Павел Камозин и его воздушные победы
С 1934 года стал заниматься в аэроклубе и впервые поднялся в воздух с Бежицкого аэродрома ОСОАВИАХИМа, где затем работал лётчиком-инструктором.
С 12 февраля 1937 года в рядах Красной Армии.
В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. В. П. Чкалова.
В звании младшего лейтенанта служил в 43-м истребительном авиационном полку Киевского военного округа.
Участвовал в походе советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
23 июня 1941 года, при штурмовке переправы на И-16, был ранен в ступню навылет. После излечения, по состоянию здоровья, был переведён в управление 44-й авиадивизии диспетчером штаба.
5 августа 1941 года медицинской комиссией был допущен к лётной работе и затем до 27 декабря 1941 года служил в 275-м бомбардировочном авиационном полку.
С 27 декабря 1941 года служил в 253-м запасном авиационном полку Закавказского военного округа, где переучился на ЛаГГ-3, и в качестве лётчика-инструктора готовил пилотов для маршевых авиаполков.
Вернувшись на фронт, с сентября по ноябрь 1942 года воевал в составе 246-го истребительного авиационного полка, по май 1943 года - 269-го истребительного авиационного полка, с октября 1943 года по декабрь 1944 года - 66-го истребительного авиационного полка, по май 1945 года - 101-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Павел Михайлович Камозин прошёл путь от прикомандированного стажёра, пилота, оперативного дежурного штаба фронта, командира звена, заместителя командира эскадрильи, до командира эскадрильи.
Летая на истребителях И-16, ЛаГГ-3, «Аэрокобра», сражался на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском и 2-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжил воинскую службу.
4 сентября 1946 года по состоянию здоровья вышел в отставку в звании капитана.
С 1946 года работал в гражданской авиации, был заместителем командира 207-го авиаотряда спецприменения и местных воздушных линий Московского управления гражданского воздушного флота (ГВФ) по лётной работе, работал в Брянском объединенном авиаотряде.
Проживал в городе Брянск.
Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен на Центральном кладбище Советского района (Аллея Славы) в Брянске.
За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Павел Михайлович Камозин дважды был удостоен звания Героя Советского Союза (01.05.1943, 01.07.1944), награждён орденом Ленина (01.05.1943), двумя орденами Красного Знамени (23.03.1943, 21.11.1943), орденом Александра Невского (31.01.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (19.12.1942), несколькими медалями.
Такова биография этого незаурядного лётчика. А каковы же его конкретные боевые успехи?
Вот официальные данные, взятые из лётной книжки П. М. Камозина:
Всего произведено 186 боевых вылетов, из них 76 вылетов на ЛаГГ-3 и 110 вылетов на Р-39. Проведено 90 воздушных боев. Сбито самолетов противника лично 35, из них: 17 Ме-109, 1 Ме-110, 1 До-217, 10 Ю-87, 1 ФВ-189, 2 ФВ-190, 1 Ю-88, 1 Хе-111, 1 Ю-52. Сбито самолетов в групповом бою 13, из них: 4 Ме-109, 2 Ю-88, 3 Ю-87, 2 Хе-111, 1 ФВ-190, 1 транспортный самолет.
Правда, в справочнике М. Ю. Быкова «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов» (Москва, Яуза, Эксмо, 2008) приводятся несколько иные данные: боевых вылетов – 188, воздушных боёв – 63, личных побед – 36, групповых побед – 2, кроме того, есть некоторое несоответствие в типах сбитых самолётов.
Впрочем, разбираться с этими и другими несоответствиями я не буду. Для меня гораздо интереснее сравнить перечисленные в справочнике Быкова победы Камозина, с документальными данными противника о потерях самолётов.
Для полноты картины, в некоторых случаях, наряду с победами Павла Камозина я прилагаю также информацию о победах других советских лётчиков.
