Пенсии и социальные выплаты в Беларуси и России
Для сохранения и развития государства, а также социальной защиты народа у Беларуси нет возможностей паразитировать на природных богатствах. Она вынуждена возделывать каждый кусок земли пригодный для хозяйства. И в успешной организации этого главная заслуга ее политической и социально - экономической системы! Она же виновна в том, что в Беларуси в отличие от России нет долларовых миллиардеров. Зато Беларусь — малая родина трех миллиардеров из списка Forbes прописавшихся в России и опосредованно владеющих крупным бизнесом в Беларуси – непосредственно владеть им не позволяет ее политическая система. По официальным данным в Беларуси проживает всего около 10 тысяч долларовых миллионеров. Зато в России на ноябрь 2024 г. в списке Forbes оказалось уже 125 долларовых миллиардеров - рекордное число за всю историю списка богатейших бизнесменов, которое возникло в условиях продолжающейся СВО, Западных санкций, финансовых, экономических, социальных и иных проблем России….
Прежде чем обратиться к пенсиям и социальным пособиям, существующим в Беларуси, обозначим и сравним денежные единицы, действующие в России и Беларуси – это Российский рубль и Белорусский рубль. Соотносятся они как 30 к 1, (т. е. 30 российских рублей = 1 белорусскому рублю) это официальный курс, установленный через доллар США. 1 $ = 100 российских рублей; 1 $ = 3,27 белорусских рубля. Рынок Беларуси хорошо насыщен товарами, поэтому инфляция там мизерная: за 2023 г. – 5,1%, за 2024 г. – 5,2%. В декабре 2024 г. инфляция составила - 0,6%, в ноябре 2024г. - 0,3% (ну просто вечная мечта ЦБ России!). Таким образом, в отличие от номинальных российских индексаций никогда не покрывающих инфляцию и в итоге снижающих и без того нищие выплаты в Беларуси все государственные повышения выплат народу реально улучшают его жизнь. Так 20 января 2025 г. Лукашенко подписал Указ № 33 «О повышении пенсий». Документ предусматривает перерасчет и повышение с 1 февраля 2025 г. трудовых пенсий в среднем на 10 %. По прогнозу инфляция на 2025 г. составит 4,5%. В итоге рост реальных доходов пенсионеров – 5,5%. Это не считая того что реальная покупательная способность белорусского рубля существенно выше рубля российского.
Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные. Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством. Социальные пенсии назначаются той части населения, которая по каким-либо причинам не может работать: несовершеннолетние дети, дети-инвалиды, дети, потерявшие родителя (потеря кормильца), а так же граждане, не накопившие достаточного страхового стажа.
Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту.
Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси составляет: для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет. Им также необходимо иметь трудовой стаж с уплатой обязательных страховых взносов не менее 20 лет. Расчет трудовых пенсий по возрасту прямо зависит от средней заработной платы работников по стране. Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма пенсии не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия. Все просто и ясно! Пенсии твердо привязаны к средней зарплате в стране и не могут быть ниже минимальной, определенной как «Бюджет прожиточного минимума» (БПМ). Это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и жизни человека. 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа происходит увеличение «бюджета прожиточного минимума» (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. А уже индивидуальный коэффициент начислений пенсионера определяется путем соотношения его ежемесячного фактического заработка и средней заработной платой в республике в тех же месяцах.
Для сравнения в России механизм формирования пенсий крайне мутный не имеющий прямой, ясной и адекватной зависимости от размеров зарплаты и трудового стажа. Сами размеры пенсий и социальных пособий вообще никак не связаны ни со средней зарплатой в стране, ни стоимостью минимального набора продуктов питания, не говоря о товарах и услугах. Основу страховой пенсии составляет ее фиксированная часть - общие для всех 8134,88 рубля, а с 2025 г. - 8 907, 70 рублей в месяц. Откуда взялась и с чем связана эта сумма абсолютно не понятно. А дальше к ней приплюсовываются индивидуальные пенсионные коэффициенты или пенсионные баллы, которые рассчитываются по таинственной никому не известной специальной формуле и начисляются государством за каждый отработанный год и ежегодно они индексируются. Какой кошмар из этого получается, российские пенсионеры хорошо знают на собственном опыте….
