До какой же низости, гадости может низойти человек
И я никак не ожидал, что вернувшись через полчаса домой, стану жертвой мошенников, списавших (пусть и другим способом) с моего счёта очень кругленькую сумму, которую я копил несколько лет тяжёлым трудом.
Поэтому я решил описать этот случай в надежде, что, рассказав другим людям и проанализировав причины, помогу кому-нибудь: пусть этим или другим мерзавцам в следующий раз обломится.
Внешние приёмы и атрибуты у мошенников разные в зависимости от ситуации и обстоятельств, но способов отнять деньги у доверчивого в общем-то не много. Я попытаюсь их обрисовать так, как было со мной и как я понимаю.
Я нахожусь за границей России. Я понимаю, что на эту мою страницу могут зайти не только из той страны, где я нахожусь. Поэтому (чтобы не идентифицировать ни себя, ни страну, ни город) я буду избегать каких-либо конкретностей в именах, названиях, обстоятельствах и т.п., но зашедшие по ссылке в городской группе меня поймут.
Мне нет никакой выгоды от описания этого грустного для меня случая. Но я буду удовлетворён, если мой печальный опыт будет полезным уроком не только для меня. По возможности, поделитесь со своими знакомыми.
Итак...
Однажды днём, когда я мирно сидел дома за компьютером, мне с телефона xxxxxxxxxxxx раздался звонок от молодого, судя по голосу, человека, представившегося сотрудником известной телефонной компании, который сказал, что компания производит переустановку оборудования, а моё оборудование (он сказал - раутер) может скоро начать сильно зависать и тормозить, и приятным голосом предложил улучшить программное обеспечение связи с интернетом. Он обещал, что не будет утечки данных.
На мой вопрос, а как мне это проверить, он ответил, что я могу на сайте телефонной компании узнать все данные на него и обслуживающего техника, что гарантирует корректную работу. Не подозревая обмана, я согласился на разговор через пару часов с их "специалистом по технике".
Я попытался зайти на сайт компании, но там всё не по-русски, а если что и можно перевести, то всё непонятно, да и много всего понаписано - не знаешь, где искать.
Через некоторое время (примерно через полчаса) был еще звонок с другого телефона (номер которого я тоже себе записал) по этому же поводу и от некого Владимира. Он быстро спросил: "Вы заказывали подключение 2-й линии?"
Я что-то начал объяснять о первом разговоре, но он резко меня оборвал: "Доброго дня", - и бросил трубку.
Я подумал, что, как это часто бывает в сфере услуг, один ищет клиента, а другой производит услугу; видимо, второй отказался принять заказ, узнав, что работа будет малооплачиваемая. Ну, думаю, разбирайтесь между собой. Я расслабился.
Примерно через 2 часа мне позвонил тоже молодой человек, назвавший себя А....., техником компании.
Он объяснил, что находится в другом городе, но всё можно сделать дистанционно и тоже заверил в безопасности.
Общаться с ним тоже было приятно: голос у него был приятным для слуха, речь спокойная, нормальная и стиль общения комфортный.
Он предложил мне установить на мой телефон какое-то приложение (аппликацию), быстро произнеся её название, как человек, постоянно с этим работающий, а когда я сказал, что в этом не разбираюсь, он усмехнулся и сказал: "Ну, если вы чайник, то я помогу". Мне немного резануло слух это случайное и жаргонное слово "чайник", но я объяснил себе это тем, что от парней-"кнопкотыков" их начальство в компании не требует высокой словесности, да и вообще мы находимся в другой стране - тут уж кто как трудоустраивается.