Итак, список воздушных побед П. М. Камозина выглядит следующим образом:
7 октября 1942 года
Младший лейтенант Павел Камозин, на истребителе ЛаГГ-3, в составе группы из 5 истребителей ЛаГГ-3 и 2 истребителей Як-1 ведя бой против 11 пикировщиков Ю-87, 4 тяжелых истребителей Ме-110 и 12-13 истребителей Ме-109, в период 14:25-14:45 сбил 3 Ме-109 в 10 км восточнее села Шаумян (40 км северо-западнее Туапсе). Кроме него, ещё 2 Ме-109 сбил в этом же бою старший лейтенант А. Н. Тоечкин и 1 Ме-109 – старший сержант С. П. Калмыков.
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 6 Ме-109.
По данным противника, один Bf 109G-2 Werk.Nr. 14191 из 6./JG.52 был повреждён на 40% в результате ошибочной атаки своего тяжелого истребителя Ме-110 и вынужденной посадки на фюзеляж в районе станицы Апшеронская.
16 октября 1942 года
Младший лейтенант Павел Камозин, на истребителе ЛаГГ-3, в 06:55 северо-восточнее Гойтх (высота 977) сбил 1 корректировщик ФВ-189.
По данным противника, потерь самолетов типа Fw 189 не было.
15 февраля 1943 года
Младший лейтенант Павел Камозин, на истребителе ЛаГГ-3, северо-западнее высоты 307,2 (Кубань) вёл бой один против двух истребителей Ме-109 и, в 11:40 сбил один из них.
По данным противника, потерь самолетов типа Bf 109 не было.
19 февраля 1943 года
Младший лейтенант Павел Камозин, на истребителе ЛаГГ-3, ведя бой в составе группы с 9 пикировщиками Ю-87, в 5 км северо-западнее высоты 497 (район г. Новороссийск), сбил 1 Ю-87. Другие лётчики в этом же бою сбили ещё два Ю-87.
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 3 Ю-87.
Данные противника о потерях самолетов типа Ju 87 пока не найдены.
22 февраля 1943 года
Младший лейтенант Павел Камозин, в составе группы из 6 истребителей ЛаГГ-3 и 5 штурмовиков Ил-2, в бою против 4 истребителей Ме-109 и 1 корректировщика ФВ-189, в 12:30 в 8 км севернее станицы Гостагаевская (Гостагаевский) сбил 1 Ме-109 и в 12:45 севернее Мефодиевка (северо-западнее станицы Мефодиевский) сбил ещё 1 Ме-109.
По данным противника, один Bf 109G-2 Werk.Nr. 14833 из 5./JG.52 был повреждён на 40% в результате обстрела и вынужденной посадки в районе г. Керчь.
13 марта 1943 года
Младший лейтенант Павел Камозин, ведя бой в составе 5 истребителей ЛаГГ-3 против 6-13 пикировщиков Ю-87, в 3-4 км на траверсе Мысхако – Южная Озерейка (район г. Новороссийск), сбил 1 Ю-87. Другие лётчики (сержант Е. А. Гридюшко и старший сержант С. И. Панов) в этом же бою сбили ещё два Ю-87.
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 3 Ю-87.
Данные противника о потерях самолетов типа Ju 87 пока не найдены.
20 марта 1943 года
Младший лейтенант Павел Камозин, на истребителе ЛаГГ-3, в 15:40 в 2 км восточнее посёлка Чекон (западнее станица Варениковская) сбил 1 транспортный самолёт Ю-52.
По данным противника, не менее трёх самолетов типа Ju 52 были уничтожены и по крайней мере один Ju 52 повреждён:
1) Ju 52/3m Werk.Nr. 3382 из KGr.z.b.V.102 сбит в воздушном бою и разбился (степень повреждений 100%) в районе станица Варениковская.
2) Ju 52/3m Werk.Nr. 2879 из KGr.z.b.V.102 в результате обстрела столкнулся с землей и разбился (степень повреждений 70%) в районе г. Анапа.
