Информационное право и государство
Информационное право и государство
Цитирование:
Колмаков В.Ю., Ляшенко Ю.А. Информационное право и государство // Фактор искусственного интеллекта в развитии общества. — Красноярск, 2018. — С. 10-20.
Изначально информационное право воспринималось лишь как часть административного, и введение норм на уровне административного регулирования казалось достаточным. Однако, адекватное понимание концепции информационного права как системы сложных правовых норм, соответствующих современному информационному обществу, является важным основанием для принятия правильных стратегических решений в области экономики, общества и культуры.
Информационное право как концепция имеет недолгую историю, и в Российской Федерации о его начале можно говорить только с 1996 года, когда был принят новый Уголовный кодекс, содержащий 28 главу о преступлениях в сфере компьютерной информации.
До этого момента информационные преступления не были формально закреплены.
Хотя, конечно, были преступления, связанные с информацией, такие как неправомерный доступ к коммерческой, банковской или приватной тайне, казалось, что государство будет защищать только традиционные виды информации.
В то же время появился новый тип информационного пространства — трансграничное глобальное пространство информационной коммуникации.
В этом пространстве государство не занимало места контролера и не обладало технической возможностью контролировать информационные потоки.
По сути, это была иллюзия того, что государство не может и не должно контролировать информационные потоки, и в этом пространстве реализуется право каждой личности получать необходимую информацию.
Права доступа к информации существовало исторически в форме права на знание. Право получать знания, образование и необходимую информацию для решения конкретных задач — всё это было сформировано исторически и практически не контролировалось государством в плане того, какую именно информацию и каким образом может получить конкретная личность.
Демократия в информационном обществе развивается в несколько иных тенденциях, чем изначально предполагалось.
Эволюция демократии, если рассматривать её от возникновения первых форм демократической организации общества к современным формам, показывает, что демократия в условиях информационного общества меняет свои характеристики. Реальные исторические примеры, такие как древнегреческая демократия или древнеримская республика, оказываются даже более демократическими, чем современная демократия.
Это свидетельствует о том, что существуют различные механизмы реализации демократии, которые могут быть реализованы в современном сложном многоэлементном обществе.
Современная демократия в условиях информационного общества должна создавать условия для выражения мнения всего гражданского общества, всех граждан, обладающих политико-правовым статусом.
Она должна предоставлять возможность реализовывать свои конституционные права и участвовать в прямом и непосредственном управлении государством.
Это должно быть так, учитывая, что условия для такого выражения воли народа и гражданского общества действительно существуют.
Информационные технологии радикально изменяют многие элементы и основы современной социальной деятельности, включая методы управления обществом и политическую парадигму, соответствующую реалиям этого нового информационно-технологического общества, например, в условиях 4-го технологического уклада.
В этом отношении возникают значительные сложности, связанные с необходимостью изменения как глобальной политико-управленческой парадигмы, так и политической парадигмы управления применительно к конкретным социальным системам, особенно к условиям российского общества 2018 года.
Парадигма Бжезинского, которую можно условно назвать "мир — шахматная доска", рассматривает современный мир как двумерную систему соотношения политических сил, где только определённая политическая конструкция, единственная "демократичная демократия" является правильной и должна глобально доминировать над всеми другими политическими способами организации конкретных обществ и культур.
Считается, что деградация государственной власти во многом связана с неспособностью адаптироваться к меняющимся условиям.
Свидетельство о публикации №225021501558