Теперь несколько слов о зарплатах. С 1 февраля 2025 г. в Беларуси средняя заработная плата работников установлена – 1926,72 рублей ($ 584 или 57802 российских рубля). Минимальная заработная плата в 2025 г. установлена в размере 726 рублей ($ 222 или 22200 российских рублей). Таким образом, минимальная зарплата составляет от средней зарплаты – 38,4%. В России в 2025 г., согласно прогнозам Минэкономразвития, средняя заработная плата составит 99 952 рубля. Минимальная заработная плата (МРОТ) составит 22 440 рублей. Таким образом, минимальная зарплата составляет от средней зарплаты только – 22,4%. Получается занятная вещь: средняя зарплата в России на 73% выше, чем в Беларуси, минимальная зарплата – практически одинаковая, а средняя и минимальная пенсии в России, как показано ниже, меньше чем в Беларуси на – 14%. Вот что значит произвольно начисляемые пенсии, не привязанные к средней зарплате по стране! Да и сама средняя зарплата в России при существующих различиях зарплат в сотни, а иногда и тысячи раз – это ни о чем не говорящая фикция.
Но когда в России дело касается федеральных государственных гражданских служащих, тут картина меняется. При наличии стажа работы в госсорганах не менее 19 лет работы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев можно выйти на пенсию «по выслуге лет», которая выплачивается как надбавка к обычной страховой пенсии по старости или инвалидности. Вот ее размер - 45% среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего МИНУС получаемую чиновником страховую пенсию по старости или инвалидности. Если же он продолжает работать, то за каждый последующий год к пенсии будет прибавляться 3% от средней зарплаты. При этом общая сумма пенсии (за выслугу лет и страховая со всеми надбавками) не может превышать 75% среднемесячного заработка. Если убрать все хитрости в виде «надбавки», т.к. уже полученную основу с мутными баллами просто вычли из зарплаты - как и не было вовсе, то налицо ПРЯМАЯ привязка размера пенсии к зарплате и не «средней», а его собственной! Таким образом, для «слуг народа» применен принцип, который в Беларуси применяется ко всему народу. И конечно эти пенсии, учитывая зарплаты «слуг народа» намного больше, чем в Беларуси. И никаких фиксированных частей в - 8134,88 рубля и пенсионных баллов….
Теперь посмотрим динамику роста СРЕДНЕЙ пенсии по Беларуси в 2024 году:
– август-октябрь – 812 рублей ($ 248,3 или 24800 российских рублей).
– ноябрь-январь 2025 г. – 852 рубля ($ 260,55 или 26000 российских рублей).
За 3 месяца пенсия возросла на – 4,93% (за минусом инфляции – 1,28% рост реальных доходов пенсионеров составил – 3,65%).
– февраль 2025 г. – 930 рублей ($ 284,4 или 28440 российских рублей).
За 1 месяц пенсия возросла на – 9,16% (за минусом инфляции за январь – 0,6% рост реальных доходов пенсионеров составил – 9,1%).
Динамика роста МИНИМАЛЬНОЙ пенсии со всеми надбавками по Беларуси в 2024 году:
– август-октябрь – 441,88 рублей ($ 135,13 или 13513 российских рублей).
– ноябрь-январь 2025 г. – 459,76 рублей ($ 140,6 или 14060 российских рублей).
За 3 месяца пенсия возросла на – 4% (за минусом инфляции – 1,28% рост реальных доходов пенсионеров составил – 2,72%).
– февраль 2025 г. – 497,25 рублей ($ 152 или 15200 российских рублей).
За 1 месяц пенсия возросла на – 8,15% (за минусом инфляции за январь – 0,6% рост реальных доходов пенсионеров составил – 7,55%).