3) Ju 52/3m Werk.Nr. 6860 из KGr.z.b.V.9 из-за плохой погоды разбился (степень повреждений 60%) при аварийной посадке в районе г. Сарабуз.
4) Ju 52/3m Werk.Nr. 7482 из KGr.z.b.V.102 повреждён (степень повреждений 30%) при аварийной посадке в районе г. Симферополь.
22 марта 1943 года
Младший лейтенант Павел Камозин, на истребителе ЛаГГ-3, в 14:45 в 2 км северо-восточнее станицы Крымская сбил 1 корректировщик ФВ-189.
Воздушные победы над ФВ-189 в этот день одержали и другие лётчики:
1 ФВ-189 в районе Анастасиевская сбил старший лейтенант Н. Е. Лавицкий из 45-го ИАП
1 ФВ-189 в районе Калабатка сбил лейтенант Д. И. Коваль из 45-го ИАП
1 ФВ-189 в районе Новопавлово сбил капитан С. Д. Горелов из 111-го ГИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 4 ФВ-189.
Данные противника о потерях самолетов типа Fw 189 пока не найдены.
21 ноября 1943 года
Старший лейтенант Павел Камозин, в составе 6 истребителей «Аэрокобра», в бою против 8 истребителей Ме-109, в 11:50 в районе высоты 175,4 (Западнее Маяк, Крым), сбил 1 Ме-109, который упал юго-западнее г. Керчь.
По данным противника, потерь самолетов типа Bf 109 не было.
25 ноября 1943 года
Старший лейтенант Павел Камозин, в составе 4 истребителей «Аэрокобра», в бою против 15 бомбардировщиков Хе-111 и 2 истребителей Ме-109, в период 11:08-11:45 сбил в районе Багерово 1 Хе-111. Как записано в наградном документе это «подтверждено экипажами». Другие лётчики сбили в этом же бою ещё 1 Хе-111.
Воздушные победы над Хе-111 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Хе-111 в юго-восточном районе Крыма сбил старший лейтенант А. М. Добрынин из 66-го ИАП
1 Хе-111 в районе 2 км западнее Аджимушкай сбил младший лейтенант И. И. Засыпкин из 66-го ИАП
1 Хе-111 в районе Еникале – Баксы сбил майор П. К. Козаченко из 249-го ИАП
1 Хе-111 в районе западнее Аджимушкай сбил капитан Н. Г. Сидоров из 66-го ИАП
1 Хе-111 в районе Еникале – Баксы – Маяк сбил младший лейтенант А. Д. Тютин из 66-го ИАП
1 Хе-111 в районе Багерово сбил младший лейтенант В. В. Шикалов из 57-го ГИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 7 Хе-111.
По данным противника, не менее 1 Не 111 был уничтожен и не менее 4 Не 111 повреждены:
1) He 111 из 3./KG.55 сбит в воздушном бою в квадрате Pl. Qu. 66581, при этом пилот Fw. Wilhelm Hillebrand погиб, остальные – наблюдатель Fw. Anton Langeder, бортрадист Ofw. Karl Deutsch, бортмеханик Ogefr. Dietrich Stiers и бортстрелок Ogefr. Hans Mumzert – ранены
2) Не 111 из 3./KG.55 повреждён в воздушном бою восточнее Керчь, при этом ранен бортмеханик Uffz. Walter Hauptmann
3) Не 111 из 3./KG.55 повреждён зенитным огнём восточнее Керчь, при этом ранен бортмеханик Uffz. Herbert Linden
4) Не 111 из 3./KG.55 повреждён зенитным огнём восточнее Керчь, при этом ранен бортстрелок Uffz. Harald Breza
5) Не 111 из 2./KG.55 повреждён в воздушном бою восточнее Керчь, при этом погиб бортстрелок Uffz. Helmut Reinker
.
