Мария Ермолова

               
… Живу  не  так,  как  мне хотелось,
Когда  я  пылок  был  и  юн
И  только  музыка  осталась
От  тех,  не  знавших  фальши,  струн ….     /Андрей  Дементьев/.
             Михаил   зашёл  в  помещение,  где  располагался  совет  ветеранов.  Его  пригласили  на  подведение  итогов  года,  заплатил  взнос.  Выслушал  выступление  старшей  группы  по  празднованию  80  Победы  над  Германией. Собрался  уходить,  Татьяна,  старшая, подошла  к  нему,  спокойно  сказала :  « Вы  любитель  театра,  предлагаю  репертуар  на  февраль  месяц  в   театр  « Остров».  Михаил  посмотрел  на    Татьяну?  Та  улыбнулась.  «Ну,  это  Каменноостровский  26! Билет  для  пенсионера  300 рублей!  Ну  как?»    
   Михаил  почитал  репертуар  театра,  сказал  Татьяне: « Мне  один билет,  на  24  февраля.  Ещё  раз  посмотрю  спектакль,  « Без  вины  виноватые».  Улыбнулся: «Помню,  театр,  как  всегда  начало   в  19  часов!»  К  ним  ещё  подошли  желающие,  Михаил  отошёл  в  сторону. 
      Когда  шёл  домой,  слева  на  ветке  сирени  увидел,  снегирей,  остановился, засмотрелся …! Это  же  мгновение  зимы.  Когда  буду  писать,  в  рассказ  вставлю  эту  красоту,  только,  как  это её  лучше  описать  для читателя, - улыбнулся, - мне  поможет  куплет  стиха  Ольги  Ивановой:  « …  Снегирь  румяный  от  мороза/ Осуществил  твою  мечту ,/ Он  в  феврале,  как  будто  роза,/ Цветёт  в  заснеженном  саду,/ Кусочек  солнечного   лета,/ На  белом  бархате  зимы,/ И ты  теплом его  согрета,/ Среди  метельной  кутерьмы. 
     Кто - то  скажет, не  к  месту  будет.   Нет,  мой  друг:  природа и мы,  всегда  будем  жить,  пока  в  небе  будут птицы, -  улыбнулся, - комары  да  мошки.  Жизнь  вот,  она  вокруг,  а  мы  с  ней.
        Вздохнул,  пошёл,  мысли  возвращали  его   к  театру, его  роли  в  жизни  человека.  Игра  артистов,  их  волшебство,  перевоплощение  в  придуманных  драматургом, режиссёром  героях!  Как  человек  он  понимал,  не  примеряй  чужой  судьбы  -  она  тебе  не  по  размеру!  Как  христианин,  он  знал,  от  Бога  каждому  дан  -  здоровье,   свой  путь,   даже  вера.
     А  вот у актёра?  Так,   здоровье,  всё  как  у  всех,  от  Бога.   Значит  и  его  путь,  но  его  надо  развивать. 
  Мысль  сразу  высветила   яркий  пример  жизненного  пути  актрисы  Марии  Ермоловой.  Давно,  он  выписывал газеты,  книжку  «ИСКУСТВО»  общество  «Знание»,   она  ежемесячно  выходила  с  1967  года.  В  ней  коротенький  материал,   об  актрисе  Ермоловой.  Стал  вспоминать  содержание.  Так это  она,  в 1908  году  в  роли  Кручининой   в  спектакле  по   пьесе  Островского,   вместе  с  Александром  Остужевым  « Без  вины  виноватые».  После  слов  одного  из  персонажей: « Господа,  я  предлагаю  выпить за  здоровье артистки,  которая   оживила  заглохшее,  стоячее  болото  нашей  захолустной  жизни»,  тогда!  Публика  неистово   зааплодировала. Эта  роль была  одна  из  лучших  её  работ. 
      Прочитал  статью,  тогда  ещё  и  сходил  на  этот  спектакль  по  абонементу,  раньше  так  привлекали  молодёжь  к  искусству.
      Он  тихо  шёл,  представлял  себя  на  спектакле,   увлечённым  происходящим на  сцене,  даже,  поверил  в  реальность,   он  будто  слышал  голос  Ермоловой,  который  поможет  ему  понять  человека.  Да!  И  её  тихие  роли.      
       Михаил  пришёл  домой,  раскрыл  планшет,  стал  искать  материал  -  актриса   Мария  Ермолова. 
    Читает.   О  чудо!  Это  человек  легенда!  В  1920  год.  50  летний  юбилей  сценической  деятельности  Ермоловой.  Ей присвоено  звание  народной  артистки  Республики.    Биография  великой  актрисы  состоит  не  только  из  ролей;  в  ней  была  и  любовь, и  страдания,  и  радости,  и  разочарования …   
