Федор Достоевский, Преступление и Наказание

Федор Достоевский, несмотря на наличие бороды и вполне приличного пиджака был большой путаник, и любитель лихо закрученных сюжетов. Азартный человек, понятное дело. Такого накрутил, что уж вторую сотню лет никто разобраться не может. Принято говорить, что у Достоевского все – очень сложно, про темные бездны души, которая с одной стороны, как мы уже сказали, бездна, а с другой – поле битвы. Еще про чувство вины, про воздаяние, покаяние и прощение. Ну, так говорят грамотные люди, которые начитались всяких литературов и знают много умных слов. А я скажу – оно не сложно совсем, и не про какие не про бездны, вернее, кое-что непростое в романе есть, но не совсем там, где принято искать. Я же – человек простой, не книжник ни разу, куда там, мне столько не выпить. Более того, я таких умных слов не знаю. Вернее, как – знаю, но не очень понимаю, что они значат. Вот, к примеру, душа. Сказать-то про нее можно, можно даже написать, бумага все стерпит, а вот что это значит – непонятно. А про роман Достоевского Пресупление и Наказание вроде как принято рассуждать именно так, возвышенно, с придыханием,  Но, поскольку я не литературовед, и не очень чтобы начитан, некоторые очевидные вещи имею право заметить, потому что ничего мне за это не будет, возмущенные интеллигенты не набегут и не примутся лупить меня замусоленными томами Достоевского, чтобы мне неповадно было. Интеллигенты обходят меня стороной, и правильно делают. Поэтому скажу – основная сюжетная линия романа Преступление и Наказание – это чудовищно черная комедия положений, про человека самоуверенного, но совершенно неподготовленного, который по дурости решил отыграть чужую роль, роль крутого гангстера, и кругом обосрался. Там целая галерея идиотских ситуаций, в которые попадает недоделанный уголовник, и все настолько абсурдно и мрачно, что уже смешно. Я имею в виду самую известную линию романа – про то, как студент Родион Раскольников заимел мысль великую, решил, что ему все можно, что он – ну ничуть не меньше, чем Наполеон, и ради мысли великой может творить, что хочет. И первым делом неумело и грязно зарубил топором хозяйку частного ломбарда и ее сестру. Молодец. А потом ходил и мучался, то ли со страху, то ли от совести. И, в итоге, на потеху всему честному народу пошел сознаваться, хотя местное РОВД уже давно обо всем догадалось, оперуполномоченные хихикали и показывали на горе-мокрушника пальцем, а следак и вовсе с хохоту покатывался. Вот, вкратце, основная сюжетная линия романа – там есть еще, вот они-то как раз ой какие непростые, но их обычно помнят плохо, и разбираться в них не желают. Написано – классно. Ужас преследования и разоблачения, невыносимая, липкая грязь тайны, которую носишь за пазухой, злое колдовство этого злого города, где переулки сворачиваются в кольцо в колею в подворотни дворы проходные лестницы чердаки маленькие окна большие окна грязные стекла квартиры коридоры комнаты пусто холодно лестница пролеты ступени перила снова двери грязь какая лужи мостовая брусчатка булыжник боль кусты пыльные вода в канале гниловатый запах темные подворотни ворота темные грубые громкие голоса яркий свет небо Петербурга прозрачное высокое белое злое злое злое совсем пустое зови-не зови там нет никого. Это – хорошо, очень хорошо. Достоевский прекрасно разбирался в ужасе и безнадежности, он - бывалый путешественник по темной стороне. Но вот с логикой главного героя, Родиона Раскольникова – проблемы. То ли Федор Михалыч увлекся темным мороком злого Петербурга, и не доглядел, то ли, старый хитрец, специально расставил ловушку, да такую изящную, что наивные потомки не разглядели, что главный герой романа, Родион – лох и понторез, полное ничтожество, обычный уголовник, без фантазии.
Сразу к делу. Главный герой, Родион Раскольников, бедный студент, мучается с голодухи, закладывает в ломбард последнее, и решает, что ради великой идеи такому непростому человеку, как он, можно все. В частности – грохнуть старуху – процентщицу, с целью ограбления, и поправить таким образом свое шаткое материальное положение, а там, отъевшись, можно заняться и великими идеями. Потому что сверхчеловеку – можно.
И вот тут – интересно. А с чего это Родион Романович, а следом за ним – и наивные читатели, решили, что он – сверхчеловек? Почему ему все можно? Что он такого особенного надумал? Чего он, собственно, хочет? В чем великая идея? Чем главный герой отличается от обычного злобного нищеброда?
Приведем ряд примеров. Милый читатель! Как полагаешь, какая из приведенных ниже выдуманных историй более соответствует образу студента – берсерка Раскольникова (он, кажется, на юриста учился? Тем более!)?
Вот такой разговор – он про нашего героя?
-Генерал Раскольников, на вашей совести – три дивизии. Двадцать тысяч человек – разорваны в клочья, легли в жидкую грязь, повисли на колючей проволоке. И это - не считая войск неприятеля. Зачем? Почему?
-Я-воевал. Столица неприятеля пала. Война окончена.
