Африканская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СЕГОДНЯ.

АФРИКАНСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

Самый полный на сегодняшний день рассказ о прошлом и настоящем восточно-африканского Православия, которое, возможно, является самой замечательной православной миссией XX века: "спонтанное" действие Святого Духа, которое, если мечта его апостолов сбудется, может охватить весь африканский континент.

I

ОГРОМНЫЙ континент Африка – восемь тысяч километров в длину и три тысячи километров в ширину в узком поясе – разделен пустыней Сахара на две совершенно разные области. На севере находятся земли, граничащие со Средиземноморьем, издавна соприкасающиеся с Западной Европой и фактически являющиеся частью западного мира. На юге находится негритянская Африка, до недавнего времени практически неизвестная внешнему миру и лишь в девятнадцатом веке вступившая в контакт с западной цивилизацией, хорошо или плохо. Собственная география позволила изолировать Африку к югу от Сахары: за пределами прибрежной зоны, шириной около тридцати километров, она представляет собой огромное плато, в среднем более девятисот метров в высоту, связь с которым была возможна лишь с большим трудом.

На всей этой территории царит величайшее разнообразие как ландшафта и климата, так и людей и культур. Здесь насчитывается около восьмисот языков коренных народов, принадлежащих к четырем основным языковым семьям; из этих языков на большой территории говорят только на суахили, языке банту на побережье, измененным арабским языком и распространенным вглубь страны в качестве лингва франка, да и то зачастую лишь в качестве второго языка. До контакта с европейцами политической единицей Африки было племя, которых было много сотен, одни высокоорганизованные и сложные, с широкой сферой влияния, а другие гораздо более локализованные или примитивные. И по сей день любая африканская страна состоит из любого количества различных народов, говорящих на нескольких или многих разных языках.

Европейские исследования африканского побережья в XV и XVI веках начали для Африки новую эру контактов с Западом, но внутренние районы еще несколько столетий оставались изолированными и недоступными. Миссионеры и исследователи XIX века (среди которых наиболее известен Ливингстон) окончательно пробудили интерес Запада к внутренним районам, и в течение двух десятилетий после 1880 года практически вся Африка к югу от Сахары была поделена между ведущими европейскими государствами. Границы современных африканских государств, за редким исключением, совпадают с границами, проведенными в то время европейскими державами.

Восточная Африка – это территория, которая по своим характеристикам даже более разнообразна, чем остальная Африка. Здесь есть вечные снега Кении и Килиманджаро, тропическое озеро Виктория, исток Нила, и плодородные земли вокруг него; бодрящий климат Кенийского нагорья и пыль и жара Северной провинции Кении; современные города и натуральное хозяйство; вся гамма дикой природы тропической Африки; а также расовое и племенное разнообразие и конфликты.

Узкое тропическое побережье Кении и Танганьики (ныне Танзания, после объединения в 1964 году с Занзибаром), шириной от пятнадцати до шестидесяти километров, уже тысячу лет имеет контакты с Ближним Востоком, и в его городах сосредоточено большое количество ост-индских и арабских торговцев и купцов. Большинство коренных африканцев живут далеко в глубине материка, отделенные от побережья рядом низких, засушливых плато, с наибольшей концентрацией населения в Восточной рифтовой долине Кении и Западной рифтовой долине Уганды, а также в бассейне Центрального плато (включая озеро Виктория), которое находится между ними. Общая численность населения трех восточноафриканских государств, занимающих площадь, равную одной пятой площади США, составляет около 25 миллионов человек, среди которых 100 000 – европейцы и более 400 000 - азиаты.

До недавнего времени Уганда представляла собой уникальную федерацию четырех племенных монархий, но конфликты между центральным правительством и главным племенем, баганда, привели к изгнанию баганда и других королей и усилению центрального контроля. Племенные трения присутствуют и в Кении, где проживают два крупных племени – кикуйю и луо. Ситуация в Кении осложнялась еще и присутствием довольно большого числа (66 000) европейских поселенцев, которым были предоставлены на выбор фермерские земли в районе Хайлендс; в итоге это привело к антибелому восстанию Мау-Мау в 50-х годах (правительство объявило «чрезвычайный» период в 1952-56 годах) со стороны небольшого числа представителей племени кикуйю. Этот период благополучно миновал, и сегодня Кения является независимым многорасовым государством. Только в Танзании не было крупных межплеменных конфликтов из-за большого количества (120) мелких племен и ослабления их влияния. Кения и Уганда были частью британской колониальной системы, и Танганьика, некогда находившаяся в руках Германии, после Первой Мировой войны стала британским мандатом. Таким образом, во всей Восточной Африке официальным языком является английский. Все три государства обрели политическую независимость в 1961-63 годах.


