Дух как Единое, или Духовная Теория Всего

             ДУХ  — идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен.

              Новая философская энциклопедия  ИФ РАН

            
              Как и Бом, который замечает, что импликативный порядок с таким же успехом может быть назван «духом»,
              индусы иногда персонифицируют этот уровень и говорят, что он состоит из чистого сознания.

              Майкл Талбот Голографическая Вселенная



Науке сейчас известно 4 вида фундаментальных физических взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое.

Как выяснилось, электрическое и слабое взаимодействие являются двумя различными проявлением единого электрослабого взаимодействия. При энергиях выше энергии объединения (порядка 100 млрд электронвольт) они соединяются в единое электрослабое взаимодействие.

Теория Великого Объединения в физике подразумевает некую теоретическую модель, описывающую единым образом 3 фундаментальных физических взаимодействия: сильное, слабое и электромагнитное. Как предполагается, это объединение по принципу «три в одном» происходит при чрезвычайно высоких энергиях (выше 10^23 электронвольт). 

Гипотетическая Теория Всего призвана описать уже все 4 фундаментальных взаимодействия, которые, как считается, объединяются в единую Суперсилу при энергиях, порядка планковской энергии (10^28 электронвольт).  А овладеть этой Суперсилой для человека фактически означает стать властелинами Вселенной, как утверждал в 1984 году в книге «Суперсила» британский физик-теоретик Пол Дэвис:

«Дав свободу воображению, можно представить, что однажды человечество овладеет Суперсилой. Если бы это случилось, то мы обрели бы власть над природой, поскольку Суперсила в конечном счете порождает все взаимодействия и все физические объекты; в этом смысле она является первоосновой всего сущего. Овладев Суперсилой, мы смогли бы менять структуру пространства и времени, по-своему искривить пустоту и привести в порядок материю. Управляя Суперсилой, мы смогли бы по своему желанию создавать или превращать частицы, генерируя новые экзотические формы материи. Мы даже смогли бы манипулировать размерностью самого пространства, создавая причудливые искусственные миры с немыслимыми свойствами. Мы стали бы поистине властелинами Вселенной!».

Однако, как гласит народная мудрость, сила есть — ума не надо! Автор теории биоцентризма Роберт Ланца вносит ложку дёгтя в бочку мёда, по сути дела,  утверждая, что Суперсила из Теории Всего должна быть животворящей, а к тому же  не обделённой сознанием:

             «“Теории всего”, оставляющие за скобками жизнь и сознание, скорее всего, ни к чему нас не приведут». 

А к чему нас приведут «теории всего», не оставляющие за скобками жизнь и сознание?

Правильно! Они приведут нас к животворящей, а к тому же по-своему умной и сверхразумной Суперсиле Духа! Помните, что было «в начале»?

Вариант А:

             «В начале сотворил Бог небо и землю.
             Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Вариант Б:

             «В начале было Слово… <…>
             Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
             В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
             И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Дух, Дух Божий, Дух Святой как религиозное понятие в первую очередь связан с иудео-христианской религиозной традицией. В представлениях иудаизма Дух (Руах) есть действующая сила божественного вдохновения. В христианских представлениях Святой Дух есть третье лицо Святой Троицы. Еврейское слово «руах» означает и «ветер», и «дух». И дуновение ветра, и дыхание жизни — всё это в религии связано с понятием Дух, а в мифологии — с фундаментальной стихией воздуха, которой в русском языке опять же созвучно слово «дух». В начале было Слово!

Если в физике существуют четыре фундаментальные взаимодействия, то в мифологии существуют четыре фундаментальные стихии мироздания: воздух, огонь, земля и вода.  Как и огонь, воздух соотносится с мужским, лёгким, духовным началом в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.

Будучи подвижным, динамичным началом, воздух описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, которые связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией. Древнееврейское понятие «руах», древнегреческое «пневма» («дыхание, дуновение, дух») и его латинский аналог “spiritus” обозначают и движение воздуха, и дыхание человека, и Дух как некую Божественную Суперсилу.               

