Шамот и фарфор

Моей племяннице…

Гуляла как то я по старой Москве, по Покровке, среди “островков” с храмами, особняками, библиотеками, кафешками и сувенирными лавками... Ах, как чу'дно! Как осязаемо прошлое…

    И вдруг, набрела на выставку керамики в старинной барской усадьбе с парадным въездом и двором - точь-в-точь как постройка  помещиков или купцов 17 века. Войдя во двор, окружённого палатами с барским домом в центре, я забыла о городе, о шуме. Здесь тишина, уютность, история… 
     В доме, сразу-же, как дверь открыть, - деревянная широкая лестница и три выставочных зала. Никакого официоза, всё по-домашнему.


    И вот я в зале! Взгляд остановился на предметах-поверхностях из шамота и фарфора бело-песочного цвета с отпечатками следов ног: больших  и чуть меньше… Впечатление воздушности и колкости фарфора там, где большие следы, и белизны и стёртости под маленькими. Работа имеет замысел  и форму…
    Смотрю, кто автор?  Да, это же моя племянница!..  Всё верно! Всё совпадает! Надо же, ноги привели…


И вспомнилась мне она совсем маленькой девочкой…  Приехала ко мне погостить из другого города. Давно это было! Кудрявая, белым цветом лица, с пронзительно-зелеными глазами в кошачьем разрезе. Взгляд быстрый, острый, цепкий, не как у детей.  Да и у взрослых редко такой бывает: он считывал окружающее пространство  за минуту!

Пошли в Планетарий! Устали после Зоопарка и решили посидеть где-нибудь. Уже вечерело, билеты были только для взрослых (16 +), но народа не было вовсе и всё случилось по-нашему.

В зале для просмотров над нами и ещё над парой  влюблённых открылось ночное небо со звёздами и планетами. Завораживающий вид! Впечатление, что ты где-то в красивой неизвестности… Я, равнодушная к космосу, сейчас была потрясена!  Посмотрела на ребёнка. Та сидела, поджав ноги под себя, обувь валялась рядом, и внимала речь диктора, который рассказывал об устройстве Вселенной. Она во все глаза смотрела на купол неба и слушала!

Прошёл час. Мы вышли. Ребёнок шести лет слово в слово повторил  услышанное!

С этого момента “новое, поражающее  воображение “, явилось тем источником, из которого она добывает сюжеты, энергию и делает шаги в творчестве по сей день.


    Воображение! Это дар Божий! А труд?!
 Племянница! Вот уж чего у неё не отнять!
За неделю научилась читать… Хотела в десятый раз услышать “Золушку”, а все заняты - не до неё. Хотела услышать из новой книги об устройстве мироздания! А всем некогда!
   “ Научи меня! “ - сказала она не просяще, а твёрдо.
   “ Хорошо “. - ответила я.

Результат был скорый …
И уже через неделю я услышала, как она по слогам читает: “ Жил когда-то в одном королевстве… “ Водя пальчиком по строкам, как песню нараспев, выводит и голосом, и фантазией первый свой любимый образ из сказки -  образ Золушки…  Со временем он трансформируется в образ Скарлетт О’ Хара, как умеющей выживать и обладающей неуемным темпераментом. Но это будет значительно позже…

Как-то сидя перед телевизором, уже выросшая на год, смотрела она Первый конкурс красоты. В то время это была диковина и привлекала многих, кого-чем!.. Мужчины смотрели на фигурки и лица; женщины - на внешний облик, задавая  себе вопрос: “А чем я хуже?! “
Внимательно рассмотрев “красавиц”, моя девочка спросила:

Что надо, чтобы победить?!
 
Ты, не пройдёшь отбор из-за природной склонности к полноте! -
ответила я.

Увидите! Я буду в форме!


И в следующие каникулы, месяца через два она, отказавшись от масла, сметаны, хлеба и конфет, предстала передо мной не пухленькой, а тоненькой девочкой. “Вот это упрямство! Нет, пожалуй, воля! “ - подумалось мне. Увещевания о растущем, детском организме были безрезультатны!
   Да и сейчас, -  в свои сорок, имея шестерых детей: четверо своих и двое под опекой, но все любимые, - она выглядит достойно!


Я стояла перед её работами. Мимо тихо проходили люди,  рассматривая керамику, что-то фотографируя, что-то записывая… Память моя опять вернулась в прошлое…


Когда же проявились первые творческие  шажки?

    Помню, купила племяннице папку с бумагой для рисования; краски, всякие; карандаши, фломастеры - всё, лишь бы была занята…

   Сама занимаюсь домашними делами… Через какое-то малое время бежит ко мне “художница” с рисунками!  На первом листе вижу нарисованного карандашом кота, заспанного, с одним полуприщуренным глазом. На другом листе - корова, нарисованная чёрно-белой гуашью. Очень натурально! На третьем - тигр. Полосы  ярко выведены фломастером, а сам, такой сильный, упитанный.

Конечно, я была поражена: рисовалось не с натуры, а по памяти, быстро и уверенно!


С этого и началось! Художественная школа; увлечение прикладным творчеством: гобелены, керамика - все органично в ней соединилось…


С этой естественной способностью к творчеству она, моя повзрослевшая  племянница, и живёт.
   Всё также любознательна и упорна! Как всегда, ставит задачи, новые и сложные, и, как всегда, добивается результатов…


Случайно увидя её работы, мастерски сделанные, - неслучайно вспомнила об авторе, той маленькой девочке.
Оттуда, из детства талант  от природы - отшлифовался школой; наполнился опытом; смыслами; натурой; трудом…


На моих глазах она исполнила мечту многих - СОСТОЯЛАСЬ!

Имя её МАРИНА!

Она моя племянница…



Примечание:
 шамот - огнеупорная керамическая масса;
фарфор - керамический материал сложного состава, изделия из которого, в основном, белого цвета, тонкостенные, но высокопрочные.


 Фотография к эссе с изображением фигуры Овна, изготовленная гл. героиней данного посвящения, из шамота и фарфора, с обжигом в дровяной печи Ноборигама, которая “горит” 4 суток без перерыва…
Фото публикуется с разрешения племянницы.


Рецензии
Очень интересный рассказ. Спасибо вам!

Ирина Некрасова   13.03.2025 09:12     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Эссе простое совсем! Правда гл. героиня - моя любовь и уважение..
С благодарностью!
Обязательно "познакомлюсь" с Вами! .

Мила-Марина Максимова   13.03.2025 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.