Библиотековедение
1) Библиотечно-информационная
услуга (библиотечная услуга) — результат библиотечно-информационного обслуживания, удовлетворяющий определенную информационную или социально-культурную потребность пользователя. Выставки, справки, мероприятия. Платные и бесплатные.
Библиотечная услуга — это конкретный результат библиотечного
обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки. Предметом библиотечной услуги могут быть: документы или их копии; библиографическая информация (уточненное библиографическое
описание, списки, указатели литературы); факт или подборка фактов; тематические подборки и дайджесты (фрагменты текстов самых различных документов, выявленные и скомпонованные в соответствии с содержанием и логикой читательского запроса); консультации, облегчающие читателям самостоятельный поиск информации, работу с традиционными и электронными документами и т. д.
Разные информационные потребности пользователей библиотеки удовлетворяются с помощью соответствующих им библиотечных услуг.
Поэтому можно утверждать, что библиотечно-библиографическое обслуживание — этот система взаимосвязанных между собой библиотечных услуг.
К обязательным бесплатным услугам относятся:
; предоставление информации о наличии в библиотеке
конкретного документа;
; предоставление информации о составе библиотечного фонда
через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
; консультационная помощь в поиске и выборе источников
информации;
; открытые просмотры литературы, тематические выставки в
помещении библиотеки;
; предоставление читателей во временное пользование
документов из библиотечных фондов в читальных залах и на абонементе.
Наиболее полную классификацию библиотечных услуг
предложила М.Я. Дворкина. Она разделяет совокупность библиотечных
услуг на: документальные, коммуникативные и услуги библиотечного
сервиса.
К документальным услугам относятся:
; документальные услуги по разовым запросам абонента
(предоставление первичных документов, сведений о документах,
предоставление различных библиографических справок, выверка
библиографических данных, предоставление данных из документов,
перевод текстов, ремонт и переплет изданий): они удовлетворяют,
прежде всего, те потребности читателей, которые связаны с
необходимостью получения первичного документа, библиографической
информации, рекомендаций библиотекаря;
; опережающие документарные услуги (индивидуальное,
групповое и массовое информирование о новых поступлениях,
организация групповой и массовой пропаганды литературы,
предоставление для пользователей справочно-библиографического
аппарата, в том числе машиночитаемых баз данных). Коммуникативные
услуги существуют для удовлетворения потребностей пользователей в
общении с библиотечным персоналом, с другими пользователями, с писателями, учеными, местными знаменитостями, представителями
власти и представляются в виде массовых мероприятий, бесед, в
процессе участия в различных объединениях, во время посещения
курсов, организуемых в стенах библиотеки…»
К услугам библиотечного сервиса относятся:
; услуги, способствующие обеспечению максимальной
доступности библиотечных услуг для пользователей, такие как
индивидуальный абонемент, МБА, ММБА, нестационарные формы
обслуживания, формы телефонного заказа документов и справок,
информирование о новых поступлениях по телефону, открытый доступ
к фонду, реклама библиотеки и библиотечных услуг;
; услуги, обеспечивающие дифференцированное обслуживание
абонентов в помещении библиотеки (организация системы читальных
залов для дифференцированного 6 обслуживания читателей,
организация справочно-библиографической службы, организация форм
приоритетного обслуживания);
; услуги, обеспечивающие удобство пользования библиотекой
(удобный режим работы библиотеки и пользования литературой
читателями: обеспечение условий труда и отдыха читателей и т.д.);
; услуги, обеспечивающие потребность абонентов в развитии
библиотечного обслуживания (привлечение новых читателей,
увеличение объема библиотечных услуг). Классификация М.Я.
Дворкиной базируется на сущностном признаке услуг и может
использоваться для рекламы, учета, отчетности, планирования
маркетинговых исследований и т.п.».
С точки зрения особенностей предоставляемых читателям
сведений и/или материалов различают:
1. Библиотечно-библиографические услуги, конечным результатом,
которых является выдача документов во временное пользование.
2. Коммуникативные услуги, направленные на реализацию общения
читателей (клубы, кружки, любительские объединения при
библиотеке, вечера, лекции, концерты, читательские
конференции и т. п.).
3. Консалтинговые, образовательные услуги (образовательные
курсы и кружки, консультирование по вопросам библиотечно-
библиографической грамотности и информационной культуры и т.
п.).
4. Сервисные услуги, направленные на повышение уровня
комфортности обслуживания пользователей (иноязычные
переводы, ксерокопирование и микрофильмирование документов
перезапись на небумажных носителях (кассетах, дисках, дискетах
и т. п.), переплетные работы, доставка книг на дом или на
рабочее место и т.д.).
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут
быть разовыми или предоставляемыми на постоянной основе (выставки
и указатели новых поступлений, ИРИ).
С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться
ответом на конкретные читательские запросы и инициативными,
подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечной
просветительской функции.
