Семантические технологии основа нового технологиче
Колмаков В.Ю. Семантические технологии – основа нового технологического уклада // Фактор искусственного интеллекта в развитии общества. Красноярск, 2018. С. xx–xx.
Феномен информации активно обсуждался в эпоху научно-технической революции (НТР) и компьютерной революции 80-х годов. В результате он получил множество интерпретаций, и только системное понимание этого явления открывает возможности для прогнозирования будущего. В данной работе мы выделили три уровня феномена информации:
Информация в её конкретной данности.
Информация как информационность.
Общество и технологии развиваются по своей собственной семантической логике. В эпоху возникновения искусственного интеллекта особенности социальных групп, способных применять семантические технологии, станут особенно заметны. Сегодня мы наблюдаем за проблемой возникновения искусственного интеллекта и, следовательно, за появлением новых смыслов в технологическом мире.
Возможно, смысл заключается в том, чтобы искусственный интеллект не появился раньше, чем естественный интеллект человека будет готов его адекватно воспринимать.
Смысл искусственного интеллекта на современном уровне представляется довольно упрощенно, в соответствии с представлениями, почерпнутыми из научной фантастики и кино. Science fiction как феномен сознания выполняет свою роль, донося до широкой аудитории некоторые научные идеи и концепции. Однако при переходе из системы научного мировоззрения в систему простых и непрофессиональных представлений происходит значительное искажение.
Возникновение сложных логико-семантических конструкций становится неизбежным в условиях развития информационных технологий и информационного преобразования общества и человека.
К тому же, современный мир меняется слишком быстро, и эта скорость была осознана Элвином Тоффлером как «шок будущего». По сути, это шок непонимания того, что происходит и как следует действовать в этой ситуации.
Идея о том, что человек остается один на один с собой, сталкиваясь с непонятным новым, является принципиально важной.
С одной стороны, она иллюстрирует, что познающее сознание, перестраивающее себя в процессе познания, вынуждено использовать логические посылки, которые осознаются и принимаются как реальные.
С другой стороны, познавательное одиночество, возникающее при вхождении в информационное пространство информации, которая не может быть интерпретирована на основе старых синтаксических ключей и кодов, является штатным состоянием того, что мы называем смыслом как матрицей человека и общества. Эта семантическая матрица постоянно меняется, и в тех случаях, когда она становится более сложной, требуется изменение ее интерпретации.
С этой закономерностью связаны и процессы формирования современных нео-структур.
Нео-глобальные структуры возникают параллельно с процессами прямолинейного глобального порядка. Поэтому не случайно, что постоянно присутствует ощущение появления новых, пока непонятных нео-глобальных структур.
В первую очередь это проявляется через изменение ментальной социо-технологии современного общества. В результате социо-глобальная реальность становится более зависимой от характера ноо-ментальной деятельности.
Ноо-структуры и ноосфера представляют собой проявление устойчивого характера интеллектуальной деятельности менталитета. Ментальная социо-структурность многих стран сегодня представляет собой сложную организацию, включающую в себя различные аспекты и факторы, что создает множество проблем для их функционирования и развития.
Развитие интеллектуальных сетей, отмеченное Р. Коллинзом, как процесс исторического изменения функционирования и передачи социальных механизмов, происходит и сегодня.
Этот процесс включает в себя различные рационально-ментальные уровни и механизмы когнитивной эволюции социосистем. Эволюция, начиная от Большого взрыва до настоящего времени, безусловно, является важной темой. Однако, на наш взгляд, сегодня более важным является серьезное исследование возможностей дальнейшей эволюции, трансформации и мутации человека.
Эта эволюция возникает на стыке технического и биологического, информационного и логического развития человека.
Современная реальность семантически изменилась, и, подобно тому, как Карл Ясперс пытался поставить проблему «духовной ситуации времени», сегодня также важно сформулировать проблему духовной ситуации ХХI века и ее разрешения в аспекте семантически адекватного понимания движения истории и формирования будущего. То есть, важна семантическая ситуация времени, понятая как гносеологическая проблема, которая должна быть философски осознана и отрефлексирована. Конечно, многое изменилось по сравнению с прошлым веком, появились совершенно иные технические устройства, повлиявшие на изменение информационной коммуникации общества в целом и на отдельного человека.
Свидетельство о публикации №225021501550