Windsor
Рано утром, подкрепившись омлетом и круассанами с чашечкой кофе, мы прошли пешком до гостиницы, где жили наши друзья. Там нас уже поджидала машина с Ириной, нашем гидом. И мы вместе с друзьями поехали в Виндзор.
Странное чувство нереальности происходящего охватило меня: мы едем в замок королевы. Живой королевы, не из сказки, и не из далёкого прошлого. И хотя мы знали, что сегодня в замке её не будет – она в Лондоне, в своём Букингемском дворце, – меня не оставляло предвкушение чего-то необычного.
Экскурсию в Виндзор мы покупали заранее, ещё находясь дома. Наш гид, Ира, была родом из Ленинграда/Санкт-Петербурга, но давно уже жила в Лондоне и работала там в агенстве, обеспечивая туристам встречу в аэропорту и экскурсии по городу. Нам с мужем, на двоих, эта экскурсия в Виндзор обошлась примерно пятьсот пятьдесят долларов. Недёшево. Но она того стоила. В эту цену входила машина, билеты в замок и оплата гида. Ира блестяще знала предмет нашей экскурсии и время пролетело незаметно.
Замок надёжно охраняло железное ограждение из решёток с позолоченными маленькими пиками поверху. Но перед нами ворота были гостепреимно распахнуты. И мы вошли в мир, о котором читала только в сказких...
Внешне, он мало отличался от привычного нам мира. Представьте себе огромный парк. Свежеподстриженная зелёная трава на газонах. Лес высоких деревьев с молодой зелёной листвой. Было самое начало месяца мая и свежий воздух приятно холодил разгоревшиеся от нахлынувшего волнения щёки. Мы были одеты в лёгкие курточки и джинсы. Вполне современно. Как и все туристы.
В «предбаннике», где туристы проходили осмотр сумок и кошёлок, с большого портрета на кирпичной стене на нас смотрели с доброй улыбкой королева Елизавета II, и её супруг, принц-консорт Филипп. В бежевом трикотажном жакете, надетом на светлую сорочку с растёгнутым на одну пуговичку воротником, королева выглядела по-домашнему, совсем как советская бабушка, встречающая гостей. Герцог Эдинбургский рядом с ней был при галстуке, сорочке и тёмно-сером пиджаке.
На другой стене – огромная печатная фотография в интерьере королевской комнаты, где в окружении семи правнуков, в том же наряде, как и на первом портрете, сидела в кресле королева Елизавета II. На коленях у неё уютно устроилась самая младшая из правнуков, полуторогодовалая Шарлотта. Рядом скромно стоял будущий наследник короны шестилетний Джордж. Все детки, включая венценосную бабушку, были буднично одеты, как в обыкновенной семье среднего достатка.
– Виндзорский замок не самый старый, но один из старейших замков Европы, – тем временем рассказывала нам Ирина. – Он занимает свыше пятидесяти двух квадратных километров. И сочетает в себе черты крепости, дворца и небольшого города.
Ух ты, ничего себе махина! – подумала я. – Так быстро её и не обойдёшь.
Но нам никто и не предлагал осмотреть всё, что там находилось. Даже не представляю, сколько дней понадобилось бы для этого. Нам повезло в главном. Состоялась приятная прогулка в парке цветущим майским днём вдоль каменных древних стен цитадели и осмотр покоев во дворце. Жаль, во дворце не разрешалось фотографировать. Зато вне его – сколько угодно. Наверно поэтому, мне больше запомнилось то, что вокруг замка.
Вернувшись домой, я узнала, что можно выставлять фотографии в интернете с хештегом #WindsorCastle.
Территория замка разделена на 3 основные зоны, называемые дворами: Нижний, Центральный и Верхний. В Нижнем дворе располагается капелла Св. Георгия. Здесь же располагается парадный плац и проживают военные рыцари Виндзора.
Центральный (Средний) двор расположен вокруг насыпи, увенчанной Круглой башней, где сейчас размещаются Королевский архив и Королевская коллекция фотографий, куда не пускают посетителей.
В Верхнем дворе находятся государственные апартаменты и королевский покои. В строениях Виндзорского замка 951 помещение, в том числе 225 спален.
