Зуб...

     Один умный человек когда-то призывал молодёжь осваивать всю сумму знаний, которую накопило человечество за многие тысячелетия своего существования.

     Но может ли конкретный человек освоить всю многотысячелетнюю сумму знаний, человечества или это невозможно?

     Если отдельному человеку невозможно освоить все эти знания, то есть культуру человечества, то как тогда конкретного человека, женщину или мужчину, назначать на высокую должность министра культуры?

     Безобразие получается: человек никак не может освоить всю сумму знаний, которую человечество очень долго копило-накапливало, а его назначают министром культуры!

     К счастью, кроме призыва к освоению всей суммы знаний человечества, в том же человечестве есть призыв точить зуб.

     Зубы обычно точат из мести. Острые зубы или даже один только зуб точат для того, чтобы вонзить в обидчика.

    Культурный же зуб точат для того, чтобы его вонзить в ворох всяких проблем, по-простому, - в кучу всяческих сложных задач и разных неприятностей.

    Очень часто человек даже культурный зуб точит в домашней обстановке. В тиши своей маленькой, "хрущёвской" или "брежневской" квартиры, или в тиши своего дворца.

     Тот человек, который думает, что свой собственный культурный руб он наточил достаточно, может захотеть создавать другим людям условия, необзрдимые для того, чтобы те точили свои культурные зубы.

     Назначить министром культуры можно и красивую женщину с незаконченным высшим профессиональным образованием, но в том случае только, если она достаточно хорошо заточила свой культурный зуб.

     А вот профессиональные философы считают, что только у них культурные зубы заточены достаточно остро.

     Но те довольно многочисленные века человечества, в которых западные философы считали свои культурные зубы самыми "острозаточенными", были века'ми народов-этносов, которые только и делали, что воевали друг с другом, то есть убивали чужаков.

     А сейчас время такое наступило, что культурные зубы, даже кандидатам в министры культуры, нужно затачивать достаточно остро, но способами, являющимися гораздо более простыми, чем философский.

      Он, лично, - не философ, но читатель. И очень любит сакральное число "три".

     Как-то на досуге, совсем недавно, он подумал и предложил осваивать культуру человечества в качестве совокупности произведений троек "домашних", то есть отечественных писателей.

     Подумав так, он поднатужился и выдал первую тройку писателей, осваивая произведения которых можно достаточно хорошо наточить свой культурный зуб: Михаил Булгаков, Кир Булычёв, Владислав Крапивин.

    Он, конечно, не может не знать, что, например, у религиозных деятелей много претензий к Михаилу Булгакову, особенно к его "Мастеру и Маргарите", а произведения К Булычёва и В.Крапивина очень любили советские дети, а теперь почти все дети не являются  советскими.

     Но он перелистал произведения Владислава Крапивина, написанные как в советское, так уже и в "буржуазно-капиталистическое" время, и понял, что в данных книгах представлен хороший педагогический, по-простому, - воспитательный подход, а воспитание  есть значительная часть культуры.

     А ещё, решил он, детишек и молодых людей, кроме чтения произведений М Булгакова, К. Булычёва и В.Крапивина нужно водить в кино и в театры, а наставлять их в процессе затачивания ими своих культурных зубов должны хорошие, то есть мудрые наставники обоих полов.

     Когда он к другим людям обратился со своей тройкой отечественных, то есть домашних писателей, его высмеяли и предложили ему свою тройку таких писателей: Николай Дежнев (Попов), Сергей Довлатов и Владимир Орлов.

     Лично у него к произведениям Владимира Орлова особых придирок нет. Они ему нравятся, даже "Шеврикука", а не только "Альтист Данилов" с "Аптекарем". Он читал и некоторые более поздние произведения Владимира Орлова, но тут, как и с произведениями Сергея Довлатова, такая выходит штука: нужен молодым людям крайне осторожный наставник-"разьяснитель", точнее - наставник-толкователь.