4 декабря 1943 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в период 08:17-08:54 сбил 2 истребителя Ме-109 (один из них – северо-восточнее Эльтиген и упавший в море северо-восточнее косы Тузла, второй – возле косы Тузла и упавший в море непосредственно в районе косы Тузла). Как записано в наградном документе это «подтверждают экипажи и радиостанция наведения».
По данным противника, один Bf 109G-6 Werk.Nr. 20170 «Winkel 1» из Stab II./JG.52 сбит в воздушном бою над морем в районе озера Тобечик. Пилот Uffz. Werner Biesmann выпрыгнул с парашютом, но погиб.
5 декабря 1943 года
Старший лейтенант Павел Камозин одержал за день 4 воздушные победы.
Сначала, в период с 09:27 по 10:06, в составе 4 истребителей «Аэрокобра», в бою против 4 истребителей Ме-109, сбил один из них, который упал в море восточнее Яныш-Такыл (район Эльтиген). Падение этого Ме-109 наблюдал младший лейтенант А. В. Владыкин. Другой Ме-109 в том же районе сбил младший лейтенант А. С. Глоба.
Позже, в период с 12:27 по 12:50, в составе 6 истребителей «Аэрокобра», в бою против 9 пикировщиков Ю-87 и 8 истребителей Ме-109, сбил в районе посёлка Эльтиген 2 Ю-87 и в районе Коммуна 1 Ме-109. Падение этого Ме-109 в районе косы Тузла наблюдали моряки. Как записано в наградном документе - «подтверждает станция наведения и наземные войска».
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 3 Ме-109 и 2 Ю-87.
По данным противника, потерь Bf 109 не было.
Данные противника о потерях самолетов типа Ju 87 пока не найдены.
31 декабря 1943 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в паре с младшим лейтенантом А. В. Владыкиным, в бою против 1 транспортного двухмоторного самолета и 6 истребителей Ме-109, в 12:35 сбил транспортный самолёт в 5 км восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, Крым). По некоторой информации, на борту транспортного самолёта погибли 18 немецких генералов.
По данным противника, потерь транспортных самолетов не было. Кроме того, никто из немецких генералов не погиб в этот день.
1 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в 15:30 сбил 1 истребитель Ме-109, который упал юго-западнее г. Керчь. Как записано в наградном документе - «подтверждено экипажами».
Воздушные победы над Ме-109 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Ме-109 в районе косы Тузла сбил младший лейтенант А. В. Владыкин из 66-го ИАП
1 Ме-109 в районе Катерлез сбил в составе пары младший лейтенант Б. Т. Акулов из 6-го ГИАП ЧФ
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 3 Ме-109.
По данным противника, потерь самолетов типа Bf 109 не было.
4 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в 12:40 сбил 1 истребитель Ме-109, который упал юго-западнее г. Керчь. Как записано в наградном документе - «подтверждено радиостанцией наведения».
Воздушную победу над Ме-109 в этот день одержал и другой лётчик:
1 Ме-109 в районе Катерлез сбил младший лейтенант В. И. Воронов из 6-го ГИАП ЧФ
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 2 Ме-109.
По данным противника, потерь самолетов типа Bf 109 не было.
9 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в паре с младшим лейтенантом А. В. Владыкиным, в 14:05 сбил в районе Багерово 1 бомбардировщик Хе-111.
Воздушные победы над Хе-111 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Хе-111 в районе западнее Катерлез сбил младший лейтенант И. И. Засыпкин из 66-го ИАП
1 Хе-111 в районе Катерлез сбил капитан С. С. Панкратов из 66-го ИАП
1 Хе-111 в районе южнее Булганак сбили в паре старший лейтенант В. Е. Крючков и старший лейтенант А. М. Кулагин из 249-го ИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 4 Хе-111.
По данным противника, один He 111H-11 Werk.Nr. 110061 из 3./KG.4 повреждён зенитным огнём в районе г. Керчь, при этом убит бортрадист Gefr. Emil Mallmann и ранен бортрадист Ogefr. Johann Jany.
