Глава 16. Занятные факты из экономики Кургана до 1

Предлагаю отельные выдержки из сочинений А. М. Васильевой «Забытый Курган
https://al-dedov.narod.ru/vasiljeva.htm#farm

16.1 Железная дорога
Вопрос о постройке Великого Сибирского пути возник в середине XIX в. В 50-е годы прошлого века об этом велась оживленная дискуссия в столичных и сибирских газетах и общее мнение было единым - рельсы должны пересечь Сибирь от Урала до Тихого океана. В последующие 30-35 лет такие города, как Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Томск, Оренбург, Омск, Курган и другие боролись за проведение железной дороги именно через эти населенные пункты и каждый приводил массу доказательств в подтверждение своей правоты. В 1887 г. Министерство путей сообщения организовало железнодорожные изыскания в Сибири, а в 1890 г. были отпущены средства на продолжение Самаро-Златоустовской линии в направлении к Челябинску. В феврале 1891 г. правительство окончательно решило начать постройку рельсового пути в Сибири и притом с двух концов: от Владивостока к Уссурийску и от Челябинска к Кургану. Закладка дороги была приурочена к моменту возвращения наследника Цесаревича Николая Александровича из путешествия по странам восточной Азии. 17 марта 1891 г. был издан Высочайший рескрипт:

"Ваше Императорское Высочество. Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении Вами вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению на счет казны и непосредственным распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского пути... Александр".

Торжество закладки произошло 19 мая 1891 г. Наследник лично изволил наложить в тачку земли и свез ее на полотно строящейся Уссурийской дороги. Во Владивостоке наследник выстоял молебен при закладке здания вокзала, положил и заделал в раствор серебряную доску с подобающей торжеству надписью. 10 декабря 1892 г. был образован Комитет Сибирской дороги и председателем его был назначен наследник цесаревич, остававшийся на этом посту и после принятия титула императора, до закрытия Комитета.

Строительство должно было дать средства к существованию тысячам семей, переживших страшный голод 1891 года. И как только 22 июня 1892 г. были объявлены подготовительные работы по постройке дороги на пункте, примыкающем к Кургану, сюда начали быстро стекаться огромные толпы обнищавшего населения, ожидавшего заработка. На первый раз принято было до двух тысяч человек, частью жителей Кургана, а в основном - из окрестных волостей. Плата производилась не поденно, а с выработки - за 1 куб.м земли платили от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. Поэтому на работе оказались целые семьи: и старые, и малые - все принялись "робить чугунку".

4 июля 1892 г. в Кургане было объявлено о закладке дороги. Событие привлекло тысячи людей, сходившихся в праздничных нарядах к месту работ. Торжеством распоряжался заведующий работами инженер Штукенберг с тремя помощниками. В 10 часов утра началось молебствие, после окончания которого и окропления святой водою стоявших тачек с землею и самого полотна будущей дороги, местный протоиерей Н. Г. Грифцов ссыпал на полотно первую освященную тачку земли, а за ним по тачке ссыпали губернатор, инженер, городской голова и другие.

Укладочные работы оплачивались намного выше, чем земляные. Костылыцики и разносчики рельс получали по 1 р. 90 к. -2 руб. в день при готовых харчах, возчики шпал - по 1 р. 50 к., осмольщики - 1 р. 25 к. Даже мальчишки зарабатывали 60-75 коп. в день. Но и работать приходилось много. Вставали в три часа утра, а работали до девяти часов вечера, за вычетом двух часов на обед, которые не всегда удавалось использовать полностью. Работы шли очень быстро, благодаря большой массе рабочих. Уже к октябрю все было готово к пуску участка Челябинск-Курган и был назначен день торжественного прибытия первого паровоза в Курган. Это было воскресенье, 4 октября. День выдался солнечным и теплым. Собираться начали с раннего утра. "Видна была и простая телега крестьянина, запряженная изнуренной лошаденкой, и бойкая тройка железнодорожного подрядчика, и заводские рысаки коммерсанта. Все это сливалось в одну общую массу, из которой к 10 часам утра образовались по обе стороны новой железной дороги две движущиеся живые стены, с нетерпением ожидавших прибытие невиданного еще здесь железнодорожного поезда". Над полотном дороги красовалась деревянная высокая арка, украшенная флагами и рельефным изображением герба Тобольской губернии, и выделялись слова "Курган - паровозу". На платформе из живой зелени была сделана другая арка, тоже украшенная флагами. Здесь разместились духовенство, городские власти и почетные граждане.