     Когда он подумал о толкователях-"разьяснителях", ему в голову пришла  тройка авторов достаточно сложных, для понимания молодёжью, произведений: Андрей Битов, Константин Воробьёв и Александр Кабаков.

     Лично он считает, что более правдивые произведения о войне советского народа с германскими нацистами, чем повести Константина Воробьёва, не то, что в зарубежной, но даже и в отечественной художественной литературе, найти крайне затруднительно.

    А вот с произведениями Александра Кабакова у отечественных пвтриотов отношения очень сложные. Сильно натянутые отношения.

      И от тройки с Александром Кабаковым его мысль проскочила к современной тройке авторов, к такой, как Павел Басинский, Евгений Водолазкин, Александр Зиновьев.

     Умники скажут, что произведения Александра Зиновьева - не такие уж современные, но лично он считает, что когда бы ни были созданы А. Зиновьевым его произведения, например, кандидату или "кандидатке" на пост министра культуры, с данными  произведениями очень полезно ознакомиться.

     Он сам считает, что конкретному человеку, женщине или мужчине, для жизни в тысячелетие не этносов и войн, а культуры, вполне было бы достаточно знакомства с произведениями авторов какой-то одной, из названных, тройки.

     Если же воспользоваться опытом средневекового Китая, то человеком с самым заточенным культурным зубом необходимо считать того или ту, который, которая освоил-освоила какие-то произведения двенадцати авторов: и М. Булгакова, К. Булычёва, В.Крапивина, и Николая Дежнева, Сергея Довлатова, Владимира Орлова,  и Андрея Битова, Константина Воробьёва, Александра Кабакова, и Павла Бачинского, Евгения Водолазкина, Александра Зиновьева.

     Двенадцать авторов - это цифры "один" и "два", и, если их "нумерологически" сложить, то опять поучиться сакральное число "три"!

     Он, конечно, понимает, что для девочек и девушек кто-то предложит двенадцать других авторов, но его самого гораздо больше интересует другой вывод:

     Если для жизни в тысячелетие культуры кому-то из молодых людей вполне достаточно освоения, под мудрым руководством наставников, произведений названных двенадцати авторов, то это значит, что они вполне могут обойтись без освоения произведений Б. Акунина,  Ю.Алешковского, Ю.Буйды, Д. Быкова, М. Веллера.

     Лично ему думается, что для достаточно острого затачивания своего  культурного зуба, молодому человеку достаточно освоения произведений названных им двенадцати авторов, начиная с М. Булгакова и заканчивая А.Зиновьевым.

     P.S.  Автор данного текста вынужден сообщить читательницам и читателям о том, что это его персонаж попросил его, персонажа,  размышления о затачивании культурного зуба поместить в раздел не литературоведения, а иронической прозы. Автор не заметил в размышлениях его персонажа достаточно, для такого размещения,  иронии, но, несмотря на это и на возможное раздражение некоторых читательниц и читателей, он, автор, идёт на поводу своего персонажа, который считает необходимым сообщить читателям, что зуб расшифровывается как "запись умных бесед", естественно, с названными в данном тексте писателями.         
      
 

       


Рецензии
Замечательная и умная, как всегда, статья. Я уж где-то написал вроде анекдота: чем хороши книги Акунина? - тем, что хорошо горят в печке. Туда же забросили и Веллера, и Улицкую, вот Быкова в доме не держали.
Кстати, недавно перечитал "Альтиста Данилова" и много Басинского.
Респект!

С неизменным уважением,

Федя Заокский   16.02.2025 12:13     Заявить о нарушении
Честно признаюсь: ни одного "великолепного" произведения Улицкой не читал, каюсь: кое-что о Фандорине почитывал, в Веллера заглядывал только, - пышет чрезмерной влюблённостью Веллера в свой сочинительский талант. "Альтиста Данилова", "Аптекаря", "Камергерский," кажется, "переулок" В.Орлова уважаю. И благодарю за содержательный отзыв Вас, Фёдор!

Светлан Туголобов   16.02.2025 16:05   Заявить о нарушении