У каждого своя Шаганэ

 Благодарю за идею Александра Черкасова.      

     В десять вечера раздался телефонный звонок.
- Любовь Борисовна?- послышался хрипловатый, незнакомый мужской голос. - Извините, это Петруха.
- Кто?!- удивилась я, отгоняя набежавшие кадры из фильма" Белое солнце пустыни"
- Охранник из Пятерочки... сосед ваш.

 Тут же вспомнился этот одинокий тридцатилетний полуюноша-полумужчина из соседнего подъезда. Слышала, что Петр продал домик, оставшийся после родителей в деревне, и приобрел однушку в нашем доме. Сосед был из тех, про кого говорят "вечно молодой, вечно пьяный". Лохматый, всегда небрежно одетый человек (явно без женской заботы). Но хлопот никому не доставлял, в драках замечен не был, с соседями вежливо здоровался, собак не дразнил, кошкам улыбался.

- И?.. - продолжила я разговор с Петром.
На том конце смущенно откашлялись:
- Говорят, вы с театром дружите?
- Говорят, - лаконично ответила я и догадалась: - Контрамарку достать?
- Нет! Любовь Борисовна... - смущенное кряхтение продолжилось.
- И?.. - опять пришлось подталкивать Петра к главному.
- Я хочу стихотворение хорошо прочитать... поможете выучить?
 
  Оп-па-чки! Мастер-класс по телефону я еще не проводила, но как откажешь в таком деле? Пришлось уточнить.

- Вы хотите выучить для себя или для определенного человека?
- Для определенной женщины! Еще какой определенной... со всех сторон определенной. Я влюбился!
- Поздравляю! Так какое стихотворение выбрали?
- Сергей Есенин "Шаганэ ты моя, Шаганэ".
- Замечательно! Вот для начала представьте ее перед собой, эту определенную. Представили?
- Готово!
- Хорошо. Какое на ней платье? - задаю провокационный вопрос.

После короткой паузы раздалось робкое покашливание:

- Никакого. Понимаете, ее зовут Фарида. Да вы ее видели, она в витринах у нас часто стоит. Вспомнили? Тоненькая такая, фигуристая!
- Простите, Петр, вы влюбились... в голый манекен? - недоумеваю я.
- Ну, что вы! Как можно?! Я не пью уже 853 часа! Дыхнуть?!.. Ой, простите!
В трубке подозрительно забулькало.
- Вы смеетесь?..
- Нет. Я пью. Смеюсь я по другому. Показать?
- Не отвлекайтесь, Петр!
- Фарида у нас три месяца работает в магазине, витрины моет. У тетки родной живет. Зульфия на кассе сидит, вот и племянницу пристроила.

- Не помню её, да это и неважно.
- Мне важно!

Стало понятно, что  влюбленному Петру хочется говорить и говорить о ней.

- Она часто подходит к витрине во второй половине дня, когда солнце начинает садиться. И тогда не могу от нее глаз отвести! Смотрю на длинные волосы, стройную спину и улыбаюсь, а Фарида моет стекла, смотрит на меня в отражении и тоже улыбается! Я прямо цепенею от ее улыбки! В такие минуты у меня однажды за спиной чуть всю молочку не вынесли.
- Спиной к Вам стоит? - мелькнула у меня догадка.
- Ну да, а что?
- Да нет, ничего.
Ну, не могла же я ему сказать, что улыбалась она в то время тем, кто по улице проходил, а Петру в отражении казалось, что ему.  Быстренько перевожу разговор:

- Прежде всего, Петр, стихотворение надо выучить наизусть, а не читать по бумажке.
- Я уже выучил. - с готовностью откликнулся мой неожиданный студент. Прочитать?
Не дожидаясь моего ответа из трубки раздалось: "Фаридэ ты моя, Фаридэ..." Есенин не обидится? Я ведь только имя подправил.
- Будем надеяться, что нет. Читайте дальше...

И поскакал Петруха по строчкам, как резвый конь по степи, как третьеклассник у доски, боясь, что если остановится, то остальные строчки уже не вспомнит ни за какие гаджеты! Все смешалось в кучу: Шаганэ, луна, рязанские просторы...
- Стоп! Петр! Стоп! - схватила я воображаемого коня под уздцы. - Давай спокойно разберем все стихотворение и ответим на вопросы: Кто читает? Где? Что хочет выразить автор этими строчками?

