Скульптор Глеб Дерюжинский
Сын известного юриста, Глеб ещё с юных лет показал незаурядное творческое дарование. Уже с 12 лет Дерюжинский учился в школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и, хотя семья настояла на получении юридического образования, Глеб совмещал занятия в университете с обучением в школе художеств. Талант Дерюжинского был высоко оценен знаменитым Николаем Рерихом, а композиция из бронзы ,,Иоанн Грозный и Малюта Скуратов" 1911 года стала одной из его первых работ, получивших признание и известность. Своё образование Глеб Добужинский продолжил в Париже, где ему покровительствовал сам Огюст Роден, а по возвращении в Петербург учился в Академии художеств. Большой успех имела его бронзовой статуэтки «Графиня Сюзан де Робьен с борзой» (графиня была женой французского атташе в Петербурге). Глеб Дерюжинский много выставляется, в том числе и с передвижниками, берёт заказы и постепенно к нему приходит широкая известность. Сам скульптор был человеком обаятельным, скромным, рассеянным и достаточно экстравагантным, так все два года его обучения в Париже он проходил босиком.
Октябрьский переворот в Петрограде застал Глеба Дерюжинского врасплох, у него не было ни денег, ни жилья, обстановка в столице была очень опасной, и он бросился искать убежища у своего старого друга князя Феликса Юсупова (младшего), Глеб и Феликс были друзьями детства и учились вместе в гимназии Гуревича. Феликс Юсупов как раз готовился к бегству из Петрограда в Крым, где уже находились его жена Ирина и другие Романовы и он предложил Дерюжинскому последовать за ним. В ноябре 1917 г. скульптор поселился в огромном имении Юсуповых в Кореизе близ Ялты. Феликс и Ирина Юсуповы стали излюбленными моделями Глеба, в Кореизе Дерюжинский сделал несколько их бюстов и ряд других работ, демонстрировавшихся в 1918 г. на ялтинской выставке ,,Искусство в Крыму". В алупкинском музее-заповеднике сохранился мраморный бюст Феликса Юсупова работы скульптора Глеба Дерюжинского. Юсуповы отдали в полное распоряжение Дерюжинскому свою виллу Сосновая роща недалеко от их имения, где скульптор жил и организовал мастерскую.
Вилла Сосновая роща находилось на территории Ай-Тодора и было подарком от родителей княжны Ирины Романовой в честь её бракосочетания с князем Феликсом Юсуповым. Имение состояло из охотничьего и чайного домиков, оба построены по проекту архитектора Н.П. Краснова. Юсуповы здесь почти не жили и использовали домики для пикников. Единственным жильцом стал Глеб Дерюжинский, когда он переехал в Сосновую рощу из Юсуповского дворца. Эти здания не сохранились.
Но близость Дерюжинского к высшему свету в Крыму имело и обратную сторону: какое-то время скульптор находился под домашним арестом вместе с другими Романовыми, которые провели в своих имениях несколько тревожных месяцев после первого захвата Крыма большевиками. Арест с Добужинского снял севастопольский комиссар Задорожный и скульптор имел относительную свободу в передвижении. Задорожный спас Романовых от казни, которой требовал ялтинский ревком и пользовался доверием членов императорского дома. По заказу вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны Добужинский изваял бюст Филиппа Задорожного, который позировал ему в ателье в Сосновой роще, сам скульптор говорил, что комиссар это ,,человекообразная обезьяна в матроской форме”.
Отдельно стоит сказать и о жене Глеба Дерюжинского, ею была поэтесса Паллада Олимповна Богданова-Бельская (1885-1968), имя и отчество настоящие, Богданова по первому мужу, Бельская артистический псевдоним, сама она была дочерью генерала Олимпа Старынкевича. Страсть привела Глеба и Палладу к алтарю, но довольно скоро они уже жили раздельно и в открытых отношениях. Паллада была одной из самых известных фигур богемы Серебряного века в Петрограде, ,,демоническая женщина и фея опиума", особой крайне экстравагантной и известной своей свободой нравов, проще назвать с кем из известных личностей того времени Паллада НЕ была в любовных отношениях, меняя любовников как перчатки. В конце 1917 года Богданова-Бельская тоже оказалась в Крыму, но останавливаться у Юсуповых в Кореизе не стала, поселившись в Ялте, где она вела привычный образ жизни, поэтессу периодически арестовывали то красные, то белые. Дерюжинский иногда навещал в Ялте всё ещё законную супругу, гораздо чаще же Палладу навещал Феликс Юсупов, но речь шла не о любовной связи (Феликс смеялся над её попытками его соблазнить), а о пристрастии к наркотических препаратам. Юсупов в 1918 г. посвятил Палладе стихотворение:
,,Живи Паллада,
Утеха ада,
Олимпа дочь.
