О благодати

                Мы приступаем к рассмотрению одной из важнейших тем Православия – учению о благодати. Ее сложность обусловлена тем, что благодать относится к божественной природе, и поэтому ее познание возможно лишь в той мере, в какой это открывается  Богом. На уровне интуиции, все христиане понимают, что такое благодать, но мало кто может дать ей богословское определение. Ее понятие уходит корнями в далекое прошлое Ветхозаветной Церкви, где оно имело несколько значений. Благодать могла  относиться как к отношению между людьми, так и между Богом и человеком. В основном она понималась как «милость», «милосердие», «благоволение» в эстетическом плане, а не в богословском. В раннем христианстве акцент в понимании благодати смещается в сторону духовной жизни, оперируя такими категориями как христианская любовь, благодарность Богу, жертвенность и любовь к ближнему. Если обобщить Ветхозаветное и Новозаветное учение о благодати, то оно сводится к следующим основным понятиям. Благодать – это: морально-нравственные отношения между людьми, регулируемые совестью; действие Бога по отношению к благочестивым людям как проявление милости к ним; сила или нетварная энергия Бога, которой поддерживается бытие всего сущего. Правда, в нашем православном сообществе бытует мнение о том, что благодать – это: «Божественное действие (энергия, сила), направленное на спасение человека». Однако с таким подходом трудно согласиться, поскольку у Бога есть и другие заботы помимо спасения человека, особенно, если он спасаться не желает. Нас этот вопрос интересует исключительно с точки зрения опытного православия: значение и понимание благодати в деле личного спасения и повседневных заботах мирянина, не разбирающегося в богословских догматах. Благодать можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как божественную энергию, поддерживающую жизнь всего сущего, включая людей, а во-вторых, как  сила, влекущая и направляющая ко спасению. Первый вопрос трудностей не вызывает – все, что есть, существует, благодаря Богу его сотворившему: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). Второй аспект – самый трудный и самый важный в христианстве, поскольку затрагивает не только проблемы бытия мира, но и спасения души. Вокруг него еще в IV-V вв. разгорелись нешуточные споры, которые заложили основы Великой схизмы или будущего раскола Вселенской Церкви. Кратко поясню, в чем суть вопроса. Речь идет о ереси пелагианства. Ее основатель некий, то ли монах, то ли аскет, Пелагий, «впечатлившись» развратом римских христиан эпикурейского толка, которые утверждали, что не грешить они не могут по слабости человеческого естества, а собственных сил справиться с искушениями у человека нет.  В ответ на это, Пелагий стал доказывать, что у человека вполне достаточно собственных сил, заложенных от природы, чтобы вообще не грешить, то есть быть святым при жизни. При этом, его не смущали слова Писания о том, что жить и не грешить невозможно (Пс.142:2; Пс.115:2; Мф.9:13). Таким образом, он спасение целиком и полностью приписывал свободному выбору человека, отметая участие Бога. Соответственно, он, в парадигме своего учения, не признавал и первородного греха. В ответ на эту ересь, хорошо нам известный блаженный Августин, выступил с крайне антипелагианских позиций, да так крайне, что поневоле, выдумал другую ересь, отвергающую выдумку Пелагия. Основатель будущей католической схоластики доказывал, что человек настолько грешен, благодаря Адаму с Евой, что вообще утратил всякую способность к благочестию и святости, а значит, несмотря ни на какие личные усилия, сам спастись не может, и его посмертное будущее целиком и полностью зависит от  Бога. Впоследствии это породило лжеучение Августина о предопределении. Эта ересь, в противовес пелагианству, напрочь отвергала участие свободного выбора в деле спасения. Разброд и «шатание во языцах» по поводу благодати попытался утихомирить преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, который учил о синергии, то есть взаимодействии Бога и человека, указывая, что при отсутствии усилий, хотя бы одного из них, спасение невозможно. Это мнение великого мужа сильно не понравилось католикам, которые в лице папы Бонифатия II в VI в. решили, что  их кумир Августин прав, а схизматик Кассиан сильно заблуждается. Следует добавить, что вопрос о благодати возник с новой силой в эпоху так называемых «Паламитских споров» в XIV в. в ходе которых святитель Григорий Палама доказал, что Бог не познаваем по сущности, но познаваем по Своим нетварным энергиям. В основу его учения легло Преображение Господне на Фаворе, когда Христос явился ученикам в блистающих одеждах, которые Палама рассматривал как проявление божественных энергий или благодати. Римская церковь на своем Тридентском Соборе в XVI в., естественно, все эти доводы отвергла. С тех пор еретические взгляды Августина о свободе и благодати стали официальным учением Католической Церкви. Этот краткий экскурс в церковную историю нам необходим для понимания роли благодати и ее взаимодействия со свободным произволением человека.
