8Ж38
Это не автобиография. Это размышления, почему к моему мнению можно прислушаться.
Я родился в Москве в 1946 году в интеллигентной семье. Отец 1902 г.р. – дворянин, работал преподавателем, профессором, заведующим кафедрой в Московском авиационном институте (МАИ). Мать окончила Библиотечный институт и работала в зав. библиотекой в научно-исследовательском институте. Родители познакомились на Красной площади 9 мая 1945 года и всегда праздновали день своего знакомства.
Семья жила в городке МАИ неподалёку от метро «Сокол» (просто группа домов возле института), сначала в комнате в коммунальной квартире, а с 1953 года в отдельной двухкомнатной квартире вновь построенного дома, полученной от института. В нашем подъезде жили доценты, профессора и академик. В этой научной среде я прожил 22 года. Здесь же в 1954 году родился мой брат Борис, который теперь проживает в Германии.
В СССР в 60-е годы походы в рестораны не были популярными, и научные работники встречали праздники вместе, в складчину на какой-либо квартире. Пили хорошие грузинские вина: Хванчкару, Киндзмараули, Твиши, Ахашении и вечно спорили: Покупать ли красную икру? Да кто её есть-то будет? Чёрной полно! И к тому же конкуренция: улыбающийся поджаренный поросёнок на подносе, лежащий среди гречневой каши… Коньячок, осетринка... Было начало 50-х годов. И, конечно, совсем не так жили колхозники, даже не имевшие паспортов. А я тайно, пробовал настоящие, не поддельные, грузинские вина.
Из МАИ, кроме инженеров, вышло большое число артистов, кинорежиссёров и здесь всегда уделялось внимание спорту. Были спортивные секции, теннисные площадки, стадион, который зимой заливали водой и превращали в большой бесплатный каток с прожекторами, гардеробом, буфетом и точкой коньков.
Днём, студенты из авиамодельных кружков запускали там и испытывали свои кордовые модели. Потом эти студенты создали самолёты, до сих пор, по некоторым позициям, не уступающие сегодняшней авиатехнике.
С 6-го класса я записался в радиокружок и был заядлым радиолюбителем – собирал радиоприёмники, затем магнитофоны и придумывал противоугонные устройства для автомобилей. Тогда радиолюбительство поощрялось государством! Поэтому для меня естественным было поступление в МАИ на радиофакультет. Тогда конкурс был 14 человек на одно место!
Почти все преподаватели МАИ были известные учёные – авторы базовых учебников по различным специальностям.
Все 5 лет обучения в МАИ я с удовольствием ходил в секцию бокса. Тренеры у нас были замечательные. Всё, конечно, бесплатно.
В 1966 году я три месяца работал водителем грузовика ГАЗ-51 в составе целинного студенческого строительного отряда, в Казахстане. Поездил по глубинке, увидел много интересного и узнал о жизни в казахстанских степях. Мы - студенты строили там коровники с механизацией кормления и удаления навоза. Больше никто разобраться в чертежах не мог.
Каждый год в этот колхоз поступали новые зерноуборочные комбайны. Ремонтировать их было некому и осенью их отправляли на большое «кладбище». Весной приходили новые. Социализм, однако!
Более подробно см: http://proza.ru/2017/09/27/1534 Рассказ называется «Моя поднятая целина».
В МАИ была военная кафедра. Помню, как мы ползали по схемам изделия 8Ж38 (копия ФАУ-2) в поисках учебных дефектов. Слово «ракета» произносить было нельзя, только «изделие». И здесь мы получили навыки работы с секретными документами. После окончания института и прохождения военных сборов, всем было присвоено воинское звание лейтенанта.
Моё мнение, что МАИ, помимо технических знаний, тогда делал из студента Человека. И «майовцы» - это была какая-то общность людей, сразу понимавших друг-друга. Прошло 60 лет от описываемых событий! Но сегодняшние преподаватели МАИ рассказывают мне о падении уровня образования, преподавания и т.д.
После окончания института два года я работал в МАИ на кафедре радиолокации и радионавигации, затем, в 1970 году, меня, в звании лейтенанта, призвали на два года в армию. Служил в Сибири, в авиации. Жил в военном городке в 100 км. от Иркутска. Многое узнал о жизни военных. Тогда это было некое братство. И вообще о жизни людей в Сибири. Очень полезно. Сегодня с большим интересом я узнаЮ о жизни в Ангарске и городе Усолье-Сибирское. От этого Усолья, когда ветер в вашу сторону, дышать было нечем. Говорили, что там выпускают лекарства, но вышки и колючая проволока в этом не убеждали.
После окончания службы в армии я поступил в аспирантуру МВТУ им. Баумана и через два с половиной года защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата технических наук.
