Новаторы
Сегодня встретить в стенах школы учителей-мужчин не так просто. Они исчезают как когда-то исчезли динозавры. А жаль, ведь многие из них являются для ребят примером для подражания. Мужское воспитание оказывает на мальчишек положительное влияние. Кто-то сказал, что школа без учителей мужчин - это как неполная семья.
В мужчинах-учителях нуждаются и директора школ. Куда без них: кто будет дежурить на школьных вечерах, кто организует спортивные и туристические мероприятия для коллег по работе, кто, в конце концов, починит протекающую крышу школьного здания и не всегда за деньги. Трудовик вставит разбитое стекло, потому что родителей не дождешься. Учитель рисования внесет лепту в оформление школы.
Словом, без них - никуда.
Состав учителей- мужчин десятков тысяч советских школ мало чем отличался. В него входили как их называли в повседневной жизни - физруки, трудовики, музруки, военруки, реже - учителя рисования и черчения.
В Солнцевской школе, о событиях в которой пойдет речь, уже почти год как после окончания вуза отработал молодой учитель истории, которого один из физруков, Евгений Иванович окрестил «ботаником» за интеллигентность, наивность и пользование очками округлой формы.
У Дениса Андреевича, так звали историка, родился ребенок: девочка. Женщины-коллеги принялись поздравлять новоявленного отца и интересоваться как прошли роды, каковы параметры роста и веса младенца, здоровы ли девочка и мама, куплена ли детская кроватка.
Мужчины пригласили именинника торжества в кабинет физруков, который одновременно являлся курилкой и своеобразным шахматно-шашечным клубом, поздравили, и, первым делом, проявили интерес к имени новорожденной, а следом, что было все-таки главенствующим, поинтересовались, когда «проставится» молодой отец.
- Когда будем, Денис, отмечать рождение дочери? - задал ему в лоб вопрос другой физрук Сергей Владимирович.
- Да я как-то не думал об этом, это что, обязательно? – откашлявшись от сигаретного дыма, сказал историк.
У мужиков даже от этих слов перехватило дыхание.
- Ты мог и не думать, но мы - то, согласно заведенной на Руси традиции, намерены выпить за появление на свет твоей дочери, чтобы она росла и радовала родителей, чтобы болезни обходили не только ее, но и отца с матерью. Поэтому ты должен проставиться. Кстати, мы твою первую зарплату тоже не обмыли. Забыл?
- Что я должен сделать?
- Все очень просто, ты идешь в магазин и покупаешь литр водки и закусочку и мы, душевно беседуя, посидим.
- А можно без меня? Я не употребляю спиртное.
- Жена не разрешает?
- Нет, не в этом дело. Просто, когда я попробовал в первый раз вино, у меня сильно закружилась голова, больше я и не пытался.
Нить разговора взял в свои руки военрук Виктор Петрович:
- Хорошо, несчастный, твое присутствие не обязательно, только доставь завтра к десяти ноль ноль местного времени необходимые напитки и закуску для обмывания.
- Завтра уроки у всех, Петрович, давайте в другой день, - вмешался в разговор кто-то из коллег.
- Ну и что, уроки, можно после них собраться.
При этом выяснилось, что занятия у всех заканчиваются в разное время, а ожидать придется кому час, кому два.
Петрович, бывший военный и старший по возрасту, взял на себя судьбоносное решение.
- Вот что я вам скажу. Мы ни разу за год не отметили ни один праздник вместе здесь на работе.
- А день рождения шефа. Забыл?
- Это не считается, во-первых, это было уже после работы, а, во-вторых, считай, что с разрешения и при непосредственном участии начальства.
- А в январе, как раз на Крещение?
- Тогда детей отпустили с занятий из-за мороза, да и в школе холодина была. Мы не пьянствовали, а отогревались. Тоже не считается.
- Тогда предлагай, Петрович.
- Тактика такова: на улице прекрасная погода, конец мая, отметим событие на стадионе на пятом уроке. Вы, - он кивнул физрукам, там все-равно проводите занятия, я тоже выведу своих в хоккейную коробку. Приглашу медичку, она будет обучать способам оказания первой помощи при травмах и ранениях.
- А остальные?
Музрук, Александр Николаевич, заулыбался и безоговорочно поддержал идею.