Что касается максимальных пенсий по возрасту в Беларуси, то с февраля 2025 г. размер таких пенсий, когда стаж работы не менее 45 лет у мужчин, 40 лет у женщин, индивидуальный коэффициент заработка 5,0 и выше составил – 1599,22 рублей ($ 489 или 48900 российских рублей). Это обычные трудовые пенсии получаемые гражданами при высокой зарплате и большом трудовом стаже.
В России в 2025 г. средний размер страховой пенсии по старости в результате индексации на 9,5% составит около 24900 рублей, а размер минимальной пенсии по старости составит 13278,40 рубля. Таким образом, получается, что в Беларуси средняя и минимальная пенсия выше, чем в России на – 14%. Но еще более важно то, что развитое производство постоянно обеспечивает в Беларуси насыщение рынка необходимыми товарами и соответственно их устойчивые цены, и минимальную инфляцию. В России все это – с точностью до наоборот! Спокойная уверенность народа Беларуси в своей экономике и финансах – важнейшая заслуга их политической и социально-экономической системы. И напротив, откуда у народа в России взяться уверенности в своем завтрашнем дне, если решения правительства противоречат одно другому? Если в 2025 г. в России размер минимальной пенсии по старости составит 13278,40 рубля, а прожиточный минимум для пенсионеров (Постановление от 12 июня 2024 г. №789) составляет на 2000 рублей больше – 15 250 рублей на которые прожить все равно никак невозможно! О какой тут уверенности людей можно говорить?
С 1 февраля 2025 г. в Беларуси предусмотрено множество разных доплат и надбавок к пенсиям неработающим пожилым пенсионерам, инвалидам и на уход за ними:
– неработающим пенсионерам в возрасте 80 лет и старше - 111,91 рублей ($ 34,2 или 3420 российских рублей).
– неработающим пенсионерам в возрасте от 75 до 80 лет – 83,93 рублей ($ 25,7 или 2570 российских рублей).
– надбавки на уход инвалидам I группы – 111,91 рублей ($ 34,2 или 3420 российских рублей).
– надбавки на уход пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, - 55,96 рублей ($ 17,1 или 1710 российских рублей).
Предусмотрены и разные доплаты и пособия на детей и детей-инвалидов разного возраста. Ничего этого нет в России.
Размер пособия в Беларуси при рождении ребенка с 1 февраля 2025 года:
– первого ребенка – 4476,40 рублей ($ 1369 или 136900 российских рублей).
– второго и последующих детей – 6266,96 рублей ($ 1916,5 или 191650 российских рублей).
– с рождением третьего ребенка или последующих детей также еще семье выплачивается семейный (в России – материнский) капитал. С 1 января 2025 г. его размер составляет 33 275 рублей ($ 10175,84 или 1 017584 российских рублей). По сравнению с 2024 г. он увеличился на 5,7 % (т.е. на 0,6% больше инфляции), или на 1795 рублей ($ 549 или 54900 российских рублей).
Размер пособия в России при рождении ребенка с 1 февраля 2025 года:
– первого ребенка – 26 941 рублей 71 копейка.
– второго ребенка – материнский капитал – 676000 рублей.
– третьего ребенка – материнский капитал – 217000 рублей.
Как мы видим пособие выплачиваемое семье в Беларуси на первого ребенка в 5 раз выше российского, а на второго и последующих детей – в 7 с лишним раз выше, чем в России на первого! На остальных детей пособие в России не выплачивается. Теперь материнский или семейный капитал. В Беларуси он на – 13,8% больше его общей суммы в России. Получается, что только одни пособия на рождение пятерых детей в Беларуси покрывают (без 17441 рублей) ВСЕ выплаты на детей в России. И еще остается больше 1 миллиона российских рублей – 1 017584 семейный (материнский) капитал! Вот вам и эффективная демографическая политика без всяких там «национальных проектов». Зато в политической и социально - экономической системе Беларуси нет олигархов и долларовых миллиардеров….
