Дороги, которые нас выбирают
Осень 1979 года выдалась на редкость холодной. Жёлтые листья кружились в воздухе, словно маленькие вертолёты, опускаясь на школьный двор, где два выпускника сидели на старой скамейке после уроков.
Денис завороженно следил за винтокрылой машиной, пролетавшей над их районом. МИ-8 часто появлялся в небе – неподалёку располагался военный аэродром. Дмитрий же не отрывал взгляда от спортивной площадки, где студенты отрабатывали полосу препятствий.
«Представляешь, Дим, я вчера с отцом на аэродром ездил», – оживлённо начал Денис. – «Там такая техника! Мне даже в кабину МИ-6 забраться разрешили».
«Круто», – рассеянно отозвался Дмитрий, продолжая наблюдать за тренировкой. – «А я вот думаю в секцию рукопашного записаться. Видел, как десантники показательные выступления проводили? Вот это сила!»
Они были лучшими друзьями с первого класса, но уже в средних классах их интересы начинали расходиться. Денис мог часами рассказывать про авиацию, знал наизусть все характеристики вертолётов и самолётов. Дмитрий же восхищался военной историей, зачитывался книгами про разведчиков и спецназ.
Их классный руководитель, Константин Петрович, прошедший Великую Отечественную, часто говорил: «Характер человека – как река. Можно пытаться направить её по другому руслу, но она всё равно выберет свой путь». Эти слова оказались пророческими.
«Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков», – гордо объявил Денис на последнем звонке.
«Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище», – с не меньшей гордостью ответил Дмитрий.
Их последний разговор перед расставанием состоялся тёплым июльским вечером во дворе той самой школы, где начиналась их дружба.
«Может, ещё встретимся где-нибудь», – сказал тогда Денис.
«Обязательно встретимся», – уверенно ответил Дмитрий.
Они не знали, что их встреча произойдёт при обстоятельствах, которые не могли себе даже представить. И что пройдёт целых десять лет, прежде чем судьба снова сведёт их вместе – в горах далёкого Афганистана...
Глава 2: Годы становления.
Годы учёбы пролетели как один день. Денис с головой погрузился в освоение авиационной науки в Сызрани. Курсантская жизнь оказалась непростой – бесконечные занятия по аэродинамике, навигации, устройству вертолётов. Но всё это меркло по сравнению с первым самостоятельным полётом.
«Курсант Соколов, взлёт разрешаю», – услышал он в наушниках голос инструктора. Сердце билось как сумасшедшее, когда МИ-2 оторвался от земли. Это было похоже на исполнение детской мечты – он наконец-то летал!
А в это время в Рязани Дмитрий осваивал непростую науку воздушно-десантных войск. Марш-броски по 30 километров, рукопашный бой, тактическая подготовка. Но самым захватывающим были, конечно, прыжки с парашютом.
«Пошёл!» – крик инструктора, шаг в пустоту, свист ветра в ушах, и вот уже купол раскрывается над головой. Земля медленно приближается, а в груди растёт чувство абсолютной свободы.
Каждый из них писал домой восторженные письма, иногда вспоминая школьного друга. Но служба есть служба – времени на встречи не оставалось. Денис осваивал всё более сложные машины, добрался до МИ-6 – настоящего воздушного гиганта. Дмитрий стал командиром отделения, потом взвода, участвовал в учениях.
1988 год встретил их уже опытными офицерами. Денис получил назначение в вертолётный полк, базировавшийся в Кандагаре. Дмитрий командовал разведывательным взводом в составе десантно-штурмовой бригады где-то в горах Афганистана.
Война. Они по-разному пришли к ней. Для Дениса это были транспортные рейсы, доставка грузов, эвакуация раненых. Часто под обстрелом, всегда на пределе возможностей машины и человека. Его МИ-6 прозвали «летающим танком» – казалось, эта махина способна поднять что угодно.
Для Дмитрия война состояла из бесконечных рейдов по горам, засад, столкновений с душманами. Его взвод считался одним из лучших в разведке – умели работать тихо и эффективно.
В тот день, 15 августа 1989 года, группа Дмитрия выполняла задание в районе Герата. Операция пошла не по плану – их обнаружили, завязался бой. Потребовалась срочная эвакуация. На базе подняли борт – МИ-6 под управлением капитана Соколова...
«Сокол-3, взлёт разрешён. Точка эвакуации – квадрат 115-47», – раздалось в наушниках Дениса.
Он не знал, что через час встретит старого друга. И что эта встреча станет началом одной из самых драматических историй в их жизни...
Глава 3: Встреча в горах.
Вертолёт шёл на предельно малой высоте, огибая склоны гор. Денис крепко держал штурвал, внимательно следя за показаниями приборов. В наушниках потрескивали переговоры – группа десантников вела бой, отходя к точке эвакуации.
«Двадцатый, это Сокол-3. До точки пять минут. Площадка свободна?» – запросил Денис.
«Сокол-3, площадку простреливают. Работаем по подавлению», – голос командира десантников показался странно знакомым, но сейчас было не до воспоминаний.
МИ-6 завис над небольшим плато. Борттехник открыл грузовой люк, десантники начали быстро подниматься на борт. Последним поднимался их командир – высокий капитан в прожжённом солнцем камуфляже.
«Борт полный, уходим!» – крикнул техник.