К началу июля 1894 г. проложили уже 150 верст от Тобола к Петропавловску. К этому времени рельсы подвозились уже по железной дороге, т. к. был построен временный деревянный мост через Тобол. Испытания его проходили 22 октября 1893 г. Паровоз с тридцатью нагруженными вагонами медленно прошел по мосту. Газета писала: "Как бы ни был прочен мост, но все-таки вряд ли кто позавидует положению инженера, сидевшего время этой пробы на лавке под мостом, и машиниста, направлявшего поезд". Благодаря временному мосту и быстрой укладке рельсов, с 24 августа 1894 г. началось сквозное железнодорожное движение от Челябинска до Омска. Постоянный же мост, железный, продолжал строиться.

Закладка его произошла 12 декабря 1893 г. Для большего удобства постройки моста Тобол был разделен на 4 рукава дамбами, по которым подвозили материалы и на которые складывали временно рельсы. К весеннему половодью мост нужно было построить - это пять каменных быков, на которых будет основан мост, металлические фермы ограждения и сам рельсовый путь.

Мост строился столько же времени, что и рельсовый путь от Челябинска до Кургана. В газете читаем корреспонденцию: "Постройка железнодорожного моста через р. Тобол около Кургана идет энергично - работают день и ночь. У простодушного обывателя кружится голова при осмотре этого гигантского сооружения и в голову лезет мысль о египетских пирамидах. Работают в воздухе на значительной высоте, работают на поверхности, земли и работают там, в земной глубине, откуда подымаются машиной мешки, наполненные землей... Работавшие над укладкой оснований быков рассказывают о тех трудностях, с какими сопряжена эта работа, так щедро оплачиваемая по 10 рублей в день. Работник, перевозящий вынутую землю, получает (с лошадью) теперь 1 руб. 10 коп. Вблизи моста находится группа землянок - жилища рабочих". За строительство мостов через Тобол и Ишим отвечал инженер Березин, регулярно бывавший на обеих стройках и строго следивший за точным исполнением всех требований.

Наконец пришел день испытаний железнодорожного моста. 10 марта 1895 г. в Кургане собралась комиссия, в которой были прибывшие из Петербурга инженеры Петроконский и Чижов, председательствовал Берс, наблюдавший за постройкой моста, подрядчик, инженеры и другие. Погода стояла холодная, но к мосту собралась масса публики, рабочие, учащиеся. Под каждым пролетом моста посередине были поставлены приборы, фиксирующие прогиб моста. Испытательный поезд был составлен из трех локомотивов по 3000 пудов весом каждый и двух платформ, груженных камнями, - по 600 пудов на каждой. "По приказанию председателя комиссии первым подал свисток кондуктор, ему откликнулись сразу три богатыря-локомотива, и поезд начал медленно подвигаться и, взойдя на первый небольшой пролет моста с нижней фермой, остановился. Тысячная толпа смолкла и как бы замерла. Инженеры спустились вниз осмотреть, что сделал гвоздь на аспидной доске прибора, и нашли прогиб незначительным. Поезд, простояв более чем полчаса, сошел обратно, и на приборе обозначилось, что прогиб стал на место".Таким же способом были испытаны остальные пролеты на .протяжении 235 саженей. Результаты оказались положительными, и с 10 марта 1895 г. движение по мосту было открыто.