Или вот так:
-Доктор Раскольников! Ваши эксперименты – бесчеловечны, они чудовищны! Сотни жертв!  Два барака – подчистую! Зачем? Почему?
-Мммм-да, коллеги, признаю, мои опыты довольно… как бы так сказать, новаторские. И, безусловно, без эксцессов – не обошлось. Но – вот вам надежная, рабочая и эффективная методика переливания крови. Эффективность, повторяю – до восьмидесяти процентов! Берите, пользуйтесь!
Или так:
-Господин министр Раскольников! Но ведь целая же губерния! С голоду! Целыми деревнями вымерли, никто не считал! Зачем? Почему?
-Милейший, ну вы же сами, всем вашим просвещенным обществом хотели промышленного бума. Хотели экспорт, сильной экономики хотели. Шахты, завод сталелитейный, дорога, опять же, железная. Доход в казну… Сами же говорили. Да, пришлось мобилизовать человеческий ресурс. Не без того, что жестко мобилизовать. Даром – ничего не бывает. Мужичков, конечно, жаль, но вот она ваша сильная экономика – получите.
Нет, тут что-то не то. Есть подозрение, что если бы у Родиона Романовича и вправду был серьезный план, о котором он болтал, все бы у него получилось. Естественно, если бы он при этом сумел убедить в своей правоте серьезных людей – но ведь серьезные люди на то и серьезные, что эффективный план, сколь бы бесчеловечным они ни был, берут на заметку и при удобном случае реализуют. И не пришлось бы Раскольникову старух гасить – стал бы мясником-военным, циничным реформатором, или психопатом – революционером, клал бы людишек без счету ради великой идеи, а гуманисты писатели потом бы все одобрили, наслаждаясь плодами кровавых и черных дел его, ведь план-то – эффективный, и всем уцелевшим от него в итоге лучше. А в тексте романа – ни слова о том, чего же, собственно, хотел Раскольников, в чем его особенность и ценность. Вот и выходит, что Родион – болтун и трус.
Впрочем, историю студента можно пересказать другими словами.
Жил один фраерок, беспонтовый, но с претензией. Ни себе, ни людям. Работать не хотел, а хотел не по масти шиковать. Сладкой жизни хотел, с кабаками и девками, потому что много из себя понимал. И вот, снес он как-то последние котлы в ломбард, и заимел страшную злобу на хозяйку ломбарда, потому денег мало и процент грабительский. И грохнул ее топором, а хату – обнес по мелочи. А потом спалился, как есть он лох и отморозок. И так всегда бывает, когда лох пытается неумелыми своими кривыми ручонками пацанские дела проворачивать.
А ведь и правда, действия Родиона Раскольникова – мелкая, злобная уголовщина. Завалю, говорит, старуху, потому что не нравится она мне, бесит. Руки чешутся – так кого-то завалить хочется, потому что оголодал и обидно мне, что одним все, а мне, такому распрекрасному – ничего. И завалил. Потому что хотел. Потому что сердился. В девяностые таких отморозков было много, правда, жили они недолго. Но там другое дело, там были тяжелые наркотики. А Раскольников и без героина справился.
Кстати, обрати внимание, читатель, куда Раскольников поперся после своей высокодуховной резни. В кабак и к проститутке. Ну, чисто браток. Вернее, слюнтяй, который пытается быть, как браток. Ведь Соня Мармеладова, пассия нашего героя, хоть и святая, а все же – обычная уличная проститутка. А уж то, что вместо секса у них получились какие-то сопли – ну, мы в прайваси не лезем, у каждого свой фетиш. Между прочим, проститутки таких слюнтяев очень не любят – это ж сколько наглости надо иметь, чтобы за мелкий прайс норовить оттрахать в самую душу, вместо простого и понятного человеческого разврата. Но Соня была неопытна, а Родион – красив, чертяка, поэтому вместо того, чтобы как нормальная профессионалка содрать за разговоры двойной тариф, она в него влюбилась. Но это, все же роман, так что не будем привередничать.
А еще Раскольников был трус. Нагадил, вляпался в блудняк по дурости и злобе – и боялся. Настолько боялся, что сам сдаваться пошел, не дожидаясь окончания оперативно-разыскной работы. Ну, хотя бы сэкономил время и силы следователя. Хоть какой-то толк.
Вот и выходит, что главный герой романа, Родион Раскольников – никакой не сверхчеловек, а болтун, слюнтяй, отморозок и трус. Как же все здорово придумал Федор Михайлович Достоевский!
Кстати, в романе есть и его антипод – сильный, злой, удачливый и смелый, у которого все получилось. Это – персонаж второго ряда, Свидригайлов, который, на самом деле, гораздо интереснее Раскольникова. Холодный и расчетливый убийца, развратник без истерик, умный и проницательный. Он делал что хотел, и нисколько в этом не раскаивался. Правда, все его темные дела остались за кадром, где-то в прошлом, а в самом романе про него рассказывают гадости, а сам он в итоге приносит героям много добра. И, кстати, сам вершит над собой суд – не потому, что мучается страхом, а потому что незачем больше, и скучно – даже сверхчеловеку.
Вот такой непростой роман вышел у Федора Михайловича Достоевского.
Все.


Рецензии