Дарами Святого Духа служит харизма (от др.-греч.  «дар» (от Бога)). Посредством одного и того же универсального, единого в многообразии Духа («Дары различны, но Дух один и тот же») харизматик получает и «слово мудрости», и «слово знания», и «веру», и «дары исцелений», и «чудотворения», и «пророчество» … 

Именно Дух Святой призывает пророков к выполнению своей священной миссии и является истинным «автором» Библии как корпуса «откровения». Именно Дух Святой есть средство Спасения в животворящем дыхании Мессии, который «будет крестить вас Духом Святым и огнём» в день оный, даруя тем самым «воду живую» званым и избранным, достойным воскресения:

                «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
                Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:38–39).

Итак, имеем Дух Божий из книги Бытия, творящий всё на свете, включая Свет Небес и земной свет и «прах земной», из которого и вылеплено тело человеческое.
 
Имеем евангельский Дух Божий, содержащий в своём лоне многочисленные психические дары – знания, мудрости, исцелений, чудотворения, пророчества – и некие чудотворные «реки воды живой», ведущие к воскресению из мёртвых. 

Наконец, имеем евангельское «Слово», через Которое «всё начало быть» (Ин. 1:3),  в Котором «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4), и Которое в Святой Троице равнозначно Богу-Духу.

Если переводить с языка религии на язык науки, то, по сути дела, речь идёт о некоем гипотетическом фундаментальном и универсальном Вселенском психо-био-физическом взаимодействии, не оставляющим за скобками ни жизнь, ни сознание.

Именно это фундаментальное взаимодействие Духа и обладает той Суперсилой, о которой говорил Пол Дэвис ещё 40 лет назад. (Да пребудет с тобой сила, Пол!)

Именно эта могучая Суперсила создаёт космические миры и давным-давно является Творцом Мира и Властелином Вселенной.

Именно это универсальное единое Духовное взаимодействие Вселенной, дары которого различны, но само оно — одно и то же,  порождает и все 4 фундаментальные физические взаимодействия, и некое животворящее биологическое взаимодействие, или Жизненную силу Вселенной («в нём была жизнь»), и Вселенский Океан психики, Психею, из которого иерархически возникает сознание и разум.

                Вселенная хранит в своём нутре
                Безбрежный Океан Психеи.
                Молекулы души в психическом костре
                Рождают разум, чувства и идеи.

                Из чрева Океана бьёт фонтан души,
                Подвижны как огонь и мысль, и чувства.
                Познать сей мир скорее поспеши,
                Забудь про деньги, вспомни про искусства!

Где же искать Дух Святой? Среди квантовых суперструн? В иных измерениях пространства? На небе? На земле? В храме тела человеческого?

Подсказка приходит от голографической парадигмы Бома-Прибрама, делящей мир на два уровня реальности:

1) свёрнутый (импликативный) порядок, в котором в потенциальном, «непроявленном» для нашего сознания виде заключены и все виды взаимодействий, и все виды материи, и все виды жизни, и все виды сознания;

2) развёрнутый (экспликативный) порядок, в котором потенциальное становится реальным для нашего восприятия, рассудка и разума.

Исходя из голографической парадигмы, универсальное психо-био-физическое взаимодействие Духа находится в потенциальном состоянии свёрнутого единства в иной — нелокальной, нематериальной, негэнтропийной (животворящей) — реальности, которую можно условно назвать НеБО, или Нелокальный Бассейн Организации.

Эту же внепространственную реальность, НеБО, где всё и вся находится в потенциальном свёрнутом виде, можно также назвать Единое, по аналогии с неоплатоническим Абсолютом, из которого проистекает весь мир. 

Философское понятие Единое зародилось в глубокой древности в трудах философов Древней Греции. Последователь великого Платона ПлотИн заложил основы нового идеалистического учения в 245 году в столице Римской империи. Философия неоплатонизма считается высшим достижением античной философской мысли. Во главу угла эта философия ставит понятие Единого, которое одновременно есть Благо. 