Великий Сибирский путь вызвал такой экономический подъем в Сибири, что к 1904 г. дорога с трудом справлялась с перевозками, а война с Японией и значительное передвижение войск наглядно показали необходимость сооружения второго пути вдоль Великой Сибирской магистрали. Все технические вопросы по укладке второй колеи были возложены на начальника Управления по Сооружению железных дорог К. Я. Михайловского 18 октября 1904 г. В 1905 г. был закрыт Комитет Сибирской железной дороги и все дела его переданы в соответствующие министерства. Но у Кургана была другая необходимость - соединиться железной дорогой с Екатеринбургом. Еще в 1894 г. курганское городское общество уполномочило городского голову лично представить правительству все данные в пользу рельсового пути от Петербурга через Вятку, Пермь, Екатеринбург, Шадринск и до Кургана, где и начинается Сибирская магистраль, что принесло бы громадную пользу всей Сибири и облегчило привоз сибирских грузов к петербургскому порту. Эти соображения были приняты во внимание, и в 1904 г. на средства казны произвели изыскания на линии Екатеринбург-Курган. Длина дороги укладывалась в 345 верст, стоимость в 18495565 руб.

Дальнейшее строительство было приостановлено в связи с первой мировой войной, а в 1916 г. возник новый проект - строительства железной дороги не на Курган, а от Шадринска на Мишкино, протяженностью в 201 версту. Мотивировалось это тем, что дорога будет обслуживать район в 20 тыс. квад. верст с населением в 40 тыс. душ. Но революция и гражданская война не позволили претворить этот проект в жизнь. Уже в советское время Научно-технический комитет при Наркомате путей сообщения в 1928 г. утвердил проект постройки железной дороги между Шадринском и Курганом. В 1929 г. строительство началось, и 25 марта 1931 г. товарно-пассажирское движение поездов на этой линии было открыто .

16.2    Станция Курган
Рельсы уложены, по ним двинулись поезда, в документах появилось наименование "Станция Курган". Но к приходу первого поезда на станции не было ничего - ни депо, ни вокзала, ни кассы. Было предусмотрено, что станция Курган должна быть третьего класса, в отличии от Омска - второго класса или Шумихи - четвертого класса. Любая станция третьего класса должна была иметь пассажирское здание, т.е вокзал, иногда с буфетом, водоемное здание и гидравлический кран, товарную платформу и пакгауз, паровозное здание (депо) для одного или двух резервных паровозов. Вот это все и начали строить в Кургане. Газеты писали в мае 1894 года: "железнодорожный вокзал у нас еще не строится, но место для фундамента уже изготовлено; навален и камень, по которому приходится ломать ноги следующим к железной дороге".

В августе 1894 г.: "На станции происходит постройка вокзала и депо. Для водопровода уже проложены трубы на всем протяжении от Тобола до станции и воздвигнута башня".
 
 И к моменту пуска фундаментального железнодорожного моста вокзал готов. "Поезда битком набитые народом. Такого многолюдства при постройке железной дороги, вероятно, не имелось в виду, иначе вокзал устроен бы был гораздо больше и удобнее. В настоящее время большая часть пассажиров четвертого класса в ожидании поезда размещается на дебаркадере. Через общую же комнату положительно нет возможности пройти, не рискуя наступить на чьи-либо ноги. О буфете и говорить нечего - положительно мал и представляет скорее нечто в роде харчевни с распивочной торговлей, чем буфет Великой Сибирской железной дороги."  В это же время было выстроено и депо.

В полосе отчуждения железной дороги довольно быстро выросли необходимые постройки. На карте города, составленной Н. А. Юшковым в 1906 г., видно, что за железнодорожным полотном разместились товарный двор, материальный двор, весы, хлебные сараи, строился театр и железнодорожный клуб. А со стороны города в полосе отчуждения разместились: продовольственный пункт, становище для переселенцев, сам вокзал, а перед ним сквер, лечебный покой, ледники, техническое училище, огороды, дворы II и III участков и еще один товарный двор. Станция находилась в 1,5 верстах от города, и за десять лет существования железной дороги территория между полосой отчуждения и городом была застроена железнодорожными рабочими.

Западная часть поселка была за линией станционного водопровода - 8 кварталов разной величины, разделенных улицами: Шадринская, Челябинская, Вокзальная, Карьерная, Пограничная, Водопроводная и Болотная, которая тянулась через весь поселок, вдоль линии отчуждения.