Теперь посмотрим размеры социальных пенсий по инвалидности детям и взрослым, не имеющим трудового стажа в Беларуси и России в 2025 г. без льгот и бесплатных услуг в части именно денежных выплат.
В Беларуси ежемесячная денежная выплата в ноябре 2024 – январе 2025 годов:
– Инвалиды 1 группы и инвалиды с детства – 481,58 рублей ($ 147,3 или 14730 российских рублей).
– Инвалиды с детства 2 группы – 415,91 рублей ($ 127,2 или 12 720 российских рублей).
– Инвалиды 2 группы и дети при потере кормильца – 372,13 ($ 113,8 или 11380 российских рублей).
– Инвалиды 3 группы – 328,35рублей ($ 100,4 или 10040 российских рублей).
С 1 апреля 2025 г. социальные пенсии для инвалидов увеличатся на – 14,75%. Важно отметить, что инвалиды, включая детей-инвалидов, которые не имеют страхового стажа и постоянно проживают в России, все получают социальную пенсию по инвалидности. И выплаты будут увеличены с учетом фактической инфляции!
В России ежемесячная денежная выплата инвалидам с детства, которая будет в 2025 году:
— Инвалиды 1 группы – 5830,7 рубля (в 2,5 раза меньше чем в Беларуси).
— Инвалиды 2 группы – 4164,04 рубля (в 3 раза меньше чем в Беларуси).
— Инвалиды 3 группы – 3333,34 рубля (в 3 раза меньше чем в Беларуси).
Все вышесказанное ясно дает понять отношение политических и социально-экономических систем обеих стран к их национальным и государственным интересам. Все дело именно в системах! Не в чиновниках, которых с разной степенью сложности можно заменить, а в принципах построения этих систем и интересах которым они служат. В обеих странах эти принципиально разные системы сложились практически в одно время при обоих ныне действующих президентах. Лукашенко – первый и уже 30 лет (с 1994 г.) пока единственный президент Беларуси. Путин – преемник Ельцина и всех его разрушительных реформ бессменно находится у власти уже 20 лет. Политическая рокировка с Медведевым /2008 – 2012;гг./ не в счет т.к. не играла никакой роли. Таким образом, обе системы формировались и складывались при них. Именно они как верховные правители ответственны за принципы построения систем, за цели и интересы которым эти системы служат, за все реальные последствия от них для народа, нации и государства.
Защищать и отстаивать национальные государственные интересы, подчинять им систему, заставлять правительство служить им – главный долг президента перед страной! С этого и начал Лукашенко решительно остановив в Беларуси приватизацию, начавшуюся после развала СССР во всех бывших республиках. В тайных планах хозяев ФРС США «Золотой элиты» по развалу национальных экономик бывших социалистических стран, создании в них преданной «пятой колонны» и через нее подчинении этих стран своему влиянию приватизации отводилась главная роль! Вначале 90-х гг. во всех этих странах Европы и Азии (кроме Северной Кореи) приватизацией руководили американские кураторы и консультанты, а финансировали ее МБРР, МАР и другие группы Всемирного Банка под контролем МВФ. Но кроме Беларуси только Китай смог остановить приватизацию и вернуть все награбленное государству. В 2012 г. с приходом к власти Си Цзиньпина в Китае было официально объявлено о завершении расследования и отмене приватизации и рыночных реформ, проведенных в 90-е годы. После этого еще целых восемь лет длился судебный процесс над «приватизаторами». Только два президента – Лукашенко и Си Цзиньпин как подлинные национальные лидеры смогли отстоять интересы своих народов и государств, сохранив государственный контроль над частным бизнесом и уничтожив «пятую колонну». Об этом лучше всего свидетельствует состояние их экономики, здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты и благополучие самих народов….