11 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин в этот день одержал 3 воздушные победы.
Сначала, в составе пары истребителей «Аэрокобра», в бою против 7 пикировщиков Ю-87, в 14:05 он сбил 1 Ю-87, который упал в 5-6 км севернее Булганак. В этом же бою младший лейтенант А. В. Владыкин западнее Булганак сбил 1 Ю-87.
Затем, в составе пары истребителей «Аэрокобра», в бою против 2 истребителей Ме-109, в 15:45 он сбил один из них, упавший в 3 км восточнее Багерово. В этом же полёте, в бою против 4 пикировщиков Ю-87, в 15:52 северо-западнее Булганак он сбил 1 Ю-87.
Воздушные победы над Ме-109 и Ю-87 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Ме-109 в районе северо-западнее Катерлез сбил капитан И. М. Горбунов из 42-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Катерлез сбил старший лейтенант А. М. Добрынин из 66-го ИАП
1 Ме-109 западнее мыса Мама Русская сбил младший лейтенант Н. В. Радченко из 66-го ИАП
1/гр. Ме-109 в районе Керчь сбил в составе группы капитан А. Н. Колбеев из 190-го ШАП
1 Ме-109 в районе западнее Катерлез сбил старший лейтенант П. К. Бабайлов из 790-го ИАП
1 Ме-109 в районе севернее мыса Тархан сбил старший лейтенант П. К. Бабайлов из 790-го ИАП
1 Ме-109 в районе северо-восточнее Кезы сбил старший лейтенант П. К. Бабайлов из 790-го ИАП
1 Ме-109 в районе высоты 88,5 (Крым) сбил капитан В. И. Истрашкин из 979-го ИАП
1 Ме-109 в районе севернее мыса Зюк сбил лейтенант Ф. К. Морданов из 790-го ИАП
1 Ме-109 в районе северо-западнее Катерлез сбил старший лейтенант В. А. Сазонов из 790-го ИАП
1 Ю-87 в районе севернее Малый Бабчик сбил лейтенант Ф. К. Морданов из 790-го ИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 11 Ме-109 и 4 Ю-87.
По данным противника, потерь самолетов типа Bf 109 не было.
По данным противника, один Ju 87D-3 Werk.Nr. 110990 (S7+HS) из 8./SG.3 сбит зенитным огнём, упал и сгорел восточнее Кичук-Тахан (Pl.Qu. 6653), его экипаж выпрыгнул с парашютами, при этом бортрадист Uffz. Lothar Feess получил травмы.
12 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин в этот день одержал 2 воздушные победы.
Сначала, в составе группы истребителей «Аэрокобра», в бою против 13 пикировщиков Ю-87 и 4 истребителей Ме-109, в 08:45 северо-западнее Катерлез он сбил 1 Ю-87. В этом же бою подполковник В. А. Смирнов тоже сбил 1 Ю-87.
Затем, в составе группы истребителей «Аэрокобра», в бою против группы Ю-87, в 13:45 он сбил 1 Ю-87, который упал в районе Малый Бабчик. В этом же бою младший лейтенант А. В. Владыкин сбил 1 Ю-87 в районе Катерлез.
