***
А н а т о л и й. - Кто знал, что поверит! А он купился и самому доложил.
У п о л н о м о ч е н н ы й (скептически). - И тот поверил?
А н а т о л и й. - Сначала сомневался. А потом взял под козырек. Весь район на уши поднял, а в семнадцать ноль-ноль доложил в областной комитет партии об исполнении.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Кому?
А н а т о л и й. - Калинкиной.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Анне Васильевне?
А н а т о л и й. - Ну, да!
У п о л н о м о ч е н н ы й (изумленно). - Ну, дурдом, ну, дурдом! (Глядя на Анатолия, разводит руками.) - Посмотрите на этого орла! Его включили в состав молодежной делегации на Кубу, а он такие фортеля выкидывает! Тебе за это башку надо оторвать, а не на Кубу посылать!
А н а т о л и й. - Да не надо мне никакой Кубы. Хватит и Америки! Ну, виноват я, Михал Михалыч. Накажите. Освободите с работы. Экая величина — инструктор райкома партии!
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Освободим. Не волнуйся. Но надо же до такого додуматься! Впереди отчетно-выборная конференция. Район — в лежке! А у них — одни смехуечки! Нашли время! В конце концов — не первое же апреля, а двадцать третье ноября! (Помолчав, спрашивает Анатолия.) - Ну, а почему ты ему не сказал, что это шутка?
А н а т о л и й. - Я пытался ему объяснить, но вы ж знаете — он у нас упертый. Если уж что решил, бульдозером не сдвинешь.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Это уж точно!
Б а б а С и в а (Анатолию с укоризной). - Я ж тебе говорила, что не к добру ты с утра такой веселый. Так оно и вышло!
А н а т о л и й. - Ну, виноват, Сива баба! Виноват!
Б а б а С и в а. - Ой, подержите ридикюль. И меня, дуру старую, в грех ввел. Врать заставил. (Обращается к уполномоченному.) - Мне племянница перед вашим приездом звонит, говорит, посмотри, Кузьма у вас не пьяный? Он мне сейчас доложил, что в Америку делегацию от района посылает, на похороны. Ой, думаю, здесь что-то не ладно. Я ей говорю, это я во всем виновата. Задвижку в голландке раньше времени закрыла. Он и угорел. А угорелый, знамо дело, всегда не в кон.
У п о л н о м о ч е н н ы й (насмешливо). - Ой-ой-ой! Детский сад! Святая простота! Можно подумать, племянница так и поверила!
Б а б а С и в а. - Кто её знает? Может, и не поверила. Но надо же хозяина выручать. Какой-то умный человек говорил: «Сам погибай, а товарища выручай!».
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Суворов это говорил, позорники! (Спрашивает у Анатолия.) А повторить, что я вам в телефонограмме сообщил, можешь?
А н а т о л и й. - Могу! Вашим голосом?
У п о л н о м о ч с н н ы й. - Давай! Я хоть со стороны себя послушаю.
А н а т о л и й (скрипучим голосом, очень похожим на голос уполномоченного, повторяет текст выдуманной им телефонограммы). - В соответствии с решением Президиума ЦК КПСС и Совета Министров СССР бюро обкома КПСС постановляет: рекомендовать в состав официальной делегации Союза ССР на похороны президента США делегацию Ардатовского района в составе трех человек. Представителя районного комитета партии и двух передовиков животноводства следующих профессий: свинарки и пастуха.Включение в состав делегации первого секретаря районного комитета партии не представляется возможным из-за критического положения с зимовкой скота и предстоящей отчетно-выборной районной партийной конференцией.
О подборе кандидатур в состав делегации, их экипировке в семнадцать ноль ноль доложите третьему секретарю обкома КПСС тов. Калинкиной.Телеграмму передал заведующий отделом пропаганды и агитации областного комитета партии, уполномоченный по Ардатовскому району...
У п о л н о м о ч е н н ы й (не без восхищения). - Артист! (Обращается к бабе Сиве. -) А что, голос у меня действительно такой?
Б а б а С и в а (обрадованно). - Такой, такой!