В этот момент по вертолёту ударила очередь. Денис мастерски увёл машину из-под огня, но одна пуля всё же попала в гидросистему. Масло начало вытекать.
«У нас пробит гидробак! Надо садиться!» – доложил бортинженер.
«Принял. Ищу площадку», – Денис лихорадочно осматривал местность. Там, в узком ущелье, виднелась относительно ровная площадка.
Посадка была жёсткой. Винты ещё не остановились, когда десантники организовали круговую оборону. Командир группы подошёл к кабине.
«Сколько времени нужно на ремонт?» – спросил он.
Денис обернулся и замер. Эти глаза... Это же...
«Дима?» – неуверенно произнёс он.
«Денис? Чёрт возьми!» – на лице Дмитрия отразилось удивление.
Но времени на воспоминания не было. Душманы наверняка уже определили место посадки и двигались к ним. Бортинженер оценивал повреждения.
«Капитан, тут работы на час минимум», – доложил он.
«У нас нет часа», – Дмитрий всматривался в горы. – «Они уже идут сюда. Я слышу их радиопереговоры».
Десять лет назад они были просто школьными друзьями. Теперь от их решений зависели жизни всего экипажа и десантной группы. Вертолёт стоял в узком ущелье – как в ловушке. Выше, на склонах, показались первые фигуры противника.
«Дим, помнишь, как мы в школе разыгрывали исторические битвы?» – вдруг спросил Денис.
«Помню. Ты всегда любил неожиданные решения», – Дмитрий понимающе усмехнулся.
«У меня есть идея. Дерзкая и опасная...»
Они склонились над картой. Старая дружба и профессиональный опыт обоих должны были сработать вместе. Иначе из этого ущелья им не выбраться...
Глава 4: Последний полёт.
План был настолько безумным, что мог сработать. Пока бортинженер спешно ремонтировал гидросистему, десантники заняли позиции на склонах ущелья, создавая иллюзию большего отряда.
«Как в той операции при Бородино, помнишь?» – Дмитрий проверял расстановку бойцов. – «Кутузов тоже создал видимость крупных сил на флангах».
«Помню. Только тогда мы спорили из-за военной тактики на бумаге, а теперь...» – Денис осмотрел повреждения вертолёта. Машина была ранена, но не убита.
Душманы начали обстрел позиций. Эхо выстрелов металось между скалами, создавая впечатление масштабного боя. Денис забрался в кабину и начал предполётную подготовку.
«Товарищ капитан, гидросистема работает, но надолго не хватит», – доложил бортинженер.
«Сколько?»
«Минут пятнадцать, не больше».
Дмитрий собрал командиров отделений: «По моему сигналу начинаем отход. Первое отделение создаёт видимость атаки слева, второе – справа. Остальные быстро грузятся в вертолёт».
Начало темнеть. В горах сумерки наступают быстро. Денис включил приборы, рассчитывая траекторию взлёта. Обычно МИ-6 требовалась длинная полоса, но здесь её не было.
«Борттехник, сбросить всё лишнее! Топлива оставить минимум!» – скомандовал он.
Дмитрий поднял руку – сигнал к началу операции. Десантники открыли шквальный огонь по противнику. В ущелье загрохотало эхо выстрелов и взрывов гранат.
«Пошли!» – крикнул Дмитрий, и бойцы начали быстрый отход к вертолёту.
Денис запустил двигатели. Лопасти начали вращаться, поднимая облака пыли. Душманы, поняв манёвр, усилили обстрел. Пули высекали искры из фюзеляжа.
«Все на борту!» – доложил борттехник.
«Держитесь!» – Денис потянул штурвал. МИ-6 начал подниматься вертикально вверх. Машина стонала от перегрузки.
«Давай, родная, давай!» – шептал Денис.
Вертолёт, словно раненая птица, медленно поднимался над ущельем. Гидросистема работала на пределе. Когда они поравнялись с верхним краем скал, Денис резко направил машину вперёд.
«Снижаюсь до предельно малой. Готовьтесь!»
МИ-6 нёсся над самыми верхушками деревьев. Уходя от преследования, Денис вёл машину по извилистому маршруту, который они проложили по карте.
«Пять минут до полного отказа гидросистемы!» – предупредил бортинженер.
«Успеем», – спокойно ответил Денис. – «Дим, помнишь, как мечтали о подвигах?»
«Помню. Только не думал, что они будут такими».
Вертолёт пересёк линию хребта. Впереди была своя территория. Гидросистема окончательно отказала уже при заходе на посадку на полевом аэродроме.
Позже, когда все собрались в штабной палатке, Денис и Дмитрий долго разговаривали, вспоминая школьные годы и обсуждая прошедшие десять лет. Они понимали, что судьба свела их снова не просто так.
«Знаешь», – сказал Дмитрий, – «в школе мы спорили, чья профессия важнее – лётчика или десантника. А сегодня поняли, что на войне нет важных и неважных. Есть только боевое братство».
«И старая дружба», – добавил Денис, – «которая, как оказалось, сильнее времени и расстояний».
Через месяц они оба вернулись домой. Война заканчивалась. Но память о той встрече в горах Афганистана осталась с ними навсегда. Как и понимание того, что настоящая дружба не ржавеет, даже если пути на время расходятся...
Свидетельство о публикации №225021600366