Поскольку это не принесло материального успеха, то, работая днём преподавателем в институте, я, по вечерам и ночам, подрабатывал в Москве «чёрным таксистом» на родительских Жигулях. Это тоже было познавательно.
Ещё неплохо я подрабатывал, читая лекции по путёвкам общества «Знание». Платили 10 рублей за лекцию! (зарплата инженера около 120 рублей). Кроме денег – мне было интересно мгновенно перестроиться под самые разные аудитории: старшеклассники в школе, пенсионеры в ЖЭКе, публика в кинотеатре перед фильмом, в НИИ, публика в лечебно-трудовом профилактории… Награда – это когда тебя хорошо слушают. Со студенчества хотел стать конферансье – теперь вообще забытая профессия.
Мне всегда нравилась преподавательская работа, я умел и умею популярно излагать сложные вещи, но оплата и минус 25% - вычеты алиментов заставляли задуматься…
(Здесь и далее я не описываю свою богатую личную жизнь, иначе повествование превратится в роман).
Поиски другой работы привели меня в ЦУМВС Аэрофлота. (Центральное управление международных воздушных сообщений), где я два года преподавал пилотам и штурманам радиооборудование самолётов.
Затем, в 1981 году был направлен на работу в Прагу представителем Аэрофлота. Здесь я проработал 5 лет – максимальный срок для загранкомандировок. Очень интересная работа. Я хорошо узнал технологию наземного обслуживания самолётов и пассажиров аэропорту, научился принимать на себя ответственные решения при сбойных ситуациях, при нелётной погоде, технической неисправности самолета. Это целый мир!
Отдельный рассказ - это работа с пассажирами, а их вылетало из Праги более 100 000 в год!
В те годы, кроме обычных пассажиров практически на каждом рейсе в Прагу прилетали и вылетали пассажиры ВИП (особо важные пассажиры) – партийные и государственные деятели, известные артисты. Работа с ними требовала от представителя Аэрофлота некоторых специфических умений человеческого общения и здоровой печени.
Вообще работа за границей дает очень много для познания человеческой натуры и особенно соотечественников. Подробно об этом можно прочитать у меня здесь http://proza.ru/2022/02/11/886 Материал называется «Аэрофлот. Прага 1981-1986. Записки представителя».
Многие, и особенно чехи, думают, что работа в Аэрофлоте - это обязательно сотрудничество с КГБ. Но если вы прочитаете мои Записки представителя, то поймёте, что при таком огромном объёме работы заниматься ещё чем-то просто физически невозможно. Да и существует масса других загранучреждений... Кстати, к моему удивлению, ко мне ни разу в жизни не подходили с такими предложениями! Наверное, моё происхождение не подходило.
После возврата в Москву из Чехословакии я работал в Институте инженеров гражданской авиации – преподавал на курсах будущих представителей Аэрофлота. Там же написал, и издал учебное Пособие по работе представителей Аэрофлота за границей.
И тут началась «Перестройка». Кафедру расформировали. Я занялся бизнесом с ЧССР. Здесь было много наблюдений, но особенно яркими было вынужденное изучение работы советской и российской таможни.
Итак: я жил при Сталине, Берии, Маленкове, Хрущёве, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине, а теперь живу при Путине. Все руководители дружно обещали улучшение жизни в БУДУЩЕМ… Наиболее запомнилось: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! (1961г. Хрущёв)», и «К 2000 году каждой семье отдельную квартиру! (1986г. Ельцин)».
Конечно, можно объявлять перестройку, менять название государства, улиц, но многие люди и сегодня по своей психологии остаются по-прежнему неисправимо советскими.
Я переехал в Прагу в 1994 году не потому, что не поверил этим и подобным обещаниям. И не за изобилием колбасы! Уже тогда, я (не хвалюсь) предвидел будущее и понимал мою нравственную несовместимость с этим обществом. И сегодня это предвидение полностью подтвердилось.
В Чехии я занимался бизнесом и своим неистребимым хобби – писательством. В основном, пишу короткие юмористические рассказы. Издал здесь семь книжек. Более 10 лет я возглавлял Союз русскоязычных писателей в Чехии и издавал толстый литературный журнал «Пражский Парнас». Провёл в Праге семь Международных литературных фестивалей.
С 2014 года я ушел из Союза писателей и перестал издавать журнал. Сегодня нет Союза и журнал не издаётся.
Каждый абзац вышенаписанного может быть отдельным рассказом. Только ведь осмысленное чтение очень болезненно!
По-прежнему пописываю рассказики и провожу встречи-выступления на разные темы, летом организую «Прогулки с писателем» по интересным местам Чехии.
Люблю собак.
Прага. 14 февраля 2025 г.
Свидетельство о публикации №225021601297