- Я выведу детей на улицу, будут слушать пение птиц.
- А если их не будет, посадишь кого-то вместо соловья дроби выстукивать?
- Нет, скворцы поют, а сейчас прекрасная погода, они вовсю разойдутся, да и соловьи активные. Ну, в крайнем случае, буду с детьми заниматься.
- Проведу занятие на тему «Красота динамики спорта», - нашелся учитель рисования Владимир Иванович, - только на лавочках всем место должно быть, чтобы удобно было рисовать. На всякий случай прихватим с ребятами пяток табуреток. Но, только я пить не буду, вы же знаете…
- Знаем твои болячки, знаем, прервал его Петрович и обратился к трудовику:
- А ты чего молчишь?
- Мне проще простого. Мария Тимофеевна, биологичка, давно просила починить забор, разделяющий стадион с производственным участком. Ребята возьмут молотки, гвозди, ножовки, гвоздодеры и займутся ремонтом, а девочки будут помогать готовить грядки и садить овощи.
- Ну, вот, вроде все будут при деле и на стадионе. На пятом уроке там и встречаемся.
- А как мы это…, - хотел задать вопрос музрук.
- На стадионе хозяева - учителя физкультуры. Пусть проработают вопросы конспирации. Это им решать.
Завуч, Юлия Сергеевна, сидя у себя в кабинете, рассматривала очередные методические разработки, подготовленные учителями. На свою должность она была назначена директором недавно: полгода назад. Молодой учитель понравился руководителю своим отношением к работе, поиском нестандартных подходов в вопросах обучения. Юлия Сергеевна десять лет назад окончила эту же школу, прекрасно знала учителей, теперь уже коллег по работе. Они, в свою очередь, помогали ей и делились своим опытом, который она впитывала вкупе с кучей методической литературы, знакомящей с педагогическим творчеством учителей-новаторов.
Юлия Сергеевна была незамужней и проживала с родителями. А это значит, что жила школой и находилась, работая в ее стенах, с утра до вечера.
Она выглянула в окно, выходящее на школьный стадион и очень удивилась, так как он заполнялся детьми, притом разновозрастными.
«Это еще что такое, вроде никаких мероприятий общешкольного масштаба не намечалось. Откуда тогда такая массовка», - подумала завуч и решила пойти разобраться, и директор, если спросит, а она не знает, в чем дело, будет очень стыдно.
Юлия Сергеевна успела как раз к началу урока.
- Что здесь за внеплановое мероприятие?- спросила она у подошедшего к ней Евгения Ивановича.
- У кого что, - у нас с коллегой физкультура в параллельных классах. Мы внесли в занятие соревновательный элемент. Мальчики играют в футбол: класс на класс, а девочки, вы их видите на волейбольной площадке, в волейбол. Все играют с азартом и удовольствием.
Пока Евгений Иванович рассказывал молодому завучу цели и задачи урока, к ним подтянулись другие учителя.
- Вы что здесь делаете и почему оставили детей без присмотра? И почему занятия на стадионе?- придавая голосу строгость спросила она.
- У меня ребята ловят динамику спорта и переносят увиденное в альбомы, - пояснил учитель рисования.
- Слышите стук молотков? Это мои ремонтируют ограду пришкольного участка. Там с ними Мария Тимофеевна, она лучше знает, что нужно сделать.
- А ваших я видела идущими с какими-то длинными свертками, это что такое?
- Носилки. Ребят обучает оказанию первой медицинской помощи Нина Николаевна, школьный фельдшер.
Для Юлии Сергеевны все это было неожиданным, она сразу и не могла ничего сказать, а тем более дать оценку происходящего.
- Ну, а ваши подопечные, что, хоровое пение будут исполнять? - обратилась она к учителю пения.
- Возможно и будут, только главное на сегодняшнем уроке, это слушание пения птиц. К сожалению, удары молотков их спугнули, но, надеюсь, они привыкнут. Если что, то будем петь.
- Хорошо,- промолвила начальница, я поприсутствую здесь, мне это очень интересно и, кажется, это некое новшество в проведении занятий.