Воздушные победы над Ю-87 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Ю-87 в районе Тархан сбил лейтенант В. Л. Петренко из 25-го ИАП ЧФ
1 Ю-87 в районе северо-западнее Катерлез сбил капитан Н. Н. Печеный из 42-го ГИАП
1 Ю-87 в районе южнее мыса Тархан сбил капитан А. Л. Иванов из 57-го ГИАП
1 Ю-87 в районе Катерлез сбил капитан А. А. Макаров из 57-го ГИАП
1 Ю-87 в районе северо-западнее Катерлез сбил младший лейтенант И. И. Засыпкин из 66-го ИАП
1 Ю-87 в районе западнее Тархан сбил лейтенант Б. А. Шугаев из 66-го ИАП
1 Ю-87 в районе Булганак сбил лейтенант В. В. Собин из 88-го ИАП
1 Ю-87 в районе северо-восточнее высоты 37,2 (Керчь) сбил лейтенант А. П. Богачев из 249-го ИАП
1 Ю-87 в районе высоты 102,5 (Крым) сбил старший лейтенант Г. Г. Гришаев из 249-го ИАП
1 Ю-87 в районе высоты 90,8 (Крым) сбил старший лейтенант Г. Г. Гришаев из 249-го ИАП
1 Ю-87 в районе высоты 90,8 (Крым) сбил лейтенант В. Н. Жаров из 249-го ИАП
1 Ю-87 в районе высоты 131,1 (Крым) сбил старший лейтенант В. А. Михайлов из 249-го ИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 16 Ю-87.
По данным противника, повреждены пять Ju 87:
1) Ju 87D из 8./SG.3 повреждён огнём с земли в районе плацдарма Керчь (Pl.Qu. 6653), при этом пилот Lt. Heinz Telge получил травмы.
2) Ju 87D-5 Werk.Nr. 130877 (S7+JD) из 9./SG.3 повреждён при вынужденной посадке севернее г. Керчь (Pl.Qu. 6653), при этом бортрадист Uffz. Wilhelm Kolle получил травмы.
3) Ju 87D из Grupul 3 Picay поврежден в воздушном бою (степень повреждений не известна).
4) Ju 87D из Grupul 3 Picay поврежден в воздушном бою (степень повреждений не известна).
5) Ju 87D из Grupul 3 Picay поврежден в воздушном бою (степень повреждений не известна).
23 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, в составе группы из 4 истребителей «Аэрокобра», в бою против 5 истребителей Ме-109, сбил 1 Ме-109, который взорвался в воздухе и упал на гору Митридат в районе г. Керчь. Это подтверждают лейтенанты Я. Ф. Кондратьев и Н. И. Соболев.
Воздушные победы над Ме-109 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Ме-109 в районе ст. Джарджава сбил капитан М. И. Гриб из 6-го ГИАП ЧФ
1 Ме-109 в районе ст. Джарджава сбил старший лейтенант А. Ф. Иванов из 6-го ГИАП ЧФ
1 Ме-109 в районе Керчь сбил капитан М. М. Кологривов из 6-го ГИАП ЧФ
1 Ме-109 в районе севернее Юраков Кут сбил капитан Н. Г. Сидоров из 66-го ИАП
1 Ме-109 в районе севернее горы Митридат (Керчь) сбил лейтенант Н. И. Соболев из 66-го ИАП
1 Ме-109 в районе Александровка сбил капитан А. М. Беркутов из 101-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Александровка сбил капитан А. М. Беркутов из 101-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Камыш-Бурун сбил старший лейтенант С. С. Овечкин из 101-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Солдатская Слободка (Керчь) сбил младший лейтенант Б. И. Степанов из 101-го ГИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 10 Ме-109.
По данным противника, повреждены четыре Bf 109:
1. Bf 109G-6 «Schwarze 12» из 5./JG.52 в 08:00 при взлёте с аэродрома Багерово обстрелян штурмовиком Ил-2 и получил попадание в мотор. Пилот Lt. Peter Duttmann не пострадал.
2. Bf 109G-6 «Schwarze <I» из 5./JG.52 в 09:03 в бою с истребителем «Аэрокобра» получил 3 попадания в мотор, произвёл благополучную посадку на аэродром Багерово. Пилот Lt. Peter Duttmann не пострадал.
3. Bf 109G-6 «Schwarze 1» из 5./JG.52 в 14:45 получил попадание 37-мм зенитного снаряда, в результате чего загорелись мотор и маслорадиатор, с остановившимся мотором произвёл благополучную посадку на аэродром Багерово. Пилот Lt. Peter Duttmann не пострадал.