                Таким образом, мы приходим к пониманию того, что Бог действует в мире посредством особой силы или энергии, созидающей и направляющей к Нему все сущее. В связи с этим, уникальное и, доселе невиданное определение Божества, приводит преподобный Максим Исповедник: «В строго богословском значении, Бог – это энергия, а не ипостась». Эту глубочайшую мысль еще предстоит осмыслить богословам будущего. Однако, оставим высокие духовные истины, и вернемся к нашим мирянам и значению благодати в повседневной жизни. Для этого нужно отличать благодать, как часть христианского учения, от благодати как Промысла [действия] Бога относительно всякой твари. Богословие мы оставим в покое, поскольку в нем можно утонуть от обилия мнений, теорий и домыслов. Самое подробное толкование  на этот счет дает сайт «Православная Энциклопедия». Однако оно настолько зашорено богословской терминологией и сомнительными выводами, что в состоянии окончательно сбить с толку пытливый ум. По крайне мере, обратившийся к этому ресурсу, скорее окончательно запутается, чем узнает что-либо новое и полезное. Вот, например, как видят благодать авторы портала: «Хотя духовное возрождение совершается Божественной Б. [благодатью], последняя не подавляет человеческой свободы. Добровольное согласие на принятие Б. является непременным условием ее действия в человеке». Самое печальное в нашем духовном просвещении заключается в том, что оно ведется людьми, смутно представляющими себе, о чем, кого и зачем они учат. Отсюда, одни нелепости нагромождаются на другие. Никакого согласия для своего действия благодать не требует и требовать не может. Она существует, как энергия Бога, вне зависимости от желания человека. Это настолько очевидно, что диву даешься, как такое пишут на православном сайте. Здесь смешиваются понятия благодати, как действие Бога, и стремления ко спасению, которое зависит не от благодати, а от самого человека. Она действует одинаково на всех людей – от Ирода и Иуды, до Богородицы и святых угодников. Благодать нейтральна по отношению к человеку и от его воли не зависит. А вот раскрывается она в каждом в зависимости от влечения: к Богу или к плотской жизни. Одних она приводит к святости, а в других остается под спудом и никакого плода не дает. Причем и в святых, и в грешниках действует одна и таже благодать. Она не может быть различной – для хороших одной, а для злых – другой, потому является частью Божественной природы, которая неизменна и постоянна.
                Вот еще один образчик псевдобогословского взгляда «Православной Энциклопедии»: «Тема Б., благодаря исключительной значимости в христ. учении, в святоотеческом наследии присутствует постоянно. От апостолов она переходит к мужам апостольским и находит свое выражение, как и у апостолов, прежде всего в приветствиях, с к-рыми мужи апостольские, подобно своим учителям, обращаются к первым христианам. «Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится»,- обращается к Коринфянам сщмч. Климент I». Во как! Оказывается, что благодать «переходит прежде всего в приветствиях». Другими словами, скажи кому-то: «благодать вам», - и все! Она тут же осеняет первого встречного, а изрекший сие автоматически становится «богом». Это даже не ересь, а глупость. Апостол Павел говорил, что подобные умозаключения – это: «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7). А все потому, что тексты для таких публикаций пишут не серьезные богословы, а случайные люди. Беда в том, что, читающие подобные сочинения им верят, полагая, что сию «истину» глаголят богословские умы от имени Церкви, многие из которых в священном сане. Печально и то, что ссылки на «Православную Энциклопедию» являются обязательным условием письменных работ студентов духовных учебных заведений. Какие из них выйдут священники, остается только догадываться. Что касается апостольского преемства, о котором идет речь, то оно через рукоположение передает дар священства, а не благодать как таковую. Говорить о передаче благодати можно с таким же успехом, как и о передаче кому-то воздуха. В противном случае, апостол Павел не разделял бы дары Святого Духа (1Кор.12:7–11), а всё назвал бы одним словом «благодать». Она не передается от кого-то кому-то, а изливается Богом на все сущее без исключения. Даже камень у дороги ею наделен.
                Поэтому нам важно понять, что такое благодать на самом деле, и как она действует в мире, а не как о ней толкует профанное  богословие. Выше я приводил слова преподобного Максима о том, что Бог – это энергия. В этом заключается сущностное понимание благодати. Она, по своей природе, является нетварной энергией Божества. Все существующее в видимом мире создано, поддерживается и направляется благодатью. Не будет ошибкой сказать, что благодать – это жизнь. Она пребывает везде: от атомного ядра с движением электронов со скоростью света, до Солнечной системы и галактик. И везде благодать одна и та же – энергия Бога. И, как всякая энергия, она проявляется в мире в самых различных формах. Для поддержания жизни – это бытие всего сущего – от ромашки до человека; в духовной области – сила, направляющая к Богу, то есть ко спасению. Но, поскольку грешные люди стали маловерными и утратили способность богообщения, то Христос основал Свою Церковь, главная задача которой заключается в толковании евангельского учения и совершении Таинств, через которые благодать осеняет верных. В каждом церковном Таинстве и священнодействии незримо действует Святой Дух. Поэтому церковная жизнь – важное условие в деле спасения. Но не следует вдаваться в крайность и полагать, что еженедельные причастия  и исповеди – гарантия стяжания благодати и залог спасения. Святоотеческое богословие  строго настаивает, что условием ее действия является не участие в таинствах и богослужениях, а готовность сердца к принятию Духа. В противном случае, церковная жизнь превращается в «иудейское служение», как его называет преподобный Максим. Сплошь и рядом на наших приходах можно наблюдать в Великую Субботу такую языческую картину. Народ толпится с яйцами и куличами, требуя, чтобы батюшка: «побрызгал побольше» на принесенную снедь. Тоже самое происходит и в Неделю Ваий. В Крещенскую седмицу храмы напоминают болота или разлившиеся реки святой воды. Так народ жаждет «черпать благодать ведрами». Естественно, что к Православию и благодати это никакого отношения не имеет, поскольку отражает языческий подход к церковным таинствам.