В Центральном дворе находится миниатюрный Домашний двор, где любила в одиночестве гулять королева Елизавета со своими собачками. Там, на зелёном газоне, я увидела простую деревянную скамейку, где, наверно, отдыхала Елизавета, устав от прогулки. В стороне от неё, у каменной стены-ограды, подвешена деревянная скамейка-качели. Посередине живописного миниатюрного парка – круглый бассейн с фонтаном. В отсутствии своей Хозяйки он бездействовал. А сверху, на заросшем кустами и деревьями холме, была видна Круглая башня, – одна из многих четырёхугольных башен по всему периметру строений замка. Нужно ли говорить, в каком идеальном состоянии находился парк, его свежеподстриженные газоны и аккуратные кусты с распустившимися цветами.
В Нижнем дворе, где располагается капелла Св. Георгия, мы увидели будничную сценку, не раз наблюдаемую и перед нашим домом: работник подстригал специальной машинкой зелёный плац, на котором обычно устраивают парады в честь встречи важных гостей или событий. Разница только в размерах подстригаемой площади, – улыбнулась я своим мыслям.
Но самое интересное случилось, когда мы увидели кавалькаду старинных карет, запряжённых четвёркой лошадей. Они возвращались из леса в замок. Трудно сказать, кто были эти люди, которые сидели внутри и на крышах карет. Господа были одеты в чёрные сюртуки, на голове чёрные цилиндры. Дамы в красных жакетах и белых длинных юбках (или брюках? Сверху, где мы находились, трудно было разглядеть). Четвёртая карета была запряжена белоснежными лошадьми. Замыкала кавалькаду пятая карета, а за ней следовал автомобиль. Незабываемое зрелище!
Мемориальная часовня принца Альберта
Наша маленькая группа не спеша подошла к Мемориальной Часовне Альберта, (Albert Memorial Chapel), примыкающую к часовне Св. Георга и образующую с ней единый архитектурный комплекс. А в это время Ирина рассказывала нам, кто покоится внутри этой часовни. Попутно, она разъяснила, в чём отличие часовни от церкви: в часовнях, небольшой христианской культовой постройке, нет помещения для алтаря и престола. В часовне, как и в церкви, читаются молитвы, но не совершается литургия.
Тем временем, мы вошли в Часовню. В длинном помещении, под высокими стрельчатыми сводами, в саркофагах на высоком постаменте, покоились останки Георга III, Георга IV и Уильяма IV. В роскошном внутреннем убранстве часовни – работы из мрамора, стеклянной мозаики и бронзы. Перед искусно украшенным алтарем, находится кенотаф принца Альберта с фигурой принца из белого мрамора, покоящейся на саркофаге.
Оказывается, кенотаф – памятник, аналогичный надгробному, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила. Любимый супруг королевы Виктории Принц Альберт похоронен не в Часовне, а в Виндзорском парке к югу от замка, в Королевском мавзолее во Фрогморе. Рядом с его могилой покоится его супруга Виктория, пережившая мужа на 40 лет и правившая Соединенным Королевством на протяжении более 63 с половиной лет.
« Мари Ванна»
На вопрос Ирины, куда мы бы хотели, чтобы машина нас отвезла после экскурсии по Виндзору, мы ответили, что ещё рано возвращаться в отель. И тогда она предложила отвезти нас в популярный ресторан «Мари Ванна». Так, через час после посещения королевских покоев, неожиданно для себя мы очутились в русской квартире в самом центре английской столицы. Какой контраст, однако!
Небольшой ресторан занимает несколько комнат на первом этаже красивого семиэтажного дома. К нему ведут несколько белых ступеней, на которых стоят живые цветы в урнах, и припаркованы два велосипеда. Над окном и над входом, на посеревшими от времени и дождей маркизах – матерчатом тенте – с милыми розочками на фестонах, большими чёрными буквами было написано название ресторана: «Mari Vanna...по домашнему». Меня позабавило русское имя на английский лад.
Из песни слов не выкинуть. Да и зачем выкидывать? Интересно было разнообразить наши лондонские впечатления русской кухней в домашнем интерьере.
