Сапфир. От музейной экспозиции не убежишь

Маскот Сапфир любил загородную жизнь.

Его обитель находилась неподалёку от Новоиерусалимского монастыря, напротив Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», который, несмотря на свой десятилетний возраст, уже завоевал репутацию культурного центра европейского уровня.

Здесь, в тишине да на свежем воздухе, он словно подзаряжался от древности, от артефактов и искусства, которое придавало ему особую силу.

Он часто прогуливался по окрестностям, обдумывая жизнь и своё место в ней.

Дом Чехова… Ну, как дом. От него остался только забор. Но люди упорно продолжали считать его «домом Чехова», и даже экскурсоводы не смущались.

Маскот невольно усмехался, проходя мимо: прекрасный символ российской памяти — дома нет, а дух остался.

Чехов когда-то гулял в городском парке, что находился всего в двух шагах отсюда. Возможно, он и сам стоял у этого забора, размышляя, хорошее ли это место для жизни.

— Так что я здесь не просто так, — думал маскот. — Чехов соображал, где поселиться, и я соображаю. Правда, он выбрал дом, а не забор.

На этом сходства, пожалуй, заканчивались.

Однажды, когда он в первый раз пересёк парк и вышел на его край, перед ним открылся вид на монастырь. Купола сияли на солнце, словно огромные золотые капли, зависшие между небом и землёй. Этот пейзаж его завораживал, и он какое-то время просто стоял и смотрел.

Но чего-то не хватало.

— Вот бы ещё музей был виден, — подумал он тогда с лёгкой тоской. Он любил музей, и было жаль, что с этой точки его закрывали деревья. Позже он ещё не раз возвращался на это место, но каждый раз убеждался, что музей всё так же спрятан за кронами.

Что ж, бывает так, что важное оказывается скрытым...

Тогда же он окончательно решил, что жить будет здесь. Чехов был не дурак в выборе мест. Правда, забор — это, конечно, хорошо, но со временем маскот понял, что крыша и отопление тоже не помешают.

Под настроение он заходил в музей, где любовался одеяниями и головными уборами патриарха Никона, отороченными соболем. Ему не казалось удивительным, что мех сохранился с XVII века — он воспринимал его не просто как шкурку, а как часть высшей энергетики тайги. Он чувствовал, что мех живёт за пределами времени, впитывая историю и силу людей, которые его носили.

Сапфир подернул мехом вдоль спины, словно сбрасывая с себя груз размышлений, и повёл ушками, ловя ветер. Шерсть на загривке слегка поднялась, уловив движение воздуха. А затем мягко перелилась, отливая глубокими, дымчато-синими оттенками, будто в меху отражался цвет холодного зимнего неба. Принюхавшись, он ощутил запах сырой земли, старых коряг и далёкого костра — смешанный аромат, в котором жили и тайга, и город, и незримая связь между ними.

Эту связь он чувствовал даже там, где её, казалось бы, не должно быть — среди каменных стен и хрустальных витрин.

В просторном выставочном зале второго этажа, где мягкий свет падал из высоких окон, разместилась особая гордость музея — коллекция живописи. Среди шедевров русского искусства висели полотна Клима Западни. Одна картина особенно приковывала взгляд: «Капкан без железа».

На ней соболь, загнанный собаками, прижался к стволу дерева. Внизу псы заливаясь лаем, скребли снег и корни. Один человек сжимал топор, другой держал ружьё, но не спешил стрелять.

Всё здесь было капканом: земля, на которую зверь не мог спуститься, крона, не дававшая укрытия, даже воздух, пропитанный жаждой крови.

Сапфир возвращался к этой картине снова и снова. Полотно притягивало и отталкивало: скрученные мышцы зверя, тени на лицах охотников — всё вызывало холодок. Это было не просто охота, а нечто большее, скрытое в мазках художника.

— Вот тебе и гуманный капкан, — мрачно усмехнулся он. Гуманность для кого? Для зверя, обречённого на смерть? Для охотника, жаждущего оправдания? Или для зрителя, которому подавай красивую иллюзию? Простор для освоения грантов и бюджетов "за этичный промысел"?

Но мех соболя был не просто трофеем — это живое наследие, вплетённое в историю, словно нити в ковёр веков. Разве не так воины отдавали жизни ради бессмертия их имён? Соболи, как и они, становились частью саг — их мех украшал царей, их дух витал в узорах риз.

Художник поймал в рамку не просто момент, а суть западни — ту, что сжимает и жертву, и наблюдателя. Сапфир чувствовал это каждой шерстинкой.

И всё же… Разве этот соболь на полотне не был таким же наследником великой миссии? Его шерсть, застывшая в краске, теперь вечна.