- Охранник, т.е. автор, рассказывает своей знакомой, восточной красавице Шаганэ, про ширину полей своей Рязанщины и умоляет:
   "Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне."

- Правильно! Только про ширь полей, а не про ширину... и передает ощущение тоски и ностальгии по Родине. Так? Только зачем вы зажали голос до непонятного интимного шепота? К чему этот ненужный намек?
- Почему ненужный? - обиделся голос и почему-то опять забулькал, - Каждый может это увидеть по-своему. Мы же в постели.
- Уже?!.. Где это написано?!
- Вот:"Эти волосы взял я у ржи,
       Если хочешь, на палец вяжи —
       Я нисколько не чувствую боли."
А где можно вязать волосы, как не в кровати? Не сидя же за столом, над котлетами?

"А он забавный" - подумала я, еле сдерживаясь от смеха.

- Ну... на диване можно, - робко предполагаю я, понимая, что с постели Петруху надо утаскивать: в обстановке придуманного эротического шатра Петр сразу забудет и про Шираз, и про "волнистую рожь при луне".

- Все проще, Петр! Не убедили. Можете представить вашу пару на скамейке в парке. Появится возможность вертеть головой, оглядывая "просторы". Да и, главное, почему пауз почти нет, все сливается в одно, почти без остановки? От того и смысл теряется, не успевает доходить до слушателя. В два раза медленнее надо, успевая думать и рассказывать нам про то, что видите. Не увидите вы - не увидим и мы, слушатели!

- Тяжело в чужие слова душу втыкать,- раздаются горестные вздохи моего невидимого собеседника.

- Душа сама воткнётся, куда надо, если паузы будете делать. Обращайте внимание на знаки препинания. После каждой запятой маленькая люфт-пауза - закон!В конце предложения пауза - тоже закон! Не выдавайте сразу готовый текст. Здесь вы - поэт и только сейчас сочиняете эти слова для Шаганэ, придумываете их, подбираете...
- Ну, если это закон! - соглашается неожиданный студент и, я заканчиваю разговор, обещая утром прослушать стихотворение еще раз.

***

 А через день Петр зашел с тортом, поблагодарил. Я сразу и не узнала его: нарядный, подстриженный, счастливый. А парфюм какой!
- Ну как, получилось?
- Еще как! Спасибо, Любовь Борисовна! Вы в меня уверенность вселили, поэтому все правильно прочитал! Сам прочувствовал. Даже на Рязанщину захотелось!
- А Фариде понравилось?
- Еще как!
- А сказала - то что?
- Она еще плохо говорит по - русски, но все кивала и кивала, довольная такая была. Только понять не могла, как это на пальцах волосы вязать? Я ей показал... а  волосы длинные -чистый шелк! Потом она мне про свой кишлак рассказала. Мне понравилось! Я тоже кивал!
- А у меня идея! Не выучить ли тебе для Фариды что-нибудь из Рудаки, Айни? Омар Хайяма, да еще в подлиннике? Представляешь её реакцию? Заметано?
- Заметано!

***
  Вот и еще в одной квартире поселились двое счастливых людей и... Есенин. У каждого влюбленного своя Шаганэ, но если она еще умеет слушать и молчать, то вообще КЛАСС!


(Фото-инет)


Рецензии
Добрый день, Любовь!

Мне понравился Ваш рассказ. Хочу поднять Вам настроение и предлагаю Вашему вниманию литературно-критическую рецензию в ироничном стиле от LLM (Large Language Model) gemini-2.5-pro от компании Google:

Ироничная рецензия: «Есенин в отделе молочки: Анализ революционного рассказа Любови Витт»

О, трепещите, снобы и эстеты! Отложите свои фолианты с Борхесом и Прустом, ибо на литературную арену выходит произведение, способное встряхнуть самые основы мироздания. Рассказ Любови Витт «У каждого своя Шаганэ» — это не просто проза, это монументальный гимн сближению высокой поэзии и низких цен в «Пятерочке». Это история, доказывающая, что для истинной любви не нужны ни Сорбонна, ни знание русского языка, а лишь отражение в витрине и вовремя выученный Есенин.