У п о л н о м о ч е н н ы й (в задумчивости). - М-да! Прямо скажем, не фонтан. А что касается телеграммы... Я бы, пожалуй, тоже поверил. В нашей жизни все бывает: и на О бывает и на Ё! В Москве, на курсах, первого апреля, я купился будь здоров. Спрашиваю первого прохожего, как пройти в метро? А он отвечает: «Метро сегодня не работает. Там тараканов морят!» И ведь поверил! Потопал мимо станции. (Обращается к бабе Сиве.) - Ну что, Сивилла Ивановна, прикажите с этим орлом делать? (Показывает на Анатолия.) - Будем ему голову рубить?
Б а б а С и в а. - Повинную голову меч не сечет.
У п о л н о м о ч е н н ы й (грозит Анатолию пальцем). - Так и быть, голову рубить не будем. Но, имей в виду, собственноручно отпорю так, что на всю жизнь запомнишь!
А н а т о л и й. - Михал Михалыч! Хоть сейчас штаны сниму, но только кавторанга не трогайте.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Кого?
А н а т о л и й. - Дмитрия Федоровича. Кендина. Нашего лектора-международника.
П о л н о м о ч е н н ы й. - А-а-а! Он, что, тоже в розыгрыше участвовал?
А н а т о л и й (горячо). - Да нет! Он абсолютно не причем. Но вы же знаете Кузьма Алексеевич какой. Начнет рубить головы всем подряд. В том числе и невиновным.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Согласен. Человек он горячий. Прямо по Пушкину: «В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить».
Из кабинета первого секретаря, опираясь на костыли, выходит Кендин. Он удручен и никого не замечает.
Б а б а С и в а. - Федорыч! И тебе хозяин всыпал?
К е н д и н. - И поделом! (Медленно подходит к бабе Сиве, наклоняется к ней и шепотом спрашивает.) - А это кто?
Б а б а С и в а. - Ой, Господи! Подержите ридикюль! Это ж Михал Михалыч. Наш уполномоченный!
К е н д и н. - Кто? Михал Михалыч? Здравствуйте, Михал Михалыч! Извините! При электрическом свете почти ничего не вижу. (Подходит к уполномоченному, здоровается с ним за руку.) - Вы перебинтованы? Что случилось?
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Пустяки! А вот что у вас случилось — это, пожалуй, не пустяки. Расшалились, как малые дети. В Америку на похороны собрались! Впереди отчетно-выборная конференция, район — в лежке,а они шутить изволят! Каково! Это что за партийные кадры в аппарате? Вы в какое положение поставили своего первого секретаря? Он ведь Калинкиной успел доложить об этой дури, что вы напридумывали! Ну? Ладно, молодые разыгрались. А вы, как и я — фронтовик. Битый, перебитый! Прошли огни и воды и медные трубы и опуститься до шуток первоклассников.
К е н д и н. - Михал Михалыч! Ради Бога, простите! Впору сквозь землю провалиться!
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Это наиболее легкий способ отделываться за свои неблаговидные деяния. Провалился — и баста! Но еще ни один мерзавец за свои неблаговидные деяния сквозь землю не провалился. Дурь, которую мы творим, остается, на всю жизнь, на века, и никуда от нее не деться. Всплывет, заявит о себе, назовет своего творца. Это, как шило в мешке! Вот узнают делегаты районной партийной конференции, чем работники аппарата райкома партии в свободное время занимались и думаете, они вас по головке погладят? Восхищаться вами будут?
К е н д и н. - Михал Михалыч! Бес попутал! Я написал ему заявление об освобождении меня от занимаемой должности по собственному желанию.
У п о л н о м о ч е н н ы й (язвительно). - Какой ты молодец! И куда ж ты пойдешь после своего заявления по собственному желанию?
К е н д и н. - Куда-нибудь пойду. Сторожем в райпо попрошусь.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Какой из тебя сторож? К тебе самому надо сторожа приставлять, чтобы не украли. Дурошлеп! А я еще ношусь с идеей его в лекторскую группу обкома партии взять. А он шутки шутит! С мальчишками! Ты знаешь, что я уже внес предложение в бюро обкома партии о твоей кандидатуре?
К е н д и н. - Да будет вам, Михал Михалыч. С моими то анкетными данными. Как дойдет очередь до графы о судимости и все — сливай воду. В аппарат обкома партии — с судимостью! А если еще поинтересуются по какой статье — сами понимаете!
