Дом моего детства

Перечитывая Гоголя, а именно повесть "Старосветские помещики", вспомнила, что в школе, в моё время это произведение представляли, как бытоописание мещанства.

Я же, к стыду своему, всегда любила повествование-портрет милой, чуть-чуть забавной, но гармоничной супружеской пары. Гоголь писал о повести: "Есть ощущение ностальгической картины потерянного Рая”.
И это настроение явилось мотивом к воспоминаниям  о дедушке и бабушке, о доме моего детства.

Представьте! Домик на краю подмосковного городка в 50-е годы 20 века. Недавно вернулись из эвакуации. Сначала жили в бараке. Я до сих пор помню запах кислой капусты из бочек, стоящих в длиннющем коридоре.

Потом, в 1952 году, выделили нашей семье (и не только ей) домик из трёх комнат и кухни с  земельным участком. Дом был очаровательный: из круглых брёвен, под бордовой крышей и фигурных наличников окон.

Дед, который был столяр, сразу стал его благоустраивать, а бабушка - украшать и оживлять.

Дедушка построил террасу, первую на улице; покрасил окна в белый с бордо цветом, а крыльцо - бордо, как крыша.

Впервые оклеили обоями стены комнат в 1957 году,  -  до этого было  “модно" клеить вырезками из журналов: "Огонёк", "Советский экран", "Крокодил", заодно и читали. Эта “мода” процветала от отсутствия обоев и бедности населения после войны.

 Дед сделал нам, внукам, качели "выше крыши". Мы буквально "спали" на них - так они были хороши!


Перед наступлением лета дедуля заказывал самосвал чистого, белого песка из карьера для нас, детей. Его высыпали на улице за забором. Это было чудо! Гора мелкого и мягкого песка! Дети собирались со всей округи и строили замки, рыли ходы. Это был такой большой объем песка,что мой брат проделывал ход, в котором умещался весь.

Бабушка занималась хозяйством и красотой  дома и сада. Она сама сельская. В юности её дед украл через окно и увёз к себе. Её мама не хотела замужества дочери, т. к. лишалась рабочих рук в семье. Несмотря на своё происхождение бабушка обладала природным  чувством  красоты.

Каждая комната имела свой цвет. Спальня бело-голубая с кружевными накидками, подзорами и шёлковым покрывалом.

Столовая золотисто-бежевая с вышитой скатертью и накрахмаленными марлевыми занавесками - других не было. Гостиная была бордовой.

Сейчас это многоцветье красок   не вызывает удивления. А тогда в простых домах у простых людей всё было скудно и скупо на разнообразие. Какие там шторы?! Ситцевые или марлевые  шторки в четверть окна; вата между стёклами, украшенная восковыми розочками; клеенка на столе и гвозди в стене для вещей - вот "стиль".

Вся мебель в доме  сделана  руками деда, покрыта морилкой, а уж позже лаком: буфет, огромный с цветными стеклами и потайными ящичками для документов; трюмо с зеркалом в рост; круглый стол для всей семьи. Когда все собирались в выходной, - а он был один, Воскресенье, -  получалось одиннадцать!

За столом все умещались, а спать ложились на полу: "мальчики" - в гостиной; "девочки"- в столовой. На кроватях и диване укладывались "гости из Москвы" (мои родители) и хозяева.

Все комнаты утопали в цветах: Китайская роза, которая цвела постоянно, была до потолка и метра полтора-два в ширину ветвей, - от того, что она называлась "китайской", я представляла, что мы живём в Китае; фикус с жирными, тёмно-зелёными, блестящими листьями; обилие герани на подоконниках и, любимый бабушкой, Декабрист, как цветущий шар, возвышался на резной подставке.

Но самое сказочное - это, вывязанные из ниток и выдержанные в сахарном сиропе, ажурные вазочки для цветов, которые надевались на стеклянные банки и бутылки.

В них всегда, с весны до поздней осени, стояли букеты из сада: один большой, так называемый, “Русский букет”; другой - маленький (ландыши, душистый горошек, ноготки).

Бабуля следила, чтобы цветы постоянно обновлялись. Говорила:  “Не жалей, Наташа, цветов! Срезай больше!" А мне жаль …

Гладиолусы, оранжевые; пионы, пышные и душистые; флоксы; львиный зев - летом всё в бабочках и пчёлах; а осенью -  астры, георгины. Георгинов было множество. Они цвели "каменными" цветами вдоль дорожки к калитке. Дорожка же была обрамлена щепками крест-накрест, 20 см высотой и посыпана мягким, белым песком.