В центре повествования — эпическое столкновение двух миров. С одной стороны — Любовь Борисовна, наша рассказчица, жрица Мельпомены, носительница сакрального театрального знания, чей покой нарушает прозаичный звонок. С другой — Петруха, пролетарий духа из отдела охраны, «полуюноша-полумужчина», чья душа, подобно нераспроданному товару, томится на полке бытия. Их диалог — это не просто разговор, это сеанс культурной экзорцистики, попытка привить побеги высокой поэзии к дикому стволу народного естества.

Автор виртуозно обрисовывает нам портрет современного Ромео. Петруха — не просто «вечно пьяный», он — стихийный гений, который влюбляется не в женщину, а в её идеальный платоновский образ в витрине. Его первоначальная любовь к манекену, а затем к его отражению — это не ошибка, а высочайший акт идеализации, недоступный приземленным умам! Он — поэт-визионер, которому для вдохновения не нужна реальность.

Кульминация рассказа — это, безусловно, сеанс поэтического коучинга по телефону. Любовь Борисовна, как опытный режиссер, пытается втиснуть буйный темперамент Петрухи в прокрустово ложе академического чтения. Но наш герой не так прост! Его интерпретация Есенина — это смелый, авангардный перформанс. «Мы же в постели», — заявляет он, анализируя строки о волосах, и в этот момент рушатся все каноны. Это не ошибка, это — дерзкое, фрейдистское прочтение, обнажающее подсознательные эротические токи, скрытые в классике! Его жалоба «Тяжело в чужие слова душу втыкать» — это крик подлинного художника, страдающего под гнетом формы.

А финал? Он достоин пера О. Генри, если бы тот писал сценарии для романтических комедий. Петруха, преображенный, с тортом (символом сладкой победы культуры над невежеством), является к своей наставнице. Его свидание с Фаридэ — апофеоз взаимопонимания. Она плохо говорит по-русски? Пустяки! Для восприятия истинной поэзии слова не нужны, достаточно кивать! Есенин становится универсальным языком любви, понятным даже без перевода. А предложение выучить Омара Хайяма в подлиннике — это заявка на создание нового культурного центра в отдельно взятой квартире, маленького Ренессанса посреди спального района.

Вердикт: «У каждого своя Шаганэ» — это мощная прививка от снобизма. Любовь Витт блестяще доказывает, что путь к сердцу женщины лежит через Есенина, даже если она не понимает ни слова, а ты репетировал перед отражением в витрине. Финальная мудрость рассказа — «...если она еще умеет слушать и молчать, то вообще КЛАСС!» — это квинтэссенция народной философии, лаконичная, как ценник на акционный товар.

10 тортов из 10. Рекомендуется к прочтению всем, кто считает, что поэзия умерла. Нет, она просто переехала в «Пятерочку». И это, как оказалось, вообще КЛАСС

Дмитрий Алексиевич   17.12.2025 14:38     Заявить о нарушении
А это модель ИИ grok-4-0709 от компании Илона Маска:

Ироничная рецензия: «Поэтический пикап в зоне молочки: Шедевр бытового романтизма от Любови Витт»

О, вы, искушенные гурманы высокой прозы, приготовьтесь к литературному землетрясению! Забудьте ваши пыльные тома Толстого и Достоевского – их психологические бездны меркнут перед гениальной простотой рассказа Любови Витт «У каждого своя Шаганэ». Это не просто история, это манифест культурного апгрейда для масс, где Есенин встречается с «Пятерочкой», а любовь рождается не в салонах, а у витрины с акционными йогуртами. Витт, эта хитрая алхимик слова, превращает банальный телефонный звонок в эпос о триумфе поэзии над реальностью – или, по крайней мере, над похмельем.

