Мысли на заметку. 22 июня 2022 года
_________________
Записываю из вчерашнего.
Опять о том же: все смыслы, которые я нашёл в жизни, это лишь морковка или это цель бытия сама по себе? Насколько истинно то, что я считаю истиной? У меня есть и знания, что это истина, и вера в это. Но есть и сомнение. Бывает ощущение, что я так ничего и не понял в этой жизни. И не только в этой, но и вообще. Остаётся: «Передаю дух в руки сюда пославшего». А это вера. Или, скорее, доверие бытийности как таковой.
_________________
В любом случае я реальность ограничиваю собой. То, что вне меня, остаётся вне меня. Что от реальности выгрыз, то и твоё.
_________________
22 июня 43 года Пришвин записал в своём дневнике: «Пространство и время — это когда смотрят на сторону, а в себе, внутри, в душе, в самой личности человека — там нет пространства и времени…»
Я только с «личностью» не согласен. Личность — это то, что получается от столкновения сознания с другими сознаниями, и поэтому она во времени. Личность — это такое же внешнее по отношению к человеку, как и мир.
Пришвин записал это, когда прошло два года войны. И им ещё предстояло два года военного времени. Тогда чувство времени было обострённым: «когда же конец!»
_________________
Ещё он, Пришвин, записал, что Евангелие от Иоанна — это и есть истинный путь философа, когда Слово облекается Плотью.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Говорить бы надо по-другому: «В начале был Логос, и Логос был у Бога» и т. д. Логос более широкое понятие, нежели Слово. И обозначает это — обретение Смысла, через Логос, через Слово. Но Пришвин что-то иное имеет в виду. Он телесную жизнь (плоть) пытается одухотворить, а это совсем не то. Это язычество в чистом виде. Впрочем, может быть, я его неправильно понял.
_________________
В любом случае Логос для нас — единственная реальность. Всё остальное иллюзорно и призрачно. Мы должны плоть обращать в Логос, а не наоборот, как у Пришвина.
_________________
Надо всегда помнить, что настоящее, божье, всегда не в моей власти, иначе бы оно не было божьим, а было бы моей выдумкой.
_________________
Божье — это категорический императив. Но где он? в чем? Любовь не категорический императив, я точно так же легко могу ненавидеть; добро — нет, могу быть злым, да ещё каким; познание — тоже, легче быть невежественным.
Опять же, не могу контролировать уровень абстрагирования. И никакое учение, никакие обряды, никакие медитации его не повышают.
Категорический императив есть, да не про нашу честь.
_________________
Интересное должно быть состояние, когда ты всех мудрецов понял, воспринял человеческую мудрость до конца и остаёшься один на один со смыслом, с Логосом. Это как когда все поколения, тебе предшествующие, померли, и ты один на один со смертью. Тогда бы не спасовать.
_________________
[...].
_________________
Я часто вспоминаю что-нибудь из детства, но по-настоящему, по-толстовски, вспоминал я детство только раз в жизни: когда писал «Петушки». Это тогда произошло ОСВОБОЖДЕНИЕ от детства. Хорошо помню эти ощущения, когда из набора последовательных воспоминаний ткётся смысловая нить. Незабываемое впечатление. Не мы должны быть из детства, а смыслы наши должны вырастать из детства.
Думал вечером, как всё это изложить в «Толстом». О детстве — это сложнее всего, потому что тогда выработался метод Толстого измысливать себя из пережитого.
Свидетельство о публикации №225021501548