ВОСТОЧНАЯ АФРИКА.

Проникновение западных миссионеров во внутренние районы Восточной Африки произошло лишь в последней четверти XIX века, причем наибольшего успеха они добились в Уганде. Сегодня около 80 процентов жителей Уганды номинально являются христианами, большинство из них – римские католики и англикане. Остальная часть Восточной Африки преимущественно языческая: менее трети жителей Кении являются номинальными христианами, а в Танзании – 7 %.

II

ИСТОРИЯ православной миссии в Восточной Африке разительно отличается от истории западных конфессий тем, что она была начата вовсе не иностранными миссионерами, а местными жителями. В течение многих лет, правда, в Африке под Сахарой существовали греческие православные церкви, но только в интересах греческих поселенцев. Александрийская Церковь, можно сказать, была вынуждена прийти на помощь Африканской миссии после того, как она уже просуществовала много лет. Сегодня греческие церкви в Африке за пределами зоны миссионерского импульса – например, в Южной Африке или Конго – не занимаются подобной миссионерской деятельностью.

Православие в Восточной Африке обязано своим основанием двум людям, оба из племени баганда, крещеным англиканскими миссионерами, но ведомым внутренней неудовлетворенностью и поиском Истины, который не прекращался до тех пор, пока они не нашли истинную Церковь Христову – Православное Христианство.;

___
1. Информация в этом разделе была почти полностью взята из книги F. B. Welbourne, East African Rebels, SCM Press Ltd.; London, 1961, которая содержит наиболее подробную информацию о происхождении Африканской Православной Церкви. Краткое историческое описание и некоторые сведения о более поздних условиях содержатся в Orthodoxy 1964, "Zoe", Athens, 1964.


Рубен Себбанджа Сседимба Мукаса родился в конце XIX века в семье крещеных англиканских родителей. С восьми лет он учился в англиканских школах, где за свою активность в спортивных состязаниях получил прозвище «Спартас», под которым и был известен с тех пор. Он подумывал о рукоположении в англиканский сан, но из чтения церковной истории пришел к выводу, что англиканская церковь не является истинной Церковью Христа, и начал искать «истинную старую Церковь». Получив дальнейшее образование и прослужив в Африканском туземном медицинском корпусе (во время Первой Мировой войны) и Королевских стрелках, он стал клерком и переводчиком в Бомбо, где встретил Обадию Басаджакитало; они стали «двумя неразлучниками», и из их дружбы, любви и ревности к Истине Святое Православие пришло в Восточную Африку.

Обадия Басаджакитало, родившийся от родителей-язычников, был крещен в англиканство в 1903 году, а после получения образования продолжал много читать, особенно по истории Церкви. Он оставался англиканином до 1924 года, а затем склонился к римскому католицизму, но его новый друг Спартас (на сестре которого он женился) переубедил его, и они вместе продолжили поиски Истинной Церкви. Около 1925 года Спартас основал школу и «Африканскую прогрессивную ассоциацию», и по сей день православные школы играют важную роль в распространении Православия, особенно в Уганде.


Типичная сельская церковь в стране кикуйю (деревня Вайтака в Кении).



Африканская православная церковь святителя Николая в Кампале (Уганда).



Греческая православная церковь в Найроби (Кения).



Встреча православной молодежи в Мугуге (Центральная Кения). Отец Хризостом из греческого прихода Найроби в центре.



Архимандрит Рубен Спартас (слева), один из основателей Африканской Православной Церкви, с отцом Иринеем Магимби, священником прихода Кампала.



Снято у сельской церкви в Уганде: отец Обадиа (один из основателей); Джон Харвуд (автор отчета в части III ниже) – директор местной православной школы; дьякон Эммануил Мулунга; о. Ириней Магимби.