Между Телеграфным и Казарменным переулками, улицей Вокзальной и полосой отчуждения было 7 кварталов с улицами: Товарная, Грузовая, Бошняковская и Нобелевская. Две последние улицы упирались в озеро Бошняк, вокруг которого тоже было 8 кварталов разной величины, пересекаемых переулками Богородским, Бакиновским, Думским и улицами Озерной и Пакгаузной. В этой же части поселка, между озером Бошняк и полосой отчуждения находился склад товарищества "Братья Нобель".

16.3 Немного о деятельности в Кургане известной фамилии Нобель.
В качестве учредителей товарищества выступали трое братьев Нобелей —Роберт,  Людвиг, Альфред Эммануиловичи и их друг полковник  гвардейской артиллерии (впоследствии генерал, барон) Петр Бильдерлинг.


Альфред Бернхард Нобель ( 1833 – 1896) – шведский промышленник и гениальный изобретатель, вошедший в историю как человек, «совместивший несовместимое». Будущий ученый родился 21 октября 1833 года.5 дек. 2018;г.

Иммануэль Нобель (отец Альфреда) разбогател в России благодаря производству мин, востребованных в период Крымской войны. Но после войны завод перестал приносить прибыль, Нобель старший вернулся в Швецию.

Составляя свое завещание в 1895 году, Альфред Нобель руководствовался глубокой верой в человечество. Премия мира должна была быть присуждена тому, кто внес наиболее существенный вклад «в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов».

В 1867 году Альфред Нобель запатентовал свое изобретение под названием динамит (от греческого «динамис» — сила), или «безопасный взрывчатый порошок Нобеля».

В истории Нобелевской премии особенно отличилась семья Кюри. Супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри получили премию по физике в 1903 году. После смерти мужа, в 1911 году, Мария Склодовская-Кюри получила премию по химии. А в 1935 году их старшая дочь Ирен Жолио-Кюри совместно с супругом, Фредериком Жолио-Кюри, получили Нобелевскую премию по химии. Это единственный случай, когда родитель и ребенок являются нобелевскими лауреатами. Кроме того, Мария Склодовская-Кюри – одна из четырех ученых за всю историю премии, которые удостоились награды дважды.

Одна из самых спорных областей присуждения премии, помимо премии мира, – литература. Выходцы из Российской империи, СССР и России получили ее всего несколько раз. Лауреатами стали Генрик Сенкевич (1905), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов (1965), Александр Солженицын (1970). Кроме того, Нобелевскими лауреатами стали родившиеся в Российской империи и СССР, но не имевшие гражданства на момент вручения награды Иван Бунин (1933) и Иосиф Бродский (1987). Премию мира от СССР и России получили только Михаил Горбачев (1990) и главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов (2021).

У многих людей нет 472 миллионов долларов, чтобы учредить нечто подобное Нобелевской премии, но бескорыстно делая добро другим, они оставляют после себя неизгладимый след. Джон Максвелл как-то сказал: «В жизни человека есть два самых важных дня – первый, это когда он родился, а второй, когда узнал, зачем».

Великий изобретатель никогда не был женат и не имел детей. Но в его жизни была любовь. В 43 года Нобель влюбился в 20-летнюю продавщицу цветочного магазина в Вене Софи Гесс (1856-1919) и увез с собой в Париж, где тогда жил. Он снял для нее квартиру рядом со своим домом, позволял ей тратить столько, сколько захочет.


Правление товарищества "Бр. Нобель"было в С.-Петербурге, а во многих городах России, расположенных вдоль железной дороги, позволяющей доставлять продукцию в цистернах, были основаны склады. В том числе курганский склад "Бр. Нобель" всегда имел в продаже специальные нефтепродукты высшего качества. Это были смазочные вещества, бензин, масло для автомобилей, моторное топливо для двигателей, мазут и, конечно, сырая нефть. За железной дорогой был еще один поселок, называвшийся "служебным" и разбитый на 10 кварталов, среди которых улицы не имели названий, а шли под номерами: "1-я улица", "2-я улица" и т. д. Но к этому поселку примыкали шесть кварталов, протянувшихся вдоль полосы отчуждения, и здесь улицы в 1906 году уже имели названия: Омская, Петропавловская, Шевелевская, Галкинская, Курганская, Рябковская, Чаусовская, Смолинская и Глинская. За Петропавловской улицей было громадное болото, от которого осталось по сей день озеро, зарастающее камышом и засыпаемое строителями новых кварталов.