Мы повесили наши курточки на вешалку в прихожей квартиры, превращённой в ресторан, и вошли в светлую просторную комнату, где за столами пировали гости «Мари Ванны». На стенах комнаты тесно друг к другу висели фотографии: чёрно-белые портреты детей и взрослых из канувшей в прошлое советской эры. На полках стояли книги, куклы. В белых шкафах – разноцветная посуда, рюмки, фужеры. С потолка свисали хрустальные люстры. На одну из них был накинут бордового цвета платок, разрисованный цветами. Тюлевые занавеси на окнах по-домашнему надёжно защищали от любопытных взглядов прохожих на улице. Уютно, как дома!
– Что закажем? – поинтересовалась я у мужа.
– Селёдочку с луком и отварной картошкой, – не раздумывая ответил мой супруг. – И рюмку водки, конечно!
– А на горячее?
– Бульон с пирожком.
– Отлично!
Подкрепившись, мы с друзьями вышли на свет божий. И тут наши пути разошлись. Через дорогу, прямо напротив «Мари Ванны», располагался огромный торговый центр с магазинами одежды. Туда и направилась моя подруга. А мы с мужем решили продолжить осмотр достопримечательностей воспетого в повестях и романах города.
До вечера было далеко: грех возвращаться в крошечный номер отеля. А вот до Букингемского дворца – рукой подать. Наш путь лежал на восток. Прямо по улице и направо. Через полчаса мы были у цели. Сейчас даже не верится, что так быстро. Когда мы шли, казалось, что дороге конца не будет. Хорошо ещё, что в руках был миниатюрный Айфон, а не тяжёлый Никон. С ним бы точно выбилась из сил.
Выйдя из ресторана, мы повернули налево, не заметив Гайд парк и Мемориал Принца Альберта (мы и не знали, что они рядом). Если сподобится вновь побывать в Лондоне, обязательно отдадим дань внимания и парку, и Мемориалам принцу Альберту и принцессе Дайане. Теперь я лучше знаю карту Лондона. Там столько ещё осталось повидать!..
Что запомнилось по пути по Найтсбридж (Knightsbridge)? Конечно, громадный «Харвей» (Harvey Nichols), популярный среди любителей моды торговый центр с магазинами дизайнерской одежды, косметики и деликатесов. Нет, в магазин с его широко открытыми дверями мы не зашли: торопились к Букингемскому дворцу. Мне лично хватило его супер-нарядных, футуристических витрин, которые я на ходу, быстро фотографировала. Увезти хоть кусочек фешенебельных коллекций на память! И вот они, передо мной, в файлах архива.
Через несколько шагов от «Харвей» на нас стала надвигаться высоченная круглая башня со стеклянными балкончиками-сотами. Внизу у ворот стоял охранник в чёрном пальто и сложенными в замок руками: он охранял вход в Казино Парк Тауэр. На стеклянных дверях так и было написано большими буквами: PARK TOWER CASINO. А поверх надписи, для пущей достоверности, нарисована белая башня, очень похожая на ладью из шахматной коллекции.
Я закинула голову наверх: надо мной стоял столб с двумя руками-указателями. Одна из двух рук указывала направление к Букингемскому дворцу.
Мы на правильном пути – обрадовалась я. Шагать стало легче и веселей. Лёгкий ланч не отягощал желудок и мы прибавили ходу.
Вуаля! Прошло не так много времени, как между Гайд парком и Зелёным парком мы увидели знаменитую Арку Веллингтона. На её вершине – статуя «Ангел мира, спускающийся на квадриге». В нескольких шагах от неё – конная скульптура герцога Веллингтона. Почему-то, я сфотографировала её сзади, со спины великого полководца и победителя Наполеона при Ватерлоо. Наверно, чтобы на фотографии была видна фамилия премьер-министра Великобритании с 1828 по 1830 год.
Пройдя Зелёный парк, мы вышли через золочёные ворота на площадь Бекингемского дворца. Я взглянула на ручные часы: – чтобы пройти путь от ресторана, нам понадобилось всего тридцать минут! Молодцы! (Ну как себя не похвалить?)
Перед нами Мемориал королевы Виктории в окружении садов. Огромная статуя королевы Виктории с элементами из мрамора и бронзы блестела на ярком солнце чистым золотом, глазам было больно смотреть. Но надо было и смотреть, и запоминать. И фотографировать, конечно!
