Казачество Исторический Путь и Духовное Наследие
Прежде чем приступить к изложению своих материалов в журнале, хочу ознакомить вас со своим взглядом на историю. Он основан на научных работах учёных-историков; фольклор и прочие не научные фантазии мной проигнорированы.
История многогранна и противоречива. Это требует особого подхода, дабы не утонуть в противоречивых фактах. Библия и предания православной церкви учат брать всю историю, не утрируя нужные факты и не замалчивая неудобные. Из этого обилия информации следует выбирать то, что полезно для спасения, т.е. соединения с Богом. Точнее мысль можно выразить словами святителя Николая Сербского: «Главное в истории — взаимоотношения человека и Бога. Все остальное — детали главного».
Немного о себе. Я родился в 1958 году в Краснодарском крае в казачьей семье, по отцу и матери имеющей давние казачьи корни. Затем мы переехали в Ростов-на-Дону, когда мне было 8 лет. В 1991 году я начал служить в православном храме алтарником и тесно столкнулся с возрождением казачества. Мои представления о казачестве сильно отличались от тех, что были воспитаны моими бабушками и родственниками старшего поколения, поэтому я занялся подробным изучением истории казачества.
Труды историков, при всей точности описания исторических событий, основанных на документах, а не фантазиях, имели недостаток: поверхностно отображали религиозный фактор в истории. Изучая работы профессора Ужанкова А.Н., филолога и историка литературы, который подробно рассматривает историю с точки зрения нераздельного понятия духовного и светского, я увидел, как это было в основе казачьего менталитета практически до переворота 1917 года. По этой причине были взяты и эти подходы.
Еще одним определяющим фактором в моем подходе были работы историка-профессора Сопова А.В. и его докторская диссертация, в которой он доказывает, что казачество не может быть втиснуто в узкие рамки народа или сословия и называет его уникальным явлением в истории планеты. Используя эти подходы, я собирал материалы по истории казачества и потом использовал их при написании своих книг.
Временные исторические рамки, которые я рассматривал, охватывают с 5 века с Византии и до гражданской войны 1918-1922 годов, а также в публицистике — современное состояние казачества. Географически: от поморов севера, ушкуйников Новгорода и рек в республике Коми на юг вдоль северных и восточных границ. Казаки были городскими, беломестными, грунтовыми, запорожскими, чекасами и т.д. По торговым путям: Волги — казаки-пираты, волжские, сословие с тем же наименованием в Казанском ханстве и в Астраханском ханстве, тарханы, сословие. По Дону: верхоцы, ичиги, хоперцы в верховьях Дона, срединцы и нозовые казаки. Все они имели отличающуюся культуру, диалект и этнические особенности. Южнее располагались кубанские и терские казаки. Так же была Персидская казачья дивизия, янычар Турции так же можно отнести к казакам. Еще казаки отметились в Месопотамии и Эфиопии.
С Запада на восток: граничары и гайдамаки на Карпатах, через Великую степь, которая кишела от кочевых народов и разного рода сходцев, которые либо. были изгнаны с насиженных мест, либо уходили от налогообложения (последнее как раз и называлось волей, а не вседозволенностью, как пытаются изобразить люди, не желающие вникать в исторические особенности развития казачества). Также сюда сходились и люди воинских сословий, которые бежали с Руси при опричнине Иоанна Грозного. После падения ига огоромное количество военных так же оказались не у дел и искали себе применения. Далее на восток по Великой степи кайсаки, которых некоторые учёные также называют казаками, и до Дальнего Востока, куда впоследствии осваивали казаки Руси.
Казаки также осваивали Северную Америку, её тихоокеанское побережье, Аляску и до Калифорнии. После событий начала прошлого века были несколько волн эмиграции, и казаки оказались на всех континентах планеты.
В социальном плане также немалое разнообразие — это были этнические группы, такие как черкассы, бродники, черные клобуки и т.д., по роду своей деятельности: охрана границ, торговых путей, частные военные компании, пираты, разбойники, сходцы. Эти категории также рождали свои версии: служилые, коллаборационисты. После 1917 года к ним добавились сторонники белых и красных, эмигранты, которые в ВОВ также занимали разные позиции в отношении А. Гитлера: нейтральную. Его сторонники и противники. Также до 1956 года существовали в рядах РККА казачьи части.
Разумеется, каждая из этих социальных групп имела свою историю, культуру, традиции и героев. Отношение к этим героям зависело от политики государства на территории которого они проживали. Если в Российской империи бунтовщиками или коллаборационистами считали врагов, то Советская власть считала их героями, правда своему народу таких вольностей не позволяли.
В конце 80-х годов началось возрождение, инициированное властью коммунистов. Возродились почти все формы казачества, которые до того существовали в истории. К ним добавились и сторонники единого казачьего народа, причем от компромиссных вариантов до самых радикальных. С героями также пошла неразбериха, все они были собраны в кучу. Что характерно для нашего времени: пример — Храм царственным страстотерпцам стоит недалеко от памятника тому, кто отдал приказ их расстрелять. В Старочекасске стоит памятник коллаборационисту Кондратию Булавину, который с отрядом сторонников изменника Мазепы пришел в Старочекасск, обманом захватил его, убил руководство войска и пошел грабить и разорять городки, храмы и монастыри по Дону и Волге. Такого абсурда можно найти много.
Все вышесказанное и сподвигло меня писать книги по истории казачества, где я привожу подробнее исторические факты, религиозные особенности казачества, рассказываю о его героях, тех, кто создавал и развивал историю России не только как военные, а также ученые, писатели, деятели культуры и искусства, а также святые, подвижники благочестия и много потрудившиеся на благо матери Церкви. Отдельно рассказывается о роли казаков в событиях переворотов 1917 года и гражданской войны. Это занимает значительный объем. Следующую статью я посвящу более подробному анонсу моих книг.
Новосельцев Григорий Петрович, г. Ростов-на-Дону, потомственный казак.
Свидетельство о публикации №225021400830