Единое есть творческое состояние слитности, источник всего сущего. Из него всё проистекает от переизбытка его творческих сил и без убыли прародителя. Оно сверхчувственно и сверхразумно. Оно трансцендентно и иррационально. Оно не то и не это. Оно не там и не сям. Оно не имеет никаких аналогов в обыденном человеческом опыте. Оно свито из диаметральных противоположностей: самое большое и одновременно самое маленькое, самое лёгкое и одновременно самое тяжёлое, самое холодное и одновременно самое горячее, оно пусто и одновременно оно полно, оно — ничто и одновременно оно — всё...

Единое вдохновляло европейских философов и мистиков в Средние века. Так, средневековый немецкий мистик Мейстер Экхарт, живший в XIV веке, утверждал:

«Ни Единого, ни бытия, ни Бога, ни покой, ни блаженство нельзя обрести там, где процветают различия. Посему, дабы обрести Бога, самому должно стать Единым. И тогда, слившись с Единым, ты останешься Им даже среди различий. Отдельные вещи будут для тебя частями Единого и никогда не станут на твоём пути».

Вспомним заодно и крупнейшего немецкого мыслителя XV века — философа, теолога, учёного, математика — Николая Кузанского с его весьма познавательным трактатом «Об учёном незнании» (в оригинале  на латыни “De docta ignorantia”), написанном в 1440 году от Рождества Христова:

              «...бесконечное единство есть свёрнутость всего. Да единство ведь и значит, что оно соединяет всё».

Свёрнутый порядок бытия в его бесконечном единстве обнаруживается спустя полтысячелетия в голографической парадигме Бома-Прибрама. Этот свёрнутый порядок, в котором находят свой исток и мир физики, и мир биологии, и мир психики, был назван Дэвидом Бомом импликативным порядком:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет всё сущее, он должен  по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» (Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»).

Из свёрнутого сверхчувственного импликативного порядка  возникает развёрнутый в пространстве экспликативный порядок, доступный для человеческого восприятия.

В свою очередь, в древней классической индийской философской школе санкхья тоже есть два уровня реальности. Дух, именуемый Пуруша (др.-инд. «человек, мужчина, дух»), означает мужское неподвижное пассивное и бездеятельное духовное начало мира, «чистое сознание», которое лишь созерцает динамичное женское начало — Пракрити. Под Пракрити понимается некая всеобъемлющая материальная субстанция, которая наделена способностью самодвижения и развития, но проявляет её только в присутствии Пуруши.

То есть Пракрити есть некая динамическая материальная сила, которая движется сама и движет неподвижное инертное духовное начало — Пурушу. Иными словами, Дух движется в потоке материи-энергии подобно тому, как щепка не имеет способности самостоятельно двигаться, зато несётся в водном потоке или в порыве ветра туда, куда они ей укажут.

Образно говоря, как это делают тексты санкхьи, сила или энергия Пракрити, которая отождествляется с женским началом, «слепа», а мужское духовное начало Пуруша (напоминает фильм-сказку «царевич Проша») — «безногий». «Безногий» Дух Пуруша «сидит на плечах» у «слепой» энергии Пракрити, говоря, куда ей двигаться. (Такая необычная философская интерпретация знакомых женских причитаний «сел на мою шею»...)

Брачный союз материальных сил движения и информационных систем управления и приводит к творению и эволюции мира. Таковы современные высокие энергоинформационные технологии Вселенной на философский лад древнеиндийской школы санкхья. Древняя философия Востока и Запада обретает новую жизнь благодаря науке ХХ века.

В нынешнем, XXI-м, веке и Дух как универсальное, единое в многообразии психо-био-физическое взаимодействие Вселенной, и лоно его обитания как Высшую трансцендентную, сверхчувственную реальность — НеБО, Единое — можно обнаружить (при желании) внутри Кванта Времени.