По правую руку от нас возвышался величественный Букингемский дворец.
В Букингемский дворец мы не попали: королевская семья нас не пригласила. И для всех остальных желающих попасть во дворец, ворота были закрыты.
Сфотографировав друг друга на память на фоне дворца, статуй и решётки Зелёного парка, до смерти уставшие, но довольные, мы отправились – пешком! – назад, в гостиницу.
Сколько интересного мы увидели по пути в гостиницу!
Конная статуя Эдуарда VII и Колонна Герцого Йоркского. Гвардейский мемориал Крымской войны — мемориал в Сент-Джеймсе, увековечивающий победу союзников в Крымской войне 1853—1856 годов.
Посольство Республики Казахстан с развевающимся флагом голубого цвета с изображением Солнца.
И снова Трафальгарская площадь – теперь мы увидели её с другой стороны.
Чтобы дать хоть немного отдохнуть ногам – сели в метро Лестер-сквер. В переходах играли музыканты; кто – на скрипке, кто на ударной установке. А мы через несколько минут уже были в своём номере в гостинице.
Как следует отдохнув и поужинав, мы снова отправились на прогулку.
Мы прошли мимо Ипподрома Казино Лестер Сквер.
Мимо Театра Дворца из красного кирпича с огромной рекламой на фронтоне представления «Гарри Поттер и проклятый младенец.»
Дома на улицах, самой различной архитектуры, каждый красив по-своему, стоят тесно друг к другу, без просвета.
На другой стороне улицы я замечаю женщину, сидящую в арке на ступенях перед деревянными воротами старинного дома, который не потрудились очистить от смога прошлых столетий. Дом резко отличается своим видом от кирпичного дома новых времён слева и старинного дома справа, объявляющего всем и каждому о своём возрасте: «1889», впечатанном навечно на каменной мемориальной доске в виде миниатюрного домика.
Женщина, в приличной одежде, сидит в окружение мусора, сплюснутых картонных коробках, прислонившись к огромной куче «добра», заботливо накрытого грязной белой тканью. Рядом с ней старый фирменный пакет и раскрытый цветной зонт (непременная принадлежность каждого лондонца от частых дождей). На коленях – чёрная сумка. Что это женщина там делает – непонятно. Вряд ли, уселась отдохнуть. Сидит. О чём-то размышляет...
Я старательно удерживала себя от желания делать снимки бездомных, уважая их личное пространство. Но в данном случае нарушила данное себе слово. Журналист (коем я не являюсь) в моей душе восторжествовал.
Поразительно, как много бездомных в Лондоне!
А на площади играют музыканты, люди смеются, танцуют, обнимаются. Праздник!
Часы в форме куба на высокой тумбе отбивают время – 8 вечера! – и под звон колокольчиков ведут хоровод игрушечные крестьяне, идут коровы, овцы... Народу на площади и на улицах не убывает. Туристы (и мы, в том числе) старательно используют каждый час, каждую минуту, чтобы насладиться красотами и развлечениями великого города.
А вот и Чайна Таун с разноцветной огромной аркой-пагодой.
По красной кирпичной стене сползает китайский дракоша.
И снова играют музыканты, а туристы покупают пирожки и тут же на улице кушают.
Молодая женщина в розовом платье, слегка навеселе, а может, и не слегка, пристаёт к музыканту играющему на саксофоне. Смеётся, обнимает его, пытается петь под его музыку. Тут же художники рисуют портреты-карикатуры, продают свои картины. Всё звенит, шумит, переливается разноцветными цветами. Праздник!
Наконец, открываем дверь своего номера. Отдыхать! Завтра снова в путешествие по городу-музею-сказке.
Однако, какой насыщенный был день! Виндзор, ресторан «Марь Иванна», пешком до Букингемского дворца и обратно в гостиницу пешком по Пэл Мэл. Мы молодцы!
Свидетельство о публикации №225021602008
С уважением,
Алла.
Алла Валько 21.02.2025 10:20 Заявить о нарушении
Благодарю за визит и комментарий.
С уважением,
Ада
Ада Цодикова Горфинкель 21.02.2025 21:29 Заявить о нарушении