У п о л н о м о ч е н н ы й. = Послушай, мы ведь с тобой в университет вместе в заочную аспирантуру поступали? Тебя, по - моему, и Бахтин, и Сафаргалиев к себе тащили?
К е н д и н (отрешенно). - Было такое.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Ну, и что? Пороху не хватило? Или бухать начал?
К е н д и н. - Грешен, Михал Михалыч, грешен!
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Все каешься! Дурак! Ведь прокиснешь здесь! Бог дал тебе талант, а ты его самогонкой заливаешь. Дурью маешься. Додумались. Первого секретаря дураком выставили. Ну? Это же анекдот! С меня же ведь тоже спросят, как в подопечном мне районе такое могло произойти? Ты понимаешь? Ну, дурдом! Ну, дурдом !
Б а б а С и в а (Анатолию). - Это все из-за тебя, озорник ты эдакий!
Из кабинета первого секретаря выходит редактор районной газеты. Он также удручен. Весь в себе и также никого не замечает
Б а б а С и в а. - Вот и наш редактор! Поди тоже на орехи досталось?
Р е д а к т о р (сокрушенно). - Я уже не редактор! На орехи досталось, сам не знаю за что.
Б а б а С и в а (уполномоченному). - Теперь полетят головы!
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Здравствуйте, товарищ редактор. Что случилось?
Р е д а к т о р. - Ой, Михал Михалыч, здравствуйте! Извините, не узнал.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Так отчего же вы уже не редактор?
Р е д а к т о р. - Кузьма Алексеевич так решил.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Редактор районной газеты - это номенклатура обкома партии.
Р е д а к т о р. - У Кузьмы Алексеевича своя номенклатура.
У п о л н о м о ч е н н ы й. - Ладно, разберемся.
Б а б а С и в а (Анатолию). - Это все из-за тебя, рыжий хрен!
А н а т о л и й. Да, не из-за меня. Просто сегодня день такой невезучий, на Кендиных !
У п о л н о м о че н нн ы й. Чего, чего?
А н а то л и й (показывает на Кендина). Они же тезки по инициалам с Американским президентом. Смотрите! Джон, Фицджеральд, Кеннеди. А у нашего —Де-Фе-Ка. Дмитрий, Федорович, Кендин!
У п о л н о м о ч е н н ы й (озадаченно). Ну и что?
А н а т о л и й. А то, что они родились в один и тот же год, и в один и тот же день. Только по разную сторону земного шара. Через океан! По-моему, Тихий? Или Атлантический?
У п о л н о м о ч е н н ы й (обращается к Кендину). Чего он такую дурь несет? В самом деле, что ли тезки по инициалам?
К е н д и н (разводит руками). Я тут, что могу возразить? Де-Фе-Ка - и тут и там!
У п о л н о м о ч е н н ы й. И в один год и н день родились?
К е н д и н. Так вот получилось!
У п о л н о м о ч е н н ы й. Ты с какого года? Кендин С 1917-го.
У п о л н о м о ч е н н ы й. А день рождения?
К е н д и н. 29 мая.
У п о л н о м о ч е н н ы й. А президент?
К е н д и н. Тоже — с семнадцатого года, и тоже — 29 мая.
А н а т о л и й. Михал Михалыч! Это еще не все! Кеннеди родился в городе Бруклайн. Штат Массачусетс, а вот этот товарищ — в селе Баево Мордовской АССР. Бруклайн —Массачусетс! Баево - Мордовия! Поняли?
У п о л н о м о ч е н н ы й. Мистика!
А н а т о л и й. А еще знаете что?
У п о л н о м о ч е н н ы й. Что?
А н а т о л и й. И Дмитрий Федоровмч и Джон Кеннеди в войну были капитанами торпедных катеров. Оба — лейтенанты! Торпедный катер Джона Кеннеди японцы разбабахали в Тихом океане 2 августа 1943 года. А вот его катер — в Черном море тоже 2 августа 1943 года . Оба выжили, и оба спасли свои команды!
У п о л н о м о ч е н н ы й (обращается к Кендину). Он, что — сочиняет.
К е н д и н (разводит руками). Да, нет. Все так.
У п о л н о м о ч е н н ы й. Охереть! (Про себя.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного! Район — в жопе! Хрущева снимут с
Свидетельство о публикации №225021601121