Пушкин кардиолог

рис. - портрет Ас  Пушкина в Шедевриуме

По наблюдениям  сетевого ж-ла «Русский мир. Украина»  от 2010г АС Пушкин неоднократно описал  классическое проявление ангинозного приступа – симптома ИБС (ишемической болезни сердца):

1. "Из Ариостова "Orlando Furioso" (1826)

"...Он правду видит, видит ясно,
И нестерпимая тоска,
Как бы холодная рука,
Сжимает сердце в нем ужасно"

2. «Полтава» (1828)

"...Вставай, Мазепа. Рассветает. —
Но гетман уж не спит давно.
Тоска, тоска его снедает;
В груди дыханье стеснено"

3. «Медный всадник» (1833)

"Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло...
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку..."

И затем катамнез заканчивается летальным исходом:

"...У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога"

4.
 Смерть Ленского от сердечного приступа (удара):

Роняет молча пистолет
НА ГРУДЬ КЛАДЕТ ТИХОНЬКО РУКУ
и падает
Туманный взор изображает смерть, не муку (!)

Итог:
«Таким образом, в различных поэтических произведениях А. С. Пушкина приводится изумительная по четкости клиническая картина различных форм ишемической болезни сердца, что имеет не только литературно-исторический интерес, но и клиническое значение, расширяя диагностические возможности анамнеза.»

(см. ст. ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА В ПОЭЗИИ А.С. ПУШКИНА
***
К этому, фрэры и сёры (про которых Пушкин сказал, анализируя образ  Софьи  Фамусовой, = «то ли б*лядь, то ли московская кузина»), можно добавить детальную поэтическую картину смерти  Вовы Ленского в романе Евгений Онегин:

XXX.
„Теперь сходитесь“.
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,
XXXI.
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвремянный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
XXXII.
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.

Выделим  описание наступления смерти:

Роняет, молча, пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.

«Роняет, молча, пистолет  … На грудь кладет тихонько руку…»

 И только потом:
«Под грудь он был навылет ранен …»

Версия картины хода дуэли

1. Женя Онегин (как потом скопировал его тактику Дантес), не дойдя 1 шага да барьера, пальнул в уже прицелившегося в него Вову  (как потом в целившегося тщательно и промедлившего Пушкина)
2. Пуля летит …
3. Ленской (а не Ленский как привыкли не любящие читать по методике Гершензона – с медленным погружением в пучину текста Пушкина с бездной пространства и к искривленным гиперкубом ППВ) видит как к нему в грудь летит стремительная пуля
4. Ленской  ронет пистолет и кледет на грудь руку!  Он в панике защищается
5. Ленской  падает
6. Пуля в падающее тело поэта-элегика и невольника чести попадает «под грудь»
(см. рисунок – Ленской стоял вперед правым боком … и пуля вошла ему падающему под грудь – т.е в живот … хотя Женя метил в пах -  как потом Дантес метил в метку рогачества у Пущкина…)
7. Смерть наступила до попадания пули в труп

 Вывод:

Ленской скончался от приступа ИБС
Пуля Жени Онегина вонзилась и вышла сквозняком уже из мертвого  трупа Ленского
Онегин его не убивал – он метил в пах …
А от этого не умирают  - максимальный ущерб = тотальная импотенция и смех Оли Лариной, убегающей  на коп-коп  в даль свободного от логики романа с проезжим уланом…


Приложение
Диагноз стенокардии базируется на определении W. Heberden, опубликованном им в 1772 г., когда он впервые применил термин "angina pectoris" и дал классическое описание клинической картины этого заболевания: "Те; которые больны ею, бывают застигнуты (особенно при быстром подъеме в гору после принятия (пищи) сильными болезненными и очень неприятными 'ощущениями в грудной клетке. Они, кажется, задушат жизнь, если и дальше будут продолжаться и усиливаться. Но в тот момент, когда больной останавливается, это неприятное ощущение исчезает"
[Heberden W. Some account of a disorder of the breast // Med. Trans. Roy. Coll. Physicians London. — 1772. - Vol. 2. - P 59.].


Рецензии