Сюжет умозрительной слепоты

Орфей спустился во тьму, в надежде вернуть возлюбленную на свет земной. Но жизнь одна, и Эвридика прожила свою. Возвращение в мир живых принесло бы ей лишь вечное несчастье: земля, для нее, уже не свет, а тьма, ведь ее глаза привыкли к вечному сну, а пробуждение к вечной жизни возможно лишь с земным пробуждением, и не только по собственной воле, но и по божьей милости, чуждой слепому разуму.

В древности, не зная рая, люди боялись ада. Но рай всегда ближе к человеку, чем ад. И в темноте человек видит свет, ибо без тьмы он его не увидел бы.

Орфей и Эвридика шли по туннелю, ведомые не божественным светом, а ярким лучом, слепящим и лишенным благодати, – светом, пробивающим тьму силой человеческой воли. Оставался лишь шаг, но Эвридика, привыкшая к сумраку, вскрикнула от яркого света, отраженного снегом. Орфей обернулся – и увидел лишь пустоту. Там, где стояла Эвридика, во мраке слепого разума, на мгновение он увидел свое собственное лицо, застывшее в маске древнегреческого комедианта, искаженное, как лицо актёра, потерявшего черты лица за один солнечный восход.

А на вершине тоннеля стоял не ангел, а человек, ангел с человеческим лицом, раненный словами, слышавший крики людей, пораженных слепым разумом. В его руках был лавровый венок, изогнутый, словно золотая лира Орфея. На руинах архаики зазвучала чудесная музыка сфер, которую мог исполнить лишь лучший певец на земле.


2021


Рецензии