Он подключился через Вотсапп к моему телефону (лица его на экране я не видел): на дисплее телефона был только шаблон силуэта, профиль звонившего был скрыт. А далее он мне указывал и моими руками установил мне какое-то приложение (аппликацию). Это потом я в интернете узнал, что приложение называется Anydesk, что это программа удалённого доступа, которой пользуются мошенники, но в тот момент мне некогда было это изучать, всё происходило достаточно быстро и даже забавляло своей игрой: он мне называл "нажмите три кнопки вверху, нажмите справа, проведите по экрану" и т.п., а я выполнял - и дело продвигалось. В какой-то момент я увидел на экране, что нужно нажать кнопку, рядом с которой было написано: "я принимаю на себя все риски". Я притормозил и робко посоветовался: "Но ведь это опасно", - на что он меня успокоил, уверяя, что коды и пароли его не интересуют.
Через некоторое время он велел мне нажать на значок справа вверху экрана телефона. Я знаю, что это вход в аккаунт, и опять спросил, а не опасно ли это, но что он снова заверил, что коды и пароли он спрашивать не будет.
Потом велел положить на роутер сверху мой телефон экраном вниз. Я предположил, что между роутером и телефоном будет происходить процесс, который улучшит их работу.
Далее наступила тишина. В течение минут 15 шёл какой-то процесс. Когда меня молчание начинало беспокоить, я его окликивал, он тут же мне вежливо отвечал, что процесс идёт, всё в порядке.
Когда всё было сделано, он объяснил мне, как выйти из программ, снова вернуть телефон к прежнему состоянию для использования, и сказал, что компания благодарит меня за содействие и награждает двумя месяцами бесплатного интернета. Но для активации этой возможности, мне нужно будет подтвердить смс о списании с моего счёта в компании ничтожно малую сумму (примерно 2 российских рубля).
Затем стал спрашивать мой номер документа, удостоверяющего мою личность, а когда я отказался назвать, он сам его верно назвал, а я подтвердил.
Затем он меня попросил назвать мой адрес. Я отказался, но он стал настаивать, дескать, ему надо указать в отчёте. Тогда я возразил: в документах, в договоре с компанией на обслуживание телефонного номера есть мой адрес.
И тут его голос изменился. Он с ехидной ухмылкой произнёс: "Ну и ладно: все данные я уже получил". И бросил трубку.
Я заподозрил неладное и был взволнован. (Это потом я узнал в менеджере паролей, что в скачанной в гугле информации он получил не только номер моего удостоверения, но и мой адрес, который я, по незнанию, там оставил).
Несколько минут я пытался осмыслить происходящее: как это любезный служащий компании, с которым мы только что были как бы едины в процессе, вдруг стал врагом? Я занервничал и стал думал, что мне надо делать.
И в это время раздался звонок с телефона sssssssssss. Приятный женский голос представился сотрудницей банка Светланой. Она сказала, что банк получил запрос на перевод с моего счёта крупной суммы и подозревает, что это мошенники. Она спрашивала, действительно ли я делаю перевод, подтверждаю ли я его (транзакцию).
Я взволнованно стал объяснять, что это мошенники.
Она тут же вошла в видео в Вотсаппе, я увидел миловидную молодую девушку в белой блузке, какими бывают сотрудницы банка, в просторном светлом офисе на фоне крупной эмблемы банка. Она дружелюбно, заинтересованно меня выслушала и активно стала со мной выяснять подробности случившегося (даже спросила, записал ли я номера телефонов мошенников, чтобы вывести их на чистую воду), подтвердила, что только мошенники прячут лица и не общаются по видеосвязи, и вызвала у меня доверие ещё и тем, что, посмотрев в монитор стоящего перед ней компьютера, точно назвала сумму на моем банковском счёте и заверила, что деньги будут сохранены, но их временно надо со счета вывести и спрятать от мошеннников на закрытом ("зеркальном") счёте, чтоб тех поймать.
Речь её была на русском языке грамотной, чистой, общение располагало к ней. А когда я сказал, что от переживаний у меня даже стало сдавливать сердце, дружелюбно меня пожурила: "Вы там осторожнее с сердцем".
Она говорила, что будет моим куратором, сейчас поставит мой счёт на мониторинг в течение 72 часов, чтобы с началом рабочей недели все операции можно было далее производить непосредственно в банке (был поздний вечер последнего рабочего дня перед выходными). Затем перевела звонок на того, кого представила как сотрудника службы кибербезопасности банка.
