Впечатления о книге Галины Щекиной Видана
В небольшом по объёму рассказе «Мимо Дафны» рассказывается о судьбе Нилы. Она работает в библиотеке и мечтает о самосовершенствовании и внутреннем росте. Ради этого Нила посещает тренинги, семинары, но продолжает оставаться легко ранимым и неуверенным в себе человеком. Автор даёт скуповатый, но ёмкий портрет Нилы: «Худая шея, очень короткая студенческая стрижка и насупленный взгляд Нилы говорили о некотором обаянии, но в то же время подсказывали, что ей часто не до себя» [1, с. 89].
Но после того как описывается знакомство Нилы с удивительной женщиной – Дафной, становится очевидным, что именно она – Дафна, является главной героиней рассказа.
Дафна работает в родильном блоке врачом-акушером и отличается неиссякаемым душевным теплом, которым щедро делиться с окружающими её людьми. Она искренне сопереживает всем нуждающимся в помощи и при первой же возможности, не считаясь ни с чем, эту помощь предоставляет. У Дафны есть семья, множество друзей, она состоявшийся и точно знающий свои цели и задачи человек. Облик Дафны имеет яркое и метафоричное описание, которое также раскрывает и черты её характера: «…отсвет её улыбки лучом скользнул по встречному лицу. Тепло, таимое в уголках вишнёво-спелого рта, так и рвалось наружу. Его было много и рассеивалось оно куда зря, с царским величием. Чёрные локоны трепыхались у щеки и пружинисто падали на норковый песочный воротник. И каблучки как выстрелы. Это дама была не из простых! Она знала, как себя нести» [1, с. 89].
После встречи с Дафной и благодаря её активной помощи в жизни Нилы начинают происходить коренные изменения. В финале рассказа она становиться самодостаточным и уверенным в себе человеком. Это находит своё отражение и в облике и в поведении героини. Но Дафна навсегда осталась в её сердце: «…Нила никогда не забывала, что Дафна заставила ее лечиться и расцветать физически и душевно. И невероятно тосковала Нила о такой подруге, которая словно духовная мать, издали помогала ей…» [1, с. 96].
Внутренний мир Дафны, при всей казалось бы очевидности, далеко не прост. С одной стороны помогая остро нуждающимся в этом людям, она щедро расходует свои силы и время. Это качество Дафны восхищает Нилу: «… Нила ощутила гордость и торжество. Вот это подарок! Вот с каким человеком ее жизнь свела. И опоздай она, Нила могла бы закончить летальным исходом. Подумать только – у самой Дафны семья, дочка, разведенный муж, работенка страшенная, а она еще мотается по палатам, слезы чужие утирает. Вот огонь-то сердца где…» [1, с. 93].
С другой стороны Дафна не согласна разменивать себя на мелочи. Она готова пойти на большие жертвы, лишь следуя своим принципам и идеалам. Однажды на встрече в женском клубе она заявила: «Оглянитесь назад, сестры … Мы все воспитаны так чтобы жить для кого-то, всю-то жизнь мы бесплатное приложение к нашим детям, мужу, к нашей работе. И всегда мы – то кухарки, то прачки, то уборщицы, а когда же мы – это мы? Когда вспоминаем про свое настоящее Я? Русских женщин обычно воспитывают жертвами, чтобы они жертвовали и гордились этим. Но нужны ли такие жертвы? Речь уже не идет о самореализации, о погибшем таланте, о сломанной карьере. До этого вообще не доходит дело… Мы скоро забудем свои имена» [1, с. 95].
Независимый характер Дафны и её твёрдое следование поставленным задачам не находят понимания со стороны мужа. Он хотел бы видеть в ней обычную женщину, занятую детьми и хозяйством и в итоге они разводятся. При встрече с Нилой Дафна так пояснила причины развода: «…Я ведь учусь все время, всегда в напряге, рывке, а ему непонятно это. Говорит то-се, второго ребенка, а я еще в педагогику ударилась. Второй институт мне нужен…» [1, с. 57].
В финале рассказа Нила уже не нуждается в помощи Дафны и выпадает из ближнего круга её друзей и знакомых. Нила грустит, но понимает что теперь у каждой из них свой путь.
В рассказе «Ложка водки» ярко и реалистично показаны природа и окружающая обстановка. Этому способствует и содержание радиопередач, составляющее внесюжетные вставки.
В целом антураж воспринимается не как фон, а как конкретная, динамичная и самостоятельная среда, в которую гармонично вплетены герои со всеми проблемами, чувствами и размышлениями.
Интересно, что Павлина однажды понимает, что они в центре мира и, по-моему, это одна из наиболее важных мыслей героини. Замечательно чувствовать, что ты в центре мира, а не где-то на окраине, на обочине жизни. В рассказе затронуто и поднято столько вопросов, заложено такое количество идей и смыслов, что после прочтения остаётся впечатление как от романа. Но это лёгкое и светлое впечатление.
При этом рассказ пронизан легким, не довлеющим и не бросающимся в глаза юмором. Автор добродушно подтрунивает над Павлиной, которая привыкла к городской жизни и не имеет опыта путешествий: «…Но суконные штаны оказались жаркие. А в юбке вот комары кусались... А что делать?..», «…Павлина боялась спать на улице. Она очень надеялась, что здесь нет волков, но мыши могли быть. А ей это было одно и то же. Она заставила всех надеть наличные штаны и кофты, и без конца зашнуровывала вход в палатку...» [1, с. 26].