     Надо  писать!  Решил  начать  с  детства.  Сейчас  звучит  не  обычно,  Мария  родилась  3  июля  1853  году.  В скромной  семье  тружеников  театра.  А  могло  этого  и  не  случится?  Дед  Алексей  Степанович  сделал  первый  шаг  к  успеху  своего  рода.  С  молодых  лет  он  играл  на  скрипке,   в  крепостном  оркестре.  Видимо  хорошо  играл  -  получил  вольную.  Обосновался  в  Москве,  Заслужил  место  помощника   гардеробмейстера   Малого  театра.  И вот  третий  сын  Николай стал  отцом  Марии.   Он  был  грамотный,  хорошо  с  выражением  читал.  Получил  должность  суфлера  Малого  театра. Он  все  роли  знал  назубок.  Поэтому   подменял  заболевших  актёров.
      Да,  вот  интересный  факт  её  биографии!  Детство  МАРИИ  прошло  на  Большом  Спасском  переулке.   А это,  название  многим  сейчас  известно  как -  Большой  Каретный   переулок!  Вспомнили!  Он  лёг  в  основу  песни   Высоцкого!
      Из  детства  можно  описать  дом,  где  они  жили.  Двух  этажный, семья  жила  в  полуподвальном  помещении,  три  окна  с  видом  на  заброшенное  кладбище.  Но  это  не  главное.
    В  семье  увлекались  чтением, книги  дорогое  удовольствие.  Зато  много  текстов  пьес.  Игры? Она  вспоминала:  « Когда  мне  было  три  года,  я  сидела  в  суфлерской  будке на  коленях  своего  отца  и  смотрела  что  делается  на  сцене.   Каждый  спектакль,  увиденный  мною ,  заполняли  все  мои  мысли  и  желания. …  Уже  в  4  года  она  знала,  что  будет  артисткой. 
    Михаил  читал,  отбирал  материал  интересный  настоящему  читателю.  Вставлял  в  текст,  как  говорили  -  собирал  жизнь  по  крупице.  Конечно,  и  о  птичке  не  забыл,  поэтому  поставил  в  начало.
    Мария  подросла, отец  решил  ее  устроить  учиться.  Ему, это  важно,  повезло  в  1862  году,  по  его  ходатайству, Марию  зачислили  в  Московское  Императорское  театральное  училище  за  казённый  счёт.  На  этом  везение  закончилось.  Дело  в  том,  что  драматическое  отделение   в  училище  существовало  только  на  бумаге.  Занятия  шли  только  в  балетной  школе.  Спросите  почему?  Руководители  откровенно  смотрели на  учениц  как  на  будущих  содержанок  богатых  «любителей  театра». Они  пополняли труппы танцовщиц   Большого  театра.  Как  Мария  потом  вспоминала «это  было  не  моё». Отец  увидел,  что  хорошей танцовщицы  с  неё  не  получится.
    Стал  помогать  Марии,  попасть  в  Малый  театр.  Судьба  улыбнулась.  В 1870  году   в  бенефис  Надежды  Медведевой,  собирались  ставить  пьесу  «Эмилия  Галотти».   И!  Судьба  тут  как  тут! Артистка  Гликерия  Федотова,  которая  должна была  играть Эмилию,  заболела.  Срочно  требовалась  замена.  И!  Тогда  родственница  Медведевой,  учившаяся  вместе  с  Ермоловой,  рассказала  всем  как  Мария  «необыкновенно   играет»  в  любительских  спектаклях.
      Знаменитая  артистка  Медведева  встретилась  с  Марией.  Поручила  выучить   и  обдумать   роль  Эмилии. Через  несколько  дней  на  репетиции,  после  первого  монолога,  произнесенного  16  летней  Марией,  Медведева  воскликнула : « ВЫ  будете  играть  Эмилию!»   
    Мария  с  каждой  репетицией  играла  лучше.   День  30  января 1870  года  стал  днем  рождения   великой  актрисы  русского  театра.  Она  вспоминала  свой  первый выход  на  сцену:  «Мне  казалось,  что  я  забыла  роль,  что  не  скажу  ни  слова.  Вдруг  меня  кто – то толкнул  сзади -  и  я  была  на  сцене …  Аплодисменты, на  минуту  остановили  меня,  я  не  видела  публики, … я  видела  маленькое  пёстрое  пятно, …  я  почувствовала  вдруг,  что я  не  робкая  девочка,  а  актриса …» Публика  зааплодировала  после  первой же  произнесенной  Марией  фразы.  Весь  спектакль  прошёл  как  во  сне.  Успех  был ошеломляющий. « Я  думала,  что  меня  вызовут  раз.  Меня  вызвали 20  раз! -  Записала актриса  в  дневнике, -  Я  счастлива,  нет,  - я  счастливейший  человек  на  земле.  …         