И, наконец, с точки зрения ресурсов, использованных для оказания
услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и
СБА и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов
общества. Последние занимают все большее место, неизмеримо
расширяя возможности библиотек и повышая их престиж. Однако
зачастую именно такие услуги библиотеки вынуждены оказывать на
платной основе. Услугой называется лишь тот результат, который удовлетворил определенные потребности. Если библиотекарь трудился, но потребность не
была удовлетворена, то и услуга не была оказана. Поэтому проблема ока
зания услуг выходит на проблему эффективности всей библиотечно—библиографической деятельности.
К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:
• предоставление информации о наличии в библиотеке конкретного документа;
• предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
• консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;
• открытые просмотры литературы, тематические выставки в помещении библиотеки;
• предоставление читателям во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе.
Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют
дополнительных, не обеспечиваемых государством материальных затрат,
связанных с использованием копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных и т.д.
Для осуществления обслуживания, его планирования и анализа результативности важна многоаспектная классификация библиотечных услуг. С точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений или материалов различают:
1.Услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование:
а) в пределах библиотеки, в читальных залах;
б) на абонементе для чтения дома.
2. Выдача копий документов.
3. Справочно-аналитические услуги: уточняющие и адресные справ
ки, тематические библиографические списки и указатели, фактографические справки и т. д.
4. Услуги, связанные с раскрытием состава фонда и являющиеся результатом просветительской деятельности библиотеки (выставки, читательские конференции и т. д.).
5. Консультационные услуги.
С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут
быть разовыми или предоставляемыми на постоянной основе (выставки и
указатели новых поступлений, ИРИ).
Основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечной просветительской функции.
Вид библиотечно-информационных услуг — категория библиотечно-информационных услуг, выделенная по определенному признаку (например, объекту, предоставляемому пользователю). Виды обслуживания: индивидуальное, групповое, массовое.
Библиотечно-информационное обслуживание
по виду предоставляемых услуг:
Библиографическое обслуживание: предоставление библиографической информации пользователям.
Библиографическое информирование:
предоставление библиографическое информации в соответствии с долговременно действующими запросами
пользователей.
Справочно-библиографическое
обслуживание: предоставление библиографических справок в соответствии с разовыми запросам пользователей.
Выставочном обслуживание —удовлетворение информационных и социально-культурных потребностей пользователей посредством
организации выставок (в помещении библиотеки, виртуальных, выездных).
Документное обслуживание — предоставление пользователям документов (а также их копий) независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация.
Культурно-просветительское обслуживание — предоставление услуг, обеспечивающих организацию интеллектуального и культурного досуга,
просвещения и самообразования различным категориям
пользователей.
Обучение пользователей —предоставление услуг, направленных на получение знаний и навыков, содействующих эффективному поиску и использованию источников информации, повышению информационной
грамотности (например, библиотечных
уроков, библиотечных занятий,викторин).
Справочное обслуживание — предоставление пользователям консультаций, библиографических, фактографических справок в соответствии с их разовыми запросами.
2)Стационарные и внестационарные формы обслуживания. Теория и практика.
Стационарное обслуживание —предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг в помещениях библиотеки. Через библиотеку в отделе обслуживания. В абонементе (общий, отраслевой) и читальном зале. Обеспечение открытого доступа к ресурсам и выдача книг на дом.
Внестационарное обслуживание —предоставление пользователям библиотечно-информационных услуг вне стационарной библиотеки с
целью приближения к месту работы, учебы или местожительства населения. Библиотечные работники обслуживают читателей в определённые часы.( Летние читальные залы, выездные,бригадный абонемент, книгоношества, библиобус, передвижная, КИБО — комплекс информационного библиографического обслуживания, открылся в 2009 г. Осуществляет заказы и мероприятия. Заочный абонемент — через почту. Удалённое обслуживание через интернет или фонд.)
Внутрисистемный обмен (ВСО) через систему. Межбиблиотечный абонемент (МБА) в библиотековедении — это форма обслуживания читателей, основанная на взаимообмене изданиями между библиотеками. Внутрисистемный обмен среди системы массовых библиотек (Проскурина, им. Горького), филиалов. МБА между любой библиотекой (Национальной, Международной, им. Ельцина).
Практика на примере МБУК библиотеки, 3, г. Брянска.
Библиотека обслуживает взрослое население района. Основной контингент читателей — учащаяся молодежь. Приоритетными направлениями работы с молодежью являются патриотическое и нравственное воспитание. Библиотека тесно сотрудничает с советом ветеранов Фокинского района и комплексным центром социального обслуживания населения.Более 6 000 человек пользуются услугами библиотеки и ее универсальным фондом, который насчитывает около 57 000 единиц печатной продукции. Учреждение посещают 33 500 читателей в год.
Стационарное обслуживание:
1)Работа с читателями(выдача книг, подбор интересующей литературы)
2)Различные мероприятия
3)Акции дарения книг
4)Обзоры и списки
5)Поэтические вечера
Внестационарное обслуживание:
1)"Летний парк", в летние месяцы. В настоящее время сохранена только данная форма внестационарного обслуживания.
Свидетельство о публикации №225021501004