Он мотнул головой, словно стряхивая наваждение, и пошёл дальше по залу. Его взгляд упал на старинную гравюру с охотниками. В этот момент он услышал за спиной тонкий голосок:

— Мама, смотри, куница!

— Это соболь, глупыш, — поправила женщина, но мальчик уже тянул его за пушистый хвост:

— А тебя здесь чучелом сделают, когда умрешь?

— Ванька! — ахнула она, однако Сапфир лишь щегольски щелкнул зубками.

— Мой прадед стал экспонатом, а я предпочитаю быть куратором. Видишь вон тот герб? — он указал на витрину с грамотой XVII века. — Три соболя там — не просто звери. Это код: один мех равнялся трём бочкам икры или сабле турецкой.

— Вау! Ты как живой учебник! — загорелся мальчишка.

— Я не учебник. Я — суперпозиция: и экспонат, и экскурсовод. Пока ты наблюдаешь — я говорю. Перестанешь — стану легендой. Или исчезну. Кто знает? — парировал Сапфир, испуская синеватое сияние.

В этот момент к ним подошла служительница музея. Женщина явно хотела извиниться за неуклюжий вопрос ребёнка, но вместо этого заинтересованно посмотрела на него:

— Вы так увлечённо рассказываете... Простите, а вы случаем не специалист?

— Можно сказать и так, — улыбнулся Сапфир. — Я давно думаю об одной идее: организовать выставку артефактов соболиной жизни от древности до наших дней. Показать не просто мех, а его историю, его путь через века. Разве не интересно взглянуть на это сквозь призму пушного аукциона?

— Хм... любопытная концепция, — женщина задумчиво склонила голову. — Я могла бы представить вас нашему куратору. Если хотите, можем обсудить детали.

Сапфир ощутил прилив вдохновения. Он ещё не знал, во что выльется этот разговор, но что-то подсказывало ему: это только начало.

Вдохновлённый неожиданным предложением и всё ещё находясь под впечатлением от картины Клима Западни. Он ощутил, что именно здесь может зародиться идея его будущей экспедиции по Транссибирской магистрали — от старинных пушных факторий до забытого клада Корейко.

Глубоко вдохнув, словно собираясь с мыслями, он медленно направился к реке. Окрылившись новой мыслью, замурлыкал под нос старинную песню сибирских охотников-промысловиков. Ту самую, что когда-то услышал в музее, в зале с бубнами и расшитыми одеждами.

Слова сливались с шёпотом воды: что-то о тёмной тайге, следах на первом снегу и вечной пляске меж теми, кто ловит, и теми, кто ускользает…

У самого берега, под сенью старых деревьев, находился святой источник. Вода стекала тонкими струями в каменную чашу, выточенную так удобно, будто сама природа постаралась для усталых путников.
 
Сапфир любил останавливаться здесь, следя, как капли будят рябь на поверхности прохладной воды. Этот источник напоминал ему Пятигорские воды — те же чистые, древние ритмы, нарушаемые лишь шепотом гор.

Он наклонился, зачерпнул лапой воду. Чистейшая влага струилась сквозь мех, и в миг, когда капли касались поверхности, в отражении мелькнул силуэт.

Женщина с задумчивым взглядом, тонкие черты… Наталья. Сапфир резко провёл лапой по воде, размывая зыбкий образ. Рябь поглотила лицо, словно его и не было. Или его самого?

Ветер внезапно всколыхнул кроны. Старые деревья зашептались, сбрасывая вниз горсть листьев. Они закружились, цепляясь за воздух, прежде чем коснуться воды.

Кем же он был на самом деле? Маскотом - хранителем удачи, или всего лишь игрушкой, которую однажды отложат и забудут? А может, он – ожившая мечта, разбуженная загадочной силой Тунгусского метеорита?

Его связь с Натальей была тонка, как паутина — проекция её внутренней опоры. Люди веками искали молчаливых спутников на своём пути — в молитве, искусстве, случайных совпадениях.

Так и она, не прося у реальности невозможного, создала в воображении проводника для воплощения своих мыслей, чувств, поиска смысла.

Сапфир закрыл глаза. Из его груди вырвался звук, похожий на рокот подземного ручья — низкий, урчащий, создавая вибрацию, как предвестник землетрясения.

В те дни она особенно часто представляла его рядом, словно искала утешения в придуманном друге.

— А зачем вы вообще уволились? — удивлялась Светлана из питерского офиса. — Оформили бы отпуск без содержания. Он может длиться месяцами... Чувствовали бы себя защищённой.

Сапфир видел, как Наталья перечитывает сообщение, сидя в онкоцентре. Решение, которое казалось единственно возможным, вдруг перестало быть таким.

Сапфир усмехнулся, глядя в тёмную гладь воды, и стал насвистывать засевшую в сердце эвенкийскую напевность. Непритязательную, как треск костра в стынущей тайге, но щемящую душу ярче полярных сполохов.

Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… раздраженное равнодушие только испортило их.

Иногда отличить божий дар от яичницы бывает сложнее, чем провести корабль сквозь бурю бизнеса.

Мысли Сапфира потекли в сторону Пятигорска - шубной столице России, куда Наталье так и суждено было попасть.

Он размышлял, удастся ли Пятигорску повторить путь Милана. Шаг за шагом создать свой меховой кластер, развивая выставку меха и объединяя производителей, дизайнеров и торговцев разных стран в единую сеть.

Меховая индустрия Милана начала формироваться после Второй мировой войны, а уже в 1950-х годах город стал одним из центров меховой моды. Всё начиналось с небольших мастерских, где соединялись талант, ремесло и предпринимательская хватка. Со временем это переросло в мощную индустриальную систему, которая прочно вписалась в мировую моду.

В Пятигорске этот путь не только намечался, но и набирал силу.

Сапфир спустился с обрыва и присел на берегу Истры, разглядывая местный «арт-перформанс» в виде коряги, выброшенной течением, и тонкие прутики, застрявшие в береговой грязи. 

Издалека, вдоль берега, к нему приближался силуэт рыбака в потрёпанной ушанке.

Сапфир прищурился, пытаясь определить, из какого меха была пошита эта видавшая виды шапка. Но даже ему, с его безошибочным чутьём, это оказалось не под силу. Время стёрло её происхождение, оставив лишь неясный, замусоленный силуэт. Мех мог быть чем угодно, от простого кролика до некогда роскошной выдры.
 
— Хм... — пробормотал он. — Такая текстура… Это же чистой воды авангард! Даже итальянский Vinicio Pajaro нервно курит в сторонке, представляя коллекцию «В стиле истринского рыболова»: мех с ароматом водорослей и намёком на вчерашнюю воблу. Рыбачья ушанка, кстати, позже действительно вдохновила миланских кутюрье. Теперь она продаётся в бутиках за 2000 евро под названием «Vintage Soul of the Istra».

— Красота-то какая, а? — хрипловато протянул мужчина, задумчиво погрызывая солёный огурец. — Каждый вечер тут торчу, а душа всё равно ноет, как кот в стиралке.

Сапфир внимательно посмотрел на него, прикинул, сколько в этом философии и сколько — водки, и решил промолчать. Он вообще никогда не употреблял алкоголь и, если честно, даже не был уверен, что его организм способен его переваривать.

Впрочем, однажды бабушка давала ему самогон — когда он, будучи ещё молодым и неопытным, отравился несвежими куриными яйцами с глицерином из приманки в капкане. Тогда он слёг с жутким отравлением, и бабушка, по старинной охотничьей традиции, налила ему глоток чистого самогона «для дезинфекции».

— Запомни, внучек, если ты уже в капкане, выбирайся с достоинством! — сказала она тогда.

Сапфир игриво повернулся к рыбаку бочком.— Вы о закате или о том, что реку Иорданом не стали называть? 

Рыбак фыркнул:

— Да Никон-то наш, царство ему небесное, хотел как лучше. Только народ упрямый — вековые названия из пепла не выковыряешь. Вот и ты, поди, не простой хорёк?

— Баргузинский соболь, — с достоинством поправил маскот.

В этот момент из кармана рыбака что-то выскользнуло. Сапфир наклонился и увидел пустую обёртку от сырка с надписью «Истринские молочные традиции».

— То-то я вижу — осанка не дворняжья, — рассмеялся рыбак и протянул ему смятые конфеты «Мишка на Севере» и «Белочка». — Может, твои предки и моих ловили, когда они мехами контрабандой в бочках с селёдкой возили!

Сапфир задумчиво повертел конфеты в лапах. Когда-то, возможно, ему и пришлось бы довольствоваться таким угощеньем, но теперь он был полноправным сотрудником, хотя и талисманом.

После трудоустройства в московский офис пушного аукциона на гибкий график Сапфир решил, что ему необходимо жильё в городе.

Конечно, три дня в неделю — не так много, но он отличался серьёзным отношением к обязанностям и не хотел терять драгоценные минуты на дорогу.

Сначала он задумался об отеле "Советский". Он не мог не отметить один весомый аргумент именно в пользу этого отеля — офис бухгалтерии пушного аукциона находился буквально на другой стороне Ленинградского проспекта. Достаточно было лишь пересечь его по подземному переходу — и вот ты уже на рабочем месте!

— Удобство, удобством, а старина — стариной, — философски рассуждал Сапфир, почесывая за ухом. — Но кто же откажется от комфорта и защищённости?