Эффективность использования президентом верховной власти доверенной ему народом напрямую зависит от его любви и уважения к своему народу, преданности национальным и государственным интересам, то есть – от его ЛИЧНОГО патриотизма. У Си Цзиньпина и Лукашенко эти качества налицо! Было бы ошибочным считать, что белорусские государственные чиновники сильно отличаются от российских чиновников своим профессионализмом и бескорыстным служением. Та же алчность, бюджетное воровство, взятки и «откаты», лень и бестолковость, очковтирательство и ложь. Все это видно из информации на открытом доступе о многих правительственных совещаниях и заседаниях, где Лукашенко жестко без всякой дипломатии применяет свою верховную власть, персонально требуя с каждого высшего чиновника ответ за допущенные им нарушения или просто невыполнения его указаний, при необходимости отправляя в отставку министров и членов правительства. И поставленные им задачи решаются, а страна двигается вперед.
В России иная ситуация. Многие годы победные рапорты и доклады Путину от высших чиновников скрывали реальное положение дел в главных сферах жизни страны, пока их вдруг не обнажали возникавшие проблемы: COVID-19, начло СВО, нападение ВСУ на Курскую область, инфляция, производство ТНП и многие другие. Только тогда выяснялось действительное положение дел, и всплыли украденные из государственного бюджета министерств и ведомств десятки триллионов рублей. Но судебные разбирательства мало что меняют. Чем больше в стране накапливается проблем, тем изобретательнее, хитрее и циничнее становится политическая ложь! Чиновникам приходится врать и изворачиваться художественно, творчески, словом и делом. Да и как иначе? Ведь интересы олигархов священны, и затрагивать их, как и сами принципы обеспечивающей их олигархической системы никак нельзя! В то же время от президента идут директивы - создать, развить, укрепить и умножить все то, что олигархическая система - ослабляет, сокращает, разрушает и уничтожает! Что тут прикажите делать бедным высшим правительственным чиновникам ответственным за решение проблем неизбежно создаваемых этой системой?
Нравственная и политическая позиция Лукашенко совершенно прозрачна и понятна — в Белоруссии бизнес никогда не поставит государство на колени, и государство заставит бизнес учитывать национальные интересы. И если предприятие не работает в интересах страны, если деньги уходят за границу, то возможна его национализация. Экономика в Беларуси развивается весьма успешно и государство занимается вопросами трудоустройства граждан и регулирует цены в интересах большинства именно потому, что большая часть предприятий государственные и они работают в интересах народа Беларуси, а не в интересах узкой группы лиц. Против этого трудно возразить. Практика Беларуси успешно доказала что причиной неэффективной работы советских предприятий была не государственная собственность, а плохое управление! В то же время, по словам Лукашенко – все видели, что представляет собой приватизация во всех постсоветских республиках, включая Россию. Нигде это не соответствовало интересам страны.
Лукашенко прямо заявил, что приватизация не имеет никакого отношения к справедливости, так как предприятия в СССР создавали в интересах страны, а не для обогащения частного бизнеса. И советские предприятия в Беларуси до сих пор принадлежат государству, а не частному бизнесу и успешно работают на нужды страны. Понятно, что частный бизнес очень хотел бы получить эти предприятия. Поэтому и сегодня в Беларуси немало представителей бизнеса, которые считают, что приватизация – это разумное решение. Того же мнения была и политическая оппозиция в Беларуси указывавшая в своих программах на необходимость приватизации. Всем кто стоит за приватизацию Лукашенко предлагает создавать предприятия с нуля – государство им мешать не будет! Но они не имеют никакого права претендовать на то, что создавал советский народ....
Две принципиально различные политические и социально – экономические системы, две совершенно разные нравственные и внутриполитические позиции их президентов и два абсолютно разных результата у двух ветвей одного народа – всего за 25 лет! И все это при несоизмеримых территориях, природных богатствах, морских и речных возможностях обеих стран. Это тот случай, когда даже самые опытные, изобретательные, хитрые, изворотливые и красноречивые депутаты и высшие чиновники не смогут придумать ничего внятного и убедительного….
Свидетельство о публикации №225021501608