Однако одно обстоятельство с самого начала отличало их от современников, которые, с одной стороны, ставили на первое место светский, политический вопрос национализма и независимости, а с другой – уходили в религиозные движения и секты, основанные на негативной основе реакции против "колониализма" и "религии белого человека". Для "двух неразлучников" поиск Истины всегда был первостепенным, и в конце концов он привел их, минуя все подводные камни, к контакту со всемирным и каноническим Православием и, в конечном счете, к верности ему.

Искушений свернуть с этого пути было много, они исходили не только от африканского национализма, но и от ложных "православных" сект, и изнутри самой Православной Церкви.

Поиски "истинной старой Церкви" в конце концов привели их к Православию. Однако их первый контакт с "православием" произошел в форме "Африканской православной церкви", которая не имела никакого отношения к Православной Церкви, будучи просто сектой, созданной ямайским негром Маркусом Гарви. В 1929 году Спартас установил контакт с "архиепископом Александром" из этой секты и, порвав с англиканской церковью, создал "Африканскую православную церковь". В 1932 году и он, и Обадия были рукоположены в священники этим "архиепископом".

Однако обман вскоре был разоблачен. Перед тем как "архиепископ Александр" покинул Африку, к нему обратился греческий служащий Департамента общественных работ с просьбой крестить его ребенка. Видя, что "архиепископ" не использует греческий обряд, этот человек посоветовал Спартасу написать греческому архимандриту в Моши, Танганьика. Тот посетил Уганду в конце 1932 года, и по его совету новая церковь разорвала отношения с "архиепископом Александром" и начала долгие попытки добиться признания и помощи от Александрийского Православного Патриархата.

Архимандрит Никодим (Сарикас) был первым православным священником в Южно-Африканском Союзе, основав в 1907 году греческую православную общину в Йоханнесбурге. В 1911 году он переехал в качестве фермера в район Моши в Танганьике и до самой своей смерти в 1941 году оставался преданным пастырем греков Танганьики. Он откликнулся на призыв Спарты, несколько раз посетив Уганду в качестве советника и друга, а позже связался с последователями "архиепископа Александра" среди племени кикуйю в Кении.

Архимандрит Никодим был первым контактом новой церкви с живым Православием, и он оказал ей большую помощь в развитии в православном направлении и установлении связи с исторической Православной Церковью. Он написал Александрийскому Патриарху, прося его взять церковь под свое покровительство. Он советовал готовить туземцев для духовенства и посылать их для обучения в Александрию и Афины, а сам взял двух человек из племени баганда для обучения в Моши. (Один из них, отец Ириней Магимби, сейчас священник в Кампале.) Он установил дружеские отношения между Спартой и греческой общиной в Кампале, которая теперь принимает служение африканских православных священников и вносит большой вклад в финансовую поддержку Африканской Церкви.

К несчастью для африканцев, Александрийский Патриарший престол в это время занимал модернистский церковный авантюрист и фактический отступник Мелетий (II) Метаксакис. В ответ на просьбу африканцев о поддержке и признании он прислал в феврале 1934 года несколько православных книг вместе с ответом, который свидетельствует о том, что уже в то раннее время некоторые православные круги были развращены "экуменическим" духом. Поскольку, писал Патриарх Спартасу, союз между православными и англиканами теперь близок, ему лучше всего вернуться в англиканскую церковь в Уганде! Англиканский епископ Уганды, проинформированный об этом Мелетием, потребовал от Спарты "покаяния" и вообще старался препятствовать любой православной помощи ему из Александрии.

Это, пожалуй, было самым серьезным испытанием, через которое предстояло пройти молодой общине. Православная Церковь, казалось, не была заинтересована в распространении Православия среди африканцев, но охотно оставляла их в иноверии! Реакция африканцев на это испытание доказала истинность их поисков истинной Церкви Христовой. Бесчисленное множество других африканских "религиозных" деятелей просто создали свои собственные секты; но Спартас и те, кто был с ним, открыв Православие, не отступили от своей решимости быть принятыми в его лоно. Спартас писал об этом периоде: "Мы не спали и не отдыхали, а снова и снова стучались в дверь Патриарха с просьбой принять нас".