4. Bf 109G из 15.(Kroat)/JG.52 поврежден по техническим причинам.
24 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин в этот день одержал 2 воздушные победы.
Сначала, на истребителе «Аэрокобра», в паре с лейтенантом Н. И. Соболевым, в бою против группы истребителей Ме-109, в 09:30 он сбил 1 Ме-109, который упал в районе Кезы.
Затем, на истребителе «Аэрокобра», в бою против группы истребителей Ме-109, в период 16:30-17:25 в районе Кезы он сбил 1 Ме-109.
Воздушные победы над Ме-109 в этот день одержали и другие лётчики:
2/4 Ме-109 в районе Малый Бабчик в составе четвёрки сбил младший лейтенант Б. Т. Акулов из 6-го ГИАП ЧФ
1 Ме-109 в районе северной окраины Аджимушкай сбил старший лейтенант В. М. Савченко из 57-го ГИАП
1 Ме-109 в районе северо-западнее Булганак сбил капитан С. С. Панкратов из 66-го ИАП
1 Ме-109 в районе западнее Булганак сбил капитан С. Е. Беседин из 790-го ИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 7 Ме-109.
По данным противника, в воздушном бою поврежден один Bf 109G из 15.(Kroat)/JG.52.
26 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, в составе группы из 4 истребителей «Аэрокобра», в бою против 2 штурмовиков ФВ-190, в 14:45 сбил 1 ФВ-190, который загорелся и упал западнее г. Керчь. Подтверждают лейтенанты А. С. Глоба и Н. И. Соболев.
Воздушные победы над ФВ-190 в этот день одержали и другие лётчики:
1 ФВ-190 в районе юго-западной окраины Керчь сбил капитан И. М. Горбунов из 42-го ГИАП
1 ФВ-190 в районе Керчь сбил старший лейтенант П. В. Селезнев из 88-го ИАП
1 ФВ-190 в районе Керчь-2 сбил младший лейтенант С. С. Нестеров из 101-го ГИАП
1 ФВ-190 в районе западнее Катерлез сбил капитан А. Л. Чиркин из 329-й ИАД
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 5 ФВ-190.
По данным противника, в результате воздушного боя и вынужденной посадки в 1, 5 км западнее Катерлез (Pl.Qu. 6656), на 30% поврежден Fw 190F-3 Werk.Nr. 670479 «Gelbe M» из 6./SG.2, при этом пилот Uffz. Otto Blaim получил травмы.
27 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин одержал в этот день 2 воздушные победы.
Сначала, в составе группы из истребителей «Аэрокобра», в бою против группы штурмовиков ФВ-190, в 10:20 он сбил 1 ФВ-190, который упал в 2 км западнее Катерлез. Подтверждают лейтенанты Кондаков и Я. Ф. Кондратьев.
Затем, в составе группы из 4 истребителей «Аэрокобра», в бою против 2 истребителей Ме-109, совместно с лейтенантом А. С. Глоба в 15:40 сбил 1 Ме-109, упавший западнее посёлка Эльтиген. В этом же бою 1 Ме-109 в районе посёлка Эльтиген сбил капитан Ф. А. Капустик. Оба сбитых самолёта подтвердила радиостанция наведения заместителя командующего 4-й воздушной армии генерал-майора С. В. Слюсарева.
Воздушные победы над ФВ-190 и Ме-109 в этот день одержали и другие лётчики:
1 ФВ-190 в районе севернее Катерлез сбил капитан Ф. З. Калугин из 42-го ГИАП
1 Ме-109 сбил старший лейтенант А. Д. Козыревский из 57-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Капканы сбил старший лейтенант С. М. Мартынов из 57-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Колонка сбил капитан В. М. Савченко из 57-го ГИАП
1 Ме-109 в районе юго-западнее Тархан сбил младший лейтенант А. Д. Тютин из 66-го ИАП
1 Ме-109 в районе южнее мыса Тархан сбил старший лейтенант И. Т. Морозов из 101-го ГИАП
1 Ме-109 в районе юго-западнее Булганак сбил старший лейтенант И. Т. Морозов из 101-го ГИАП
1 Ме-109 в районе Капканы сбил младший лейтенант А. И. Парфенов из 101-го ГИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 9 Ме-109 и 2 ФВ-190.
