Парламентёр. Гл. 1. Олений глаз
Пригнув к земле ветвистые рога, так что издали казалось - среди тундрового разнотравья вырос куст, олень выщипывал оттаявший ягель, лакомился молодыми побегами приземистой ивы.Он ступал раздвоенными копытами на пружинистые кустики брусничника, фыркал, натыкаясь на выпраставшую зелёные флажки листочков карликовую берёзку. Мелькнул , убегая, серенький лемминг.Он предпочитал держаться поближе к пасущимся оленям, отпугивающим песцов - те опасались острых рогов... Синица пролетела, отразившись желтинкой в глазу. Стая уток с жизнерадостным кряканьем спикировала на синеющее неподалеку водопойное озеро. То самое озеро, что звалось у остяков - Олений глаз, и своей миндалевидной формой в самом деле оправдывало своё название.
Гул аэроплана нарушил первозданную тишину перекрывая монотонное зудение гнуса. Мошкара и комарьё докучали оленю, лезли в глаза, и он вынужден был то и дело трясти головой. Забросив на спину рога, хозяин тундры уставился на незнакомое, бороздящее небо существо. Для полярной совы с её полутораметровым размахом крыльев- слишком большое.Гусь?Стерх? Гагара? Нет - совсем не похоже! Провожая взглядом аэроплан, рогач трубно замычал- и этот звук раскатился по тундре тревожным эхом.
Вот так же он мычал , шарахаясь, и уводя за собой табун прошедшей зимой , когда аэропланы сбрасывали связки гранат на остров, где взбунтовавшиеся остяки выстроили ледяную крепость, которую не могли взять штурмом ни "острошапочники" с красными звёздами на лбу, ни каратели ОГПУ.Вот когда - оглоушенные совы и куропатки ринулись в разные стороны, судорожно трепыхая крыльями, когда лемминги зарылись в норы, белки и соболя попрятались в дупла дерев обрамляющей тундру тайги,а песцы, разбегаясь, опережали перепуганных оленей.
Там где падали "бомбы" на белой поверхности острова оставались чёрные воронки. По их краям - тела повстанцев. А на берегу и льду озера серели шинели полёгших красноармейцев. Но до того боя в стан восставших имели неосторожность сунуться парламентёры. Шли они, по пояс утопая в белом, как знамя перемирия, снегу. Позёмка мела, глаза слепила, заворачивала полы шинелей, хлопала "крыльями" краснозвёздных буденовок. Без оружия шли, с одной лишь примирительной тряпкой на палке. Но не дошли.
С вечера шаман камлал на капище Священного острова. Приносили в жертву непорочно белого оленя, кропили кровью древние камни. Шаман вынимал ещё трепещущее сердце, перебирал кишки, рассматривал печень, гадая- что будет с хантами и манси - оставят их русские в покое, перестанут сгонят в колхозы, отбирать оленей, реквизировать пушнину, забирать детей в школу-интернат, или так всё и покатится,наперекосяк, как на нартах со сломанным полозом?
И сказали шаману духи и сам владыка верхнего мира Нум-Торум: надо дать русским отпор-и они уйдут, оставят хантов и манси в покое. Но то ли огненная вода шаману мозги затуманила, то ли тот совет нашептал ему коварный,обитающий в нижнем мире, злой дух Куль-отыр, но не отступили "остроголовые". И там где лилась кровь жертвенного оленя пролилась и кровь остяков.
Вот тогда и вернулись разбежавшиеся песцы, слетелись совы и вороны на пиршество.Пока и с той, и с другой стороны подоспели собрать раненых и убитых -смотрят - у одного - кисть руки отгрызена, у другого - исклёвано лицо, у третьего нет губ -и он жутко ухмыляется, скалясь. Никого не удалось спасти. Но одного из парламентариев острошапочные не досчитались.
Ехала на нартах молодая, одетая в ягушку, остячка , гнала по льду озера к месту битвы собачью упряжку, -может ещё кто живой? И чуть не наехала на ползущего, оставляющего на снегу кровавый след человека в песцовой шапке. Затормозила она нарты. Закутала раненого в шкуры, приторочила к нартам-и в стойбище.
Продолжение:http://proza.ru/2025/02/16/1851
Свидетельство о публикации №225021601843
рассказывал, партийные активисты, выходя в народ, в томике Краткого курса ВКП(б)
вырезали место для браунинга.
Георгий Иванченко 28.03.2025 09:53 Заявить о нарушении