У деда и бабушки была страсть к "настенной  живописи”, которую они  покупали в магазине Радиотовары. Это были репродукции: К. Брюллов «Итальянский полдень», И. Крамской «Неизвестная» и натюрморты.

Другая страсть - посуда! Бабуля покупала её везде: на рынках; фарфоровых заводах в Вербилках, Дулево; даже ездила а Ленинград. Любила не сервизы, а одиночные блюда, чайники, чашки/блюдца.
 Красота! У каждого члена семьи свой набор посуды. Я же чашку меняла постоянно, чтобы насладиться новым рисунком. Потом, став взрослой, я привозила бабушке в подарок красивые пары чашек, купленные на ул. Кирова в магазине Фарфор.

В доме всё время говорило радио, скорее, большая тарелка. Выключалось в 24 часа Гимном Советского Союза и включалось в 6 утра тоже  Гимном. Дед вставал на работу.

В 7 утра  по городу раздавался протяжный гудок! Это фабрики и завод  оповещали о начале рабочего дня.

Чтобы оживить их образы, надо описать цыганскую внешность бабушки: мелко вьющиеся чёрные волосы в пучок; цвета тёмной охры кожа; зеленые, насмешливые глаза - одним словом, яркая женщина, но не цыганка! Хотя, кто знает?! Её отец, мой прадед, - колоритная фигура с горбинкой на носу и серьгой в ухе, имел двух жён (одна в городе, другая в деревне). И, судя по этим чертам, не скажешь, что он славянин.

Дедушка же мой - красавец: тонкие, как бы нарисованные карандашом, черты лица, нос с чувственными ноздрями, карие глаза.

И, если бабушка имела  подвижный, взрывной характер, то дед -  спокойный. Он с достоинством существовал подле неё.

Одевались они обычно, кроме выходных и праздников. В эти дни бабушка надевала платье  из "шотландки" с белым воротником и закрытый фартук с большими карманами, где было всё, начиная с ирисок детям, кончая связками ключей от всех дверей, шкафов и ящиков. Один из ключей был от буфета, где стояла четвертинка водочки, дедов раздражитель. Поэтому фартук с ключами находился неизменно  с бабулей, и даже ночью он висел у её изголовья, привязанный к спинке кровати.

Дедушка рядился в белую рубашку с воротником "апаш". На что бабушка, которая сама его и наряжала, нервно реагировала:" Иш! Вырядился! Как Тихонов (дед и вправду был похож на популярного артиста)! Пойдёшь Зойку-соседку охмурять?"
Дедуля довольно хмыкал и отвечал: “Ну, что ты, Клаша! У Зойки и обеда путного нет. Сама к нам бегает кусок схватить".

Процесс нарядов заканчивался обливанием себя одеколоном и духами.
   Бабушка любила духи «Серебристый ландыш», которые стояли на трюмо в красивом футляре с белой,  атласной обивкой. Рядом женский одеколон «Кармен» и мужской «Шипр», которым пользовался дед. Когда я, маленькая, пробегала мимо, бабушка хватала меня и, несмотря на сопротивление, обливала голову духами, приговаривая: "Доча! Как пахнуть будешь! Все обзавидуются!" До сих пор помню этот запах ландышей.

Их образы, дедушки и бабушки, вспоминаются  с большой теплотой и уважением. Будучи простыми людьми, они, на самом деле, были людьми необыкновенными: создали семейные традиции, которые передали детям и внукам; работали и творили красоту: дед - через дерево; бабушка - в доме, в саду… Это были люди  гармоничные и цельные -  лучшая порода человека…



