История как стохастический процесс

История как стохастический процесс.

         Сергей Переслегин, футуролог и автор одной из альтернативных концепций истории – концепции квантовой истории предлагает и развивает идеи о том, что историческое знание неоднозначно, оно состоит из альтернатив и не может быть точным.
          Историкам не известны все возможные перипетии событий и лиц, все существующие документы, не открыты все архивы и т.д.
          Даже подлинные исторические документы, например, летописи не сохранились в неизменном виде.  Они переписывались, трактовались  в угоду текущим событиям и властям.
В русской истории верить можно, пожалуй, только берестяным грамотам.

          В своей книге «Возвращение к звездам: фантастика и эволюция» он пишет:
"Историческому знанию присуща принципиальная неопределенность. Мы не можем, оставаясь в рамках сенсорного подхода, приписать событиям фиксированную истинность, построить соответствие между множеством высказываний и множеством (истина, ложь). Такой алгоритм не существует и не может существовать.
Следовательно, мы обязаны приписывать высказываниям вероятность истинности – ввести дополнительный внешний интуитивный параметр. Но в таком случае имеет смысл говорить либо об однозначности исторического знания, либо об его объективности, но не о том и другом одновременно. Поскольку объективность (независимость от исследователя) - атрибутивное свойство науки, приходится заключить, что история неоднозначна: существует не единственное фиксированное прошлое, но некоторое распределение альтернативных историй, различающихся вероятностью реализации. "

            Получается, что о прошлом, как и о будущем мы можем судить лишь с определенной степенью вероятности.
Неопределенность истории Переслегин сравнивает с неопределенностью состояния квантовой частицы, описываемой как принцип неопределенности Гейзенберга.

            Однако, с моей точки зрения, природа неопределенности исторического процесса имеет другую природу, а именно, природу стохастического (случайного, вероятностного) процесса.
Поясню, что я имею в виду.

           В любой заданный момент времени исторический процесс представляет собой одновременное происходящее множество событий, каждое из которых принадлежит некоторой ветке событий, имеющих свою закономерность и причинно-следственную связь.
В этом смысле исторический процесс является классическим случайным процессом( стохастический процесс).
То есть, это не одна какая-то ветка развития событий, это множество веток, собранных в некоторый пучок.
Как метла состоит из разных веток, так и исторический процесс состоит из разных ветвей событий, развивающихся в некотором смысле независимо.

Вопрос в том, чтобы не выхватывать одну веточку (цепочку событий) и описывать ее, а суметь увидеть все ветки, как целое, составленное из них.

          Представление о прошлом, как о множественности параллельных во времени цепочек событий дает инструмент прогнозирования будущего.
А ведь нас интересует прогноз будущих событий.
То, что будущее имеет варианты интуитивно понятно, но как оценить тот или иной вариант развития событий.
          Если у нас есть одна сквозная последовательность событий в прошлом, то будущее можно экстраполировать по этой последовательности. Правда, с оговоркой, что система развивается эволюционным образом.
         Если же принять во внимание другие ветки событий в прошлом, то прогнозирование будущего становится более точным, уточняются оценки вероятностей тех или иных событий в будущем.
Методы теории стохастических процессов хорошо разработаны, но они применяются для анализа сложных систем в физике, радиотехнике, но никак не в истории, хотя история типичный стохастический ( случайный) процесс.

Если прошлое представляет собой не одну фиксированную цепь событий, то, естественно, что и будущее можно рассматривать как совокупность возможных сценариев, а не единственную неизбежную линию развития и вероятность этих сценариев можно оценить.


Рецензии
Один историк-собутыльник по студенческим пирушкам, на которых процветал "филологический трёп", называл это "пучком альтернатив". Кажется, он ничего не слышал о Гейзенберге или принципе Паули. А насчёт "спина" и других квантовых фокусов имел представление по колымам в Самтресте, когда после работы грузчиком СПИНА болела...После пахоты на колыме выдавали "отовраку" по две бутылки хорошего вина "на рыло". Обычно это вино выпивалось на тех самых пирушках. Но он "зажал" две бутылки , нес их их в авоське, выпендриваясь. Согнув крючком указательный палец, перекинув через плечо. И авоська грохнулась на асфальт....И только осколочки и мокрое место...Так вот и все эти теории. Тягомотные исторические трактаты осточертели. Если бы все писали , как Лев Гумилёв, что не оторвешься...А то документов наворочают-тут же уснёшь-Любовь, Любовь.Пора бы уж и какой-нибудь мой ПУЧКОВО-АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ роман осилить. А то годы-то летят , как птицы...А всё вокруг да около...

Юрий Николаевич Горбачев 2   18.02.2025 00:25     Заявить о нарушении
Юрий Николаевич, благодарю за отклик.
Сочувствую вашему другу -собутыльнику.)
Мораль же басни такова:
Что заимел, держи покрепче,
Из рук его не выпускай,
и двигайся шустрей и резче,
ну, а разбил - не унывай!
всех благ и удачи!

Ия Белая   18.02.2025 11:50   Заявить о нарушении
Вот вы и нарисовали "пучок альтернатив" из двух прутиков!)))Кого же ими высечь-этими розгами?

Юрий Николаевич Горбачев 2   18.02.2025 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.