     Наконец  16  мая  1871  года  в  театральном  училище  состоялся  выпускной  экзамен.  После  того  как  Мария  потрясла   комиссию,  прочитав  стихотворение  «Повесть  о  рубашке»  английского  поэта  Томаса  Гуда,   ей  был  обещан  выпуск,  в  драматическую  труппу.  Через  полгода  зачислили   в  штат  Малого  театра  с  окладом  600  рублей  в  год.  Семья  переехала  на  новую  квартиру.
     Жизнь  потекла  своим  чередом.  1873  год  - первое  исполнение  роли  Катерины  в  «Грозе»   Александра  Островского. …  Вот  интересный  факт:  1884  год -  первое  исполнение  роли  Жанны  д * Арк  в  « Орлеанской деве»  Шиллера.  В  пьесу  Шиллер  привнёс немало  вымысла.  В  пьесе  существовала, выдуманная  любовь Жанны  к  английскому  рыцарю. В  колдовстве  её  подозревает  собственный  отец (имя  отца  он  тоже  изменил),  а  сама  Жанна погибает  не  на  костре,  а  от  ран. Ермолова  знала  это, ей  в  первую  очередь, был  важен сам  дух  её  героини,  такие исторические  несоответствия  её  не  смущали. Имеет  ли  право  драматург  на  исторический  вымысел? Спорный  вопрос! Я  считаю  художественный  вымысел  уместен.         
 И  вот  уже 1895  год.  Юбилейный  бенефис  в  честь 25 -  летия творческой  деятельности.   Как  потом  писали  в  печати: « 30  января  1895  года  произошёл  небывалый  в  истории  театра  случай.  Публика после спектакля  была  в  таком  восторге,  что вызывала  исполнительницу  главной  роли  64  раза.  Этой  актрисой  была  Мария  Николаевна  Ермолова.  Мария  Николаевна  жила  театром.
        Коротко с 1917  по  1921  года  выступала  на  сценах и концертных  площадках  Москвы.  Сцена  да! Личная  жизнь? Вне  сцены,  по  воспоминаниям  друзей, она  оставалась  замкнутым  и  сдержанным  человеком. 
      Почему  я  её  вспомнил, потому,  что  на  юбилее в  1920  году  Сумбатов -  Южин предложил ежегодно в  день  дебюта актрисы,  12  февраля по  новому  стилю,  показывать на  сцене одну  из пьес,  в  которых блистала  Мария  Николаевна. Со  временем  забыли.  Её  не стало  1938 году.  В  1939  году  её  прах  перенесли  на  Новодевичье  кладбище.  На  могиле  скромная  табличка          « Здесь  покоится  великая  русская  актриса Мария  Николаевна Ермолова.  Её  родители  и  сёстры».  Я  считаю  ей, им,  надо  поставить  памятник,  так как  ей  было  присвоено  звание Герой  Труда.
      Сейчас в  Малом  театре  пытаются  традицию  возродить.         
        Можно  много  еще о  таком  человеке  написать,  а  вывод  будет  один:  « Счастье -  это  не  место,  куда  попадаешь,   а  то  состояние,  которое  создаёшь.


Рецензии
🟢 Здравствуйте, Алексей!
Московский драматический театр им.М.Н. Ермоловой в Москве находится на Тверской улице. Руководил им - известнейший советский и российский актер, театральный режиссер,педагог, муж актрисы Натальи Селезневой - Андреев Владимир Алексеевич. Актеры его боготворили.
( скончался в августе 2020 года).С тех пор- всё с ног на голову.

Сейчас худрук театра Ермоловой - Олег Меньшиков.

Нашей театральной самодеятельной группой по линии Московского долголетия- до недавнего времени руководила актриса Элина Качанова. Она рассказывала о том, как её и группу уважаемых актеров- 20 чел. Меньшиков необоснованно уволил, но по решению суда восстановил в составе театра.Но ролей так и не дал. Актриса Догилева не выдержала несправедливого обращения и уволилась по собственному желанию незадолго до принудительного увольнения коллег. Что теперь там актеры-якобы одни юноши, играют даже старух. В интернете было много грязи о том, что говорили на суде.
Репертуар теперь, типа, оскорбителен для нашего поколения.
—————
Вам творческого долголетия в добром здравии!

С уважением,

Райя Снегирева   15.04.2025 19:48     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение, за подробную информацию.

Алексей Решетняк   15.04.2025 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.