013. Иван IV

Родился Иван IV 25 августа 1530 года в 7 часов вечера. В этот момент разразилась необычайно сильная гроза. В «Тысячелетней летописи необычных явлений природы» она описывается так: «Гром страшен зело и блистание молний по всем областям земли Русской. Подобного грома и трясения воздуха не было от сотворения Земли». Может быть потому и прозвали его Грозным?

Он был желанным ребенком, его рождения ожидала вся страна. Отец Ивана, великий князь Московский Василий Ш прожил двадцать лет в браке с Саломонией, но детей не имел. При помощи митрополита Даниила и части духовенства он отправил бездетную супругу против её воли в монастырь. И в 1526 году женился на княжне Елене Глинской. Через четыре года, когда Василию Ш было уже за пятьдесят, родился долгожданный наследник Иван IV.

Василий 111 умер в 1533 году и регентшей при 3-летнем сыне Иване стала Елена Глинская. Правила она всего 5 лет, но сделал много полезного для государства.
Первым делом Глинская ужесточила контроль над церковными землями и наложила запрет на приобретение угодий у служащих. Таким образом она перекрыла кислород нечистым на руку боярам, которые расширяли свои владения любой ценой. Борьба Елены была направлена на то, чтобы престолонаследник Иван в будущем получил мирное, покорное и процветающее государство. В начале властвования Елены Васильевны к ней относились крайне негативно, считая самовольно захватившей власть. Однако со временем эти разговоры поутихли, особенно когда положительное действие ее реформ стало очевидным.

Скончалась Елена Васильевна 4 апреля 1538 года при странных обстоятельствах. Многие считали, что женщина стала жертвой отравления, организованного боярами из рода Шуйских. Приводятся данные исследований, согласно которым в останках княгини был обнаружен крысиный яд. Когда мать Ивана умерла, ему было всего 8 лет.

С раннего детства Иван IV был окружен священниками и святыми. Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского. В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий. Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения. Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном. И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата!

Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения (стихири). При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами. Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний (земных поклонов).

Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием».

Еще в юности Иван Васильевич начал живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Еще дед Ивана Грозного, Иван III первым стал именовать себя царем. Однако он не смел дерзнуть называться царем перед иноземными государями. Их царский титул упоминался в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле – «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия (16 лет) Иван заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. и в следующем месяце он заявил боярам о  намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. Он возложил на Ивана Васильевича крест Животворящего Древа, шапку Мономаха и бармы. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник.

Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи. Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей. Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями.

Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу. Наконец, в 1561 году Ивану IV была прислана соборная грамота духовенства восточной православной церкви. В соборной («Утвердительной») грамоте от 1561 был утверждён сан царя на Руси, она была подписана тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами, и утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосафом II Великолепным. Это означало, что Его Святейшество Иосаф II фактически признал преемственность власти русского царя от императоров православной Византии.

Сразу после венчания Ивана на царство был объявлен смотр невест. По многим русским городам были разосланы грамоты такого содержания: «…у которых из вас дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили…». В марте 1547 года Иван женился на Анастасии Романовне Юрьевой-Захарьиной.

Время правления Ивана было необычайно тяжелым, он был окружен изменниками и предателями, оказался вынужден бороться с бунтами и боярскими заговорами. Отравили не только его мать, неоднократно травили смертельными ядами его самого, его жен и детей.

Исследование мощей Иоанна IV специалистами из НИИ судебной медицины Минздрава СССР, проведенное в 1963 году, показало в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличие ртути, мышьяка и меди. В костях его сына Иоанна Иоанновича обнаружено пятикратное превышение ртути, причем по мнению медэкспертов произошло это поступление однократно и в очень высокой смертельной дозе.

Так что не убивал Иван Грозный своего сына, как утверждал недобросовестный масон-историк Карамзин. Его старший сын Иван был отравлен большой дозой яда. К сожалению, этот домысел Карамзина принял на веру великий художник Репин и написал картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана", которая отпечаталась в сознании многих русских людей.

Отравлена была первая любимая жена царя Анастасия, не дожив даже до своего 30-летия, как и вторая жена черкешенка Мария, которая тоже среди полного здоровья вдруг слегла и скончалась "в муках и терзаниях". Ну, а судьбу третьей жены несчастного Ивана Грозного Марфы все мы знаем по опере Римского-Корсакова "Царская невеста". Незадолго до бракосочетания царица Марфа вдруг заболела и, по словам летописца, "стала сохнуть". Бракосочетание состоялось, но Марфа чувствовала себя все хуже и через 2 недели скончалась. А ведь была это со многими испытаниями выбранная, совершенно здоровая, крепкая девушка! Скорбь от всех этих горестей была так велика, что царь Иоанн даже помышлял оставить государево служение и постричься в иноки, а страну оставить на попечение своего сына.