В этих поселках строили дома не только железнодорожные рабочие, но многие торговцы и жители города. К 1914 году в них проживало более 500 семей. Переезды через железную дорогу были у деревни Мало-Чаусово и в северной части города - в створе Абаимовского переулка (теперь ул. Кравченко) и между Думским и Троицким переулками (улицы Комсомольская и Ленина). Перед вокзалом со стороны города были устроены склады-ледники для хранения 40 тыс. пудов масла и льдохранилища для снабжения льдом специальных поездов, перевозящих сливочное масло к столичным центрам и портам Балтийского моря.

О том, какое влияние оказала железная дорога на развитие Кургана уже через два года своего существования, очень красочно написал неизвестный автор. "Смотрим и собственным глазам не хочется верить! Много ли времени прошло с тех пор, как мы услышали первый свисток локомотива, возвестившего нам о доведении до нашего города Великой Сибирской железной дороги, соединившей нас с Европой, а уже нас узнать нельзя! Откуда взялась эта лихорадочная деятельность, сообразительность, энергия? Откуда взялись средства, которых прежде днем с огнем отыскать было невозможно! Неужели этот пронзительный свисток локомотива, возвещающий о приходе поезда, имеет такую магическую силу будить людей от вековой спячки, апатии! Да, мы проснулись! Осмотрелись кругом, увидели тьму, нас окружающую, грязь, в которую опустились по уши, и быстрыми шагами зашагали вперед, к свету, пробитому к нам великим путем! Нашлись у нас люди, которых мы прежде не замечали, нашлись у нас и общественные деятели-инициаторы, нашлись и средства, и рабочие руки!"

16.4 Развитие экономики Кургана в 19 веке
В 1884г. была дана следующая характеристика региону:  «Промышленная и торговая деятельность губернии, ограничиваясь преимущественно удовлетворением насущных потребностей местного населения, не совершенствуется по недостаткам капиталов, предприимчивости и технических знаний, а также при неудобстве путей сообщения. Вследствие этих причин фабричное производство весьма незначительно. Заводская же промышленность, хотя и имеет развитие и направлена преимущественно на сырые продукты страны, но не заключает в себе достаточной предприимчивости…». Среди наиболее крупных предприятий того времени можно отметить следующие:

 - мукомольный завод Смолина, мельницы купцов Меньшикова и Дунаева,
 - салотопенные заводы Смолина и Березина,
 - кожевенный завод Гальстона,
 - винокуренные заводы Смолина и братьев Ушаковых,
- Смолинский пивоваренный завод.

 Однако со строительством Транссибирской магистрали, которая прошла через Курган, город начал быстро расти. В 1897 году через Курган было открыто сквозное движение от Челябинска до Иркутска.

 Железная дорога способствовала проникновению в Зауралье не только русского, но и иностранного капитала. В 1896г. датская фирма «Полизен» открыла свою контору в Кургане по экспорту сибирского сливочного масла. Датская фирма «Брюль и Тегерсен» в 1907г. основала экспортную свинобойню, оснащенную машинами и холодильниками. В это же время появились и колбасно-беконные предприятия «Унион». Мясо в различном виде экспортировалось в торговые центры России, Англии, Германии, стран Скандинавского полуострова. В период с 1842 по 1913 годы число различных предприятий в Кургане и в Зауралье в целом выросло с 31 до 116.

Перед Октябрьской революцией 1917 г. Курган был развитым промышленным и культурным городом. Его население составляло около 40 тысяч человек. Работало в Кургане 49 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовали две больницы на 100 коек. Образованием занимались мужская и женская гимназии, церковно-приходские и ремесленные школы, уездное и приходские училища. Была открыта публичная библиотека, которую посещали более тысячи человек. Также работали театр, цирк, два электротеатра (кинотеатра), пять фотографий, две типографии, два книжных магазина.