Раздался голос мужчины (лица его я не видел). Голос был приятный и властный. Такие бывают у сотрудников полиции или подобных структур. Он, выслушав историю, сказал, что полиция знает об этой шайке мошенников, что их уже давно ищут, что будет заведено уголовное дело по такой-то статье. А сейчас он даст поручение этой сотруднице Светлане, чтобы она обеспечила безопасность моего счёта. Меня же просит никому не сообщать об этом, потому что, как всегда при проведении операции, надо сохранять тайну, чтобы не спугнуть мошенников. И снова ей передал трубку.
Мы снова с ней разговаривали, она вызывала у меня полное доверие. Я даже сказал, что буду выполнять все её указания как сотрудницы банка. Мне и в голову не приходило, чтобы сделать, к примеру, скрин-шот экрана с её изображением для подтверждения, подобно тому как мы не станем же фотографировать работников учреждений, с которыми общаемся. А у меня было полное ощущение, что я общаюсь именно со служащей банка.
Общение было быстрым, она говорила, всё время держа моё внимание.
В какой-то момент она сказала, что мошенники могут снять деньги, воспользовавшись скачанными у меня данными карт и предложила срочно переправить карты в банк для их блокировки.
Я ей настолько доверял и даже не подумал, что карты, если она работница банка, может сама заблокировать, а я карты физически могу отдать уже непосредственно в банк в первый же рабочий день. А о том, что в этой стране есть специальная организация, которая выпускает карты и их при необходимости блокирует, я не вспомнил, да и не умею обращаться в такие организации, где говорят на другом языке, где я их не понимаю, а они - меня. И времени осмысливать она не давала, а велела мне упаковать имеющиеся у меня банковские карты в пакет, за которыми должен приехать якобы курьер банка. Я настолько был готов точно выполнять её указания (обещавшие сохранить мои деньги на счёте), что даже разнервничался, когда не сразу смог найти третью карту.
Я тщательно упаковал в конверт, затем в коробочку, затем обернул, по её указанию, тряпкой и опять положил в больший пакет.
Она сказала, что сообщит курьеру, но чуть позже изменила указания: дескать, на улице дождь, а курьер за день намотался, поэтому велела мне выйти на улицу и передать пакет в такси по её вызову, которое отвезёт карты якобы в банк в Т. А такси, сказала, уже у подъезда ждёт и назвала его номер.
Я тут же вышел на улицу, такси не нашёл, сообщил ей; она якобы вызвала другое такси взамен уехавшего. Наконец я увидел такси, подъезжавшее издали к моему перекрёстку.
Она по телефону что-то сказала водителю, я отдал ему пакет, и он увёз.
Вернувшись домой, мы продолжали общаться. Минут через 40 она сообщила мне, что карты прибыли на место, и предупредила, что деньги банк будет поэтапно некоторыми суммами переводить на закрытый счёт, чтобы их сохранить, и велела мне не волноваться, если придут смс-сообщения о том, что списывают со счета.
Также она назвала телефон якобы службы безопасности банка zzzzzzzzzz и сказала, что по её телефону ssssssssss я с ней могу поддерживать связь постоянно.
Мы закончили общение, я предполагал, что в выходные дни снова будем на связи.
СМС-сообщения мне на телефон не приходили, я лёг спать.
Примерно в 2 часа ночи я проснулся, чувствовал себя неважно, думал о том, что происходит. Даже появилась мысль, что, если в один миг все деньги спишут со счёта и все их потеряю, то не знаю, как жить дальше.
Не спалось, решил поменять пароли на электронных ящиках. Зайдя в один из них, я увидел, что поступали запросы на получение кода для списания денег.
Зашёл на сайт банка и увидел, что по картам списана крупная сумма - больше, чем у иных месячная зарплата. (Этот банк поволяет ежедневно списывать со счёта такие суммы).