Почему он изменил это решение, никто не знает. Возможно, предательство и измена в самых высших кругах власти, которые привели к скоропостижной смерти его матери Елены, к тяжелой болезни его самого, к смерти всех его трех жен и некоторых детей, не позволили еще полному сил 40-летнему государю оставить тяжелейший царский крест и переложить его на неопытного, болезненного сына.

В этой трудной борьбе необходима была царю поддержка, чем объяснялось создание опричнины. Опричники стали его верной гвардией. Они выбирались из лучших людей царства, царь лично отбирал кандидатов и, зачастую, они были из простого люда. Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие и смуту под контроль. И простой народ любил за это царя.

Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд пострижения во князи. Царь был игуменом для опричников, и выполнял монашеские обязанности. Так в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене, в восемь начиналась обедня. Причем царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное писание. Царь старался воспитать из опричников элиту Руси, он отправлял их получать образование, как в пределах страны, так и за рубеж. Опричники выполняли самые разные задачи: были людьми двора - прислугой, исполнителями, несли охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Они были также военными, благодаря которым был достигнут ряд значительных побед над врагами.

Опричнина стала средством борьбы с боярским произволом и своеволием. Если говорить современными терминами, то правильнее было бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией и сепаратизмом. Выдуманы сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Напротив, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцами.

Известно, что в 1564 году воевода-опричник Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных. В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились. Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля.

Вспомним подвиг другого знаменитого опричника Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что якобы опричники были трусами и неумелыми воинами, это ложь и заблуждение.

Неизбежность введения опричнины, её объективная необходимость диктовались тем, что в борьбе против централизованного государства князья и бояре не останавливались ни перед какими средствами, вплоть до попытки выдачи Ивана Грозного польскому королю, как это установлено после раскрытия в 1567 году грандиозного боярского заговора во главе с князем Владимиром Старицким. Войско опричников сыграло большую роль в ликвидации экономического и политического диктата боярства, искоренении пережитков раздроблённости и укреплении Русского государства.

Н. Карамзин, а за ним и некоторые другие историки распространяли миф о якобы многочисленных казнях, совершенных в годы правления Ивана Грозного. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к цифрам. В синодике времени правления Ивана Грозного - книге поминовения казненных людей, которая затем рассылалась по монастырям для поминовения за упокой души - были 2800 имен! И это за 30 лет правления! Кстати, списки эти являются единственным достоверным документом, позволяющим судить о "размахе репрессий" при царе Иоанне. Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000.

Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации (1520- 1558) казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский (1556-1598) в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Елизавета I (1558-1603)- десятки  тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных (бродяг просто вешали). И таких примеров действительных зверств европейских правителей можно привести очень много..

Зимой 3 декабря 1556 года несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Имущество и иконы царя складывали на сани. "Не могу больше править вами и терпеть постоянные измены и бунты",- говорил царь.
По Москве прокатилось: "Царь нас покидает". Все замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия, лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. А потом столица буквально взорвалась народными сходками: "Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. мы все с своими головами едем за тобой бить челом и плакаться". А купцы и мещане прибавляли: "пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!"
Избрали главными послами к царю высших представителей духовенства, за духовенством вельможи, князья, все бояре, окольничие, дворяне и приказные люди прямо из палат митрополичьих, не заехав к себе в дома; с ними и многие гости, купцы, мещане, чтобы ударить челом государю и плакаться... Значит любил русский народ Ивана Грозного! Однако немало было у него недругов, в особенности за рубежом.