16.5 Сельскохозяйственная и кустарная выставка 1895 г.
Проведение железной дороги через Курганский округ сильно способствовало повышению производительности труда, оживлению торговли, внедрению новых технологий по обработке земли и выращиванию разнообразных культур. Губернская администрация решила провести в Кургане сельскохозяйственную и кустарную выставку, чтобы продемонстрировать достижения края. От министра земледелия и государственных имуществ было получено разрешение на проведение выставки с 20 августа по 20 сентября 1895 г. Уже в октябре 1894 г. в газетах публикуется объявление об устройстве выставки и ее целях: "показать современное состояние полеводства, луговодства, скотоводства, лесоводства, огородничества и садоводства, а также и кустарных промыслов. В задачи выставки входит продемонстрировать все благоприятные условия губернии для развития сельского хозяйства, указать недостатки существующего хозяйства и отметить все, что есть лучшего в нем... Выяснить, какими мерами и какие именно промыслы возможно развить в будущем, кустарям же дать возможность видеть лучшие образцы их товарищей по ремеслу"...141

Выставочный комитет возглавил губернатор Н. М. Богданович, а курганское его отделение - С. В. Карнович, чиновник по крестьянским делам. Выставку решили делать в саду Общественного собрания, но среди деревьев выстроить павильоны было чрезвычайно трудно, и городская Дума постановила отдать под выставку проезжую часть Бакиновского переулка, между Дворянской и Солдатской улицами. Кроме того, арендовали у купца Бакина и мещанина Васильева часть их усадеб, протянувшихся вдоль переулка, на противоположной стороне от Общественного собрания. И вот на проезжей части выстроили три павильона для экспонатов, беседку для музыкантов, три навеса для земледельческих орудий и машин. На усадьбах Бакина и Васильева были сделаны навесы для молотилок, для скота и маленький домик для размещения сепаратора.

В первом павильоне, расположенном у самого входа на выставку, поместили научный отдел, а в небольших пристроенных к нему помещениях поместились касса и читальный зал. Устроители выставки собрали в этом павильоне те экспонаты, которые характеризовали климат, почву, флору, фауну, полезные ископаемые. Активными участниками этого отдела были приват-доцент Казанского университета А. Я. Гордягин, составивший научное описание почвенным коллекциям; Гр. Ник. Потанин, известный русский путешественник по Сибири, прогостивший в Кургане почти до конца выставки и составивший обстоятельный и популярный путеводитель по отделу; Анд. Ал. Балакшин, устроивший витрину бактериологической лаборатории Министерства земледелия и государственных имуществ. Хорошим дополнением к естественно-историческим коллекциям служили фотографии Ал. Ив. Кочешева, представляющие типичные ландшафты местности: березовую степь юга губернии, сосновый бор, речную долину, сыпучие пески по Тоболу и пр. Ал. Ник. Балакшин не только представил материалы о работе созданной им в с. Старо-Сидоровке метеорологической станции, но для наглядности, недалеко от павильона построил метеорологическую будку с полным оборудованием.142

Главный павильон гораздо больше первого, стоял почти посередине переулка, частично занимая усадьбы Бакина и Васильева. Здесь было размещено несколько отделов, в том числе сельскохозяйственный, кустарных промыслов, северный отдел, состоящий из всевозможных принадлежностей рыбной ловли и звериного промысла, а также остяцких костюмов. В этом павильоне было представлено мельничное и маслобойное производства. Несколько моделей ветрянок знакомили с распространенными типами этого рода мельниц, имевшихся в громадном количестве в южной, маловодной полосе губернии. Моделями были представлены и маслобойные заводы, приготовлявшие главным образом конопляное и льняное масло, редко маковое и рыжиковое. Подсолнечное масло в наших краях еще не было известно. Кроме того, было представлено крахмало-паточное, винокуренное, хлебопекарное дело и многое другое.

