Новаторы

               
        Сегодня встретить в стенах школы учителей-мужчин не так просто. Они исчезают как когда-то исчезли динозавры. А жаль, ведь многие из них являются для ребят примером для подражания. Мужское воспитание оказывает на мальчишек положительное влияние. Кто-то сказал, что школа без учителей мужчин - это как неполная семья.

        В мужчинах-учителях нуждаются и директора школ. Куда без них: кто будет дежурить на школьных вечерах, кто организует спортивные и туристические мероприятия для коллег по работе, кто, в конце концов, починит протекающую крышу школьного здания и не всегда за деньги. Трудовик вставит разбитое стекло, потому что родителей не дождешься. Учитель рисования внесет лепту в оформление школы.
Словом,  без них - никуда.

        Состав учителей- мужчин десятков тысяч  советских школ мало чем отличался. В него входили как их называли в повседневной жизни - физруки, трудовики, музруки, военруки, реже - учителя рисования и черчения.

        В Солнцевской школе, о событиях в которой пойдет речь, уже почти год как после окончания вуза отработал молодой учитель истории, которого один из физруков, Евгений Иванович окрестил «ботаником» за интеллигентность, наивность и пользование очками округлой формы.
 
        У Дениса Андреевича, так звали историка, родился ребенок: девочка. Женщины-коллеги принялись поздравлять новоявленного отца и интересоваться как прошли роды, каковы параметры роста и веса младенца, здоровы ли девочка и мама, куплена ли детская кроватка.

        Мужчины пригласили именинника торжества в кабинет физруков, который одновременно являлся курилкой и своеобразным шахматно-шашечным клубом,  поздравили, и, первым делом, проявили интерес к имени новорожденной, а следом, что было все-таки главенствующим, поинтересовались, когда «проставится» молодой отец.

        - Когда будем, Денис, отмечать рождение дочери? - задал ему в лоб вопрос другой физрук Сергей Владимирович.

        - Да я как-то не думал об этом, это что, обязательно? – откашлявшись от сигаретного дыма, сказал историк.

        У мужиков даже от этих слов перехватило дыхание.

        - Ты мог и не думать, но мы - то, согласно заведенной на Руси традиции, намерены выпить за появление на свет твоей дочери, чтобы она росла и радовала родителей, чтобы болезни обходили не только ее, но и  отца с матерью. Поэтому ты должен проставиться. Кстати, мы твою первую зарплату тоже не обмыли. Забыл?

        - Что я должен сделать?

        - Все очень просто, ты идешь в магазин и покупаешь литр водки и закусочку и мы, душевно беседуя, посидим.

        - А   можно без меня?  Я не употребляю спиртное.

        - Жена не разрешает?

        - Нет, не в этом дело. Просто, когда я попробовал в первый раз вино, у меня сильно закружилась голова, больше я и не пытался.

        Нить разговора взял в свои руки военрук Виктор Петрович:

        - Хорошо, несчастный, твое присутствие не обязательно, только доставь завтра к десяти  ноль ноль местного времени необходимые напитки и закуску для обмывания.
 
        - Завтра уроки у всех, Петрович, давайте в другой день, - вмешался в разговор кто-то из коллег.

        - Ну и что, уроки, можно после них собраться.

        При этом выяснилось, что занятия у всех заканчиваются в разное время, а ожидать придется кому час, кому два.

        Петрович, бывший военный и старший по возрасту, взял на себя судьбоносное решение.

        - Вот что я вам скажу. Мы ни разу  за год не отметили ни один праздник вместе здесь на работе.

        - А день рождения шефа. Забыл?

        - Это не считается, во-первых, это было уже после работы, а, во-вторых, считай, что с разрешения и при непосредственном участии начальства.

        - А в январе, как раз на Крещение?

        - Тогда детей отпустили с занятий из-за мороза, да и в школе холодина была. Мы не пьянствовали, а отогревались. Тоже не считается.

        - Тогда предлагай, Петрович.

        - Тактика такова: на улице прекрасная погода, конец мая, отметим событие на стадионе на пятом уроке.  Вы, - он кивнул физрукам, там все-равно проводите занятия, я тоже выведу своих в хоккейную коробку.  Приглашу медичку, она будет обучать   способам оказания первой помощи при травмах и ранениях.

        - А остальные?
 
        Музрук,  Александр Николаевич,  заулыбался и безоговорочно поддержал идею.