В 1930 году к Спартасу обратилась "Африканская православная церковь" Кении, и эта группа была вовлечена в ту же борьбу за признание Александрийским Патриархом. Спартас посещал общины в Кении и давал им наставления; но Православие в этой стране не имело столь прочного фундамента, как в Уганде, из-за более сильного наследия сектантства среди племени кикуйю и сохранения такой практики, как многоженство. В этот сложный период архимандрит Никодим оказал ему большую помощь и поддержку.

При новом Александрийском Патриархе Христофоре II цель православных общин в Восточной Африке была наконец достигнута. В 1945 году четверо студентов из Уганды были направлены в греческий Патриарший колледж в Александрии. (В 1946 году Спартас посетил Александрию стараниями кампальского грека, и долгожданное признание было, наконец, получено. Спартас был благословлен Патриархом, который сделал его своим викарием в Уганде и Кении, а Обадия Басаджакитало – его помощником в Уганде. В 1951 году Кампалу посетил архимандрит Антоний из Джубы (Судан), и, наконец, греческий митрополит был назначен для всей Восточной Африки. Первый митрополит "Эйринополиса" (греческий перевод Дар-эс-Салама, столицы Танганьики), епископ Николай (Барелопулос), вскоре перенес свою кафедру из Танганьики в Кампалу в интересах африканской миссии.1 Рубен Спартас поклялся ему в послушании во время впечатляющей церемонии в Намунгоне в июле 1959 года. В 1960 году были рукоположены первые местные священники после основателей, и сегодня в Кении и Уганде насчитывается в общей сложности 25 священников и три диакона, а также несколько кандидатов, ожидающих визита митрополита для рукоположения.

___
1. Пока готовилась эта статья, митрополит Николай был избран Патриархом Александрийским. Первым его официальным актом было провозглашение себя сторонником воссоединения с Римом, рассчитывающим на "новую весну христианства" (Православная Русь, № 14, 1968). Пусть этому примеру не последуют ни в Восточной Африке, ни где-либо еще!


Православная миссия в Танганьике, несмотря на большую концентрацию греков и большее количество греческих церквей, чем в других регионах Восточной Африки, существует только с 1963 года. Она началась, опять же, "спонтанно", без какой-либо миссионерской деятельности, благодаря влиянию благочестивого грека, работника африканской фабрики, на своих африканских сослуживцев.1 Эта миссия служит из Кампалы, местного духовенства пока нет.

___
1. См. рассказ отца Феодора Нанкьямаса в "Православии", 1964, с. 388 и далее.


Что касается общего числа православных христиан, проживающих сегодня в Восточной Африке, то здесь нет никаких данных, и трудно даже предположить. По разным оценкам, их число достигает 30 000 человек, хотя с уверенностью можно сказать, что каждый год в эту веру обращаются многие сотни людей.


Шествие Великой Пятницы с Плащаницей Господней, Компала, Уганда, 1968 год.



Литургия под открытым небом в Кении: Семинарист принимает причастие от отца Иоакима.



Шествие Великой Пятницы, Компала, Уганда, 1968 год.



Семинаристы у здания семинарии святителя Николая в Вайтаке, Кения.



Литургия под открытым небом в Кении (Литания): Диакон Эммануэль Мулунга (исполняющий обязанности ректора семинарии).



Отец Эммануил с дочерью у здания Свято-Николаевской семинарии.


III

На этом фоне можно рассмотреть современное состояние Африканской Греческой Православной Церкви в некоторой перспективе. Нижеследующий отчет состоит из цитат из писем, написанных этой весной в "Православное Слово" православным англичанином Джоном Харвудом, британским государственным служащим, который до апреля находился в Восточной Африке по заданию правительства Кении. Все фотографии также сделаны им.

ОЧЕНЬ КРАТКО, ситуация в Кении сильно отличается от ситуации в Уганде. В Кении православные африканцы проживают в Центральной провинции (особенно к западу от округа Найроби-Киамбу) и Западной провинции. Первые принадлежат к племени кикуйю, а вторые – к абалуйя [луо]. Это два самых крупных племени в Кении...