В третьем павильоне, выстроенном в конце переулка, был расположен лесной отдел. Как писалось в отчете, "лесной отдел отличался изяществом декорировки и красотою размещения экспонатов". К нему примыкало здание летнего театра, в котором расположились отделы: народного образования, тюремное (изделия тюремных мастерских - веялки, сортировки, плуги, сукно), медицинский и переселенческий. Кроме этих больших павильонов, было три маленьких. Один из них, выстроенный на усадьбе мещанина Васильева, небольшой домик, в котором демонстрировалась петербургским купцом А. А. Вальковым в полном действии маслодельня, где на глазах публики производились сепарирование молока и сбивание масла. Такая наглядная пропаганда способствовала популяризации маслоделия. А. А. Вальков был награжден малой серебряной медалью.

По отдельному маленькому павильону имели курганский купец Дм. Ив. Смолин и Торговый дом бр. Злоказовых из деревни Заводо-Петровской Ялуторовского округа. В разгар выставки, 7 сентября, в Курган приехал В. Ф. Сокульский, командированный Министерством земледелия и государственных имуществ в Тобольскую губернию для организации маслоделен. На выставке он демонстрировал сепараторы, из которых наибольшим успехом пользовался сепаратор "Колибри", приводимый в движение рукой и пропускавший за один час семь ведер молока. Выставка навела В. Сокульского на мысль, что центром сибирского маслоделия должен стать именно Курганский округ, где и возник впоследствии Союз Сибирских маслодельных артелей.

Злоказовы демонстрировали изделия, изготовленные на их стекольном заводе: посуду столовую, листовое стекло, бутылки для розлива пива. Д. И. Смолин в своем павильоне представил полную коллекцию продуктов сельского хозяйства из своего имения, причем хлеба была выставлены и в зерне, и полными растениями на щитах. Особое внимание обращали на себя прекрасные твердые пшеницы, голый овес и ячмень, а также образцы хмеля из разведенного в имении хмельника, доставляющего товар на его пивоваренный завод. Здесь же экспонировалось пиво, а винокуренный завод Смолиных был представлен образцами спирта и водок. Кроме того, Дмитрий Иванович представил на выставке двух могучих быков - Мишку в 67 пудов и Урала - 64 пуда, которые здесь же и были проданы.

Потеснив соседние усадьбы справа от Общественного собрания (Чекулаева и Мергенева), выстроили временный театр и пожарный отдел, ресторан разместили в помещении Общественного собрания. В саду был устроен фонтан. 3 августа 1895 г. "Тобольские губернские ведомости" опубликовали корреспонденцию из Кургана о подготовке выставки: "...прекрасные два павильона, а главное, выставочные здания уже готовы... Все это сделано так красиво, "уютно и прочно, что лучшего ничего и желать нельзя, а если к этому прибавить цветочные клумбы, грядки и разные декорации, со вкусом устроенные, то наш садик с этими милыми павильонами будет напоминать ланжероновские дачи в Одессе. Павильон Д. И. Смолина напоминает нам русский домик на выставке в Вене..." Последние дни перед выставкой проходили в лихорадочной работе. Исключительно активно, с азартом работал губернатор Ник. Мод. Богданович. Он взял на себя устройство переселенческого отдела и преуспел в этом. Газета писала: "Прекрасно устроен переселенческий отдел, представленный в моделях постепенного развития и благоустройства переселенцев: вначале вы видите балаган из прутьев, прикрытых травой, потом землянку, далее избу-мазанку и в конце прекрасную русскую избу со всеми надворными постройками".143 Кроме того, начальник губернии постоянно осматривал другие отделы и всем остался доволен.

20 августа к 11 часам начали съезжаться чиновники разных ведомств в мундирах. В 12 часов приехал губернатор и прибыло духовенство с хоругвями и хором соборных певчих. После молебна и речи Н. М. Богдановича выставка была объявлена открытой и выставочный флаг взвился над главным зданием. За месяц работы выставки были проведены два конкурсных испытания пахотных орудий - плугов разных фирм и сох местного изготовления. Вывод крестьян был таков:

"Хороши плуги, да дороги". Устраивались бега, где каждый мог выставить свою лошадь. На бегах присутствовал сотник Кенике, приехавший верхом из Петербурга и следующий верхом же в Забайкалье.
Первая неделя работы выставки показала ее несомненную пользу. Товарищ министра путей сообщения прислал 28 августа телеграмму следующего содержания: "Связь между промышленностью и железной дорогой обязывает меня вникнуть в потребности сибирских промыслов, дабы узнать их, выяснить нужные сибирской дороге приспособления. Курганская выставка может значительно осветить указанный вопрос, поэтому прошу господина начальника губернии предложить распорядителям, экспертам, экспонентам доставить мне записки о состоянии и нуждах всех видов сибирской промышленности, равно высказать пожелания относительно будущей деятельности железной дороги".