Мужчины начали переглядываться: ведь их план рушился. Однако, Петрович сделал объявление, которое все поняли правильно и успокоились. А заявил он следующее:
- Совсем недавно мы с вами вступили добровольно в общество трезвости, получили удостоверения, однако ведомость составили только сейчас. Нужно будет подойти ко мне и расписаться.
- А как расписываться, на ладони, что ли?
- Нет, что вы, видите те кусты,- показал он рукой на густые заросли акации, росшей на стадионе на границе с пришкольным огородом,- там на футляре от баяна, который любезно предоставил коллега, лежит ведомость, в которой вы и распишитесь.
- Ну, тогда сейчас и пойдем.
- Ни в коем случае не торопитесь. Идите к детям, проконтролируйте ход урока и затем подходите по одному,- подсказала Юлия Сергеевна.
- Юлия Сергеевна абсолютно права и мы поступим как она сказала, - резюмировал Петрович и первым направился к заветному зеленому уголку.
Прошло минут пять, он не появлялся, затем вышел, всматриваясь за деревца, растущие по периметру стадиона, и направился прямо к учителю пения.
- Что, свистят соловьи?
- Да, прислушайся, красота какая.
- У нас тоже твой кофр или как его там, футляр с содержимым тоже свистом пошел. Я же физрукам говорил, чтобы учли все нюансы.
- Как свистом?
- Нет его в кустах. Видимо, пацаны ремонтировали ограду, а там как раз было выбито несколько штакетин, вот они его и взяли. Короче, физруки сорвали операцию, не обеспечив конспирацию.
- Сейчас узнаю,- музрук подошел к ограде и окликнул работающую с девочками Марию Тимофеевну, которая очень удивилась стоящему у забора коллеге.
- Александр Николаевич, ты пришел порадовать нас песней? Что ты делаешь на стадионе?
- Потом расскажу. Вы не видели у мальчишек футляр от баяна.
- Так это был твой? Ребята нашли его в кустах. Я же не знала, что ты здесь и сказала им, чтобы отнесли в кабинет директора школы. Так что не бойся, не пропадет. Там в нем еще что-то было, правильно?
- Музрук оставил вопрос без ответа. Операция явно была провалена, о чем он и сообщил коллегам по работе, ставшими одновременно соратниками по несчастью.
- Хорошо, что я там все аккуратно упаковал и закрыл на замочек, - сообщил он мужчинам.
- Ну- ну, шеф через стены все видит, а здесь какая-то картонка, внутри которой что-то звенит и булькает. Сразу все поймет. Короче, ничего хорошего не предвидится.
Через пару дней состоялось заседание педсовета, посвященное завершению учебного года. Когда повестка дня была исчерпана, слово взяла завуч Юлия Сергеевна. Волнуясь и торопясь, она начала излагать, на каких замечательных уроках у коллег ей посчастливилось поприсутствовать.
- Представляете, дети занимались на природе, были мотивированы спортивным соперничеством, познавали красоту пения птиц, выполнили общественно-значимую работу на пользу школе, отремонтировав ограду, оказывали помощь…
- Юлия Сергеевна, спасибо! – перебил ее раздраженно директор школы. - Мы это обсудим с вами и, если будет необходимость, обобщим, что вы, думаю, хотели предложить. Это уже за рамками педсовета. Всем спасибо и до свидания. А мужчин- новаторов попрошу остаться.
Когда все вышли, побагровевший и не только оттого, что имел вторую степень гипертонии, руководитель обратился после долгой и напряженной паузы к присутствующим.
- Ну что, новаторы, последователи и продолжатели идей Песталоцци и Жана Жака Руссо, прошу вас, каждого, изложить подробно свои методические новации в объяснительной записке на мое имя и принести мне в кабинет через пятнадцать минут. Особое внимание прошу уделить описанию влияния содержимого в футляре из- под баяна на организацию процесса проведения занятий в чистой экологической среде, коим является свежий воздух. Вопросы есть? – в полнейшей тишине он оглядел каждого.
Вопросов не последовало.
Свидетельство о публикации №225021600153
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,
Людмила Каштанова 15.03.2025 10:02 Заявить о нарушении
Зря не включили в команду директора и, думаю, план бы сработал.
Всего Вам хорошего!
С уважением,
Сергей Химочка 15.03.2025 14:34 Заявить о нарушении