Кикуйю я хорошо знаю, поскольку их православные села расположены в основном вблизи Найроби. Численно они очень обильны, и я думаю, что православных в Кении гораздо больше, чем в Уганде... Однако в Кении уровень образования священников и мирян довольно низок, и каноны часто нарушаются по незнанию. Как и другим христианским миссиям, нам очень трудно убедить кикуйю в необходимости церковного брака и моногамии...

В Уганде, однако, ситуация совершенно иная. Численность меньше, но люди действительно "знают" свою веру, и почти каждый священник имеет Богословское образование, полученное в Афинах или Салониках. Я думаю, что будущее здравого Православия в Африке – за ними.

Миссия в Кении – это в значительной степени результат работы священников из Уганды среди отколовшейся от нее церкви, называвшей себя "православной". В период "чрезвычайного положения" она вела активную политическую борьбу с британцами и до сих пор сохраняет "племенной" менталитет (характерный для кикуйю), хотя теперь и на канонической основе. В округе Киамбу (к западу от Найроби) есть целые деревни кикуйю, которые почти полностью православные. Они возникли в 30-40-е годы, когда люди покинули миссионерские церкви (англиканские и т. д.) и образовали независимые секты с такими названиями как "Африканская православная церковь". В основном это движение было направлено на уход от европейского контроля и вестернизации (иногда с целью сохранения таких крайне нежелательных практик, как полигамия и женское обрезание). Такие движения встречаются в Африке везде, где есть большое количество европейцев (например, в ЮАР, Родезии, Кении), и это вполне объяснимо. Однако в результате Церковь в Кении гораздо менее стабильна, чем в Уганде, где "сектантское наследие" не так велико.

Что касается миссии в Танзании, то на данный момент она действует только в одном районе: Гейта, к югу от озера Виктория. Как и большинство племен Танзании, жители этого района привычно говорят на суахили, а племенные языки (в отличие от Кении) уходят в прошлое. В Танзании пока нет православного священника, и отец Феодор Нанкьямас из Кампалы довольно регулярно проводит для них службы (на суахили). В этом районе проживает около 2000 православных. В Танзании также много греческих центров, и отец Феодор проводит службы и для них, поскольку хорошо знает греческий.

Работа по переводу – большая проблема, поскольку она затрагивает шесть или семь местных языков! Просто нет квалифицированных специалистов, которые могли бы это сделать, за исключением луганды (на ней говорят в Буганде, в окрестностях Кампалы).

На луганду переведены литургия, вечерня и многие другие службы. Переводы хорошего качества, и только тексты некоторых праздников и тропарей остаются непереведенными. Отец Хризостом (греческий священник в Найроби) перевел Утреню и Лекционарий (календарь) на суахили (язык-франка Танзании и Кении), [и Литургия также переведена].

В церквях центральной Кении для вечерни, утрени и литургии используется язык кикуйю, перевод которого был сделан несколько лет назад с английского и, видимо, не очень удовлетворителен. В Западной Кении абалуйя используют для литургии свой племенной язык, и опять же перевод, вероятно, был сделан с английского. Литургия (одна) была переведена также на языки ланго и ачоли – нилотские языки, распространенные в Северной Уганде. Православные студенты из этих племен есть в Америке, Греции и Румынии. Также (помимо Буганды) за рубежом учатся студенты из старых королевств Торо и Буньоро на юге страны. Эти последние племена говорят на языках, близких к луганде, и поэтому на данном этапе нет необходимости в переводе...

Для общения между различными племенами используется английский язык или суахили (хотя многие жители Уганды не знают последнего). Английский также является "официальным" языком Молодежного движения в Кении, но никогда не используется в литургии.

ПРАВОСЛАВИЕ в основном распространяется священниками из Кампалы, путешествующими в разные части Восточной Африки (особенно, конечно, в Уганду), или путем открытия школ в деревнях, где их нет. Даже те родители, которые сами остаются мусульманами или протестантами, хотят, чтобы их дети были крещены православно. Второй способ медленный, но он открывает путь к формированию сильной и образованной элиты в целых деревнях Уганды. В Кении люди, которые становятся православными в наши дни, в основном являются бывшими англиканами: несколько англиканских церквей полностью закрылись в деревнях вокруг Найроби. Мотивы перехода, однако, иногда бывают неоднозначными.