Вспомнил о разговоре с ней и о её предупреждении. Но не звонить же ей в 2 часа ночи, тем более, что она предупредила и о списаниях, и о том, что работает в банке посменно - только в день, а телефона сменщицы в офисе я не знал. Ладно, думаю, утром, примерно в 9 часов, позвоню и попрошу перестать "переводить на закрытый счёт", потому что это беспокоит меня, а надо договориться о какой-то другой форме защиты счёта. (Только спустя несколько дней мне пришла мысль, что можно было ей для проверки предложить вернуть деньги с закрытого счёта мне опять на счёт для моего спокойствия, а потом уже их прятать, но, уверен, что и на этот случай у них уже заготовлены отговорки).
Примерно в 9 часов утра я позвонил на её телефон, но на языке страны, который я не воспринимаю свободно, ответил автоответчик (ну, а что отвечают автоответчики, в общем-то в целом понятно). Тогда я позвонил на сообщённый мне ею телефон якобы службы безопасности банка, но там тоже был автоответчик. Зайдя на сайт банка в интернете, я увидел, что телефон службы безопасности банка похожий, но другой.
И увидел, что с моего счёта пару часов назад списана ещё одна такая же крупная сумма.
Тут я понял, что все они - одна шайка мошенников, втёршаяся в доверие и воспользовавшаяся им.
После этого я немедленно обратился к близким мне людям, разбирающимся в компьютерах и знающим язык страны достаточно для общения и решения вопросов.
Было утро следующего дня.
Мы позвонили в организацию, в которой блокируют карты, затем, в рабочий день после выходных, сходили в банк, а затем, с документами из банка, и в полицию.
Но это уже другая история.
С телефонов этих мошенников (и ещё с каких-то неизвестных мне номеров) мне несколько раз звонили и в тот день, и в последующие. Но я не брал трубку, номера фиксировал и также сообщил их в полицию.
А теперь я постараюсь проанализировать причины моих ошибок, как я их понимаю. Но скажу, на вскидку: главное, на что делают ставку мошенники, - не на технологии, а на психологию. И, по крайней мере, у этой шайки, в это смысле продумано всё до мелочей.
Теперь ещё раз подробнее.
Нам часто звонят неизвестные люди с какой-то непонятной целью: "С вами говорят из компании.... А какой у вас домашний интернет? А какая у вас страховка?". Их нетрудно отбрить.
Эти, не мелочась, сразу прикрылись авторитетным именем известной, крупной и уважаемой компании H.....
На меня это произвело впечатление.
А проверить, действительно ли так, как они говорят, - трудно: здесь, в стране, очень многое делается без соблюдения бюрократических формальностей и бумажных процедур, а только - по устной договорённости. Здесь не принято по каждому поводу требовать справку о том, что нужна справка и т.п. Поэтому многому веришь на слово.
Большую роль играет и стиль общения, тон речи, тембр голоса. Я думал потом, почему я сразу не отказал звонившим?
Если человек разговаривает неприятным тоном, то его проще оттолкнуть и прекратить разговор. Здесь же голоса звонивших были спокойные, приятные, не давящие, уступчивые; у меня было ощущение, что обсуждаю вопрос переустановки, в котором, конечно, не разбираюсь как неспециалист, со специалистами, которые стараются меня обслуживать, настраивают технику. Тем более, что несколько лет назад была похожая ситуация: мне позвонили из компании, установившей мне роутер, и сказали, что мой устарел, что его лучше заменить. Приехал курьер, я ему вынес тот, которым я пользовался, он дал мне новый, объяснил, куда воткнуть два провода, как установить на нём пароль для выхода в интернет - и вот я работаю с ним уже много лет. (А то, что название у компании, подключающей роутеры, иное, чем у компании, занимающейся телефонами, - на чужом языке сразу и не вспомнишь).
Все обманы начинаются с малого.