Сюжет разворачивается с динамикой голливудского триллера: вечерний звонок, хриплый голос, интрига! Героиня, Любовь Борисовна (имя – уже половина успеха, ведь кто, как не Любовь, спасет мир?), сталкивается с Петрухой – архетипическим «вечно молодым, вечно пьяным» рыцарем из соседнего подъезда. Он не грабит банки, не спасает принцесс – он хочет... выучить стих! Для женщины! Это ли не поворот? Витт мастерски рисует портрет современного Дон Кихота: лохматый, небрежный, но с душой, способной улыбаться кошкам. Его возлюбленная Фарида – мойщица витрин – предстает как восточная муза, чья улыбка в отражении способна парализовать охрану и спровоцировать кражу молочки. Ах, эта деталь! Автор тонко намекает: в эпоху капитализма любовь – это когда ты рискуешь работой ради взгляда на спину.

Диалог – сердцевина рассказа, и здесь Витт раскрывается как виртуоз комедии абсурда. Петруха, путая манекен с живой женщиной (и это после 853 часов трезвости!), предлагает интерпретацию Есенина, достойную Фрейда на стероидах: «Мы же в постели»! Его видение строк о волосах как эротического акта над котлетами – это не ошибка, это революционное переосмысление классики, где рязанская рожь превращается в подушку страсти. Любовь Борисовна, как строгий ментор, пытается спасти ситуацию, предлагая скамейку в парке вместо кровати – классический прием, чтобы вытащить героя из фантазий в реальность. Но Петруха не сдается: его жалоба «Тяжело в чужие слова душу втыкать» – это крик поколения, уставшего от чужих нарративов. Витт здесь пародирует всю русскую литературу: от Пушкина до соцсетей, где каждый – поэт, но никто не помнит знаки препинания.

Финал – апофеоз иронии. Петруха является с тортом (символом сладкой победы над хаосом), преображенный, как Золушка на балу. Его свидание с Фаридой – шедевр межкультурного недопонимания: она кивает, не понимая ни слова, он демонстрирует «вязание волос» (ах, эта тактильная поэзия!), и вуаля – любовь! Предложение выучить Омара Хайяма в подлиннике – это вишенка на торте: Витт намекает, что настоящая гармония – в взаимном кивании, а не в понимании. Заключительная сентенция «...если она еще умеет слушать и молчать, то вообще КЛАСС!» – это феминистский манифест наоборот, или просто рецепт идеальной жены по версии охранника?

В форме рассказ лаконичен, как ценник в супермаркете: диалоги скачут, как Петруха по строчкам, а нарратив – смесь мемуаров и комедии ошибок. Витт не утруждает себя глубокими психологизмами – зачем, если можно рассмешить и растрогать за один присест?

Вердикт: «У каждого своя Шаганэ» – это антидот от литературного снобизма, доказывающий, что Есенин жив и процветает в спальных районах. Любовь Витт создала текст, где поэзия побеждает алкоголь, а любовь – языковые барьеры. 10 кивков из 10. Рекомендуется всем, кто ищет Шаганэ в ближайшем магазине. Ведь, как учит рассказ, для счастья достаточно торта и правильной паузы после запятой!

Дмитрий Алексиевич   17.12.2025 14:39   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий Алексиевич! Вы очень добрый человек,ведь прислав мне эти рецензии от ИИ, Вы не преминули написать-"Хочу поднять Вам настроение..." Вам удалось это сделать, ведь сразу после прочтения, я с трудом дотянулась до поисковика с вопросом-"Можно ли умереть от смеха?"Оказалось,что можно,да еще как!
История знает десятки таких случаев! Это просто мне повезло,что я сумела как-то
затормозить и с трудом остановиться! Мне это было невыносимо смешно, ведь никто так больше не в материале, чем я-автор! Я читала,задыхалась от смеха и ЗАВИДОВАЛА юмору, успевая удивиться почему авторы(в данном случае я)такие порой боязливые?(это отдельная тема.)В любом случае я осталась довольна добрыми словами в мой адрес и особенно фразой- "Витт не утруждает себя глубокими психологизмами – зачем, если можно рассмешить и растрогать за один присест?" А и правильно! Ведь 10 кивков из 10 есть!)))А над остальным обещаю подумать...когда отсмеюсь!)))

Спасибо большое,Дмитрий! Рада,что наша встреча сейчас все же состоялась!

Любовь Витт   17.12.2025 22:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.