Сапфир, в принципе, был существом привычным к историческим интерьерам. После жизни рядом с музеем европейского уровня в Новом Иерусалиме, где он вдохновлялся шедеврами Репина и его учеников, логично было продолжить жить в экспозиции.

Впрочем, историчность в его жизни проявлялась по-разному.

Однажды, уже будучи среди добытых шкурок с сединой, плотно упакованных в мешки, он провёл ночь в санках у одной женщины — поставщика. Она везла пушнину на аукцион в Петербург, но в вертолёте для неё не нашлось места. Пришлось ждать следующего рейса в аэропорту Туры, что в 13 километрах от города. Всю ночь она провела на леднике, на лютом морозе. Чтобы не примёрзнуть, устроилась на коробках из-под яиц — других удобств не было.

Отель манил не просто стенами, а слоями истории: здесь смешались дух цыганских романсов, звон бокалов московской богемы и монументальность сталинского ампира.

— Два-три дня в неделю — я смогу оплатить, — подумал он, представляя, как шагнёт в коридоры, где когда-то бродили Шаляпин и Распутин.

Здание, возведённое в 1910 году архитектором Эрихсоном, хранило отпечатки эпох. Здесь обрёл новый дом знаменитый ресторан «Яръ», некогда расположенный на Петровке, 16, где ещё в XIX веке звучали тосты московской богемы, где когда-то Пушкин «трюфли поминал».

Теперь за завтраком звучал рояль. А в соседнем крыле цыганский театр «Ромэн» разыгрывал страсти под сводами, помнившими шёпот заговорщиков НЭПа.

На афише у входа крупными буквами красовалось название спектакля: «Табор идёт по следу, или Удачи на цыганских тропах». Маскот фыркнул — не то чтобы это уж слишком походило на его собственную историю. Но он знал, что где бы он ни оказался, реальность неизменно подстраивалась под него, словно следовала за ним по пятам.

Он был проводником — незримой нитью связанный с искусством и историей. Стоило ему появиться, как пробуждались забытые легенды, оживали сцены охоты и погони. Он приносил с собой дыхание тайги, след на насте, запах смолистого кедра.

Он решил, что обязательно сходит на этот спектакль… но только после того, как позаботится о конспирации. После картины Клима Западни на душе было неспокойно — казалось, что кто-то невидимый внимательно следит за ним.

Это не просто отель — музей, в котором можно переночевать… — усмехнулся маскот, скользя взглядом по деталям: старинный паркет, люстры, дверные ручки, сохранившие отпечатки пальцев Куприна и Горького.

Сталинские апартаменты, где жил Василий Сталин. А может, и его самого кто-то уже мысленно упрятал в эту экспозицию, как в тщательно задокументированное дело из старого архива?

Но жить в отеле — одно, а иметь своё жильё — другое.

Пролистывая страницы аренды на Авито, Сапфир замер: «Сдаётся уютная квартира, номер 50». В голове вспыхнул знакомый образ — тёмные коридоры, шёпот за стенами, зеркала, в которых отражается не то, что должно. И двери, ведущие неизвестно куда.

Чёрный соболь, ускользнувший из силков, промелькнул по залитым маслом трамвайным путям и скрылся в переулках за домами.

—  Аргентина – Ямайка, 5:0… и я плачу, плачу, плачу… — невольно пропел он про себя, вспомнив строчки из песни.

— Случайность? Возможно... Но не стоит испытывать судьбу, — решил он и с улыбкой пролистнул дальше, в поисках чего-нибудь менее... "литературно-опасного".

— Ну ладно, найду еще... Завтра на работу.

Сапфир тыкнул лапой в кнопку звонка.

— Бизнес — логика, искусство — порыв, а люди — клей, — подумал он, обернувшись на выходящего из подсобки дворника.

Две березы у входа — раскидистые, в хрустальном инее — покачивали ветвями, словно перешептывались о чем-то своем.

Исполнительный дворник толкнул тележку с банками из-под того самого «клея». Пустые банки? Они — лишь удобные сосуды для очередных, готовых с лёгкостью наполниться тем, что нальют в них сверху.

Торговая площадка не знает тепла — только ценник. Молчаливая сделка с тайгой —  шкурки в лоте, бирки вместо имени.

А память о прошлом — это просто сажа осевшая на почтовом ящике.
 
Сапфир стряхнул паутину,  прилипшую к шерсти.

— Десять лет пройдёт, — вздохнул он, — а тут всё те же кнопки, цифры да банки с окурками. Разве что пыли слой потолще.

Резиновый коврик у входа скрипнул, как холст в тисках подрамника, который не выдержал натяжения. Если клей осыпался, остатки просто соскоблят и зальют новым. Так проще. Так удобнее.

Сапфир пожал плечами и бодро шагнул внутрь.
 
Он стал частью экспозиции — элементом общей картины.


Рецензии