Любые книги, подходящие для преподавания Православной веры и практики в школах или семинариях на английском языке, будут очень приветствоваться... Однако я бы не сказал, что печатное слово имеет большое влияние на распространение Православия за пределами школ. Всю непосредственную миссионерскую работу в новых районах проводят сами священники из Кампалы. Они работают удивительно много, и поразительно видеть, как далеко распространилось Православие, если учесть, что до 1960 года в Уганде было всего два священника – сами основатели.

В КЕНИИ большинство церквей деревянные и плохо обставлены. Иконостас – это обычная деревянная стена из досок с тремя дверными проемами (обычно занавешенными по современному греческому обычаю), на которых в соответствующих местах висят бумажные иконы (монтировки). Пол, как правило, просто выбитый и очень неровный! Здесь всегда есть иконостас и алтарь (обычно грубый деревянный стол, покрытый шелковой тканью), но мало что еще из мебели или украшений. Иногда для прихожан приносят школьные парты и скамейки из местной школы, но люди, похоже, не возражают против православного обычая стоять подолгу. Часто церкви не имеют достаточно хорошей крыши, чтобы защитить священнослужителей и мирян в долгие сезоны дождей. Тогда "пол" превращается в красную грязь. В Уганде возводятся неплохие каменные церкви.

БОГОСЛУЖЕНИЯ (в основном заимствованные из греческих обычаев, с объединенными утреней и литургией в воскресенье утром) великолепны. В Кении и Уганде (особенно в первой) то, что изначально было византийским песнопением, было медленно и бессознательно «африканизировано», так что музыка стала предметом зависти других миссий! Священники празднуют с удивительным достоинством, даже те, кто не имеет образования; трудно поверить, что их не учили русские монахи!

Службы, как правило, длинные, и вечерня в субботу вечером и утреня и литургия в воскресенье утром хорошо посещаемы; но календарь и дни святых не очень соблюдаются из-за неполного перевода необходимых текстов.

Иногда (как и многие кикуйю) люди очень преданы своей Церкви, но при этом мало что понимают в ее учении и Богослужении. Незнание канонов среди таких людей еще больше. Например, в Центральной Кении большинство людей принимают Святое Причастие каждое воскресенье, но часто без должной подготовки (исповеди, поста и т.д.), и даже с каноническими препятствиями (полигамные браки или нерегулярные союзы). В Уганде, однако, люди причащаются гораздо реже, но с должным вниманием и благоговением (например, они «отлучают» себя от церкви, если их семейное положение вызывает сомнения).

Почитание Богородицы довольно сильное, но знание отдельных святых не очень велико. Почитание икон не очень заметно, но со временем, вероятно, возрастет. У африканцев мало традиционного двухмерного искусства (все их изобразительное искусство выполнено в виде резьбы по дереву), поэтому иконы для них все еще в диковинку. Я лишь изредка видел иконы в хижинах и домах людей, хотя они есть у духовенства. Миряне в основном используют простые молитвы римско-католического или протестантского происхождения для частного использования; насколько я знаю, ни одна из православных утренних и вечерних молитв еще не переведена.

Пожалуйста, не считайте меня критиком или пессимистом, когда я пишу об этом. Вся миссионерская работа в Африке сопряжена с подобными трудностями. Это долгий процесс, в котором светское образование принимает самое непосредственное участие, и многие вещи, которые могут нас шокировать, делаются скорее по незнанию, чем в «либеральном» или неправославном духе.

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ СЕМИНАРИЯ находится в Вайтхаке (недалеко от Найроби), а еще одна семинария вскоре откроется в Уганде в Дегейе (в нескольких милях к северу от Кампалы). До этого угандийцы изучали теологию за границей.

Трудно дать представление о том, какой кандидат был в Вайтаке. Только недавно она была поставлена на прочную основу (с помощью Уганды). В настоящее время многие из студентов не получили среднего образования, поэтому приходится тратить много времени на обучение их элементарным предметам, а также Богословию. Когда откроется семинария в Дегее, все будет совсем по-другому, и кандидаты должны будут достичь высокого уровня общего образования, прежде чем приступить к занятиям.