Прежде всего обманщики (и эти, и другие - словом, все, кто хочет что-то отнять у другого) начинают со словесного контакта - они спрашивают что-либо несущественное, лишь бы человек начал отвечать, тем самым делая его ведомым и подавляя его инициативу. А затем используют приём запугивания. Это всегда срабатывает на тех, кто небезразличен к своей жизни: нормальный человек не хочет себе ухудшения. Если нам, к примеру, доктор говорит, что лучше пить такое-то лекарство, а иначе можно заболеть, то мы будем пить это лекарство, потому что заболеть никому неохота, а в будущее мы заглянуть не можем - заболеем ли без лекарства или не заболеем. И здесь дело совести врача, рекомендующего лечение.
Мошенники же совести не имеют. Где-то я прочитал такую фразу (афоризм): "Если тебе удалось кого-то обмануть, то это не потому, что ты такой хитрый, а потому, что человек доверял тебе больше, чем ты того заслуживаешь".
На меня сработала их фраза о том, что компания перенастраивает оборудование, а моё, устаревающее, может в будущем начать тормозить. (И действительно, недавно я списывался с одним банком о том, что иногда не могу зайти на их сайт, а они мне отвечали, что причина, видимо, в моём компьютере, рекомендовали обновить браузер и очистить кэш). Мы все понимаем, что эта компьютерная техника всё время модернизируется, но рядовому пользователю, несведущему в этой сложной технике, остаётся только доверяться тем, кто ею занимается.
Мошенники ищут уязвимые, слабые стороны жертвы. Они обращаются прежде всего к тем, кто затрудняется общаться в чужой стране на мало известном им языке. Когда я первому звонившему сказал, что обсуждать перенастройку с техником, не знающим русского языка, я не смогу, он с готовностью предложил передать заказ русскоязычному, чем меня порадовал, как бы облегчив мне процесс. Как я должен реагировать на тех, кто идёт мне навстречу? Я ему доверился.
Они знали, что я могу поискать способ проверки: а действительно ли, компания предлагает услугу. И, чтобы сбить меня с толку, как бы отменили заказ вторым звонком. А третий звонок ("от техника") раздался тогда, когда я уже и забыл о разговоре, то есть расслабился.
Основная задача мошенников - не дать человеку самостоятельно мыслить, всё время его торопить, его мысль сбивать и уводить в нужном им направлении. Именно поэтому они всё время разговаривают, спрашивают, дают указания, лишая возможности самому управлять процессом и подчиняя своей воле.
И всё время изображают уступчивость - сделаем так, как тебе лучше, как тебе надо.
Не знаешь языка страны? - обслужим по-русски. Не можешь сам установить приложение? - поможем.
Не хочешь назвать номер документа? - хорошо, я назову сам, проверь, убедись, что всё верно, и доверяй.
Думаю, что и этот приём, когда ехидным тоном вдруг сообщают, что "данные-то я всё равно все получил", тоже не случаен: жертву надо вывести из состояния психологического равновесия, чтобы жертва ощутила, что, фигурально говоря, тонет. А тут и появляются "спасители".
Не случайно роль "спасительницы" поручено сыграть миловидной молодой девушке: это вызывает расположение. Весь антураж (белая блузка, ярко освещённый офис, крупная и красочная эмблема банка) - всё убеждает, что перед тобой сотрудница банка. И в этот момент не сообразишь, что, в действительности, работники банка, когда приходишь на приём в офис, не знают русского языка (но, может, в службе безопасности предусмотрели экстренные случаи с русскоязычными?). Обо всём этом не думаешь, когда взволнован: трудно представить, что перед тобой теперь основная группа мошенников, задача которых тебя полностью обчистить. И видишь в них свою надежду.
Даже трудно принять, что такие молодые и привлекательные и - бессердечные.
И за ними стоит солидный мужской тембр того, кто прикрывается опять же громким названием - службы кибербезопасности банка.
А когда вера в них настолько укреплена, что вырывается, как у меня, готовность выполнять их указания, наступает кульминационный момент: она задаёт вопрос, есть ли у меня в доме конверт. Конечно, есть такая мелочь. Я подтверждаю. Это тоже психологический приём: если человек один раз согласился, то убедить его продолжать гораздо легче.