                Теперь рассмотрим, действие благодати в жизни простого смертного, не обремененного богословскими знаниями и особым церковным «благочестием». Во-первых, она поддерживает в нем жизнь, в самых различных формах: от здоровья и умственных сил, до пропитания и быта. Все, чем он живет, чем занимается, как реализует естественные и творческие потребности, регулируется благодатью в соответствии с замыслом Божиим относительно индивидуума. Поэтому ничего случайного в этом мире нет. Даже люди, с которыми мы общаемся, являются инструментом в руках Промысла. Действуя в человеке, через него и вокруг него, благодать, как энергия Бога, все пронизывает и все наделяет свойствами, необходимым для существования вещи или твари.  Образно говоря, благодать для нас  – это батарейка мобильного телефона, без которой он становится куском металла и пластика. В качестве источника жизни, благодать действует вне зависимости от произволения человека. Мир существует не потому, что так кому-то хочется, а потому что так задумал Бог. Поэтому Христос и говорит ученикам, что Отец повелевает: «Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Иначе говоря, Его энергия изливается и на грешников, и на праведников, на верных и на безбожников. На всех и на все без исключения. В противном случае, Вселенная прекратила бы свое существование в мгновение ока. В духовной жизни благодать действует иначе.
                Здесь ее проявление строго индивидуальное, и в отличие от действия в мире, зависит от свободного произволения. Главным определяющим фактором, при этом, является  Таинство Крещения. На верных благодать изливается в виде даров Святого Духа, а для остальных она, как утешение [земные радости] за жизнь по совести или в соответствии с образом Божиим. Однако, нельзя путать утешение с удовлетворением страстей, ибо первое от Бога, а второе – от лукавого. С принятием крещения, человек приобщается к благодати, как к источнику духовной жизни. Ее предназначение в направлении верующего к Богу посредством добродетельной жизни, основанной на заповедях. По мере того, как ему это удается, благодать и проявляется. Ее действие точно соответствует способностям и нравственному уровню подвижника. Поэтому ее не бывает «больше» или «меньше», а столько, сколько необходимо для духовного возрастания. Ее плоды проявляются в богопознании. Чем сильнее стремление к Богу и чище от страстей сердце, тем более высокие истины открываются уму. И этот процесс богопознания не имеет конца в бренной жизни. Силой благодати Божественные откровения вводят ум в область сверхъестественного, и заменяют знание созерцанием, когда логика уступает место прямому видению истины. Такое состояние присуще обожению или воссоединению человека с Богом. Оно начинается при жизни и завершается в Горнем мире. Однако, это удел посвященных. Для простого благочестивого христианина духовные плоды благодати выражаются в жизни по совести, осознании своей греховности, стремлении к покаянию и непричинении зла ближнему. Вместе они насаждают в душе особое состояние, которое преподобный Серафим Саровский называет «Духом Мирным».               
                Главный вывод, который нужно сделать из вышесказанного заключается в том, что благодать – это нетварные энергии, посредством которых Бог действует в физическом и духовном мирах. Получение благодати не зависит от воли человека, а определяется Промыслом Божиим относительно всякой твари. В материальном мире она поддерживает бытие всего сущего и распределяется в зависимости от предназначения вещи согласно Промыслу, а в духовном – соответствует уровню восхождения человека к Богу или его стремлению к Создателю. Потребительское отношение к благодати в виде частого причащения, желания набрать «про запас» крещенской воды, получить благословение от монахов и духовенства только по причине их сана и так далее, является проявлением язычества и неверием в Господа. Для таковых источником благодати становится не Бог, а само Таинство или конкретный человек с бородой и в рясе. Другими словами, происходит поклонение не Богу, а идолу, вылитому из ложных представлений в плотском уме. Будет также крайне опасным заблуждением понимать благодать как: «дар для человека, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие», – в чем пытается убедить один псевдоправославный интернет-ресурс. Благодать – это не дар, а необходимое условие существования всего тварного, и сила, направляющая человека к Богу, которая проявляется только в том случае, если он сам этого желает. Никого, априори, Бог не спасает и ничье сердце не очищает. Это дело свободной воли, а не Промысла. Тем более, что Бог Сам по Себе ни куда и ни к кому не сходит. Его взаимодействие с человеком [синергия] возникает только при восхождении последнего к своему Создателю.
                В заключении необходимо отметить, что понимание благодати позволяет правильно относится к собственной жизни и духовному развитию, научая видеть в окружающем мире проявление воли и животворящей силы Божества, а в духовном – энергию, направляющую к Богу путем строго индивидуальным, соответствующим состоянию души.


