6. Психоаналитическая теория личности

 «Разработанную З. Фрейдом ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКУЮ теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознаётся. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания (земного?), и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в неё.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно безсознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности».

               Является ли «Оно» запрограммированным для человека?

««Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как  на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями».

                Что выше по уровню сознания «Я» или «Сверх-Я»? «Я» - эго человека? «Сверх-Я» - его духовность?

««Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фреда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели. Другие люди, с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и безсознательно направляет психическую активность человек, регулируя его психические процессы и состояния».

                В состоянии ли человек управлять «Оно»?

«Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», то есть с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия.  Они разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, действует в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примерить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворённости собой, тревожности и безпокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фреду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешённых противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно») и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1 ОТРИЦАНИЕ. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на неё глаза», прибегает к отрицанию её существования или старается снизить серьёзность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространённых форм такого поведения – неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определённую психологическую защитную роль, например, когда человек действительно серьёзно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

2 ПОДАВЛЕНИЕ. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относиться к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым  самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы безсознательного механизма подавления.

3 РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным норма и вызывающих безпокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступков находится обычно уже после того как он совершён. Наиболее типичные приёмы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершённого нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.

4 ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счёт его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. Например, безсознательная неприязнь к ребёнку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция получила название «формирование реакции».

5 ПРОЕКЦИЯ. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет своё действие в том, что собственные отрицательные качества человек безсознательно приписывает другому лицу, причём, как правило, в преувеличенном виде.

6 ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путём её как бы отстранённого обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7 ЗАМЕЩЕНИЕ. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворённые импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З. Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествление мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фреда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З. Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы безсознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 296).
 
 


Рецензии