Исполнись яда,
Любви отрада.
Померкни ночь.
Собачья дочь."
Собачья дочь было напоминанием об участии Паллады в петербургском кабаре «Бродячая собака». При этом Паллада всем говорила, что Юсупов её личный враг.
Новое наступление большевиков на Крым в апреле 1919 года вынудило Юсуповых к бегству, вместе с Марией Фёдоровной и другими Романовыми они эвакуировались на борту английского военного корабля ,,Мальборо”. Глеб был в это время в Херсонесе на раскопках, с большим трудом ему удалось выехать из Севастополя в ещё незанятый красными Новороссийск, откуда, устроившись матросом на корабль, он уехал в Америку. Юсуповы и Дерюжинский снова встречались в Нью-Йорке в 1923 г.
Юсуповы вывезли с собой из Крыма два полотна позднего Рембрандта «Портрет господина в высокой шляпе и перчатках» и «Портрет дамы со страусовым пером» они были сверху закрашены Глебом Дерюжинским другим изображением и свёрнуты в рулоны. За границей непрактичные и беспечные Феликс и Ирина доверились одному американскому коллекционеру и после запутанной истории с несколькими судебными разбирательствами, получили лишь часть стоимости от картин. Сейчас картины хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
По каким-то причинам Паллада Богданова- Бельская не успела выехать из Крыма ни в первую, ни во вторую эвакуации. Она развелась с Дерюжинским в 1920 году и оставалась в Ялте до 1922 г., зарабатывая на жизнь гаданием. Паллада вернулась в Петроград и снова вышла замуж, её слава к тому времени уже прошла.
Годы спустя, будучи на одной вечеринке, Анна Ахматова была поражена тем, что никто из присутствующих никогда не слышал о такой звезде как Паллада. Сама Ахматова иногда переписывалась с бывшей подругой в течении многих лет. Паллада Олимповна пережила всех своих пятерых мужей и ленинградскую блокаду и жила в коммуналке жизнью скромной пенсионерки до своей смерти в 1968 г.
Гражданская война разбросала семью Дерюжинских, брат Глеба Борис и мать Софья Антоновна оказались в Копенгагене. Владимир Фёдорович Дерюжинский (1861-1920), отец скульптора , профессор права Петербургского университета, с 1917 г. преподавал в Симферополе. В 1920 г. Владимир Фёдорович с дочерью оказались в лагере для русских беженцев Беюк-тепе возле Константинополя, где профессор скончался от сыпного тифа, Глебу удалось перевезти сестру в США.
С самого начала своего пребывания в США, карьера Глеба Дерюжинского быстро пошла вверх. Дерюжинский творил с неизменным успехом в течении десятков лет, создавая как скульптурные портреты, так и скульптуры и барельефы для общественных мест, церквей и парков, используя для своих работ гранит, мрамор, дерево, фарфор и другие материалы. Дерюжинский создал многочисленные, точные с психологической точки зрения, скульптурные изображения знаменитых людей своей эпохи и исторических личностей, таких как Рабиндранат Тагор, Джон Ф. Кеннеди, Николай Рерих, Франклин Д. Рузвельт, Сергей Рахманинов, Хосе Капабланка, а также звёзд шоу-бизнеса. Произведения Добужинского сочетают в себе как черты классической скульптуры, так и модерна и религиозного искусства. Его работы находятся во многих известных музеях и галереях. Глеб Владимирович Дерюжинский скончался в Нью-Йорке в 1975 году в возрасте 86 лет.
Свидетельство о публикации №225021500185