Когда в самом начале мне было предложено обновить программное обеспечение, я не имел причины отказываться. Мне всего лишь не конкретизировали сразу: мне не уточняли, что действие будет производиться путём установки своих скачивающих программ на моё оборудование.
Когда она меня предупреждала, что мои деньги будут переведены на закрытый счёт, она не уточняла, что всё будет сделано путём снятия моих денег с моих физических карт.
Это тоже распространённый приём введения в заблуждение: информировать общо, неконкретно, чтоб обманутый предположил, что всё будет происходить так, как он представляет, не вызывая у него подозрения, а в последний момент, когда всё уже сделано, он увидит, что реализованы обещания ему иначе, по-другому, но уже ничего не исправить.
И очень важный и, увы, срабатывающий приём - мимикрировать под борцов с мошенничеством. Выдавая себя за людей, ловящих мошенников, они ставят себя по одну сторону с будущей жертвой, тем самым избегая подозрений. Ну, как я буду бороться с тем, кто готов меня защищать (например, делая скрин-шот экрана в момент разговора с ней)? Что, я - самоубийца? Она готова обезопасить мои банковские карты, а он, судя по его словам, уже ищет IP похитителей, - и я буду им не доверять, расскажу родственникам и друзьям, оглашу произошедшее, спугну мошенников, которых они уже ищут, и сам обрублю под собой сук и всё потеряю?
Молчать и никому не рассказывать. Этот приём безукоризненно срабатывает.
Вот основные, как я понял, приёмы мошенников. И попадаемся на их удочку мы потому, что вступаем в контакт, разговариваем с ними. А как не разговаривать? Ведь мы постоянно с кем-то общаемся в каждый момент времени по разным поводам. И никто не даёт никаких гарантий: весь наш образ жизни сейчас "завязан" на компьютерах и телефонах, которые нам необходимы, но управление которыми находится не в наших руках.
Есть только один способ, который не исключает, но уменьшит вероятность попасть на мошенников-разводил: просто ни с кем из незнакомых не разговаривать. Кто что ни предлагал бы - не соглашаться. Все услуги получать только в официальных организациях, учреждениях, предприятиях. К сожалению, понятие "совесть" из нашей жизни ушло, не стало её стержнем. В течение моей жизни я иногда ещё изредка встречался со случаями, когда даже со стороны людей, относящихся, как принято говорить, к низшим слоям общества, наблюдалась честность там, где можно было бы сжульничать.
Тем более грустно, что маскирующиеся под цивилизованных, образованных, культурных, сведущих в современных технологиях, идущих в ногу со временем, способны ради личной наживы обокрасть доверившегося им человека.
Пишу я это вскоре после случившегося.
Ещё продолжают поступать разные звонки с неизвестных номеров - я перестал кому бы то ни было отвечать, снимать трубку. Не умеют они пользоваться человеческой речью во благо. Вот когда научатся - тогда и будем общаться. Пока - пусть учатся.
Буду теперь ждать действий полиции. Хочется верить, что мошенников найдут и накажут, потому что случаев, подобных моему, было уже предостаточно и, судя по их слаженным и отработанным действиям, шайка эта состоит из профессионалов своего воровского дела, а значит, органам правопорядка о них известно: есть факты, их можно сопоставить, опросить свидетелей; по камерам уже отслеживают маршруты их передвижения. Найдут - ответят за всё. Следует уточнить, что такой бессовестности среди коренных жителей этой страны не наблюдается; во всяком случае, я не встречал. Есть всякое другое, но такое - и об этом широко предупреждают - сильно распространилось от тех, кто приехал в страну и разговаривает по-русски. Среди местных такое не принято.
Жалею только, что на сайтах разных банков предупреждения о мошенниках и их приёмах обмана, не предвидя всей опасности, я увидел и оценил слишком поздно. Дорого мне обошёлся этот урок, но, как говорится, за учёного двух неученых дают.
Ничего, все своё получат, всем за всё воздастся.
Свидетельство о публикации №225021401270