С такой же добродушной иронией порой описываются и другие герои рассказа, да и окружающий мир тоже: «…– Пап, – потянула отца за джинсы дочка, – смотри, он с нами не идет! – и показала на утомленного братца, скучно сидящего посреди дороги...», «…Сельмаг улыбался своей чистотой и пустотой…» [1, с. 29]
Описывая курьезные обстоятельства, автор нередко пользуется лексическими приемами. Комичность ситуаций подчеркивается смелыми, неожиданными метафорами: «…Сельмаг улыбался…», «… скучно сидящего посреди дороги…»
Справедливости ради следует отметить, что в рассказе в изобилии встречаются интересные метафоры и без комичного подтекста:
«…Застекленная веранда этой турбазы была направлена прямо в сосновое море, которое волновалось и шумело колючими волнами...» [1, с. 26].
На мой взгляд, большой интерес представляют некоторые размышления главной героини о муже: «…Павлина заулыбалась: муж раньше ездил сюда пива с друзьями попить, а теперь вот баюкается с семьей, дети, жена... Нет-нет, но это же так согревало. И поэтому ей надо расти...» [1, с. 26]. То, что Павлину согревают такие мысли, вызывая улыбку, и она понимает, что ей надо расти, по-моему, говорит о многом. Это и о трепетном и уважительном отношении к мужу и о чувствах к нему.
Конечно, «Ложка водки» серьёзный и далеко не юмористический рассказ. Но несколько ироничный описательный подход в сочетании с элементами разговорного стиля изложения позволяет автору более полно показать жизнь героев произведения и окружающий их мир во всем многообразии
Рассказ «Верхняя полка» несколько отличается от других произведений тем, что его героини Таня и Лора показаны не целеустремлёнными и уверенными в себе особами, а доверчивыми и слабыми студентками, захваченными в минуты растерянности.
Виновник их переживаний Костя описан коротко и ёмко: «Чернявый мускулистый парень с усами и хитрющими глазами-смородинами. И он в отличие от девушек планировал посетить не музеи, а театр сатиры, что косвенно также отражает его внутренний мир.
Поразвлекавшись ночью в купе с каждой из подруг утром он без зазрения совести предлагает им: «Нам, кажется по пути, девушки? Сходим в музей, вечером в театр. А между этим заглянем на Таганку, так?» Слова он пророкотал вполне ласково и подкрепил предложение языком, влезшим в ухо. Какой же подлец... А пресловутый подлец, обняв обеих дев за талии, двинулся к выходу в город» [2, с. 48].
Ни одна из девушек не отвергла это предложение. Лора, по всей видимости, довольна произошедшим ночью. Таня ещё на лекциях обращала внимание на этого симпатичного парня – Костю, возможно, была влюблена в него, и, хотя плакала ночью, ничего не возразила и не отстранилась. Открытый финал позволяет предположить, что ни одна из девушек ещё не приняла окончательного решения о возможности продолжить взаимоотношения с Костей и об их перспективности.
Несмотря на простоту сюжета это на удивление трагичный и правдивый рассказ.
Отдельного внимания заслуживает Видана – героиня одноимённого произведения.
Изображение этой эксцентричной и заводной женщины было выполнено с помощью нейросети и украсило обложку книги. Оно на удивление точно соответствует описанию героини в рассказе. И, конечно, не случайно имя этого необычного персонажа послужило названием не только рассказа, но и всей книги.
«Видана в обычном состоянии была молчаливой, улыбчивой и покладистой. А вот когда на неё находило, она разливала по миру свою безбрежную любовь и не было с нею сладу. С этой любовью», – отмечает автор [2, с. 78].
Видане, несомненно, повезло с мужем. Артистичная, но строгая внешность Йонаса и его отношения с женой тоже необычны: «Он быстро одел Видану и повел прочь, застегивая на ходу. Движения были размеренные, привычные. На ходу он своей женщине даже волосы лохматые пригладил. Нила едва успела ему на плечо повесить опустевший тощий рюкзак Виданы. И уже с лестницы услышала, как он ей выговаривал:
– Ну что так долго? Вот не идешь ножками. Надо было раньше звонить.
Мало было похоже, что он обозлен, и тем более, что он ее ругал. И Нила невольно позавидовала френде. Не каждый ведь домой после пьянки так бережно повезет» [2, с. 78].
Драматичные коллизии произведений сборника «Видана» дают достаточно полное, хотя и не исчерпывающее представление о социально-нравственной проблематике автора и особенностях его поэтики. Ведь Галина Щекина является автором двенадцати книг в прозе и пяти поэтических сборников. В новой книге «Видана», на мой взгляд, сконцентрированы наиболее драматичные произведения автора о современных женщинах. Это своего рода квинтэссенция художественных размышлений Галины Щекиной о судьбах героинь в сложившемся социуме.
Литература
1. Щекина, Г. Видана / Г. Щекина. – Вологда : Родники, 2024. – 120 с.
Свидетельство о публикации №225021601812