Именно это утверждается в модели Времяцентризма, где Квант Времени — Хронон — это уже не показания часов, а некая физическая реальность, источник всех видов движения и энергии. Подобно кванту света, фотону, который в силу своей природы всегда движется в пустом пространстве со скоростью света, Квант Времени — Хронон — в силу самой своей природы также существует в вечном молниеносном движении, но только уже не в пространстве, а во времени: из прошлого в будущее.

Это движение не плавное, а дискретное, скачкообразное, квантованное. В течение одной секунды Квант Времени делает примерно 1,85•10^43, то есть 18,5 миллионов триллионов триллионов триллионов элементарных скачков из прошлое в будущее. В процессе каждого такого скачка Квант Времени — Хронон — сворачивает и разворачивает внепространственное и вневременное Единое в мириады материальных феноменов в трёхмерном пространстве и в потоке Времени, материализуя при этом Дух в прах.

Каждый новый скачок Кванта Времени порождает новые комбинации элементарных частиц физики — протонов, нейтронов, электронов, фотонов и т.д. Каждый новый скачок Кванта Времени порождает взаимосогласованное движение всех элементарных частиц в микромире и состоящих из них материальных тел — от атомов и молекул до состоящих из них звёзд и планет — в макромире.

Так возникает трёхмерная иллюзия движения материи в пространстве, подобно иллюзии движения двумерного оптического изображения на экране кинотеатра.

Так движется весь Мир во Вселенском Холопроекторе Времени. Если внутри обычного кинопроектора плавно движется киноплёнка, кадры которой  проецируются на киноэкран, то внутри Холопроектора Времени мелькают кадры Духа, которые материализуются в элементарные частицы физики и психики в развёрнутой, экспликативной «земной» реальности. Эти элементарные психофизические частицы буддисты именуют «дхармы».          

Так в молниеносном дискретном потоке мгновений, содержащих в себе кадры Духа,  рождается Вселенский блокбастер бытия.          

Каковы отличия обычного кинопроектора от гипотетического Вселенского Холопроектора Времени? И каковы отличия обычной киноплёнки от гипотетической голографической квантово-информационной «киноплёнки» Духа?

1) Если обычному кинопроектору требуется источник энергии извне, то у гипотетического Вселенского Холопроектора Времени источник энергии заключён внутри самого Кванта Времени.

2) Если для обычного кинопроектора требуется двумерный киноэкран, на который проецируется изображение, то гипотетический Вселенский Холопроектор Времени (ВХВ) сам порождает трёхмерный экран пространства в ходе своего движения.

3) Если обычный кинопроектор проецирует каждое двумерное оптическое изображение кинокадра на большой экран, лишь увеличивая его в размерах, то необычный Вселенский Холопроектор разворачивает в пространстве нелокальное, внепространственное квантово-информационное Целое, Холос во множество отдельных вещей и предметов, локально разбросанных там и тут в пространстве. Единое Целое Духа превращается в иллюзорную материальную множественность.

4) Если в обычном кинопроекторе киноплёнка движется плавно, то в гипотетическом Вселенском Холопроекторе Времени квантово-информационная «киноплёнка» бытия движется дискретно, скачкообразно, с неимоверной частотой 1,85•10^43, или 18,5 миллионов триллионов триллионов триллионов элементарных скачков из прошлого в будущее.

5) Если обычная киноплёнка состоит из множества кинокадров, расположенных в ряд, то необычная «киноплёнка» Духа имеет всего один кадр, Единое, которое пребывает в вечности и бесконечности. Именно этот один-единственный кадр — Единое — служит Духовной Матрицей Мира и Вечной Жизни. Именно в нём закодирован весь мир: всё, что было, всё, что есть, всё, что будет. Именно в нём содержится весь бесконечный циклический сериал жизни-смерти.       