        - Я выведу детей на улицу, будут слушать пение птиц.
 
        - А если их не будет, посадишь кого-то вместо соловья дроби выстукивать?

        - Нет, скворцы поют, а сейчас прекрасная погода, они вовсю разойдутся, да и соловьи активные. Ну, в крайнем случае, буду с детьми заниматься.

        - Проведу занятие на тему «Красота динамики спорта», - нашелся учитель рисования Владимир Иванович, - только на лавочках всем место должно быть, чтобы удобно было рисовать. На всякий случай прихватим с ребятами   пяток табуреток. Но, только я пить не буду, вы же знаете…

        - Знаем твои болячки, знаем, прервал его Петрович и  обратился к трудовику:

        - А ты чего молчишь?

        - Мне проще простого. Мария Тимофеевна, биологичка, давно просила починить забор, разделяющий стадион с производственным участком. Ребята возьмут молотки, гвозди, ножовки, гвоздодеры и займутся ремонтом, а девочки будут помогать готовить грядки и садить овощи.

        - Ну, вот, вроде все будут при деле и на стадионе. На пятом уроке там и встречаемся.

        - А как мы это…, - хотел задать вопрос музрук.

        - На стадионе хозяева - учителя физкультуры. Пусть проработают вопросы конспирации. Это им решать.

        Завуч, Юлия Сергеевна,  сидя у себя в кабинете, рассматривала очередные методические разработки, подготовленные учителями. На свою должность она была назначена директором недавно: полгода назад. Молодой учитель понравился руководителю своим отношением к работе, поиском нестандартных подходов в вопросах обучения. Юлия Сергеевна десять лет назад окончила эту же школу, прекрасно знала учителей, теперь уже коллег по работе. Они, в свою очередь, помогали ей и делились своим опытом, который она впитывала вкупе с кучей методической литературы, знакомящей с педагогическим творчеством учителей-новаторов.

        Юлия Сергеевна была незамужней и проживала с родителями. А это значит, что жила школой и находилась, работая в ее стенах, с утра до вечера.

        Она выглянула в окно, выходящее на школьный стадион и  очень удивилась, так как он заполнялся детьми, притом  разновозрастными.

        «Это еще что такое, вроде никаких мероприятий общешкольного масштаба не намечалось. Откуда тогда такая массовка», - подумала завуч и решила пойти разобраться,  и  директор, если спросит, а она не знает, в чем дело, будет очень стыдно.

        Юлия Сергеевна успела как раз к началу урока.
 
        - Что здесь за внеплановое мероприятие?- спросила она у подошедшего к ней Евгения Ивановича.

        - У кого что, - у нас с коллегой физкультура в параллельных классах. Мы внесли в занятие соревновательный элемент. Мальчики играют в футбол: класс на класс, а девочки, вы их видите на волейбольной площадке, в волейбол. Все играют с азартом и удовольствием.

        Пока  Евгений  Иванович рассказывал молодому завучу цели и задачи урока, к ним подтянулись другие учителя.
 
        - Вы что здесь делаете и почему оставили детей без присмотра? И почему занятия на стадионе?- придавая голосу строгость спросила она.

        - У меня ребята ловят динамику спорта и переносят увиденное  в альбомы, - пояснил учитель рисования.

        - Слышите стук молотков? Это мои ремонтируют ограду пришкольного участка. Там с ними Мария Тимофеевна, она лучше знает, что нужно  сделать.

        - А ваших я видела идущими  с какими-то длинными свертками, это что такое?

        - Носилки. Ребят обучает оказанию первой медицинской помощи Нина Николаевна, школьный фельдшер.
 
        Для Юлии Сергеевны все это было неожиданным, она сразу и не могла ничего сказать, а тем более дать оценку происходящего.

        - Ну, а ваши подопечные, что, хоровое пение будут исполнять? - обратилась она к учителю пения.
 
        - Возможно и будут, только главное на сегодняшнем уроке, это слушание пения птиц. К сожалению, удары молотков их спугнули, но, надеюсь, они привыкнут. Если что, то будем петь.

        - Хорошо,- промолвила начальница, я поприсутствую здесь, мне это очень интересно и, кажется, это некое новшество в проведении занятий.

        Мужчины начали переглядываться: ведь их план рушился. Однако, Петрович сделал объявление, которое все поняли правильно и успокоились. А заявил он следующее:

        - Совсем недавно мы с вами вступили добровольно в общество трезвости,  получили удостоверения, однако ведомость составили только сейчас. Нужно будет подойти ко мне и расписаться.
 