По данным противника, в воздушных боях повреждены 2 Bf 109:
1) Bf 109G-6 Werk.Nr. 20581 «Gelbe 3» из 3./JG.52 в воздушном бою с 6 истребителями «Аэрокобра» в районе Керчь получил 1 пушечное и 26 пулемётных попаданий, пилот Uffz. Anton Resch получил ранение.
2) Bf 109G-6 Werk.Nr. 140185 «Schwarze 7» из 5./JG.52 утром повреждён в воздушном бою в районе Колонка, пилот Uffz. Ludwig Vogel получил ранение.
По данным противника, 1 Fw 190 из II./SG.2 поврежден обстрелом пехоты с земли.
28 января 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в 17:02 сбил 1 истребитель Ме-109, который упал в 1 км северо-западнее г. Керчь. Подтверждено лейтенантами Кондаковым и Я. Ф. Кондратьевым.
Воздушные победы над Ме-109 в этот день одержали и другие лётчики:
1 Ме-109 в районе Камыш-Бурун сбил капитан В. Б. Проворихин из 57-го ГИАП
1 Ме-109 сбил лейтенант Я. Ф. Кондратьев из 66-го ИАП
1/2 Ме-109 в районе севернее Булганак сбил в составе пары младший лейтенант В. А. Никольников из 863-го ИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков, было сбито не менее 4 Ме-109.
По данным противника, потерь самолетов типа Bf 109 не было.
22 марта 1944 года
Старший лейтенант Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в 16:00 сбил 1 пикировщик Ю-87 западнее мыса Тархан.
Воздушные победы над Ю-87 в этот день одержали и другие лётчики:
1/4 Ю-87 в районе Булганак сбил в составе четвёрки старший лейтенант А. Л. Иванов из 57-го ГИАП
1 Ю-87 в районе Тархан сбил лейтенант Г. И. Афанасенко из 88-го ИАП
1/4 Ю-87 в районе Грязевая Пучина сбил в составе четвёрки старший лейтенант В. А. Князев из 88-го ИАП
1 Ю-87 в районе высоты 184,5 (Крым) сбил старший лейтенант Е. А. Пылаев из 88-го ИАП
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков 4-й воздушной армии, было сбито 5 Ю-87.
По данным противника, потерь самолетов типа Ju 87 не было.
20 февраля 1945 года
Капитан Павел Камозин, на истребителе «Аэрокобра», в период 14:10-16:00 сражаясь в одиночку сбил поочерёдно 2 истребителя (штурмовика) ФВ-190. Первый из них горящим упал на южной окраине Прейсиш Старгород, второй горящим упал в 8 км юго-западнее Черск (юго-западнее г. Данциг). Свидетелей этих побед не было.
Всего в этот день, по докладам советских лётчиков 4-й воздушной армии, было сбито 11 ФВ-190.
Данные противника о потерях самолетов типа Fw 190 пока не найдены.
Итак, моё исследование, посвящённое воздушным победам дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина подошло к концу. Что же можно сказать в заключение?
Ну, во-первых, несмотря на мои интенсивные поиски, в документах противника не удалось обнаружить информацию о всех потерях. Во-вторых, за исключением нескольких случаев, когда имеются кое-какие совпадения потерь врага с заявками нашего лётчика, многие победы Камозина вообще не подтверждается. Поэтому, лично я воздержусь от каких-либо выводов и предлагаю это сделать знатокам истории авиации.
Свидетельство о публикации №225021600679