2 сентября в Курган прибыл министр земледелия и государственных имуществ Алексей Сергеевич Ермолов. Основной целью приезда было посещение выставки, где он и провел около четырех часов. Долго беседовал с А. Н. Балакшиным, заинтересовавшись его опытами орошения полей и обратив внимание на сорта возделываемого им картофеля. Долго разглядывал молотилку с деревянным приводом и дисковую борону курганского мастера И. С. Зырянова. А тот в свою очередь обратился к министру с ходатайством облегчить кустарям-машиностроителям возможность добывать с больших заводов чугунное литье, сталь и железо. А. С. Ермолов отметил, что выставка превзошла его ожидания. На следующий день министр посетил лесную школу, крестьянскую больницу, присутствовал на первом конкурсе пахарей, а потом на бегах. В итоге своего пребывания в Кургане он выразил надежду, что выставка принесет огромную пользу и будет толчком к дальнейшему развитию сельского хозяйства в губернии.

А. С. Ермолов был человеком незаурядным. Много заботился о выяснении нужд сельскохозяйственного образования и кустарной промышленности, улучшении казённых минеральных вод, окультивировании казённых участков на черноморском берегу Кавказа.
В 1912 был назначен председателем Постоянной природоохранительной комиссии при Русском географическом обществе.
Почётный член Русского географического общества.
Его  сочинения достаточно широко были известны https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30682

«Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах" А.С.Ермолов [с автографом] С.-Петербург, Типография А.С.Суворина, 1901-1905 гг. Четыре тома. Комплект. В современных полукожаных переплетах. Редкое издание. Сохранены мягкие издательские обложки к 3 и 4 томам. Формат: 23,5x16,5 см. Источник: https://antiquebooks.ru/category.php?ch=book&book=113693
© https://AntiqueBooks.ru

21 сентября выставку посетил князь Мих. Ив. Хилков, в 1895 г. ставший министром путей сообщения. Он более всего заинтересовался моделями маслобоен и разного рода аппаратами для выделки масла. А на следующий день, в 12 часов на выставке было отслужено молебствие, объявлено о ее закрытии и спущен выставочный флаг. За месяц работы выставку посетило 15 тыс. человек. С 1 августа по 1 октября выходила газета "Справочный листок Курганской сельскохозяйственной и кустарной выставки 1895 г.", ответственным редактором которой был Н. Л. Скалозубов. Газета печаталась в курганской типографии Ф. И. Шубина тиражом в 300 экз. Вышло всего 54 номера. Все сотрудники работали бесплатно, а издание осуществлялось при денежной поддержке Петра Смолина и подписных денег. Подписчиков было 282 человека из разных губерний, от Иркутской, Сыр-Дарьинской до Варшавской и Лифляндской.

В передовой статье первого номера было такое определение: "Выставка - это доклад местного населения высшему правительству об экономических его нуждах". Кроме того, сообщения с выставки печатались целый месяц в каждом номере "Тобольских губернских ведомостей". Специально к выставке, по инициативе окружного исправника Ив. Як. Трофимова была подготовлена книга "Обзор экономического состояния Курганского округа и г. Кургана, Тобольской губернии". В "Обзор" вошли статистика, нравы, обычаи и образ жизни жителей по 36 волостям. Сейчас эта книга бесценный источник для краеведов. После закрытия выставки часть экспонатов была отправлена в Нижний Новгород на предстоящую в 1896 г. Всероссийскую выставку, часть продана, остальные возвращены хозяевам. Главный павильон выставки был перенесен на верхнюю базарную площадь, а павильон научного отдела - на нижнюю базарную площадь, где они и функционировали довольно долго. В первом из них был открыт склад земледельческих орудий, а во втором в июне 1896 г. проходили коронационные торжества.


Рецензии