        - А как расписываться, на ладони, что ли?

        - Нет, что вы, видите  те  кусты,- показал он рукой на густые заросли акации, росшей на стадионе на границе с пришкольным огородом,- там на футляре от баяна, который любезно предоставил коллега,  лежит ведомость, в которой вы и распишитесь.

        - Ну, тогда сейчас и пойдем.

        - Ни в коем случае не торопитесь. Идите к детям, проконтролируйте ход урока и затем подходите по одному,- подсказала Юлия Сергеевна.

        - Юлия Сергеевна абсолютно права и мы поступим как она сказала, - резюмировал Петрович и первым направился к заветному зеленому уголку.

        Прошло минут пять, он не появлялся, затем вышел, всматриваясь за деревца, растущие по периметру стадиона, и направился прямо к учителю пения.

        - Что, свистят соловьи?

        - Да, прислушайся, красота какая.

        - У нас тоже твой кофр или как его там, футляр с содержимым тоже свистом пошел. Я же физрукам говорил, чтобы учли все нюансы.

        - Как свистом?

        - Нет его  в кустах. Видимо, пацаны ремонтировали ограду, а там как раз было выбито несколько штакетин, вот они его и взяли. Короче, физруки сорвали операцию, не обеспечив конспирацию.

        - Сейчас узнаю,- музрук подошел к ограде и окликнул работающую с девочками  Марию Тимофеевну, которая очень удивилась стоящему у забора коллеге.

- Александр Николаевич, ты пришел порадовать нас песней? Что ты делаешь на стадионе?

        - Потом расскажу. Вы не видели у мальчишек футляр от баяна.

        - Так это был твой? Ребята нашли его в кустах. Я же не знала, что ты здесь и сказала им, чтобы отнесли в кабинет директора школы. Так что не бойся, не пропадет. Там в нем еще что-то было, правильно?

        - Музрук оставил вопрос без ответа. Операция явно была провалена, о чем он и сообщил коллегам по работе, ставшими одновременно  соратниками  по несчастью.

        - Хорошо, что я там все аккуратно упаковал и закрыл на замочек, - сообщил он мужчинам.

        - Ну- ну, шеф через стены все видит, а здесь какая-то картонка, внутри которой что-то звенит и булькает. Сразу все поймет. Короче, ничего хорошего не предвидится.

        Через пару дней состоялось заседание педсовета, посвященное завершению учебного года. Когда повестка дня была исчерпана, слово взяла завуч Юлия Сергеевна. Волнуясь и торопясь, она начала излагать, на каких замечательных уроках у  коллег ей посчастливилось поприсутствовать.
 
        - Представляете, дети занимались на природе, были мотивированы спортивным соперничеством, познавали красоту пения птиц, выполнили общественно-значимую работу на пользу школе, отремонтировав ограду, оказывали помощь…

        - Юлия Сергеевна, спасибо! – перебил ее раздраженно директор школы. - Мы это обсудим с вами и, если будет необходимость, обобщим, что вы,  думаю, хотели предложить. Это уже за рамками педсовета. Всем спасибо и до свидания. А мужчин- новаторов попрошу остаться.

        Когда все вышли, побагровевший и  не только оттого, что имел вторую степень гипертонии, руководитель обратился после долгой и напряженной паузы к присутствующим.

        - Ну что, новаторы, последователи и продолжатели идей Песталоцци и Жана Жака Руссо, прошу вас, каждого, изложить подробно  свои методические новации в объяснительной записке на мое имя и принести мне в кабинет через пятнадцать минут.  Особое внимание прошу уделить описанию влияния содержимого в футляре из- под баяна на организацию процесса проведения занятий в чистой экологической среде, коим является свежий воздух. Вопросы есть? – в полнейшей тишине он оглядел каждого.

        Вопросов не последовало.


Рецензии
Добрый день, Сергей! Рассказ очень понравился. Эх, жаль, что сорвалось такое "важное" мероприятие, несмотря на хорошую подготовку. К сожалению, не всё удалось предусмотреть.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,

Людмила Каштанова   15.03.2025 10:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила!
Зря не включили в команду директора и, думаю, план бы сработал.
Всего Вам хорошего!
С уважением,

Сергей Химочка   15.03.2025 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.