Рецензии
Мне ближе воззрения Августина. Свободной воли не существует. Любое решение человека обусловлено обстоятельствами. Кто управляет ими, того и воля.

Геннадий Травников   14.02.2025 10:13     Заявить о нарушении
Геннадий, это ваше законное право! Убеждения присущи мыслящему.

Игорь Устичев   14.02.2025 10:21   Заявить о нарушении
Да, хотел вас поздравить! Вы спасены и пусть будущее вас не беспокоит, поскольку все ваши грехи совершенны вынужденно, в силу независящих от вас обстоятельств. А если это так, то вашей вины в содеянном нет. Даже, если бы вы не хотели согрешить, то не смогли бы, потому что к этому принудили обстоятельства. А невиновных Бог не судит.

Игорь Устичев   14.02.2025 10:34   Заявить о нарушении
Я спасён заместительной жертвой Христа и более ничем.

Геннадий Травников   14.02.2025 11:10   Заявить о нарушении
Вот я вас поэтому и поздравил, что вы уже спасены, и вам преисподняя не грозит. Можете жить и дальше как желаете. Христос вас уже искупил и вы почти в раю. Осталось только перейти в мир иной.

Игорь Устичев   14.02.2025 11:30   Заявить о нарушении
Да, вы правы. А желаю я жить только во Христе.

Геннадий Травников   14.02.2025 11:37   Заявить о нарушении