В Вайтаке сейчас три преподавателя: отец Эммануэль Мулунга (диакон) преподает Богословие, литургическую практику и т.д., и два светских учителя (один танзаниец и один из Западной Кении) преподают светские предметы. Студенты примерно на две трети состоят из кикуйю, а остальные в основном из Западной Кении (абалухия). Кикуйю не очень довольны тем, что у них нет преподавателя из их племени, но подходящих кандидатов просто нет.
 
В Кении и Танзании проживает довольно много греков (в Уганде их очень мало), но они редко посещают церковь, либо потому, что их фермы находятся далеко от ближайшего города, либо потому, что долгий период отсутствия священников-резидентов привел к тому, что они утратили эту привычку. В настоящее время в греческом приходе Найроби есть постоянный священник (очень хороший человек, который проделал большую работу для африканцев), но он стар, и до него здесь долгое время не было священника. И здесь [Найроби], и в Северной Танзании (Моши, Аруша и т. д.) есть постоянные и очень хорошие греческие церкви, но почти все они без священников.

И греки, и африканцы подчиняются греческому митрополиту Эйренополиса, который, как предполагается, проживает в Восточной Африке. На самом деле он почти полностью проживает в Александрии и приезжает сюда только тогда, когда нужно рукоположить африканских священников.

Отношения между греческими мирянами и африканцами в целом очень хорошие. Немногочисленные греки в Кампале недавно отклонили предложение богатой гречанки построить для них церковь в Кампале. Они сказали, что предпочитают ходить в африканскую церковь, что является очень хорошим знаком.

В церковь в Найроби ходят в основном греки, но единственная причина, по которой африканцы не приходят (так как им рады), заключается в том, что служба ведется только на греческом языке, за исключением того, что отец Хризостом обычно читает Евангелие и на суахили.
 
ЦЕРКОВЬ здесь очень сильно погружена в свои собственные проблемы и редко смотрит вне, за исключением случаев, когда требуется помощь (как и в случае с новыми африканскими странами). Проблема экуменизма – хороший пример. Африканский православный смотрит на нее и спрашивает не о том, хорошо это или плохо для Православия в целом, а о том, могут ли экуменические движения помочь отдельным африканцам (стипендиями и т. д.). Сделки со Всемирным Советом церквей и церквями с доминированием коммунистов, которые в западном контексте должны вызывать у меня ужас, здесь вполне безобидны и понятны. Африканцы отчаянно нуждаются в образованном духовенстве, которое может объяснить им суть веры, и в образованной светской элите, которая может учить молодежь. Люди не понимают, что африканцы не настолько глупы, чтобы не видеть сквозь пропаганду. Если вы объясните им опасность вышеуказанных контактов, они ответят (более или менее): «Ну и что, мы это знаем, нам нужно образование, чтобы не обращать внимания на пропаганду». Боюсь, я больше не пытаюсь спорить с этим. Это необходимое зло, которое скоро перестанет быть необходимым!

Поместные неправославные церкви в основном игнорируют Православие в Кении, считая его «сектой» и в целом распространяя о нем ложь. В Уганде существовала активная оппозиция, но она была остановлена Кабакой (королем) Буганды (ныне изгнанным), который был сильным сторонником Православной Церкви и выделил много денег и земли для Миссионерского центра в Кампале. Хотя он оставался англиканином, некоторые из его детей получили православное образование. Спартас был близким личным другом и советником Кабаки в изгнании.

В КЕНИИ насчитывается 16 африканских священников (10 в Центральной провинции и 6 в Западной провинции). Приходы в Центральной провинции, как правило, крупнее, и мало кто из священников имеет более 1-2 приходов. Общее число составляет около 20. В Западной провинции деревни, как правило, очень маленькие и расположены близко друг к другу, поэтому система приходов соответствует этому, и часто один священник может иметь от 3 до 5 приходов. Поэтому их число больше (30 или больше). Но если включить все места, где литургия совершается время от времени, то общее число может достигать 100. Трудно сказать точнее, чем это.

В Уганде на всю страну девять священников и три диакона. Трое из них – архимандриты, остальные – женатые священники. Один священник и один диакон служат в Северном регионе Уганды, остальные – в Буганде или Бусоге (Средний и Восточный регионы). Отец Обадия (один из основателей) недавно был назначен генеральным викарием Уганды.

