Апории Зенона. Часть 1. История
Зенон Элейский - это древнегреческий философ, живший в V веке до н.э. и принадлежавший к философской школе элеатов, получившей свое название от греческой колонии Элеи в Италии, где эта школа и развивалась. Зенон был учеником Парменида - основателя школы элеатов, и составил свои знаменитые апории для защиты идей своего учителя от критических нападок. Кто же и почему нападал на идеи Парменида?
Философия Античной Греции очень богата и разнообразна. Тот период в развитии философии, когда жили Парменид и Зенон очень условно и с большой натяжкой принято называть "досократической философией" (почему условно и с большой натяжкой, можно прочитать подробнее в этой статье советского и российского философа и филолога А.В. Лебедева). Главной целью философов данного периода был поиск архэ - то есть первоосновы всего Мироздания. И всё многообразие философов со всеми их вариантами ответов на вопрос о том, что есть архэ можно условно объединить в две большие группы:
1) "Ионийцы" - это философы, жившие и творившие в греческих колониях на полуострове Малая Азия (сейчас это Турция). Для них был характерен эмпиризм, натурализм и, как следствие, более материалистические взгляды на мир, и даже эволюционизм. Они стремились познать архэ через наблюдение за природой посредством ее эмпирического изучения. Природу же они считали развивающейся, эволюционирующей системой. И ответы на вопрос о том, что есть архэ тоже брали из природы. Яркими представителями данного направления являлись отец философии Фалес Милетский, считавший, что архэ есть вода, его ученик Анаксимандр, создавший концепцию архэ как апейрона - бесконечного и бескачественного начала мира, Анаксимен, считавший, что архэ - это воздух, и Гераклит, назвавший архэ Логосом, а сущностью Логоса - огонь. Также с небольшими оговорками к этому направлению можно отнести Анаксагора и его ученика Архелая, развивавших концепцию гомеомерий, то есть элементарных единиц всех качеств, которые присутствуют в мире, и Диогена Аполлонийского, который стал одним из последних "досократиков" и попытался как бы подвести общий итог развития досократической философии в целом и ионийской философии в частности.
2) "Италийцы" - это философы, жившие и творившие в греческих колониях в Италии. Для них были характерны рационализм и логицизм, как следствие, более идеалистические взгляды на мир и, в противоположность ионийцам, антиэволюционизм. То есть они считали, что настоящая истина познается только при помощи разума через логику, а чувственное познание обманчиво. Также, для италийцев были характерны взгляды на мир, как фундаментально завершенную систему, которая никуда не развивается и не изменяется, а все наблюдаемые изменения - это иллюзия. Яркими представителями данного направления являлись Пифагор с его концепцией математической Вселенной, в рамках которой архэ есть число, как единство конечного и бесконечного, Ксенофан, который провозгласил, что Бог един и это и есть сама Вселенная, и, наконец сам Парменид и его последователи в лице Зенона и Мелисса. Условно по географическому принципу сюда примыкает Эмпедокл, хотя его идеи о множественном характере архэ и развитии мира через противоречия больше напоминают ионийскую парадигму.
Так вот, учитель Зенона Парменид, заявил, что архэ есть само бытие. Бытие - это не просто всё, что есть, но сама "естьность" всего, вся Вселенная как единый организм. Парменид заявил, что "бытие есть, а небытия нет", а значит:
Бытие едино, а множественность вещей иллюзорна, так как если бы бытие не было единым, оно должно было бы чем-то разделяться внутри себя на части и этот "разделитель" должен был бы отличаться от бытия, то есть быть небытием, но небытия нет.
Бытие неподвижно и неизменно, иначе, если бы оно двигалось или изменялось, то оно должно было бы переходить из одного место в другое, из одного состояния в другое, но это невозможно, так как другое место и состояние, в которые должно было бы переходить бытие, должны были бы быть небытием, но небытия нет.
Бытие вечно, оно ничем и никем не порождено, так как если бы оно когда-то возникло, значит оно должно было бы возникнуть из небытия, но небытия нет. Более того, иллюзорно, таким образом, не только движение в пространстве, но и движение во времени, так как прошлого уже нет, а будущего еще нет, значит они - в небытии, а его нет. Есть только чистое настоящее, которое не имеет длительности (иначе бы время шло из небытия в бытие), а значит и движение во времени - это иллюзия.
Бытие неподвержено гибели, так как гибель бытия означала бы переход бытия в небытие, но небытия нет.
Бытие и мышление (сознание) - одно и то же, так как нельзя мыслить "ничего" (небытие). А значит, что или сознание и "внешнее" бытие - это два разных бытия, или одно и то же. Но двух бытий быть не может, так как они должны были бы разделяться небытием, а следовательно, сознание и бытие тождественны.
Таким образом, Парменид считал, в общем и целом, что мир един и неизменен, любое движение (хоть во времени, хоть в пространстве)- это иллюзия восприятия, истинное архэ - это бытие, познаваемое только разумом, но ненаблюдаемое эмпирически.
Вот против таких весьма контринтуитивных тезисов Парменида и выступили его оппоненты, пытаясь оспорить данное учение. Парменид записал свое учение в стихотворной форме в трактате "О природе", который до нас дошел в обрывках. Судя по всему, спорить с аргументами, описанными в стихах, было не сложно, поэтому ученик Парменида Зенон поднял аргументацию на качественно новый уровень - он сформулировал логические парадоксы, из которых нельзя выбраться иначе, кроме как признав правоту Парменида. Эти парадоксы и вошли в историю как апории Зенона.
Важно отметить абсолютную гениальность Парменида, ведь из одной довольно прозрачной и простой фразы ("бытие есть, а небытия нет"), он выстроил целую систему, логически безупречную. Более того, в этой фразе в неявном виде уже содержатся и все три закона формальной логики, сформулированные через два века Аристотелем (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего). И более того! Сама эта фраза абсолютно математична! Она как бы жестко утверждает: 1 - есть, 0 - нет. Или одно, или другое. Третьего не дано. И никакой лирики и словоблудия.
Так вот ученик Парменида Зенон оказался не менее гениальным, подняв аргументацию на такой уровень, что апории Зенона не дают покоя лучшим умам человечества уже 2500 лет!
Продолжение следует.
Мой научно-философский проект: https://t.me/edstarru
Свидетельство о публикации №225021600790