Именно в высокоэнергетическом и высокоорганизованном состоянии Единого парит Дух, а не колобродит прах. Именно в недрах Единого находится животворящее НеБО, а не смертоносная «земля». Именно в глубине Кванта Времени правит Свет, а не тьма, царит Благо, а не зло.

Если земной свет в виде электромагнитного излучения порождает оптическую голограмму, то Свет Небес порождает Голограмму Духа.

Если оптическая голограмма содержит трёхмерное изображение, закодированное на двумерной поверхности (фотопластине) в виде интерференционного узора из явно зримых, но непонятных комбинаций каких-то  замысловатых штришков, чёрточек и закорючек, то Голограмма Духа содержит трёхмерное изображение, закодированное во внепространственном Едином в виде интерференционного узора из незримых и непонятных комбинаций духовных Форм и Идей.

Как в малейшей части, в любом крохотном осколке оптической голограммы, записанной на плоской двумерной фотопластине, содержится всё объёмное трёхмерное изображение, всё Целое, Холос, так и в любой, самой крохотной части внепространственной Голограммы Духа содержится всё Целое, Холос, всё свёрнутое метафизическое Единое, вся развёрнутая в пространстве и времени физическая Вселенная.            

             Итак, формула Духовной Теории Всего: Хронон + Холос + Дух = Единое.   
 
Весь процесс Творения мира, жизни и человека сводится к развёртыванию Духовного Единого в пространстве и в потоке Времени. Вначале универсальное и фундаментальное психо-био-физическое взаимодействие порождает две основные подсистемы Единой Системы Космоса, два уровня реальности — реальность Духа и реальность праха, два уровня порядка — свёрнутый (импликативный) и развёрнутый (экспликативный).

Дух Божий творит «небо» и «землю» как две основные подсистемы Единой Системы Космоса, а на них — «свет» и «тьму»: день один.

Дыхание Космоса в пульсациях Времени означает сотворение пространства.

                Как дышит Космос?
                Кто-нибудь об этом знает?
                Вдох сделав, Время
                Вмиг пространство выдыхает!

За миллиарды лет жизни Космоса и неисчислимое число пульсаций Кванта Времени  пространство расширяется от микроскопических до необъятных размеров.

В потоке Времени с большой буквы, которое служит истоком всех форм движения и энергии, Дух Святой как неоплатонический Абсолют — Единое — изливает свою творческую энергию — Суперсилу Духа — с творящих и животворящих «небес» на смертоносную материальную «землю».

В процессе Творения «неба» и «земли» и расширения пространства внепространственное Единое, сущее на импликативных животворящих «небесах», ниспадает на экспликативную смертоносную «землю». Подобно гегелевской диалектике Мирового Духа, Единый Дух распадается на множество составных частей «окаменевшего» материального «праха земного» в порождаемом им же трёхмерном пространстве. На смену нелокальному внепространственному единству на  импликативных «небесах» приходит разделение Океана Единого Духа на отдельные локальные островки материи, разбросанные там и сям в безбрежном пространстве. На «земле» материализуется зримый «прах земной».

Единое универсальное взаимодействие Духа распадается на 4 отдельные фундаментальные физические взаимодействия. При помощи этих четырёх фундаментальных взаимодействий Дух Святой порождает «прах земной» в пространстве в виде материи. Из «праха» посредством четырёх физических взаимодействий Дух зажигает звёзды и создаёт планеты.               

Посредством Духа животворящего из «праха земного» рождаются жизнь и сознание. Со временем на смену физическим взаимодействиям приходит черёд биологического.   На планете Земля (не путать с подсистемой «земля» единой Системы Космоса) Дух животворящий порождает сначала жизнь из «праха земного» в виде живой клетки и многоклеточных живых организмов, а потом и жизнь разумную в виде человека.

                Дух порождает звёзды и планеты,
                Ему подчинены закаты и рассветы,
                Дух порождает Жизнь и Мысль,
                Ему подвластен Жизни Смысл.