Именно в Европе было искажено его прозвание Грозный, и переведено как Ужасный (Terrible). Жестоким и несправедливым тираном стали называть его в Европе в силу нескольких причин:
1. После того как он запретил евреям торговать и проживать в России. В 1550 году приехал в Москву польский посол с письмом от польского короля Сигизмунда: "Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего,.. что ты жидам не позволяешь с товарами в государство твое въезжать". На что Иоанн отвечал: "Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья (яды) к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела". При Иоанне IV была окончательно искоренена ересь жидовствующая, которая имела еще при его деде Иоанне III довольно сильные позиции среди знати и бояр Москвы и Новгорода. Они старались вывести из подчинения Москве Новгород, для чего организовывали бунты и измены. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, бывший центром западничества и поддерживавший сепаратизм удельных князей.  Об этом тоже в отдельной главе.
2. Царь отказался предать русскую веру- православие и объединиться с католическим Римом. А ведь очень много обещано было ему за переход Руси в католичество - верховная власть как в Киеве, так и в Константинополе. Известны гордые слова сказанные Иваном Грозным монаху-иезуиту Антонию Поссевину в 1581 году: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская — одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера!" И при этом великий русский царь решительно отклонил "домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
3. Ряд его военных побед, значительно увеличили территорию государства и вызвали укрепление самодержавия, что не нравилось Европе. Завладев Казанским ханством, молодой царь разрушил всю систему еврейской торговли славянскими пленниками. В 16 веке работорговля была вся в руках радхонитов (предков современных евреев-сефардов) и, разгромив казанцев, царь положил конец этому самому прибыльному бизнесу, центром которого являлась Казань, ежегодно переправлявшая в малую Азию и дальше до 20 тысяч славян-пленников.

Московское царство при Иване IV было увеличено по территории вдвое, и к завершению его царствования оно впервые стало размером больше всей остальной Европы. Кроме небывалого расширения земель Иваном Грозным было построено 155 новых городов и крепостей, основано около 300 почтовых станций. Возведено более 40 каменных церквей, основано свыше 60 монастырей.
Были созваны церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562, 1580 годах, на которых были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима и Второго Иерусалима.
Проведена церковная, административная и военная реформы, равным которым тогда не было во всем мире.
Военная реформа: Иван Грозный  является создателем первого на Руси постоянного войска. 1 октября 1550 года царь издал Приговор «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей», который заложил основы первого постоянного войска на Руси, имевшего признаки регулярной армии.
Аграрная реформа:  эта реформа явилась очень важной экономической составляющей военной реформы. Была создана государственная поместная система – наследственные наделы земли изымалась у вотчинников-бояр и перераспределялась в пользу служилого дворянства – помещиков.
Первый русский царь провел масштабную реформу государственного управления в России, начатую еще его матерью Еленой Глинской. Он создал законодательные и исполнительные органы. Начали созываться Земские соборы. Согласно Земские соборы были «центральными сословно-представительскими учреждениями России в середине 16 – 17 вв.». Не много существовало в то время стран, в которых были бы таковые демократические учреждения. Возможно в Англии, в которой имелся средневековый английский парламент.
Иван IV Васильевич провел в стране масштабную административную реформу – законодательно установил систему приказного управления государством. В 1551 году на Земском соборе был принят единый нормативно-правовой документ для всего Русского государства, известный как «Судебник Ивана Грозного». Согласно «Судебнику» было создано десять общегосударственных Приказов (аналог современных министерств).
Огромное значение для всей русской истории имел собор 1551 года, названный стоглавым, так как сборник его решений состоял из 100 глав. На Стоглаве было унифицировано церковное право, духовные лица выводились из ведения светского суда. Определялись каноны церковной архитектуры и иконописи. Рост церковного землевладения был поставлен под государственный контроль: земля была основным источником дохода служилых людей, сокращение земельного фонда подрывало боеспособность войска. Решение принималось в государственных интересах — и Церковь была с этим согласна.Царь обязал духовных лиц во во всех городах организовывать школы для детей для "учения грамоте, и научения книжного письма и церковного пения псалтирного". Положено начало книгопечатанию. Усовершенствована судебная система - составлен сборник законов "Судебник". Царь Иоанн запретил повсеместное употребление алкоголя.

Проводимые Иваном Грозным реформы создали из все еще раздробленной архаичной страны сильное централизованное государство.

Говорят, что князь Владимир принес Христу ладан- это православная вера на Руси, святой благоверный Царь Иоанн принес золото - это православная государственность и земли святой Руси, а святой великомученик Николай II принес в дар смирну - это мученическая жертва вместе с народом.


Рецензии
Доброго дня, Полина!
Всегда интересно углубляться в исторические дела, вникать в биографии исторических личностей. Вы это прекрасно делаете. А я почитываю и отмечаю, что цари наши дело своё знали, с малолетства готовились управлять страной. А Иван, преодолевая боярщину, изобрёл опричнину. Он Казань разгромил и пресёк работорговлю. Много добрых дел на его счету, особое место - сохранение православной церкви - третьего Рима.
Читать было интересно.
Всего Вам доброго!
ВАсилий.

Василий Храмцов   16.02.2025 15:49     Заявить о нарушении
Спасибо Василий!

Полина Ребенина   08.04.2025 14:51   Заявить о нарушении