Донос как средство пробудить милосердие
Напротив резиденции Гаранта государственности (я всегда считал, что гарант государственности – люди с политической волей, а не прописанные в законе институты), под навесом у входа в метро, самозабвенно целуются два молодых человека. Я не верю своим глазам: день-деньской, рабочая неделя едва началась, и – прямое оскорбление моих чувств. А что? – там, где заканчиваются чужие права, начинаются мои.
Нет, я, как и родное правительство, сделал вид, что не заметил, когда посольство одной европейской страны водрузило рядом со своим флагом еще один – цвета радуги. Я ничего не предпринял, когда, на глазах у всех, во дворе древнего монастыря, под грушей в присутствии настоятеля, целовались два американца – судя по виду, из элитного военного подразделения. Настоятель, худощавый, низенький, бородатый очкарик, яростно проповедовавший непогрешимость и добродетельность действующего патриарха, увидев происходящее под деревом, повернулся спиной и заговорил о … хозяйственных вопросах, связанных с управлением монастырем. Меня это не смутило – лицемеры в рясах, как раз, явление распространенное. Больше, чем среди политиков. Так, я даже не знал, что местное правительство (интересно, за какой кредит или обещание его выдать?) подписало соответствующие конвенции о защите прав разнообразных меньшинств. А когда узнал, сделал вид, что меня это не касается. Но как говорится в знаменитом изречении Нимеллера, «когда они пришли за мной, заступиться за меня было уже некому». Кроме меня самого.
Подхожу к влюбленной паре.
– Прошу вас прекратить. Вы находитесь в общественном месте. Здесь это не принято.
Сказано все на изящном английском. Спокойно, без язвительно-насмешливых интонаций, я бы сказал – с подобострастной скромностью. Парни – иностранцы. Европеоиды. Может – славяне, может – германцы. Может быть – с берегов туманного Альбиона, а может – из окрестностей города, в котором Лютер произнес «На том стою, и не могу иначе». Может – их предки спасали Вену в 1683 г. Может, из Северной Пальмиры. Мне без разницы – обвинить меня в шовинизме или национализме может только идиот – течет и смешивается в моих жилах столько кровей, что мне близок монолог Фальстафа о чести, а не пропагандистские агитки, будь они изданы в подполье или в канцелярии. Дело не в национальности, дело в поступке. На территории, где я живу (мне без разницы, как она называется и насколько она древняя), жить и так тяжело. Почти проклятие. Поэтому не хочется отягощать себя разнообразными видениями описанного типа.
Итак:
– Прошу вас прекратить. Вы находитесь в общественном месте. Здесь это не принято.
На секунду молодые люди, не размыкая объятий, поворачиваются в мою сторону. Они не замечают меня, их пустые взгляды скользят по воздуху, и меня они не замечают.
Далее – продолжении любовной прелюдии. Я взбешен и начинаю бледнеть. У себя они вытягиваются в струнку при первом же окрике человека в мундире. Или разбегаются в разные стороны (страны). Здесь же исторически зафиксированное отсутствие нетерпимости и преследования развращает их. Но дело даже не в этом. Пренебречь человеком – не заметить его?
Я спускаюсь к перекрестку. Рядом со светофором ежедневно скучают два патрульных в противно-крапчатой форме. Молодые деревенские ребята, долицефалы, в глазах у одного – бешенный огонек: кому поломать судьбу? У другого, постарше – полное равнодушие. Достойный последователь стоицизма – платили бы зарплату вовремя, да народ бы поменьше бузил. Подходя к ним слышу обрывок диалога:
– Кого назначили начальником второй роты?
– Того капитана, который с нами служил, когда был старшим лейтенантом.
– Повезло человеку.
Странно было бы, если бы они обсуждали вопросы правового характера или проводили политический анализ с упоминанием имен Киссинджера, де Голля, Омара Торрихоса…
– Здравствуйте!
– Здравствуйте! (И сразу – пытаются обойти с двух сторон. Где их этому учат – в академиях, поди?).
– Тут, у входа в метро, два парня-иностранца общественный порядок нарушают.
Я специально не уточняю – как?
– Что именно?
– Да в десна долбятся. А там рядом мамы проходят, дети.
Семья для азиата – дело святое. Впрочем, смотря для какого азиата. Вон, сколько молодчиков после 2011 г. рвануло на вольные и бесплатные хлеба во Франгистан. А их семьи вырезали фанатики из различных бандформирований.
Патрульные в противно-крапчатой форме, без лишних эмоций, бодрым шагом двигаются в указанном мной направлении. Их черные резиновые дубинки угрожающе-весело болтаются на держателях – в такт взмахам рук.
…Я подхожу позже. Две понурые фигуры быстрыми шагами удаляются от входа в метро. Им сделали соответствующее замечание люди в форме. Оказалось, можно обойтись и без изысканно-вежливого английского.
– Господа, – уже по-свойски обращаюсь я к служителям порядка, – тут бабушка-бомжиха, на диване живет, за углом прямо. Совестно нам должно быть, прямо напротив дворца…. Сейчас она еще держится, а скоро холода – замерзнет. Умрет. Тут щенка или котенка жалеешь на ветру, а она – человек.
Полицейским вовсе не хочется попробовать себя в роли добрых самаритян. Закон им этого не велит. Но мой довод про щенка и котенка заставляет их колебаться. «Старших надо уважать» – это их подкорка впитала в школе. Хотя бы место в автобусе уступать.
– Мы разберемся, а вы идите.
– Благодарю за помощь.
Рукопожатия, расстаемся друзьями. Во всяком случае, если вдруг я случайно попадусь им во время очередного «революционного» народного порыва, который, обычно, провоцируется политическими элитами, перед тем, как ударить меня, они вспомнят этот день. Да и я, если придется очутиться среди озлобленной толпы, готовой растерзать человека, которому государство разрешило применять силу, постараюсь этих двух каким-нибудь образом вытащить из передряги. Хотя бы используя ложь во благо. Джон Уиклифф не согласился бы со мной в этом вопросе.
Отхожу, наблюдаю. Последнее испытание – испытание временем. Наконец появляется карета скорой помощи. Люди в голубых медицинских халатах. Любопытные зеваки – а ведь старуха там уже долгое время. Пожилой женщине предложат проехать в ночлежку. Много она там пробыть не сможет – несколько месяцев, зато ей не придется зимовать на улице большого, равнодушного до омерзения и наполненного злостью города.
Свидетельство о публикации №225021601854