный к спинке кровати.
Дедушка рядился в белую рубашку с воротником "апаш". На что бабушка, которая сама его и наряжала, нервно реагировала:" Иш! Вырядился! Как Тихонов (дед и вправду был похож на популярного артиста)! Пойдёшь Зойку-соседку охмурять?"
Дедуля довольно хмыкал и отвечал: “Ну, что ты, Клаша! У Зойки и обеда путного нет. Сама к нам бегает кусок схватить".
Процесс нарядов заканчивался обливанием себя одеколоном и духами.
Бабушка любила духи «Серебристый ландыш», которые стояли на трюмо в красивом футляре с белой, атласной обивкой. Рядом женский одеколон «Кармен» и мужской «Шипр», которым пользовался дед. Когда я, маленькая, пробегала мимо, бабушка хватала меня и, несмотря на сопротивление, обливала голову духами, приговаривая: "Доча! Как пахнуть будешь! Все обзавидуются!" До сих пор помню этот запах ландышей.
Их образы, дедушки и бабушки, вспоминаются с большой теплотой и уважением. Будучи простыми людьми, они, на самом деле, были людьми необыкновенными: создали семейные традиции, которые передали детям и внукам; работали и творили красоту: дед - через дерево; бабушка - в доме, в саду… Это были люди гармоничные и цельные - лучшая порода человека…
Все фотографии, картинки, коллажи из личных альбомов автора
Свидетельство о публикации №225021401150
И семья какая хорошая…
Ирина Кравцова 3 12.05.2025 16:24 Заявить о нарушении
Все и они, мои родные, - живые люди, поэтому "всё как у всех", но основа у них была Человеческая, да природного таланта добавлено!..
С уважением!
Мила-Марина Максимова 12.05.2025 16:56 Заявить о нарушении