Тело человека состоит из 100 трлн живых клеток, каждая из которых служит «храмом Святого Духа» и элементарной «фабрикой жизни».

               «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа...»  (1 Кор. 6:19).

Этот же Дух Святой служит истоком всех психических феноменов и взаимодействий. Его аналогом в древнеиндийской философии служит Параматма, или Верховный Атман.

               Параматма — душа Вселенной —
               Объемлет души всех людей.
               В сей неземной обители священной
               В Едином — мириад психо-частей.

Универсальный и многогранный Дух порождает в живых организмах сначала сознание, потом разум, а потом…

Потом ограниченный человеческий ум-разум, подобный неровному зеркалу, трансформируется в совершенный Единый Ум, в зеркальной глади которого отражается истинная реальность Духа, недоступная ни человеческому восприятию, ни ограниченному человеческому разуму.

Для подобной трансформации необходимо и достаточно, чтобы некая комбинация психических дхарм, из потока которых и состоит человеческое сознание, с точностью воспроизвела интерференционный узор из комбинаций духовных Форм и Идей в Голограмме Духа. И тогда…

Тогда мельчайшая Духовная часть Единого может стать равной Целому, микрокосм — макрокосму, а крохотный человек — необъятной Вселенной. Тогда некий Сын Человеческий глаголит: «Я и Отец — Одно». 

В философии неоплатонизма нисхождение Духа-Творца из мира Единого, Духа и Блага в мир многого, материи и зла именуется «эманация». Обратное же восхождение творения и порождения Единого — человека разумного — на свою Духовную Родину передаётся при помощи понятия «теургия».

При Восхождении на Небо, в Мир Единого, Дух отделяется от праха, Жизнь отделяется от смерти, Свет отделяется от тьмы, Благо отделяется ото зла, вновь обретая состояние Духовного Единства. В этом и состоит истинный смысл человеческой жизни.

В христианстве же аналогичные понятия предаются терминами «грехопадение» и «Воскресение».

             За пеленою слов и формул не увидишь Духа,
             За чередой «деревьев»-атомов не виден «леса» Дух.
             Узреть Умом, услышать Духа глас вне слуха
             Способен тот, кто к разделению Мира слеп и глух.

             Дух существует в целостном Единстве,
             Квант Времени из Духа свиток Целого скрутил.
             Прах возникает в разделения бесчинстве,
             Дух своей силой мир из праха породил.

             В Едином — сердце, мозг и мускулы Вселенной,
             Там бьёт ключом живой воды исток.
             Короны Небосвод сияет красотой нетленной,
             В Уме Едином зарождается сознания поток.

             Поток живой воды течёт с Небес на землю
             И орошает жизнью тленный прах земной.
             Глаголит Дух: «Я всё в себе объемлю,
             Мой голос слышит Сын любимый мой».

             Сын у Отца наследует всю силу Духа,
             В Единстве Духа — его мощь и власть.
             Услышав голос Духа на земле вне слуха,
             На Небе воскресает к Вечной Жизни всласть.



        Декалог Духа:  http://proza.ru/2024/09/17/481   

            16.02. - 23.11.2025 года


Рецензии
Размышляя о причастности к Единому, как-то вспомнил клип к песне "Пинк Флойд" "Учимся летать". Точнее, момент, где индеец, привязав к руке перья, шагает в пропасть. Тут даже не зависит, рожден ты летать или ползать. Тут фишка в другом - видео заканчивается полетом на дельтоплане.
Сколько не говори "халва, халва", сыт не будешь, равно как и поглаживая себя по животу. Наверное, мало принять Единое, надо чтобы Единое приняло тебя.
А вообще спасибо за возбуждение и поддержание веры в Высшее провидение.

Сергей Карпов Саратов   16.11.2025 14:05     Заявить о нарушении
Рождённый ползать
Летать не будет!

Спасибо, тёзка!
Я это всё пережил в душе.
Хочу и Вам того же!

С уважением,

Сергей Горский Москва   16.11.2025 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.