Идеологические фанатики и антисоветская истерия
В органическом причудливом сочетании идеологии и исторической интерпретации на протяжении всего существования Союза советских социалистических республик проявлялась принципиальная двусмысленность. С одной стороны, идеологи использовали историю как мощный инструмент для легитимации своих действий и создания культа личности. С другой – для создания единой и неоспоримой версии истории, где любые критические взгляды и свидетельства, не вписывающиеся в канон, подвергались жесткой цензуре и остракизму. Этот феномен особенно ярко проявился в ряде учебников и других текстов, предлагаемых для изучения в советских учебных заведениях, таких как «Краткий курс истории ВКП(б)», «История КПСС» и «Научный коммунизм».
Эти работы были призваны создать в сознании человека образ коммунизма как абсолютного достижения человечества. Однако при минимальном анализе даже поверхностный взгляд на факты, представленные в этих учебниках, говорит о том, что большинство из них построено на манипуляциях, противоречиях и целенаправленном игнорировании обширных массивов исторической информации. Например, многие идеи и провозглашенные цели Ленина о построении идеального социалистического общества вдруг рассыпались, когда на свет выходили детали его политики, особенно в части применения насилия и репрессий. Он не только вёл насилие против противников, но и продвигал русофобию, что в контексте единства многонационального государства выглядело парадоксально.
Нельзя забывать о НЭПе, который, в духе красной пропаганды, представлялся как триумф стратегии партии. На самом деле же НЭП был вынужденной реакцией на провал первоначального коммунистического эксперимента, который привёл страну к экономическому краху. Со всей очевидностью складывается парадокс: из первого правительства Ленина лишь пятеро умерли своей смертью, а остальные, включая большинство членов Политбюро, оказывались врагами народа, сталкиваясь с чистками и репрессиями, что подчеркивает нестабильность и жестокость сталинского режима, продолжающего притязать на роль гениального вождя.
Не менее печальную картину представляют работы, посвященные Сталину. Несмотря на многочисленные и откровенные факты о массовых репрессиях, голодоморах и подавлении инакомыслия, его образ по-прежнему идеализируется. Сталин стал объектом многих восхвалений, часто на слуху фразы, которые ему никогда не принадлежат. При этом игнорируются действительные факты, о которых свидетельствовала история. Мы видим, как фанатизм вокруг фигуры Сталина может перекрыть любые попытки критического осмысления его роли.
Попытки исследовать и осмыслить причинно-следственные связи, которые привели к катастрофическим последствиям в СССР, часто вызывают гнев и истерику сторонников старых догм. Их реакции напоминают состояние, по которому великий корабль, описываемый как неустопаемый, вдруг тонет всего лишь из-за неадекватного капитана, при этом никто из экипажа не проявляет и следа здравомыслия, чтобы воспрепятствовать этому.
Итак, философский и исторический опыт, который был предоставлен советской идеологии, все чаще входит в противоречие с действительностью и даже с элементарной логикой. Учебники, порой наполненные идеологическими построениями, представляют СССР как образец величия, опуская мрачные страницы его истории и незаслуженно возвышая миф о безупречном строе. Изучая эту историю, критическое мышление становится единственным надежным инструментом в поиске правды, которая утонула под давлением идеологических мифов.
Свидетельство о публикации №225021600456