Все фотографии, картинки, коллажи из личных альбомов автора


Рецензии
Мила, доброе утро! Хорошего Вам дня!
Прочитала рассказ раньше, была настолько взволнованна, что отзыв не могла написать. «Мне аж страшно!.. » Настолько сильным оказалось впечатление от узнавания. От совпадений. Порой от кальки. С первых слов - также читала и перечитывала "Старосветских помещиков", умилялась их простой убаюкивающей жизни. Такая ляпота!
А дом детства – это непередаваемо, настолько все было похоже, и не только в атрибутике, но в самом духе дома. Ведь дом – это не просто стены, мебель.
Это прежде всего, люди, которые создавали мир вокруг тебя, и ты жил, дышал, впитывал этот воздух, рос и однажды покинул его… И теперь только память перелистывает бережно эти страницы ушедшей в прошлое жизни, мысленно касается каждой вещи, каждой мелочи (не бывает в том доме детства мелочей!).
Какое было время! Дом, сделанный руками родителей и соседей, помогая друг другу… дружба на всю жизнь… Как же люди стремились, как и ваша бабушка, создавать настоящую Красоту вокруг себя! Этажерка с книгами на выбитых салфетках, фикус под
потолок, листья протирали подсахаренной водой, чтобы блестели лаком, роза на
полкомнаты… к весне зацветала… Накрахмаленные, слегка подсиненные, занавески на окнах. Руки мамы и бабуси, узловатые, натруженные, вышивали крестиком картины… павлин в розах, замок над озером… «шоб було красыво». Как же я любила наш дом, убирать в нем, поливать цветы, подолгу смотреть на «семейное счастье», когда он зацветал пышным цветом.
Накатавшись на гребле с подружками, в обмерзших штанах, вечером заходишь в дом, а там тепло-тепло, кот мурлычет на лежанке… И тебя просто переполняет радость, безудержный смех, и еще непонимание того, что это не навсегда… Что однажды ты зайдешь в этот дом, и не узнаешь его… Он дохнет на тебя пещерным холодом и пустотой, хотя все будет стоять на своих местах. Вот они, картины над каждой кроватью, абажур над столом, стулья вокруг стола… трюмо трельяж, закрыт еще с тех траурных дней… Нет только цветов, их отдали соседям, кота и собаку тоже.
С портретов смотрят в душу родные глаза. Мама!.. Ты же сама хотела, чтобы мы учились, шли в люди… Мы и разлетелись, как три голубки по миру… Дом опустел. Дом – живое существо, он все вобрал в себя, все чувствует , все запоминает и так же тоскует по хозяевам, как и люди, собаки… так же плачут его окна темными осенними ночами. Также воет, протяжно стонет в трубе ветер, лишенный огня жизни. Без человека дом не живет, он тихо умирает. Энтропия…
Но это не так! .. В памяти любящей души наш дом навсегда остался живым! Шумным, мирным и очень счастливым. Где по утрам и поздней ночью звучит гимн Союза, где крутится не снятая с диска пластинка, с зазубринкой в одном месте "Только глянет над Москвою утро вешне-е-е…".
В этом доме никогда не бывает тесно, хотя у крыльца куча детской обуви и так весело "покотом" спать на полу, а до полуночи делать фото. Где гостеприимство в крови и традициях, г де лучшая одежда по праздникам, а форма по наследству младшим. Где отец на «лапе» зашивает кирзовые сапожки детям, чтоб в резине не портить ноги. Где я красными от холодной воды ручонками мою всем обувь от черноземной грязи и вырезаю из картонки новые стельки в каждую пару. "Доця, трудивнычка моя" , - скажет мама. А мне и радостно! Радостно! Ох, как радостно!!!
ДОМ – НЕТЛЕННОЕ НАСЛЕДСТВО, ИМЯ КОТОРОМУ РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР.

Мила, Вы вдохновляете меня в такой сложный творческий кризис.
С глубоким уважением и признательностью, благодарная Ли

Лидия Мнацаканова   22.10.2025 10:03     Заявить о нарушении
Дорогая, Лидочка! Благодарю Вас за внимание!
Вы своим словом чувства вызываете!.. Как же Вы талантливы! Природа наполнила Вас своим естеством и красотой, дав свой же язык для выражения!
Не в том дело, что Вы написали о моём эссе хорошо! А в том, что Вы пронзительно поведали о своём: родной дом, семья, мама и вы... Я стойкий человек, но Вы во мне разбудили теплое чувство давно забытого счастья сопереживания и родства. Аж, душа "заплакала" от общей памяти...
Берегите себя!
Вы необыкновенная!
С теплом! Уважением! Мила
P.S. творческий кризис !? Это нормально.. Это значит, пришла пора какое то время душе понежиться, посмотреть вокруг или спрятаться на время... Кто знает, что ей нужно?! Но сигналы подаёт!
А потом - за стол или на природу... и записывать себя в других...

Мила-Марина Максимова   22.10.2025 10:59   Заявить о нарушении
Мила, тот самый случай, когда слова играют вспомогательную роль...
Понимание - это ВСЕ!

Спасибо!!! Тепло, Ли

Лидия Мнацаканова   22.10.2025 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.