[К сожалению, со стороны Александрийского Патриархата наблюдается некоторая небрежность и безразличие к нуждам Африканской Церкви.] Хуже всего то, что некоторые православные лидеры Африки обращаются к Московскому и Румынскому патриархатам. Следует помнить, что школы и иностранные стипендии очень важны для любой Миссии здесь. Многие миряне в Уганде учатся в Афинском университете.

Грубо говоря, главные нужды Церкви здесь, в Восточной Африке: деньги; возможность обучения за рубежом; священники и (что еще важнее) учителя для школ и предлагаемой семинарии в Уганде. Также, конечно, расширение контактов с Православием – особенно в Соединенных Штатах – не только греческим. Они хотят, чтобы люди знали об их существовании и проявляли солидарность с ними. Особенно полезна православная литература на английском языке.

Молодежные группы – относительно новое движение, и трудно сказать, насколько они улучшат ситуацию в Кении. Конечно, надежда Церкви – на молодых (которые составляют большой процент общин), поскольку старые слишком консервативны, чтобы изменить свои взгляды. Самая важная функция молодежных групп заключается в том, чтобы молодые люди почувствовали себя вместе ради общей цели и не испытывали «комплекса неполноценности» по отношению к другим христианским группам, когда они осознают, что их самих довольно много. Если бы у Церкви в Кении были свои школы (как в Уганде), молодежные группы были бы гораздо эффективнее.

ОТЦЫ Рубен Спартас и Обадия Басайякитало по-прежнему являются почитаемыми лидерами Церкви в Уганде, хотя отец Обадия старается держаться подальше от центра внимания. Спартас — очень сильная личность и полностью предан Христу и Его Церкви. Оба до сих пор активны, хотя уже в преклонном возрасте. Кроме Спартаса, в Уганде есть еще только два неженатых священника. Один из них – отец Феодор Нанкьямас. Высокообразованный человек, он наиболее склонен к тому, чтобы в будущем стать епископом, хотя некоторые его антигреческие высказывания в прошлом (о недостаточной заботе греков об африканском Православии) сделали его очень непопулярным в Александрии.

IV

Приведенный выше отчет о современном состоянии Африканской Греческой Православной Церкви говорит сам за себя. С точки зрения строгого Православия, представленная картина не лишена недостатков. Но это недостатки молодой и растущей Церкви, которые объясняются неопытностью или невежеством, отсутствием средств и сложными обстоятельствами. Народ Восточной Африки пришел к Святому Православию очевидным чудом Божией благодати, и благодаря этой благодати и водительству Святого Духа эти недостатки могут быть преодолены и изжиты, и то, что уже является процветающим, хотя и хрупким растением, может вырасти в большое древо в Божием Царстве во славу Божию и для спасения многих.

Искушения века велики, и в современном мире целые Православные Церкви впали и впадают в отступничество, становясь неотличимыми по духу и внешнему виду от инославных. Православные христиане Восточной Африки еще не втянуты в этот водоворот современного отступничества, но занимают обособленное место. В Восточной Африке они не входят ни в один из Поместных Церковных Соборов и, как правило, свысока относятся к другим конфессиям, а за рубежом у них мало контактов, и они не посылают делегатов на легкомысленные и губительные для души "экуменические" собрания. Прежде всего они заняты изучением и возрастанием в Православной вере.

Бог и дальше да ведет эту молодую Церковь по узкому и прямому Православному пути, сохраняя ее в чистоте и здравости учения и практики и принося в ней плоды для грядущей жатвы Господа нашего Иисуса Христа!

———

Православные читатели, желающие оказать финансовую или иную помощь Африканской Греческой Православной Церкви, могут направлять свои сообщения по адресу:

Отец Феодор Нанкьямас,
Православный миссионерский центр,
П.О. Бокс 3970,
Кампала, Уганда.

Любые заказы, полученные магазином «Православные христианские книги и иконы» на православные материалы для отправки в Африку, будут сопровождаться скидкой в размере 10 процентов. Неоговоренные пожертвования будут использованы для отправки книг и икон в соответствии с запросами и потребностями африканских церквей. О миссионерской подписке на «Православное Слово» читайте на задней обложке этого номера.


Рецензии